Художественноэстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста средствами художественного конструирования из бумаги
Скачать 26.48 Kb.
|
«Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста средствами художественного конструирования из бумаги» «Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста средствами художественного конструирования из бумаги» Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. Существует множество определений понятий «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «формирование эстетической культуры личности». Они тесно взаимосвязаны и, как правило, соподчинены друг другу, но, рассмотрев даже несколько из этого множества, уже можно выделить основные положения, говорящие о сущности художественно-эстетичсекого воспитания. Во-первых, это всегда процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В-четвертых, побуждение личности к самостоятельному творчеству и созданию творческого продукта. Эстетическое отношение человека к миру формируется с рождения и развивается на протяжении всей его жизни. Вместе с тем не все периоды жизни равноценны для эстетического развития. Многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.) указывают на важное значение в этом отношении младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это возраст достаточно заметного формирования личности: время активного физического роста, возникновения психических новообразований, интенсивного развития самосознания и пр. Особенности детей этого возраста наиболее благоприятствуют формированию их эстетической культуры. Незаменимым средством в художественно-эстетическом воспитании детей является искусство – литература, музыка, кино, живопись, декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование и развитие личности человека, очень велико: восприятие любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать гармонию и красоту, но и создавать их в своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Искусство, заключая в себе результаты всех главных видов человеческой деятельности (познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентационной), является концентрированным и самым доходчивым видом передачи информации. Так как младший школьный возраст - особенно благоприятное время для эстетического воспитания - важную роль в жизни учащихся этого возраста играет педагог. Потому что жизненный опыт самого ребенка на различных стадиях его развития несколько ограничен, и детям сложно самостоятельно выделять из общей массы эстетические явления. Сталкиваясь с ними, ребенок, так или иначе, художественно и эстетически развивается. Но при этом им не осознается эстетическая сущность и ценность явлений и предметов, а интерес к ним скорее обусловлен развлекательным характером. Если не воздействовать на этот процесс извне у ребенка могут сформироваться неверные представления. Поэтому, искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. И как раз задача педагога - воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса. Грамотный педагог, чувствующий всю ответственность за воспитание своих учащихся, способен заложить прочную основу эстетически развитой личности. Целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие педагогов, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность приведет к тому, что дети начнут постигать и понимать суть эстетических явлений, заложенного в них смысла, начнут осознавать и ценить красоту окружающей их действительности. Но задача педагога не только в том, чтобы организовать, объяснять красоту окружающей среды, учить её созиданию и сохранению, но и в том, чтобы вовлечь детей в активную деятельность по созданию предметов искусства. В определении понятия художественно-эстетического воспитания звучит: что это, помимо прочего, и развитие художественно-творческих способностей человека, побуждение к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет созидательный и деятельный характер, что не ограничивает ребенка только процессом созерцания, а приводит к формированию способности умения создавать нечто прекрасное как в жизни, так и в искусстве. Основная цель, которую преследует художественно-эстетическое воспитание, заключается в том, чтобы сформировать целостную и гармоничную личность, для которой характерно наличие потребностей, интересов, правильного понимания прекрасного как в окружающей действительности, так и в искусстве. Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира важная задача, стоящая перед педагогом. Одним из способов, способствующим решению данной задачи, является художественное конструирование из бумаги, которое позволяет наполнить изготавливаемый предмет содержанием, удобством, гармонией, красотой. Художественное конструирование из бумаги, является одним из практических способов формирования отношения к окружающему миру так, как оно повторяет жизнь, отображает ее разные стороны. Художественное конструирование – это творческая деятельность ребенка по изготовлению каких-либо изделий, имеющая огромный развивающий и образовательный потенциал. Учащиеся познают мир через непосредственную практическую деятельность, учатся творить, планировать и исправлять ошибки, создавать новый творческий продукт. Художественное конструирование из бумаги – это не только моделирование структуры объекта, но и создание целостного художественного образа, рассмотрение эстетичности объекта. Бумага – самый универсальный и доступный материал. Как материал для детского творчества, она ни с чем несравнима. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке, а благодаря огромному виду сортов бумаги, ребёнок имеет неограниченные возможности в реализации своих творческих идей. Любая работа с бумагой (будь то вырезание, складывание, плетение и т. д.) не только увлекательна для детей любого возраста, но и познавательна – это настоящее художественное творчество - она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость создания, поверить в себя, в свои способности. Дети познают все свойства бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомясь как с самыми простыми поделками, так и с изготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Для детей конструирование из бумаги – это творческая работа, в процессе которой они создают полезные и эстетически значимые изделия. Художественное конструирование из бумаги помогает осваивать искусство, так как этот вид творческой деятельности имеет глубокие художественно-исторические корни. Художественное конструирование ценно и тем, что оно интегрирует знания, полученные на других уроках, и оказывает воздействие на развитие творческого самовыражения личности. При создании изделий учитываются эстетические качества материала на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности на других занятиях, например на ИЗО, истории, МХК. Конструирование из бумаги - деятельность интегрирующая, которая включает в себя все виды пространственных искусств (живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн). Художественное конструирование из бумаги включает работу с разными техниками, оно обогащает учащихся практическим опытом, позволяет выявить интересы и способности каждого ребенка, показывает путь, по которому ребенок может достичь реализации художественных способностей. Выполнение детьми заданий в этой творческой деятельности нацелено на развитие их задатков и способностей в сфере формообразования, а также развития воображения, объемного восприятия и образного мышления. Учащиеся начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, возникает потребность в творческом труде. Для того чтобы ввести детей в мир художественного конструирования, необходимо основательно продумывать ход работы. Прежде всего, их нужно увлечь, предлагая интересную и посильную работу уму и рукам в соответствии с возрастом. Чтобы дети во время занятий получили удовольствие от своей работы, педагог должен иметь в поле зрения каждого ребенка, видеть не только, как он работает, но и главным образом, как он относиться к самому процессу конструирования – весело ему или скучно, интересно или безразлично. Нужно вовремя помочь ему, поддержать, если требуется пробудить интерес. Учителю нужно видеть в каждом ребенке индивидуальность, личность, и очень бережно относиться к ней. Атмосфера искусства, царящая на занятиях, в значительной степени является условием нравственно - эстетического воспитания учащихся. Кроме практических занятий, важным средством в художественно-эстетическом воспитании детей средствами художественного конструирования из бумаги является выставочная деятельность. Периодическая организация выставок детских работ, как коллективных, так и индивидуальных – это показатель успешности развития творческих способностей. Выставки пробуждают интерес к созданию оригинальных, неповторимых работ, способствуют формированию ответственности, самостоятельности, формированию художественного и эстетического вкуса. В качестве необходимых условий для успешной и эффективной реализации художественно-эстетического воспитания средствами художественного конструирования из бумаги предполагается: - многообразие видов деятельности учащихся; - возможность альтернативных решений и многовариантность способов решения творческих задач; - усвоение общих способов художественной декоративно-прикладной деятельности; - создание условий для самостоятельной деятельности учащихся; - интегрирование на занятиях изобразительной и декоративной видов художественной деятельности и выявлять ее связи с искусством в процессе ежедневной жизни; - создание на занятиях эмоционально – образной атмосферы познания, способствующей накоплению творческого опыта учащихся. - использование методов и приемов работы с бумагой, способствующих эстетическому и художественному развитию личности школьников. Таким образом, тщательно организованное наполнение занятий по художественному конструированию из бумаги способствует: освоению знаний о структуре, свойствах, способов, приемов работы с бумагой, цветовой палитрой, сочетания комбинаций различных форм, величин, интенсивному развитию психических процессов и зрительно-моторной координации. Из всего вышесказанного следует вывод, что для результативной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста необходимы определенные условия такие как: поощрение творчества и свободного самовыражения детей, бережное отношение к процессу и результату творчества, создание атмосферы творчества. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и условий для их мотивации. Без соблюдения данных условий, очень сложно достичь высоких результатов в художественно-эстетическом воспитании. Художественное конструирование из бумаги эффективно, так как позволяет развивать сразу несколько видов продуктивной деятельности, позволяет комбинировать полученные знания в работе, развивает умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм, что в итоге приводит к художественно-эстетическому воспитанию. Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и раскрывает перед детьми творческие возможности, предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала. Список используемой литературы 1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С. 7. 2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с. 3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Казань, 2006. 499 с. 4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс, кн.1. Казань, 1996. 565 с. 5. Антонова Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей. М: ООО «ИД РИПОЛ классик, 2007. 288 с. 6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 70 с. 7. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 142 с. 8. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 1983. 215 с. 9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д., 1983. 173с. 10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с. 11. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994. 315с. 12. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 96 с. 13. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1995. 143 с. 14. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 192 с. 15. Конышева Н.М. Воспитание эстетического отношения ребенка к «миру вещей» на уроках трудового обучения // Нач. шк. – 1993. – №6. – С. 15. |