Главная страница

Эссе по философии. Идея противления злу силой Ивана Ильина. Идея противления злу силой Ивана Ильина Для того, чтобы полноценно понять сущность идей, изложенных И. А. Ильином в работе О сопротивлении злу силою


Скачать 26.51 Kb.
НазваниеИдея противления злу силой Ивана Ильина Для того, чтобы полноценно понять сущность идей, изложенных И. А. Ильином в работе О сопротивлении злу силою
АнкорЭссе по философии
Дата07.03.2023
Размер26.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИдея противления злу силой Ивана Ильина.docx
ТипДокументы
#973802

Идея противления злу силой Ивана Ильина
Для того, чтобы полноценно понять сущность идей, изложенных И.А. Ильином в работе «О сопротивлении злу силою» имеет смысл реконструировать философскую концепцию русского мыслителя и определить содержание основных понятий и концептов, которые использует русский философ.

Следует для начала отметить, что центральной проблематикой философских воззрений Иван Александрович Ильин предметом своего изучения сделал феномен государства и права. Важно понимать, что в эпоху конца XIX – начала XX доминировали философские идеи позитивизма. Причиной тому можно считать тот факт, что появлялось огромное количество научных открытий и изобретений. Кроме того, сам феномен позитивистской философии, созданной О. Контом, Г. Спенсером и Дж. Ст. Миллем стал на определенное время одним из самых востребованных способов философствования. Тем не менее, как показывает И.Д. Осипов «в период, когда в философии права господствовали позитивистские тенденции, он показал необходимость апелляции к духовности человека в решении философско-правовых вопросов»1. При этом сущность права и правосознания в философских и правовых воззрениях крайне тесно переплетаются у И.А. Ильина с проблемами добра, зла и духовности человека.

Русский мыслитель пишет, что «право есть, прежде всего, право человека быть независимым духом, право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к Богу, искать, находить, исследовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство. Одним словом: право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление»2. Из этого следует, что сущность права как такового состоит скорее не в социальности, как это традиционно трактуется в большинстве философско-правовых концепциях и научных разработках. Сущность права и правосознания состоит в том, что оно есть элемент внутреннего, духовного опыта человека, напрямую и крайне тесно связанный с религиозными основаниями человеческой сущности.

Центральная проблема соотношения права, духовности и нравственности состоит в том, что они часто противопоставляются друг другу – право и мораль, имея общий предмет своего регулирования – поведение человека в обществе, подходят к своему предмету с разных сторон, что в значительной степени формирует трудности для их совместного существования, поскольку возникают время от времени моменты, когда квалификация одного и того же действия предполагает противоположную оценку со стороны права и морали (то есть нравственности). Более того, Ильин видит развитие такого противостояния в том, что государство противостоит личности, частные и общественные интересы зачастую находятся в состоянии антагонизма, внешняя свобода противостоит внутренней3. Отсюда и возникает стремление И.А. Ильина к тому, чтобы в своей философской системе предложить методологические основания для того, чтобы снять противоречия между правом и нравственностью, между государством и человеком и так далее.

Из этого следует, что философское понимание права как социального и юридического понятия4 и феномена неразрывно связано в творчестве И.А. Ильина с нравственно-религиозными основаниями его философии. Так, в религиозном духе русский философ трактует сущность основных этических понятий – понятий добра и зла. Важно понимать, что понятие «зло» русский мыслитель стремится вывести исключительно из сущности природы человека. В духе русской религиозной философии И. Ильин указывает, что понятие зла является следствием сущности человека, а никак не следствием естественных, то есть природных, причин.

При этом любое поведение человека представляет собой результате его внутренней структуры, является своего рода знаком, внешним выражением тех процессов, которые протекают в духовном мире человека. И.Д. Осипов в своем разборе идей И. Ильина указывает, что внутренние мотивы являются причиной поведения человека, причем один и тот же поступок может оказаться мотивированным разными причинами – начиная от искреннего желания помочь и заканчивая эгоистическим стремлением продемонстрировать свою силу. Именно по этой причине Иван Ильин постулирует принципиально важный момент своих правовых и, как следствие, нравственных идей – изучение поведение человека в обществе следует начинать с внутренних интенций как основания, базиса. «Из этого следует, что и борьба со злом должна проходить именно во внутренних духовных усилиях человека»5 - пишет И.Д. Осипов.

Из понимания того, что внутренне является основанием внешнего, И. Ильин делает вывод о том, что зло является следствием злой внутренней сущности. Основная работа И. А. Ильина, посвященная тому, как бороться со злом называется «О противлении злу силою». В этой работе русский философ начинает с утверждения, согласно которому со злом необходимо бороться6. Поскольку внутреннее детерминирует внешнее, или, в понятиях самого русского мыслителя – духовное определяет социальное, последнее, то есть социальное – в целом и правовое – в частности, может становится злым и несправедливым по причине внутренней злобы человеческой сущности.

Социальная несправедливость – результат ущербности человеческой духовности и для того, чтобы исправить социальное проявление человека, необходимо исправить его духовную сущность. Это фактически означает, что для исправления внутренних качеств человека требуется активность, направленная на сущность человека. Из этого вполне И. Ильиным делается совершенно логичный вывод – непротивление злу является потворством злу. Перед человеком всегда ставится выбор – противостоять злу или нет, оставить его в покое. И если человек «видит зло и не противится ему, сам становится его соучастником»7.

Сущность зла Ильин видит в том, что формируется зло как онтологический и социальный феномен. Зло представляет собой противодуховную вражду, слепую силу ненависти. Сам И.А. Ильин аргументирует свою позицию следующим образом: телесность не может оказываться источником добра и зла, поскольку она является всего лишь внешним и при том грубым воплощением внутреннего. Более того, внешнее, то есть телесность, предполагает возможность появления диаметрально противоположных оценок – как в рамках диалектики «прекрасное – отвратительное», так и в рамках диалектики «добро – зло». Из этого следует, что для определения собственного отношения к телесности необходима несколько иная характеристика, более точно описывающая справедливость оценок телесности8. Поскольку И.А. Ильин относится по своим философским интенциям к русской религиозной философии, он в качестве основания, критерия оценивания телесности в частности и всей жизни человека берет духовные основания.

Кроме того, стоит отметить, что в идеях И.А. Ильина речь идет о регуляторах общественных отношений, таких как право и нравственность, что влечет за собой понимание факта, что онтологически человек принадлежит к со-обществу, совокупности и единству множества людей. Важно понимать, что в рамках социальной философии выделяется специфическая проблема так называемой идентичности личности, то есть проблемы тождественности человека чему-то. Одним из вариантов решения вопроса о тождественности личности может быть сведен к утверждению, что существует определенная культурная матрица, то есть духовная сущность того или иного общества, к которому относится человек. В соответствии с этим духовным элементом и выстраивает свои социальные и человеческие действия отдельный индивид, представитель рода человеческого9. Исходя из этого тезиса, мы можем утверждать, что действия человека в значительной степени связаны с действиями сообщества, в духовном единении с которым находится человек. Именно по этой причине человек, будучи принадлежащим к духовному сообществу, имеет в качестве своей природы точно такую же духовную сущность.

Именно по этой причине находясь в состоянии реализации зла на практике, человек отнюдь не теряет изначально существующей своей духовной сущности10. Он остается дуальным, то есть содержащим в себе как добрую часть своей духовной сущность, так и злой характеристики себя. При этом зло представляет собой затуманивание доброй сущности. В этом отношении И. Ильин остается мыслителем, принимавшим в качестве основания положении о том, что социальность определяет индивидуальные характеристики человека.

Отсюда И. Ильин делает весьма закономерный вывод о том, что взаимодействие, в том числе и социальная интеракция с таким двойственным человеком также должно быть двойственным. С одной стороны, существует взаимодействие людей на основании доброй части души. Это позволяет общаться и взаимодействовать с человеком на основании принципов добродетели, любви и красоты. Принципиально важно для нашего понимания сущности концепции И. Ильина отличать вместе с религиозным русским мыслителем, что добро представляет собой силу, стремящуюся к организации всего социального бытия. Добро понимается Ильиным в качестве одухотворенной любви, то есть имеет ярко и четко выраженную религиозную природу – добро «состоит в зрячей и целостной преданности Божественному»11. Добро представляет собой любящую силу духа, то есть способность и возможность быть рядом с другим человеком и жить ран него самого, уважая и ценя ближнего своего как цель, а не как средство.

С другой стороны, «личность [злого] человека состоит из мертвеющего духа и напряженно живущей противодуховности, из угасающей любви, холодно-безразличного цинизма и жгучей злобы»12. Это фактически означает, что взаимодействие с таким человеком возможно исключительно на основании противодействия, понуждения и пресечения такого злого начала13. Это позволяет человечеству отделить в сущности человека злое начало от доброго, что способствует возвращению человека в лоно добродетели и человеческого отношения к человеку.

Зло же понимается И. Ильиным в качестве противорелигиозного начала, поскольку по своему естеству это этическое понятие трактуется русским философом в качестве слепой, разлагающейся отвращенности от Божественного. В этом отношении важно уточнение самого мыслителя о том, что само зло не есть просто вражда или духовная слепота. Зло является злом, равно как и добро является добром исключительно в действии. Это означает, что добро и зло являются критериями оценивания действий человека, который ставит перед собой определенные цели. В том случае, если человек стремится к добру или ко злу как к цели самой по себе, это не является добром (или злом) как таковым. Добро и зло являются таковыми благодаря определенным оценкам со стороны более высокой субстанции14, а именно – божественной реальности, которая выступает гарантом определенности добра и критерием его отличия от зла как такового, воплощенного в конкретном акте деятельности.

Из сказанного выше следует тот факт, что непротивление злу насилием понимается Ильиным как потворству злу15. Причиной тому также можно считать аргумент, предложенный И.Д. Осиповым, согласно которому «кто видит зло и не противится ему, сам становится его соучастником. И, если такое происходит постоянно, он рано или поздно даже начинает находить в нем положительные стороны, постепенно человек вообще перестает отличать зло от добра, и оно поглощает его целиком»16. По сути это означает, что любое зло представляет собой некоторое действие, активность самого человека. Здесь крайне эффективно работает критерий, введенный самим же русским мыслителем о том, что оценивать вещь или человека с точки зрения добра или зла возможно исключительно через призму активности этого человека. Причем такое оценивание осуществляется на основании заранее заданного критерия – соответствия религиозным основаниям нравственности – все принципы добра лежат в области Божественного, отступление от этого принципа означает отход от доброго и переход ко злу.

При этом Ильин водит еще один достаточно важный критерий оценки, который, по сути, отличает как саму возможность человеческого действия (осознанность и целеполагание), так и возможность оценивания добра как такового. Этот критерий – включенность человека в процессуальную, деятельностную характеристику добра. Любое самоустранение из этого действия, отсутствие включенности в событие (мы можем даже сказать – в со-бытие как совместное бытие людей) означает для русского мыслителя переход человека на сторону зла. Важно понимать, что социальность – это, прежде всего, совместное бытие, взаимное дополнение множества социальных субъектов, которые находятся в зависимости друг от друга, что формирует необходимость совместного существования. И если один социальный субъект «выключается» из совместного существования, он тем самым позволяет другому человеку творить все, что тому заблагорассудится.

Важно отметить также, что злое начало в человеке никогда не отдаст свои позиции самостоятельно. Как показывает И.А. Ильин «только психологическая наивность может допустить, что злая похоть изъявит свое согласие на то, чтобы внешнее вмешательство лишило ее ее наслаждений»17. Отсюда возникает вполне разумный вывод – допустить существование зла мы можем, но ни в коем случае не можем себе нравственно позволить не противостоять злу силой.

Здесь И. Ильин стремится различить насилие от заставления18. Под насилием русский мыслитель понимает стремление одного человека реализовать произвольное и необоснованное действие, совершение которого определяется эгоистическими целями и побуждениями. Заставление же категорируется русским мыслителем как процесс деятельности, направленный на другого человека (или себя), цель которого – направить человека на путь истинный. Из сказанного следует, что насилие отличается от заставления направленностью действия – эгоизмом или социальной направленностью общего дела.

Принцип зла в данном ракурсе видится в том, что возникает в первом случае эгоистическая направленность, а во втором – направленность на искоренение зла, значит реализуется активная позиция и деятельность против зла19. Кроме того, заставляемый человек имеет возможность осознать факт зла в себе и становится способным к искоренению его. При этом крайне важно, как утверждает И. Ильин, реализовывать все возможности достижения состояния добра, крайний из которых является физическое заставление.

Логично было бы предположить, что в обществе интересы различных людей и даже целых социальных структур зачастую не совпадают и порой даже противоречат друг другу. Решение проблемы согласования интересов множества социальных субъектов решается Ильиным весьма простым способом: если физическое заставление имеет определенный вес и может быть использовано в качестве средства для достижения осознания человеком собственной злой природы, значит государство и его положительное, естественное право может быть основанием для такого физического заставления. Значит государство и положительное естественное право, идущее исключительно из естественной, природной сущности человека, общества, государства и естественного сосуществования множества людей имеет единственную функцию – достижение состояния добра.

Отсюда берет свое начало идея И. Ильина о свободе человека как права человека жить собственной духовной жизнью, быть независимым ни от кого. Функция государства и естественного права таким образом существенно уточняется. Она состоит не только и не столько в принуждении, то есть в отрицательном насилии. Ее сущность заключается в том, чтобы быть гарантом свободы, выполнять охранительную функцию. И тут И. Ильин реализует ту же идею доминирования духовной сущности над внешним проявлением государства, что работает и в отношении к человеку: внутренняя, духовная, воспитательная и охранительная функция государства нужна исключительно для того, чтобы зло не проявлялось в отношениях между людьми.

В дальнейших своих рассуждениях И. Ильин реализует идею о двойственной природе свободы. С одной стороны, свобода понимается в отрицательном, негативном смысле. Здесь сущность этого понятия состоит в том, что она есть требование невмешательства в духовную жизнь человека20. Позитивная сущность свободы состоит в способности духа самостоятельно распознать правильный закон. Под понятием правильного закона понимается закон, основанный на религиозных, божественных началах.

В результате возникает общество, в котором формируется каждый человек остается индивидуальным живым существом, сохраняет свою личность и сущность как самостоятельного существа. Но вместе с тем, сущность каждого человека лежит на одних и тех же основаниях религиозного начала.

Подведем некоторые итоги, которые являются важными для понимания сущности концепции И.А. Ильина. Зло понимается русским мыслителем в качестве противорелигиозного начала, слепой, разлагающейся отвращенности от Божественного. Добро же, напротив, это – стремление к Божественному. Противление злу силою – это действие, позволяющее осознать человеку факт наличия в нем зла и стремления избавления от него. Положительным средством для избавления от зла И. Ильин считает заставление, которое имеет две формы – духовное в различных формах и правовое, государственное, позволяющее сформировать определенную систему государственного насилия, дающего шансы реализовать отношения между людьми, основанными на принципах добра и свободы. Принцип добра реализуется на основаниях религиозной веры, принцип же свободы вмещает в себя невмешательство в духовность другого лица в единстве со способностью распознавать правильный (основанный на религиозных началах) закон.


1 Осипов И.Д. Философия права И.А. Ильина // Вече. Альманах русской философии и культуры. 2004. Выпуск 16. С. 60.

2 Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. в 2 Т. Т. 1. – М., 1993. С. 144.

3 Осипов И.Д. Философия права И.А. Ильина // Вече. Альманах русской философии и культуры. 2004. Выпуск 16. С. 60.

4 Рюмин С.Г. Значение единства морали и права для правового государства и гражданского общества в философии И.А. Ильина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. №36. С. 49 – 60.

5 Осипов И.Д. Указ. соч. С. 61.

6 Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Философско-антропологические смыслы полемики Л.Н. Толстого и И.А. Ильина // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 17 (238). Выпуск 37. С. 175 – 179.

7 Там же. С. – 61.

8 Ильин И.А. О противлении злу силою // https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n8 (дата обращения – 12.01.2020)

9 Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. 1024 c.

10 Лысов С.И. Личность и государство в религиозной философии И.А. Ильина // Теория и практика общественного развития. 2015. №22. С. 185 – 187.

11 Ильин И.А. О противлении злу силою // https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n8 (дата обращения – 12.01.2020)

12 Там же.

13 Гребенкин Ф.Б., Савюк Л.К. И.А. Ильин о насилии и различных формах принудительного воздействия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. №2. С. 30 – 47.

14 Ильин И.А. О противлении злу силою // https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n8 (дата обращения – 12.01.2020)

15 Мартыненко К.Б. И.А. Ильин о противлении злу силою // Общество и право. 2009. №3 (25). С. 28 – 30.

16 Осипов И.Д. Указ. соч. С. – 61.

17 Ильин И.А. О противлении злу силою // https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n8 (дата обращения – 12.01.2020)

18 Кошелев Ю.А. проблема сопротивления злу силой в нравственной философии И.А. Ильина // Преподаватель XXI век. 2011. №3. С.217 – 221.

19 Осипов И.Д. Указ. соч. С. 62.

20 Осипов И.Д. Указ. соч. С. 63.



написать администратору сайта