Главная страница
Навигация по странице:

  • Эссе о трактате Н. Макиавелли «Государь»

  • Библиография

  • Эссе на тему Никколо Маккиавелли Государь. Государь


    Скачать 56.5 Kb.
    НазваниеГосударь
    Дата03.02.2019
    Размер56.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭссе на тему Никколо Маккиавелли Государь.doc
    ТипДокументы
    #66249



    Министерство образования и науки РФ

    _______________________________________________

    Государственное образовательное учреждение

    высшего образования

    Санкт-Петербургский государственный технологический институт

    (технический университет)

    _________________________________________________________

    Кафедра философии

    ТЕМА

    Эссе о трактате Николо Макиавелли «Государь»

    Выполнил студент

    679зсу-9 учебной группы

    Шакуро Эдуард Геннадьевич

    (фамилия, имя, отчество)
    Научный руководитель:

    Гончарко Дмитрий Николаевич

    (фамилия, имя, отчество)

    Кандидат философских наук

    (ученая степень, ученое звание)

    Оценка ___________________

    Санкт-Петербург

    2018

    Эссе о трактате Н. Макиавелли «Государь»



    В рамках теоретических идей в области философии политики и этики существует несколько основных понятий. К таковым можно отнести понятие «польза», под которым понимается положительное благо, выгода, интерес, а также характеристика средств, достаточных для достижения поставленной цели. По отношению к данному понятию в этике существует два подхода – утилитаризм и прагматизм. Для нас сейчас важен второй подход. Согласно нему все, что приводит к достижению результата является морально оправданным, поскольку становится полезным. Любого рода действия, не приносящие результаты, не позволяющие быть действию полезным, является аморальным. Данный подход для нас в данной работе будет наиболее важным.

    В своем знаменитом произведении «Государь» Н. Макиавелли стремится показать, каким должен быть правитель. Основным тезисом итальянского мыслителя эпохи Возрождения становится утверждение, согласно которому правитель должен обладать двумя качествами – хитростью и силой. Макиавелли сравнивает главу государства со львом и лисицей: «из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисице. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»1. Способность ситуативно применять хитрость лисицы и силу льва должна любому правителю быть успешным в деле управления государством.

    Макиавелли исходил из позиции, что угодить всем все равно не получится, поэтому для того, чтобы быть успешным, то есть для того, чтобы действия были полезными только для государя, требуется лавировать между массами, к которым он относил как простой народ, так и знать и войска, присягнувшие на верность своему сюзерену. Здесь и реализуется тот прагматический подход, о котором мы говорили выше.

    Исходя из этого основной принцип правления в любом государстве становится принцип эффективности – все, что полезно для поддержания и реализации политической власти и сохранения своего положения в обществе и на политической арене – все это должно быть пущено в ход и использовано для практических целей. В дальнейшем такое приспособленческое отношение к политике стало именоваться макиавеллизмом, причем приобрело достаточно негативное содержание.

    На многочисленных примерах Макиавелли показывает, что, осуществляя на практике добрые дела по отношению к народу можно достичь в том числе и обратного эффекта. Если массы развращены, то добрые дела, обращенные к себе, они воспримут как слабость, поэтому государь должен то и дело отступать от добрых дел для того, чтобы народ был ему подчинен. Для любого правителя это становится проблемой. Отсюда Макиавелли делает вполне логичный вывод – государь не просто может, он жизненно обязан врать своему народу. Итальянский мыслитель указывает, что «добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными, поэтому государь, как я уже говорил, нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибо если та часть подданных, чье расположение ищет государь, - будь то народ, знать или войско, - развращена, то и государю, чтобы ей угодить, приходится действовать соответственно, и в этом случае добрые дела могут ему повредить»2. Итак, государь жизненно обязан проводить ситуативно определенную политику, зависящую от политической, социальной и прочей конъюнктуры. Он должен определять свои действия исключительно целями. Цель оправдывает средства – вот центральный мотив политических и этических взглядов Н. Макиавелли.

    Стоит отметить, что политик, то есть государь, жизненно обязан поступать именно так по той причине, что власть для главы государства является высшей целью. Все, что позволяет удержать ее является полезным. И если речь идет о лжи по отношению к своему народу – значит необходимо ее пускать в ход для того, чтобы остаться у власти.

    Можно ли совмещать нравственность и человечность? Совмещать макиавелистскую политику и человеческое лицо? Сам итальянский мыслитель говорит, что в принципе это до некоторой степени возможно. В «Государе» он показывает, что в принципе можно и не врать, а просто не договаривать. Это может быть реализовано следующим образом: для того, чтобы добиться расположения тех, кто изначально было противником государя, необходимо покровительствовать им. И чем более им государь будет им покровительствовать, тем рьянее они будут служить своему государю, но лишь с одной целью – доказать, что прежнее о них мнение является превратным. Здесь речь идет о том, что государь не говорит своим недоброжелателям о том, что они ему противны, но ему необходимо остаться у власти. Это читается между строк действий как со стороны правителя, так и со стороны его недоброжелателей. Но ради выгоды обе стороны недоговаривают и получают от этого то, к чему стремятся.

    Исходя из всего, что было описано можно сделать вывод о том, что основной моральный принцип политики состоит в том, что морально оправданным является только то, что приносит результат. Этот принцип – истинно все, что полезно – стал основным положением всей системы макиавеллизма.

    Как следствие – морально оправдывается только то, что приносит выгоду, тот результат, на который рассчитывает человек. Политически же корректным является только то, что позволяет добиться максимальной эффективности. Средства при таком положении дел должны выбираться наиболее эффективные. Именно такое соотношение политики и морали реализует в своих идеях Н. Макиавелли.

    Остается вопрос – насколько такой принцип оправдан. С одной стороны – исторически прагматизм в рамках политической практики выдержал испытание временем, с другой – человек, попавший в политику, крайне серьезно трансформируется и не сможет впоследствии жить по-другому, морально, не прагматично.

    Кроме того, остается огромным вопросом тот факт, что в таком ракурсе человек, будучи политиком, не может себе гарантировать итоговый результат. Он может стремиться удержать власть, но поскольку в интересах других людей, столь же яростно стремящихся к власти, имеются те же самые стремления и методы, обладание властью остается весьма зыбкой и воздушной, что для политика является мягко сказать не лучшим вариантом для реализации политических программ, нацеленных на развитие всего государства в целом.

    Следует отметить, что, равно как и другие идеи политических мыслителей, политические и этические воззрения Н. Макиавелли имеют как свои достоинства, так и недостатки. Попытаемся тезисно определить и то, и другое.

    К достоинствам взглядов Н. Макиавелли можно отнести:

    - практическая направленность. Имеется в виду, что все произведения Макиавелли можно использовать на практике практически без изменений;

    - ясность мысли. Мыслитель очень четко мыслит, дает весьма короткие (и это показательно) рекомендации к действию. Краткость – сестра таланта;

    - конкретность. Имеется в виду, что каждая часть идей Макиавелли определена решением конкретных задач;

    - последовательность. Это важно, что мыслитель не отказывается от своих слов и до конца идет со своими идеалами;

    - афористичность. Легче воспринимать образами, нежели тяжеловесными формулировками;

    - универсальность. Идеи Макиавелли можно использовать не только в политике;

    - ситуативность. Имеется в виду, что мысли Макиавелли позволяют подстроиться под любую ситуацию;

    - вневременность. Макиавелли уловил универсальную суть властных отношений;

    - легкость в использовании. На практике это означает, что любой прочитавший «Государя» вполне способен применить на практике те идеи, которые в этом произведении заложены;

    - короткая форма изложения. Важно понимать, что объем произведения «Государь» - около ста страниц. Это значит, что все методические рекомендации по управлению государством итальянский мыслитель уложил весьма в короткую форму.

    Помимо преимуществ или достоинств, философски-политические и этические взгляды Н. Макиавелли имеют и некоторые недостатки. К таковым можно отнести:

    - аморализм. Большинство мыслителей критиковали, и весьма справедливо, Макиавелли за проповедь негуманного и даже более того - антигуманного отношения к человеку и политике;

    - время от времени форма изложения скатывается в описательность отдельных ситуаций, что затрудняет понимание общего смысла. Примеры – это, конечно, большое подспорье при изучении того или иного вопроса, тем не менее, для понимания сущности вещей это может оказаться и некоторой трудностью, не позволяющей вникнуть в сущность управления государством;

    - антигуманность; и антисоциальная направленность. Об этом мы уже говорили выше;

    - указание на то, что правитель не должен стремиться считаться с кем-либо, кроме своих целей, что в конечном счете приводит к индивидуализму, переходящему в эгоизм;

    - ориентация на низменные чувства и стремления человека;

    - допустимость вмешательства иностранных государств в дела внутренние конкретного государства;

    - оправдание насилия как способа реализации власти.

    Библиография:





    1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 519 с.

    2. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. – СПб., 2005. – С. 29 – 138.




    1 Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. – СПб., 2005. – С. 99.

    2 Там же. – С. 108.



    написать администратору сайта