Главная страница
Навигация по странице:

  • Мы живем в Центральной Азии.

  • Политико-географическое значение термина “Центральная Азия”.

  • Обратите внимание.

  • Средняя Азия. Туркестан и Степной край. В СССР

  • Физико-географическое значение термина “Центральная Азия”.

  • Природа и климат Центральной Азии.

  • §3. История изучения традиционных цивилизацийЦентральной Азии Сегодня на уроке

  • Понятие традиционной цивилизации. Все ран­

  • Сложность изучения традиционных культур и цивилизаций. Из­

  • Письменные источники по истории ранних традиционных цивили­заций Центральной Азии.

  • Роль номадистикп и этнографии в изучении ранних традиционных культур Центральной Азии.

  • ЦИВИЛИЗАЦИИ: МНОГООБРАЗИЕ И КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ. Лекция Центральная Азия исторические и географические аспекты по. И культурная общность

    Единственный в мире Музей Смайликов

    Самая яркая достопримечательность Крыма

    Скачать 461.69 Kb.
    НазваниеИ культурная общность
    АнкорЦИВИЛИЗАЦИИ: МНОГООБРАЗИЕ И КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ
    Дата05.09.2022
    Размер461.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция Центральная Азия исторические и географические аспекты по.docx
    ТипУрок
    #663092

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Бизнес план Стяжка Елканат.docx, Документ Microsoft Office Word.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: 11 лекция.docx, Обобщ лекция патфиз Microsoft Office Word (1).docx, ТГП лекция 1.docx, 1 лекция.docx, Рынки ИКТ - лекция 6.doc, 7 лекция.rtf, 1 лекция.docx, 2-я лекция Основные компоненты педагогического мастерства..docx., 22 Лекция Девиантология. Психология девиантного поведения.pdf, ЧМВ Лекция 1 русс.pptx


    ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ
    ЦИВИЛИЗАЦИИ: МНОГООБРАЗИЕ
    И КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ


    § 1—2. Центральная Азия: исторические и географические
    аспекты понятия


    Сегодня на уроке:

    • Что такое Центральная Азия7

    • В чем различие между Центральной Азией и Средней Азией7

    • Значение стока рек для определения термина ' Центральная Азия"

    • Две главные особенности климата Центральной Азии.


    Ключевые слова

    • Центральная Азия, Средняя Азия

    • политическая гео­графия

    • физическая гео­графия

    • регион

    • область внутрен­него стока

    • степной ландшафт

    • аридный климат
    Мы живем в Центральной Азии. Но что такое Центральная Азия? Какие страны входят в Цен­тральную Азию? Какой географический и полити­ческий смысл вкладывается в этот топоним? Как давно используется этот термин?

    У термина “Центральная Азия” есть узкое и широкое значения. В узком значении термин яв­ляется политико-географическим.

    Политико-географическое значение термина “Центральная Азия”. В наши дни Центральная Азия как политико-географический регион вклю­чает в себя пять государств: Казахстан. Узбеки­стан. Туркменистан. Кыргызстан и Таджикистан. В этих государствах, а также в России термин

    “Центральная Азия”, заимствованный из англо-американского полити­ко-географического словаря, стал применяться к этому региону лишь после распада СССР в 1991 г.

    Обратите внимание. В современной политической географии Центральная Азия — это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан

    Иногда в современной политике, а также в средствах массовой ин­формации в Центральную Азию могут включаться и некоторые другие страны и территории (см. табл.).

    Средняя Азия. Туркестан и Степной край. В СССР для определения региона, называемого сейчас Центральной Азией, существовал термин

    Соотношение терминов “Центральная Азия*’. “Средняя Азия”,
    “Туркестан", “Внутренняя Азия”

    Термин

    Нем., рус., сов., частично росс, география и ист. наука

    Англо-амер, география и ист. наука

    Современная политическая география

    Современная физ. география и ист. наука

    Централь­ная Азия

    Монголия и Сев.-Западный Китай, вкл.

    Тибетское наго­рье. На востоке простирается до хребта Большой Хинган

    Казахстан, Узбекистан, Туркмени­стан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан

    Казахстан, Узбекистан, Туркмени­стан, Кыргызстан, Таджикистан, реже Афганистан, Пакистан, Западный, Китай (Синь­цзян)

    Казахстан, Узбе­кистан, Туркмени­стан, Кыргызстан, Таджикистан, Монголия, Сев.-Зап. Китай, Сев. Афганистан, Сев.-Вост. Иран, Поволжье, При­уралье. Южная Сибирь

    Средняя Азия

    Область между Каспием на зап. и Китаем на вост., каз. сте­пями на сев. и Афганистаном и Ираном на юге

    Термин отсут­ствует

    Термин не употребляется

    Термин употреб­ляется некоторы­ми географами и историками совет­ской школы

    Туркестан

    Область между Каспием на за­паде и пустыней Гоби на востоке, каз. степями на севере и хреб­том Гиндукуш на юге

    Область между Каспи­ем на западе и пустыней Гоби на востоке, каз. степями на севере и хребтом Гин­дукуш на юге

    Термин упо­требляется ограниченно

    Термин употре­бляется ограни­ченно

    Внутрен­няя Азия

    Термин отсут­ствует

    Монголия и Сев.-Западный Китай, вкл.

    Тибетское на­горье

    Термин отсут­ствует

    Термин употреб­ляется ограни­ченно

    “Казахстан и Средняя Азия”. Казахстан не включался в “Среднюю Азию”, потому что представлял собой отдельный экономический район.

    В Российской империи термин “Средняя Азия” применялся ко всем областям, лежавшим между степными областями Казахстана и Афганистаном, и включал в себя территорию Южного и Юго-Восточ­ного Казахстана. Наряду с термином “Средняя Азия” использовался



    Карта Казахстана иЦентральной Азии

    также термин “Туркестан”, и владения Российской империи в Средней Азии назывались “Туркестанским краем”. В то же время степная часть Казахстана была разделена между Уральской и Тургайской областями (входившими до 1881 г. в Оренбургское генерал-губернаторство) на западе и Степным генерал-губернаторством — “Степным краем” — на востоке, т. е. не включалась в “Туркестан”. Название “Степное гене­рал-губернаторство” говорит о том, что в основе административного разделения лежал физико-географический принцип.

    Физико-географическое значение термина “Центральная Азия”. В широком физико-географическом смысле понятие “Центральная Азия” (или “Центральная Евразия”) включает территорию Казахстана и других центральноазиатских государств, а также Монголию, Севе­ро-Западный Китай, Афганистан, Северо-Восточный Иран, Поволжье, Приуральеи Южную Сибирь. Таким образом, это понятие охватывает гораздо более широкую территорию, чем политико-географический термин.

    В основе физико-географического определения лежит представление о Центральной Азии как об огромной внутренней области Евразии, объ-

    единяющей бассейны рек внутреннего стока, или бессточные бассейны. Реками внутреннего стока называются реки, не впадающие в мировой океан. Среди них Волга, Урал, Эмба, Сырдария, Амударья, Чу, Иле. Эти реки обычно берут начало в горах, протекают по степям и пусты­ням, впадают в озера или заканчивают свой путь в песках.

    Обратите внимание. В физической географии "Центральная Азия ’ —это глубинные, внутренние районы Евразии, относящиеся к бассейнам внутреннего стока (бессточным бассейнам).

    История термина. Термин “Центральная Азия” впервые появился в немецкой географической науке в первой половине XIX в. Его ши­роко использовали корифеи этой науки Карл Риттер и Александр фон Гумбольдт. Риттер называл Центральной Азией “высокие” внутренние районы Евразии, отделяя от нее полуострова и низменности, а Гум­больдт имел в виду территории к югу от Алтая и восточнее Памира (т. е. территорию Центральной Азии к востоку от Казахстана). Другой немецкий географ, Ф. фон Рихтгофен, вывел критерий определения Цен­тральной Азии по бассейнам рек внутреннего стока, однако не включил в регион бассейны Каспийского и Аральского морей, полагая, что эти озера являются частью древнего моря, связанного с мировым океаном.

    Таким образом, территория Центральной Азии (в современном по­литико-географическом смысле) под определение немецких географов XIX в. вообще не подпадала. Термин “Центральная Азия” применял­ся в немецкой, а вслед за ней и в русской и советской науке лишь к Монголии, Северному и Западному Китаю, включая Тибет. А области к юго-западу от Центральной Азии назывались Средней Азией.

    В этом учебнике понятие “Центральная Азия” используется в ши­роком смысле. Это связано с тем, что:

    • современные границы между государствами установлены отно­сительно недавно:

    • центральноазиатские цивилизации выходят за пределы современ­ных границ центральноазиатских государств;

    • история западной части Центральной Азии органично связана с историей ее восточной части;

    • невозможно рассматривать отдельные периоды истории Казахста­на, не обращаясь к истории Центральной Азии в целом.

    Природа и климат Центральной Азии. Природа Центральной Азии от­личается большим разнообразием. Высокие горы сочетаются с глубокими ущельями и впадинами, а их ледники с жаркими и сухими пустынями. Горные системы отделены друг от друга равнинами и играют важную роль в формировании климатических зон являясь естественными водо­разделами между бессточными и сточными бассейнами.


    Заилийский Алатау. Горы Тянь-Шань

    Река Шу протекает по территориям Кыргызстана и Казахстана
    Большая часть рек Центральной Азии берет начало в снежных, покрытых ледни­ками горах. На равнине быстрые горные реки приобретают спокойный характер и либо заканчиваются в больших озерах (Урал, Эмба, Амударья, Сырдария, Иле, Нура), либо уходят в пески, образуют небольшие озера, солончаки, заболочен­ные участки (Тургай, Шу, Сарысу). На просторах Центральной Азии находится несколько тысяч озер — от таких огром­ных, как Каспийское море, до совсем небольших.

    Ландшафтные зоны Центральной Азии представлены лесостепями, степями, полупустынями, а также песчаными и каменистыми пустынями и горными ландшафтами. В Туранской низменно­сти, на равнинах и в межгорных впа­динах Центральной Азии расположены такие крупные песчаные пустыни, как Каракум, Кызылкум, на территории Казахстана — Рын-пески, Приаральские Каракумы, Бетпакдала, Мойынкум и др. Лесостепи и степи покрыты злаками и разнотравьем. Для Казахстана особенно характерна зона степей, протянувшаяся на восток от Прикаспийской низменности до Алтая.

    Обратите внимание. Степной ландшафт Казахстана сыграл определяющую роль в его истории, так как именно в степной зоне сформировалась кочевая цивилизация, составной частью которой стала кочевая культура казахов.

    Климат Центральной Азии — резко континентальный или конти­нентальный, со значительными суточными и годовыми перепадами температуры воздуха. Климатической особенностью является резко выраженная аридность (засушливость). Аридный климат связан с низким количеством атмосферных осадков, уменьшающимся по направлению с севера на юг и со стороны гор в сторону равнин. За­сушливый климат Центральной Азии сыграл определяющую роль в ее истории, потому что именно этот фактор привел к возникновению кочевой цивилизации.



    Великая Степь

    Обратите внимание. Аридносгь, или засушливость, климата — особенность Цен­тральной Азии, сыгравшая определяющую роль в ее истории. Именно этот природный фактор привел к возникновению кочевой культуры.

    Подведем итог: с точки зрения политической географии Центральная Азия — это пять постсоветских государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан). С точки зрения физиче­ской географии, Центральная Азия — это область внутреннего стока (бессточных бассейнов) Евразии. Для Центральной Азии характерен разнообразный рельеф со степными, пустынными и горными ландшаф­тами, а также резко континентальный аридный климат.

    Проверьте свои знания:

    1. Какой критерий лежит в основе физико-географического определения Централь­ной Азии?

    2. Используя таблицу на с. 5, ответьте на вопросы: Какой регион назывался Цен­тральной Азией в советской науке? Какой регион называется Центральной Азией в современной политике и политической географии? Совпадают ли термины “Средняя Азия” и “Туркестан”? Как вы думаете, какая историческая область называется “Восточным Туркестаноім”?

    Работа с картой:

    1. Посмотрите по карте и постарайтесь ответить на вопрос: почему значительная часть Казахстана, Монголии и Афганистана формально (с физико-географической точки зрения) не находится в Центральной Азии?

    2. Используя физическую карту Центральной Азии, найдите упомянутые в этом параграфе низменности и горные системы, реки и озера, пустыни Центральной Азии.

    Вопросы по краеведению:

    1. Какие горы, реки, озера находятся в той области Казахстана, где вы проживаете? К какому бассейну относятся эти реки?

    2. Расскажите о климате своей области. Какую продолжительность имеют зима, лето? Много ли выпадает осадков?

    Задания повышенной сложности:

    1. Подумайте! В эпоху империи Чингисхана западные, центральные и северные об­ласти Казахстана входили в состав Улуса Джучи, а южные и юго-восточные — в состав Улуса Чагатая. В Российской империи деление было аналогичным: за­падные, центральные и восточные районы были административно отделены от южных и юго-восточных. В чем причина такого совпадения?

    2. Подумайте! Почему указанное в предыдущем вопросе разделение неактуально в наше время? Какие принципы положены в основу современных политических границ? Что способствовало формированию единого политико-географического образа Казахстана?

    §3. История изучения традиционных цивилизаций
    Центральной Азии


    Сегодня на уроке:

    • Что такое традиционная цивилизация?

    • В чем сложность изучения традиционных цивилизаций?

    • Какие письменные источники помогают изучать ранние цивилизации Центральной Азии?

    • Роль казахстанской археологии в изучении ранних цивилизаций.


    Ключевые слова

    • традиционная ци­вилизация

    • традиционная культура, традиция

    •сакрализованность традиции

    • материальная культура, духовная культура, письмен­ный источник

    • археология

    • номадистика
    Понятие традиционной цивилизации. Все ран­ние цивилизации — античную, древневосточные, средневековые — называют традиционными. Они господствовали в Древности и Средневековье, т. е. в доиндустриальную1 эпоху. Для них характерны:

    — монотонность, т. е. постоянное повторение культурного опыта (традиции) и воспроизведение образа жизни предков из поколения в поколение;

    — сакрализованность традиции (традиция вос­принимается как священная, которую ни в коем случае нельзя нарушить);

    — тесная связь человека с природой и зависи­мость от природных условий;

    — тесная связь человека со своей социальной

    группой (общиной, этносом, сословием), неразрывность общественной и индивидуальной жизни;

    — религиозное или религиозно-мифологическое сознание.

    ' В формационной теории — докапиталистическую.

    Традиционные цивилизации соответствуют традиционному (аграрно­му, доиндустриалыюму) обществу. Им присуща традиционная культура.

    Кочевая цивилизация, для которой характерны все вышеперечис­ленные признаки, также является традиционной.

    Обратите внимание. Традиционная цивилизация — это цивилизация, основанная на воспроизведении культурного опыта и образа жизни предков. Для нее характерны тесная связь с природой, жесткая связь человека с социальной группой, сакрализован- ность традиции, религиозное сознание.

    Сложность изучения традиционных культур и цивилизаций. Из­учать ранние традиционные культуры нелегко, особенно если культура не имела своей письменности. Современные традиционные культуры изучают, наблюдая за социальными группами в их естественной среде, “изнутри”. Такой метод исследования называют “методом включенного наблюдения”, но у ученых нет машины времени, чтобы изучать методом “включенного наблюдения” повседневную и социальную жизнь перво­бытного общества, жившего три или две тысячи лет назад. Поэтому ранние традиционные культуры изучаются путем сопоставления данных археологии и других вспомогательных исторических дисциплин (ну­мизматики, эпиграфики, антропологии и др.) с данными письменных источников. С помощью археологии можно отслеживать изменения в материальной культуре, в технике и технологиях, которыми пользо­вались люди. С помощью палеоантропологии можно реконструировать внешний облик древнего человека. Однако, когда речь заходит о ду­ховной культуре бесписьменных обществ, можно делать лишь предпо­ложения, строить гипотезы.

    Трудно определить и язык, на котором говорил тот или иной народ Древности, если он не оставил после себя письменных источников. Отсюда и дискуссионность многих проблем древней истории, и преоб­ладание гипотез над окончательными выводами.

    Обратите внимание. Материальная культура — это жилище, утварь, одежда, укра­шения, оружие и т. п. Духовная культура — это знания, идеи, религиозные представления, нравственные ценности, обычаи.

    Письменные источники по истории ранних традиционных цивили­заций Центральной Азии. Древняя история Центральной Азии освеща­ется письменными источниками слабо и неравномерно. Большинство этих источников относятся ко второй половине I тыс. до н. э. — пер­вой половине I тыс. н. э. Среди письменных источников выделяются следующие группы:

    Античные источники.Они хорошо известны науке, но их данные не очень точны, так как древнегреческие и римские авторы часто писали на ос-


    ские клинописные

    Геродот — древне­греческий историк

    Сыма Цянь — по­томственный исто­риограф династии Хань в Китае
    нове устных сообщений и непроверенных источников. В “Истории” Геродота (V в. до н. э.) имеется рассказ о последнем походе Кира Великого в Центральную Азию. Очень важны также этнографические со­общения Геродота о скифах и саках. Сведения о Центральной Азии встречаются в сочинениях древ­негреческих и римских историков, II в. до н. э. — II в., описывавших походы Александра Ма­кедонского, в XI книге “Географии” Страбо­на “Естественной истории” Плиния Старшего, “Географии” Птолемея (конец I — начало.II в.). Римский историк Аммиак Марцеллин (V в.) описал вторжение гуннов в Европу.

    Китайские источники даютзначительный и более точный материал об истории древней Цен­тральной Азии, нежели античные. Эти источники появляются со II в. до н. э., когда ЧжанЦяньпосетил Фергану, Семиречье, Канглы (Кангюй) и Бактрию. Привезенные им сведения о “Западной стране” составили основу текста 123-й главы “Исто­рических записок” (Ши-цзи) СымаЦяня, жившего в конце II — начале I в. до н. э. Несколько веков на рубеже нашей эры были наполнены борьбой ки­тайцев с кочевниками — гуннами (хунну/сюнну). В китайских сочинениях имеется много сведений об образе жизни и политической организации гуннов и их соседей.

    Иранские источники. К ним относятся Авеста (священная книга зороастрийцев), древнеперсид- надписи, эпиграфика. В Авесте имеется “географи­ческая глава”, подробно перечисляющая все области “страны ариев”. Древнейшие тексты Авесты (восходящие к II тыс. до н. э.) используются


    Авеста
    для реконструкции образа жизни и духовной культуры центральноазиатских воинов-ското­водов эпохи бронзы. В Бехистунской надписи царя Дария I (522—486 гг. до н. э.) говорится о восстаниях народов Центральной Азии про­тив персов и об отношениях между степными кочевниками и персидской империей.

    Тюркские источники появляются лишь в раннем Средневековье, когда кочевники- тюрки стали использовать иранскую согдий-

    скую письменность и выработали на ее основе12 свою письменность. Ее называют древнетюркской ру­нической2 или орхоно-енисейской3 письменностью. Она обслуживала тюркский литературный язык того времени, который был единым для всех тюркских диалектов. Знаки этой письменности были приспо­

    соблены ПОД вырезание на камне Тюркская руника

    или дереве. Тюркские рунические

    памятники являются бесценным письменным источником по истории ранних тюркских государств I тыс. н. э. Они включают эпитафии, памятные надписи, религиозные тексты, юридические документы и др. Наиболее крупные надписи составлены в честь видных деятелей Второго Восточного Тюркского и Уйгурского каганатов. В 1893 г. древнетюркская письменность была дешифрована В. Томсеном, а В. В. Радлов сделал первые переводы. В настоящее время известно 255 рунических памятников. Они занесены в базу Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана.

    Обратите внимание. Основные группы письменных источников по истории ранних традиционных цивилизаций Центральной Азии: античные, иранские, древнекитайские, древнетюркские.

    На отдельных предметах, найденных при археологических рас­копках, имеются надписи более раннего времени.

    История археологического изучения Казахстана. Археологиче­ские раскопки на территории Казахстана начались в 1862 г., когда В. В. Радлов произвел раскопки курганов с вечной мерзлотой на Аттае. Н. Н. Пантусов первым описал и сфотографировал древние наскальные изображения (петроглифы), а в 1889 г. провел раскопки трех курганов в Семиречье. В. В. Бартольдом в 1893—1894 гг. были осмотрены па­мятники Чуйской, Таласскойи Илийской долин. Его “Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью” остается образцом историко-архео­логического исследования.

    В начале XX в. в изучение археологических памятников Казахстана включилась Оренбургская архивная комиссия. При комиссии суще­ствовал музей, на базе которого впоследствии был создан Центральный музей Казахстана.


    А.Х. Маргулан

    М.К. Кадырбаев
    В 20—30-х годах XX в. археологические иссле­дования были связаны в основном с эпохой бронзы. Более 500 поселений и могильников были исследо­ваны в одной только Актюбинской области. Изуче­ны курганы с каменными насыпями и курганы с “усами”, произведены раскопки могильника Бесоба. Большой вклад в изучение древних памятников Сарыарки, древнего горного дела и медеплавиль­ного производства внес К. И. Сатпаев. Экспедиция А. Н. Бернштама провела обширную работу по ис­следованию городища средневекового Тараза.

    С учреждением в 1946 г. Академии наук Ка­захстана большинство археологических работ в республике стал проводить Институт истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова. А. X. Маргулан возглавил Центрально-Казахстан­скую археологическую экспедицию (ЦКАЭ). Экс­педиция исследовала в Сарыарке стоянки эпохи неолита и энеолита, поселения и могильники эпохи бронзы, погребальные сооружения сакского и тюрк­ского времени, средневековые городища.

    С 1954 г. начала работу Илийская археологиче­ская экспедиция во главе с К. А. Акишевым. Она обнаружила скопление курганных могильников эпохи саков и усуней, включая “царские курганы”

    Бесшатыра, а также петроглифы в урочище Тамгалы. Очень важным событием стало открытие в 1969 г. захоронения “Золотого человека” в кургане Иссык. Изучение золотых украшений, головного убора, одежды, вооружения, керамики и письменности на одном из сосудов изменили представление об экономике саков, их культуре и мифологии. Открытие имело большой резонанс в мировой науке.

    С 70-х годов М. К. Кадырбаевым проводилось исследование петрогли­фов. В 70—80-х годах продолжались раскопки средневековых городищ (Отрар, Костобе, Туркестан и др.). Были сделаны яркие открытия в степ­ной зоне Казахстана: энеолитическаяботайская и терсекская культуры.

    Определение. Археологическая культура — комплекс материальных памятников, относящихся к одной территории и эпохе и имеющих общие черты.

    После открытия на Южном Урале уникальных памятников про­тогородской культуры Аркаим и Синташта новый импульс получили исследования культур эпохи бронзы. В Центральном Казахстане под­робно исследовались андроповские могильники и поселения. В 1980 г.

    14



    Петроглифы Тамгалы (Танбалы) — одни из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья, с 2004 г. являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

    казахстанским археологом В. Зайбертом было открыто энелитическое поселение Ботай, иследование которой потвердило, что именнно здесь была одомашена лошадь.

    Интенсивно продолжаются археологические исследования в эпоху независимости Казахстана. Новейшие исследования показали, что Ка­захстан был одним из древнейших регионов становления скотоводства. Важным стало открытие К. М. Байпаковымсакских оседлых поселе­ний в предгорный и степной зонеИлийского Алатау. Таким образом, было установлено, что саки вели полуоседлый образ жизни, строили стационарные поселения и знали земледелие. В горной зоне Семиречья раскопаны памятники раннесакской кульсайской археологической культуры. Ведутся раскопки Берельских курганов в казахстанской части Аттая; там были сделаны уникальные находки. Продолжается изучение казахстанских петроглифов. В 2005 г. Тамгалы был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

    Роль номадистикп и этнографии в изучении ранних традиционных культур Центральной Азии. Значительную роль в изучении традици­онных культур Центральной Азии играет номадистика (кочевнико- ведение) — комплексная наука, изучающая кочевой скотоводческий уклад и кочевое общество во всех его аспектах. Это довольно молодая наука, получившая развитие с середины XX в. Первое время номади­стика занималась этнографическим описанием современных кочевых обществ, тогда как прошлое кочевников, кочевые империи Древности

    и Средневековья изучались историками. Позже появились историко­этнографические исследования, посвященные кочевникам далекого прошлого. Номад истина стала самостоятельной комплексной наукой. В настоящее время ею занимаются не только этнографы, но и историки и археологи, изучающие кочевую цивилизацию в целом.

    Среди историко-этнографических работ, посвященных ко­чевой цивилизации казахов, можно назвать работы С. 3. Зими­нова “Общественный строй казахов в первой половине XIX в.”, В. Ф. Шахматова “Казахская пастбищно-кочевая община”, С. Е. Толыбекова “Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.”, Д. Кшибекова “Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок”, Н. Э. Масанова “Кочевая цивилизация казахов”. Этнографические наб­людения за жизнью современных кочевников также дают материал для изучения кочевых обществ прошлого.

    Подведем итог: изучение традиционных культур и цивилизаций прошлого, в том числе кочевой цивилизации, опирается на сведения письменных источников и археологические данные. Они дополняются антропологическим и этнографическим материалом, данными вспомо­гательных исторических дисциплин. Казахстанская археологическая наука добилась огромных успехов в деле изучения древнего мира; на территории Казахстана выявлено и изучено множество археологических памятников. Важную роль в изучении кочевой цивилизации прошлого играют исследования в области номадистики.

    Проверьте свои знания:

    1. Какая цивилизация называется традиционной?

    2. Назовите основные группы письменных источников по истории ранних тради­ционных цивилизаций Центральной Азии.

    3. Какое важное археологическое открытие было сделано в 1969 г. при раскопках кургана Иссык?

    4. Почему этнографические наблюдения за жизнью современных кочевников по­могают изучать жизнь кочевников Древности?

    Работа с картой:

    Рассмотрите карту’ археологических памятников Казахстана. Найдите на карте упомянутые в этом параграфе: а) памятники эпохи бронзы; б) курган Иссык; в) городища Южного Казахстана.

    Вопрос по краеведению:

    Какие археологические памятники расположены в той области Казахстана, где вы проживаете? Ккакой эпохе относятся эти памятники?

    Задания повышенной сложности:

    1. Откройте хрестоматию, сравните описание скифов и саков у Геродота с описа­нием гуннов в китайском источнике и ответьте на вопрос: какой источник дает более точную информацию и почему?

    2. Откройте хрестоматию, прочтите "Гимн Митре*' из Авесты и ответьте на вопрос: почему’ Авеста служит источником материальной и духовной культуры древних скотоводов Центральной Азии?

    11 Возможна также связь с индийским письмом кхароштхи и древними тюрко-монгольскими тамгами.

    - Название появилось из-за сходства знаков древнетюркской письменности с древнесканди­навскими рунами.

    2По местуг обнаружения первых памятников этой письменности.



    написать администратору сайта