Главная страница

игры на развитие речи. Игры на развитие речемыслительной деятельности разные слова

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 67.34 Kb.
НазваниеИгры на развитие речемыслительной деятельности разные слова
Дата24.11.2022
Размер67.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаигры на развитие речи.docx
ТипДокументы
#809247

С этим файлом связано 190 файл(ов). Среди них: Работа_с_текстом_по_биологии.docx, Практическая работа к разделу 2.2.docx, +++Конспект урок-исследование.docx, Проектирование пед деятельности.pptx, 1866_в ОО_Онлайн-Олимпиада_ПДД (1).docx, 8.pptx, реферат 3-1.docx, Самостоятельная работа 2 кл матем.docx, План Новый год.docx, конкурс жд.docx, Конспект урока на тему_ Германия на пути к европейскому лидерств, Поздравление с юбилеем.docx, мат грамотн.docx, Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для челове, Окр.мир.doc, Презентация по обществознанию для 8 класса на тему «Долг и совес, Классный час, посвящённый Всемирному дню качества.pptx, Практическая работа.docx, сценарий 1 сентября.doc, Занятие по внеурочной деятельности _Сбор информации_.docx, 8 класс информатика.docx, Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для челове, Земная кора - верхняя часть литосферы.doc, Функциональная грамотность.pptx, Агитбригада 2018 год.docx, Влияние СМИ на нравственность .docx, Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деяте, _Задания для подготовки к огэ квадратные уравнения уравнения_.do, План-по-профориентации.docx, Программа элективного курса Подготовка к егэ по физике.doc, анализ ВПР 2022 7 класс общество.docx, ЛинусТорвальдс.doc, ПОЛОЖЕНИЕ (1).doc, Здравствуй лагерь.docx, 1 Lets go!.pptx, Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре, Панно из гофрированного картона к 9 мая.pptx, Музыка.docx, Практическая работа 5.doc, Валентина Осеева Андрейка.docx, plan_po_fg.docx, Практическая работа 4.docx, Практическая работа № 2.docx, 1 ФГОС о системе внеурочной деят.docx, 14 век в истории Европы.pptx, Практическая работа № 2.docx, Практическая работа.doc, Прак раб №4.docx, 000f59ce-ba48e2bf.docx и ещё 180 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Нормальное и отклоняющееся развитие.docx, Английский язык в профессиональной деятельности.ои (1.2) 53 вопр, Подвижные игры.doc, Ерёмина Н. В. Традиционные народные игры.doc, Самостоятельная работа к теме 3.1.3. Особенности реализации обра, Тема 1.3. Развитие школьных команд технологии межпредметного сот, Дидактические игры на уроках ИЗО.docx, 5 кл Программа по внеурочной деятельности.docx, статья этапы организации проектной деятельности.docx, КАЗАХСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.docx

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗНЫЕ СЛОВА

Эта игра   позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

 

Вариант 1. «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл  слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Вариант 3. «Узнавание»

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

 

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

    Кошка бывает какая?

    Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Что еще бывает разноцветным?

    Радуга, платье, телевизор...

    Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым...

    Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд... и т. д.

 

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

          а) Для игры необходим набор предметных карточек.  Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

          б)  Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

        в) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

         г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, местожительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

 

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

ДОБАВЛЕНИЕ

Это игровое упражнение имеет несколько вариантов разной степени сложности. Дети младшего возраста привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а старшие — самостоятельно осуществляют лексический отбор.


Вариант 1. «Пропущенные слова». Вы произносите предложение, а ребенок  вставляет пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ...»; «Кошка поймала в саду ...»; «Шерсть у кошки ..., коготки ...»; «Дождик прошел, и из-за туч показалось ...»; «Дворник взял метлу, он будет ...»; «Пришел почтальон, он принес ...». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

 

Вариант 2. «Распространение предложений». Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут ... (куда? зачем?)», «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?) и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

Вариант 3. «Добавление придаточных предложений». Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям. Например, взрослый говорит: «Сегодня надо затопить печь, потому что ...»; «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что ...»; «Мама сказала дочке, что ...»; «Мы завтра пойдем в лес, если ...».

 

Вариант 4. «Синонимические ряды». Перед тем как начать игру, вместе с детьми выясните значение, сходство и отличие по содержанию слов, которые предполагается использовать. Например, что обозначают, чем похожи и отличаются следующие слова: «бор — лес — роща»; «дом — терем — дворец»; «большой — огромный — громадный» и т. п. После этого вместе придумайте и назовите слова, обозначающие разные названия леса, жилищ, величины, и объясните их содержание. Так в словарный запас ребят войдут слова, имеющие тонкие оттенки значений.

В следующий раз попытайтесь охарактеризовать более сложные слова, например «шорох — лепет — шелест — шум», и предложите детям подумать, каким словом лучше передать тревогу человека, вслушивающегося в тишину ночного леса. (Скорее всего, ребята выберут слово «шорох».) Какое слово, «лепет» или «шелест», точнее передает разговор листьев утром, в первых лучах ласкового солнца? А для тихого, печального вечера подойдет «шорох» или «шелест»? Перед близкой грозой, под бурным ветром листья «шумят» или «шелестят»? Тут важное значение имеет не только различие в смысловых оттенках слов, но и в их звучании. Например, слово «шорох» таит в себе возможность передавать состояние тревоги (столкновение шипящего «ш» и глухого «х» с резким «р»), а слово «лепет» — что-то нежное, мягкое, ласковое, заключенное в звучании мягких «л» и «п» перед гласным «е».

Подобным образом можно помочь детям осознать и то, как выражают отношение различные суффиксы и приставки (не называя детям этих терминов). Например, словесный ряд: борода — бородушка — бородка — бородища. Как назвать бороду Деда Мороза, который приносит новогодние подарки? А бороду нечесаного и страшноватого Лешего? А как лучше сказать про нарядного петуха? А про доктора Айболита? В дальнейшем, когда подобные задания не будут вызывать у детей затруднений, можно варьировать содержание заданий.

 

Вариант 5. «Иносказание». Игроки загадывают слово, к которому можно подобрать несколько синонимов. Каждый игрок предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется его синоним. По этим предложениям нужно догадаться, какое слово загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты предложений, придуманных детьми, могут быть такими: «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок» и т. п. Если водящий затрудняется назвать исходное слово, оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо слово меняется и загадывается другое.

ФИЛЬМ

Это упражнение позволяет им осмыслить и закрепить в опыте последовательность действий.

 

Содержание занятия состоит в следующем: называется какая-либо ситуация, а ребенок пытается вычленить последовательность действий, из которых она состоит. Например, ситуация «мальчик удит рыбу» — приготовил удилище, леску, крючок, поплавок; накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок; забросил удочку; смотрел на поплавок и т. д. С малышами эта игра может проводиться с использованием картинок, отражающих процессуальную последовательность действий, количество которых постепенно увеличивается.

 

Дети старшего возраста могут не только называть последовательность действий, но и передавать их с помощью движений и мимики.



Ситуации, процессы могут быть самыми разнообразными: жарим яичницу, варим борщ, гуляем с собакой, садим лук, смотрим телевизор.

 

Сложность предлагаемых детям для расчленения на чередующиеся этапы процессов и ситуаций зависит от возраста.

У малышей количество последовательных действий не должно превышать 2—3, у старших — не более 8—10.

ЧТО ОТ ЧЕГО

В этой игре ребенок отыскивает и называет предмет, сначала на основе нескольких, предъявляемых им частей, а затем по одной из них. Например, циферблат, стрелки, маятник — часы; ствол, ветви, сучья, листья — дерево. Постепенно переходят к словесному варианту игры: по названию одной из частей дети отыскивают предметы, находящиеся в непосредственном окружении, а в дальнейшем и вне его, то есть опираясь на предшествующий опыт. В итоге ребятишки приходят к выводу о том, что один элемент может быть частью различных объектов. Например, листок — у книги, дерева, тетрадки; ручка — у бокала, кувшина, двери, человека и пр.

С возрастом усложняются правила игры: детям можно предлагать пары слов (например, дом — крыша; лес — магазин; воспитатель — мама; ложка — вилка; хлеб — крошка; шуба — шапка; лиса — нора; роза — шипы; дерево — земля и т. п.), а они устанавливают между ними связь — является ли один из названных объектов частью другого, или нет? Дети могут просто отвечать «да» и «нет» или полностью аргументировать свой ответ. Интересно проходит эта игра, если детей несколько, они  делятся на пары и придумывают название какого-либо предмета. Если в образовавшейся паре один из объектов будет «независимым», то есть не являющимся частью предмета, придуманного партнером, то дети имеют возможность разбить свою пару и образовать новую, присоединившись к тому ребенку, название предмета которого будет для него зависимым, значимым. Когда взаимосвязь найдена, дети могут взяться за руки — это и будет сигналом к завершению задания.

В дальнейшем можно использовать и такой вариант: называется какой-либо предмет, а дети, аргументируя свой ответ, предлагают возможные для него взаимосвязи. Например, куда (во что) может входить (частью чего может быть) ботинок — в лужу (когда в нее ступишь), в шкаф (когда он стоит там и ждет, что его наденут), в ногу (когда его обувают), в магазин (там его продают); карандаш, конверт, шуруп, клетка, мыло, врач, лестница и т. п.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Дети учатся группировать предметы по признакам, у них формируются обобщенные понятия, развития, логическое мышление.

 

Обучение детей различным видам классификации  начинается с выбора по образцу, который производится на основе выделения  ребенком свойств предметов — цвета, формы или величины.

 

В предметной классификации (посуда — одежда, транспорт — животные, одежда — обувь, мебель — посуда и т. д.) внешний вид предмета не поможет малышу отнести его к той или иной группе. Ребенок уже должен мысленно, выделить другое основание для объединения предметов в группу, а именно их назначение,  которое они выполняют в жизни человека. Результаты группировки обязательно закрепляются обобщающим словом: животные, транспорт, мебель, посуда, одежда, птицы, цвет, форма, величина, материал и т. п.

 

 Если малышам для классификации предлагают 1—2 признака и небольшие наборы (до 10) картинок, то дети более старшего возраста способны работать с большим количеством исходного набора карточек (до 50) и на основе самых разнообразных отличительных признаков, которые, кстати, ребенок может и самостоятельно предлагать. Всякий раз, когда группировка выполнена, необходимо сделать вывод о том, по какому признаку объединялись предметы, то есть выделять основание классификации.

 

Задания на классификацию очень важны. Они воспитывают речевую активность, самостоятельность мышления, его гибкость, подвижность — качества, необходимые в любой деятельности. Используя различные виды классификации, мы показываем детям всю многогранность, неоднозначность каждого предмета, его связей и отношений с другими. Один и тот же предмет может оказаться в самых разнообразных группах, в зависимости от того, какой признак является определяющим.

Это очень важно, так как дети очень склонны к стереотипным, неизменным представлениям об окружающем. Малыши твердо уверены, что наверху — это на небе, а внизу — на земле, что папа всегда большой, а мальчик — маленький, что небо — голубое, а снег — белый. Необходимо показать им непостоянство свойств, изменчивость отношений. Это не только развивает мышление и речь, но и закладывает элементарные основы диалектического подхода к явлениям окружающего мира.

 

НА ЧТО ПОХОЖЕ

Игра развивает воображение и логическое мышление.

На начальном этапе ознакомления детей с содержанием этой игры необходим наглядный игровой материал: разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т. п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте. Правила игры достаточно просты — нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

 

Вариант 1. «Угадай-ка». В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.

Вариант 2. «Буквы и цифры». Правила игры заключаются в следующем: детям предлагают рассмотреть цифры или буквы, изображенные во весь альбомный лист, и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи. Численность детских ассоциаций на одно изображение возрастает от занятия к занятию. Количество предлагаемых знаков нужно увеличивать постепенно. Можно предлагать детям не только называть возникающие по сходству образы, но и зарисовывать их. Дети с удовольствием придумывают рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков. Подобные игры служат великолепным и вполне доступным каждому ребенку средством освоения различных видов речи.




Вариант 3. «Дорисуй». Ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений.

 

Вариант 4. «Аргументация». Этот вариант уже для школьников. Один из играющих выбирает из набора (не менее 20 шт.) предметных карточек любую. Внимательно, никому не показывая, рассматривает ее, переворачивает изображением вниз и задает участникам игры вопрос: «На что это похоже?» Каждый играющий предлагает свой вариант ответа. После того как будут заслушаны все ответы, водящий показывает картинку и предлагает защитить свои предположения. Допустим, один ребенок сказал, что изображенный на картинке предмет похож на огурец; второй — что он похож на дверь; третий предположил сходство с луной и т. п. Предъявляется картинка с изображением, например, книги. В качестве доказательств может выступать следующая аргументация: «Как в огурце много зернышек, так и в книге много страниц», «Дверь можно открыть и книгу тоже», «Луна освещает ночью путь, а книга — путь к познанию» и т. п.

СРАВНЕНИЕ

Это упражнение способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.

 

Вариант 1. «Летает — не летает». Эта игра хорошо знакома как взрослым, так и детям. Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает — не плавает», «рисует — не рисует», «движется — не движется», «тянется — не растягивается», «растет — не растет» и т. п.

Лучше всего это игру проводить в движении — поднимать руки или ловить мяч. Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов — опускать разные предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т. п.
Вариант 2. «Общее и особенное». Детям предъявляют два объекта (или предметные карточки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

В дальнейшем количество сравниваемых предметов постепенно увеличивается. Реальные предметы могут быть заменены словесным обозначением, особенно в тех случаях, когда сравниваемые объекты не имеют материальной формы. Сравнивать между собой можно и однотипные действия, выполняемые различными объектами, явления и процессы.

КТО ОТКУДА

Цель этой игры— научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами. Например, знакомя детей с животным миром, обратите их внимание на то, что сфера обитания накладывает определенный отпечаток на внешний вид животного: у птиц — крылья, у рыб — плавники и т. д. Поскольку условия обитания задаются и внешней средой, то и животные, обитающие в различных географических, климатических условиях, по-разному приспосабливаются к ним. Попытайтесь представить, что случится с тем или иным животным, как изменится его внешний вид, если ему придется сменить сферу обитания.

 

Играть можно и так: детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен, например, лес, а на другом — море) и картинки с изображением животных, живущих в разных сферах обитания (медведь, лиса, синица, сорока,  белый медведь, разные виды рыб), которые необходимо отнести к каждому из рисунков, аргументировав свой ответ.

 

В последующем правила игры усложняются. Детям показывают какую-либо часть животного (например, лапки, хвосты), по которым нужно попытаться определить и обосновать, какому животному они принадлежат и где оно живет. После того как дети обоснуют свои ответы, им показывают картинки с целостным изображением животных, на основе которых ребята делают вывод о правильности своих заключений и рассуждений. Усложнение заключается и в том, что для сравнения можно брать «близкие» условия обитания, например «лес — степь», «море — океан». Для такого варианта игр у детей, конечно же, должно быть достаточное количество представлений об отличительных особенностях животных, накладываемых сферой обитания

ВСЕ НАОБОРОТ

Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование, способствуют развитию устной речи. 

Вариант 1. «Антонимы»

Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное (мокрый — сухой, умный — глупый, жадный — щедрый, вязать — распускать, ходить — стоять и т. п.).

Задания и правила игры постепенно усложняются. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) — резинка(стирает); ножницы (разъединяют) — клей(соединяет); стена (не пропускает свет) — окно(прозрачное); Гулливер (ходит большими шагами) — Мальчик-с-пальчик(маленькими шажочками); вода (мочит) — ветер (сушит); Буратино (веселый) — Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая); Баба-Яга(злая) — Василиса (добрая); белая бумага — черная доска; гладкий лед — каменистая тропа; шумная толпа — тихая музыка; мягкая вата — твердый кирпич и т. д.

Интересным бывает предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, собака, гром, праздник, дождь, ветер, страх, радуга, землетрясение и т. п.

Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу, из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот? А может быть, это твердый дождь?

 

Вариант 2. «Антонимы-синонимы»

Отличие от первого варианта состоит в том, что к названному слову одновременно подбирают и антоним, и синоним. Например, исходное слово «беда».

—  Радость (это  антоним к  слову  «беда»).

—  Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним исходному).

—  Счастье (антоним для предыдущего и синоним для слова «радость»),

—  Печаль (антоним предыдущего,  синоним  1-го и  3-го слова).

—  Удача  (антоним  предыдущего  и  синоним  2-го,   4-го)  и  т. д.   (Не забывайте,  что  первое слово  —   «беда».)

 

Вариант 3. «Небоскреб»

Здесь для анализа используется какой-либо многоэлементный объект — лес, детский сад, семья, магазин и пр., а цепь рассуждений детей развертывается вширь и вглубь, как этажи небоскреба, дополняя друг друга и составляя единое целое — монолит. Вычленение составляющих исходного объекта, освоение и усвоение закономерности связей и зависимостей способствует формированию у детей основ естественнонаучного мышления.

Дети, обозначив как можно больше составляющих исходного объекта, придумывают объект, противоположный ему. Например, в качестве основы рассматривается лес, который состоит из растений, животных, птиц, насекомых, которым, в свою очередь, соответствует определенный образ жизни (способ питания, передвижения и т. п.) и предназначение (роль, функция). Тогда «лес наоборот» может выглядеть следующим образом: деревья могут расти вверх корнями, листвой питаться травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы; или: низкие деревья прячутся в высокой траве, птицы переползают с травинки на травинку и ловят пролетающих мимо гусениц. В последующем дети характеризуют обратные действия различных процессов: снег тает наоборот, ветер дует наоборот, человек растет не вверх, а наоборот (чем хорошо? чем плохо?) и т. п.

 

Вариант 4. «Задом наперед»

Для игры подбирают несколько пар изображений: гриб маленький — гриб большой; бабушка вяжет носки — носки связаны; девочка спит — девочка играет в куклы и т. п. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ ребенка должен быть действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением). Например, у ребенка две картинки, на одной из которых изображено гнездо с яйцом, на другой — летящая птица. В этой последовательности мини-рассказ будет звучать приблизительно так: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Если картинки поменять местами, то и рассказ, соответственно, несколько изменится: «Летела птичка, увидела на дереве удобное место для домика. Свила она гнездо, снесла яичко и стала своих деток высиживать».

Вариант 5. «История, рассказанная с окончания»

Это более сложный вариант игры, и, следовательно, первые рассказы будут составлены вами с участием ребенка, с постепенным переходом к самостоятельному  повествованию. Для того чтобы рассказывание истории в обратной последовательности не вызвало у ребенка слишком больших затруднений, можно использовать вопросы-опору, отражающие повествование прямого рассказа, по которым рассказывание новой истории осуществляется, начиная с последнего. Например:

1  (4). Что подарили Варе?

2  (3). Каким был подарок?

3  (2). Что с ним сделала Варя, как играла?

4  (1). Что сказала мама?

Рассказ будет звучать примерно так:

«Убирай свои карандаши, — сказала мама, — пора спать». Варя раскрасила траву, дерево и крышу дома. Стала Варя рисовать новыми карандашами. Карандаши были яркими и красивыми. Варе подарили коробку цветных карандашей.

 

Вариант 6. «Отрицание»

Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладевать ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смыслы и оттенки слов. Если к слову добавить частицу "нет" или приставку "анти", то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, вдруг превращается в фантастический. Например, нож — ненож, антинож. Если рассмотреть основную функцию ножа — резать, разделять, то ненож или антинож — это нечто такое, что соединяет, то есть выполняет обратную функцию. Как пользоваться таким ножом? Где и как его можно применить?

С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будет жить и действовать совершенно иначе.

 

Вариант 7. «Объединение»

Ребенку предлагают называть не только противоположные свойства, но и придумывать такие предметы, объекты или явления, которые бы одновременно совмещали в себе выявленные свойства. Для начала объединяют как минимум два прямо противоположные качества, а затем их исходное количество постепенно увеличивается. Например, что может быть одновременно: холодным и горячим (ребенок, солнце, термос, печь, холодильник, чашка с чаем); черным и белым (тельняшка, телевизор, зебра); быстрым и медленным; хрупким и прочным; большим и маленьким; узким и широким; богатым и бедным; острым и тупым; высоким и низким; выше стола, но ниже шкафа; горячее батареи, но холоднее солнца; шире лопаты, но уже стола и т. д. Пары противоположных свойств (большой — маленький, быстрый — медленный, громкий — тихий, сильный — слабый, добрый — злой) ребенок может использовать и применительно к себе. Таким образом происходит воображаемая реализация собственных желаний, которые ребенок не всегда имеет возможность осуществить в действительности. Предложите ребенку выбрать из названных или придумать свою пару противоположных качеств и составить предложение, рассказ, мотивируя свой выбор характером выполняемых при этом действий, поступков. Например, ребенок объясняет: «Я хочу быть большим, чтобы уметь делать все, что делают взрослые, и хочу быть маленьким, чтобы играть с моими друзьями» и т. п.

 

Вариант 8. «Хорошо — плохо»

Дети выявляют положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации, поступка и пр. Например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменения и что изменить)?

Нравится: длинный, можно пользоваться, как линейкой, указкой; деревянный — легкий, легко точится; красный — можно рисовать салют, цветы, помидор; острый — можно тонкие линии рисовать, точки.

Не нравится: деревянный — легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить; длинный — не помещается в пенал, мешает в кармане; острый - можно уколоться, пораниться или нечаянно сделать дырку на бумаге; красный — рисует только одним цветом, нельзя нарисовать небо, траву.

После того как дети научатся без затруднений выявлять противоречивые свойства, функции предмета, можно предложить им разрешить выявленное противоречие: карандаш должен быть острым, когда рисует, и не должен быть острым, когда рисование закончено. Как быть? Что можно придумать?

 

Вариант 9. «Маятник»

В этом варианте игры для каждого выявленного свойства предмета, явления называется противоположное. Например:

—  Сегодня идет дождь, это хорошо, почему?

—  Деревья поливает, можно по лужам босиком бегать.

—  Деревья поливаются — это плохо, почему?

—  Они могут погибнуть, когда много воды.

—  Деревья погибнут - это хорошо, почему?

—  Из бревен можно будет дом построить.

—  Строить дом — это плохо, почему?

—  Там может Баба-Яга поселиться. И т. д.

 

Вариант 10.«Чересчур»

Этот вариант игры знакомит детей с диалектическим законом перехода количества в качество. Например:

—  Если съесть одну конфету — вкусно, приятно. А если много?

—  Испортятся зубы, их надо будет лечить. Может живот заболеть.

—  Одна таблетка (в соответствии с рецептом врача) — хорошо, помогает снять боль. А когда сразу много таблеток съешь?

—  Можно стать еще больней, даже отравиться и умереть.

—  Один лист бумаги легко рвется. А когда много -- целая пачка?

—  Ее трудно порвать или совсем невозможно.

Анализировать можно и так: например, сугробы в зимнем лесу.

—  Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему?

—  Весной снег растает, будет много воды, деревья смогут впитывать влагу и быстро расти.

—  А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу?

—  Он весной может захлебнуться от воды, ведь ее будет очень много. Снег будет медленно таять, и деревья могут погибнуть.

—  Это страшно для настоящего леса,  а если лес необычный — фантастический?

—  Тогда он превратится в подводный.

—  А если снега мало?

—  Лесу будет холодно, деревья могут замерзнуть и погибнуть. Весной будет мало воды, будет засуха.

—  А если лес — одно дерево?

—  Хорошо, когда из одного дерева целый лес вырастает. У него сильные, мощные корни — им надо много веток-стволов прокормить. Вот они и растут — силы набираются. Это могут быть и разные деревья на одном могучем стволе — получается целый цветущий дерево-сад.

—  А что плохого в таком лесу? и т.д.

 

ЛАВИНА СЛОВ

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша ...»

 

БЕСКОНЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило  солнце;

ярко  светило  солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

 

ПРЕДСТАВЬ

Эта игра представляет собой серию игровых заданий, позволяющих детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других. Детям предлагают представить какую-либо ситуацию, ощущение и описать их словами или изобразить на бумаге. Задания могут быть следующего содержания:


1.  Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон.  Опиши,  как они  звучат.
2.  Представь,   как  звучит  мягкое,  пушистое  облако.
3.  Представь  и  изобрази  звук  соленого  огурчика.
4.  Придумай  свой  собственный  звук.
5.  Представь, как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота,  ложь,  счастье.
6.  Представь обед из своих любимых блюд.
7.  Каков вкус у солнечного света?
8.  Как пахнет лунный свет? А твоя любимая телепередача? Придумай запах,  который,  кроме тебя,  никто не знает.
9.  Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до счастья, до мамы?


Подобные задания помогут взрослым познать и по достоинству оценить каждого ребенка. Дети как бы открывают для других и для себя новые, непознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратите внимание на то, что все по-разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, необычен, не похож на остальные.
МИР БЕЗ ТЕБЯ 

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Проводится оно таким образом: дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок — ему и будут предназначаться слова-комплименты. Если ребенок стесняется находиться в центре пристального внимания играющих, то нет необходимости настаивать на этом — он может оставаться в общем кругу, но «комплименты» все равно должны быть ему адресованы. Дети могут говорить самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты ... (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т. п.)». Именно так можно показать ребенку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.

ОБЪЯСНЯЛКИ

Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей — ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями.

Вариант 1. «Прямая трактовка». Здесь предполагается полное объяснение понятий. Вот так дети объясняют значение некоторых:

Музей — это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.

Облако — это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть наверху.


В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др.), а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.


Вариант 2. «Скрытая трактовка». Это своеобразные загадки-рассуждения детей, которые бывают достаточно необычны, оригинальны, но, в любом случае, они, во-первых, служат показателем развития мышления ребенка (его смысловой стороны), а во-вторых, требуют от взрослого «перестройки» собственного мышления, чтобы понять логику рассуждений малыша и увидеть мир его глазами. Попробуйте вот по таким коротким репликам-рассуждениям детей сразу догадаться, «что бы это значило»:

—  у всех одна;

—  у каждого своя.

Затрудняетесь? Тогда попытайтесь увязать ваше предположение со следующими дополнениями:

—  это родитель детей;

—  у нее бывает по два сына или дочки.

Догадались?! Конечно же, это самый близкий и любимый человек на свете — мама.

А вот так дети объясняют, что такое «детский сад»:

—  туда ходят маленькие дети;

—  такой домик, где дети работают дольше, чем взрослые;

—  там можно играть, рисовать и обязательно слушаться, кушать и спать.


Вариант 3. «Воспроизведение». Детям называют слово и предлагают охарактеризовать его (т. е. рассказать, что они знают о нем). Например, солнце — теплое, садится, греет землю, лучистое; кошка — мягкая, пушистая, с коготками, усатая, разноцветная. Общее количество впервые предъявляемых слов — около 10, в дальнейшем их число возрастает постепенно (но не более 20). После того как каждое из них будет объяснено, раскрыто ребенком, ему предлагают вспомнить или нарисовать все названные взрослым слова. Исходный набор и детские характеристики, данные каждому слову, могут быть использованы и в качестве опоры для составления рассказов.


Вариант 4. «Немое кино». Дети делятся на две группы: одни -комментаторы, другие - судьи. Основная задача игры состоит в том, что дети-комментаторы объясняют значение каких-либо слов (например, утюг, цепь, бочонок, балалайка, винтовая лестница и пр.) используя при этом как можно меньше жестов; а дети-судьи оценивают их ответы, фиксируя ошибки и отступления от правил.

 

ПОЧЕМУЧКА

Игра учит ребят не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулируя, развивает воображение.

Вопросы могут быть самыми разными, но они должны обязательно учитывать интересы ребенка: «Почему бывает дождь?», «Почему деревья большие, а кустарники маленькие?», «Почему солнце светит только днем, а луна ночью?», «Почему лето и зима никак не встретятся?», «Почему карандаш рисует, оставляя след на бумаге, а палочка нет?», «Почему резиновый мячик прыгает лучше деревянного?», «Для чего кошке мягкие лапки?», «Почему птичка летает, а собака нет?», «Почему не бывает мыльного дождя, под которым можно мыться?» и т. п.

АССОЦИАЦИИ

Вариант 1. «Найди пару». Детям называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации — назвать «дополняющее» слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки.

Вариант 2. «Пиктограммы». Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».

Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Если первый же рисунок, к слову «грузовик», дети делают очень подробным, большим, то необходимо напомнить им: «Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он помог вам отыскать спрятанное слово. У нас будет еще много других слов, к ним ко всем будут нужны рисунки, и, желательно, чтобы они все поместились на одном листе». Если все же весь лист окажется у кого-то из детей занят одним—двумя рисунками, дайте этому ребенку еще бумаги. Каждое следующее слово (словосочетание) говорите только после того, как сделан рисунок к предыдущему. После того, как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у детей, им дается любое другое задание, или подводится другая игра. Воспроизводятся (ищутся) слова лишь через час-полтора. Показывая на каждый из сделанных ребенком рисунков по очереди, спрашивайте: «В этот рисунок вы какое слово спрятали? А в этот?» Не поправляйте детей, если они вспомнили какое-либо слово неверно, а побудите их самих вспомнить точнее: «Вспомните, тут мы прятали не «дети играют», а какое слово?»

Когда дети научатся кодировать слова и фразы, можно переходить к игре в прятки с целыми предложениями. Затем дети «читают» спрятанные рассказы и самостоятельно придумывают, прячут их в рисунки. Можно устраивать целые соревнования: одна группа придумывает рассказ и прячет его в рисунки, а другая — читает.

Пиктограммы помогают передать значение слова в абстрактном рисунке, используя разнообразные знаковые, условные обозначения, что облегчает впоследствии работу с буквами как знаками письма.

 

ПРЯТКИ

Цель игры: угадать слово, замаскированное во фразе, или в предложении.

Вариант 1. Тот, кому по жребию (или по желанию) досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока остальные игроки договариваются, какое слово загадать. После возвращения он начинает задавать вопросы по очереди всем играющим. Вопросы могут быть самыми разнообразными, а о их количестве можно договориться заранее. Тот, кого спросили, отвечает, используя в ответе спрятанное слово. Понятно, что отвечающие должны постараться спрятать слово получше, так, чтобы оно не выделялось среди других. Успех отгадчика зависит от его внимательности и способности удержать в памяти сразу несколько ответов, сравнивая которые, он и определяет нужное слово — ведь оно повторяется всюду. Осваивая игру, можно загадывать самые простые слова, такие, которые могут прозвучать в любой фразе: да, нет, это, то, так, я, ты, мы, как и т. п. Постепенно задание усложняется — загадывать можно более длинные слова и даже целые фразы. Например, прячется слово  «это», и диалог может протекать следующим образом:

- Сложное вы мне задание придумали?

—  Это ты сам увидишь, если отгадаешь.

—  Ты любишь ходить в кино?

—  Да это все любят, не только я.

Когда слово угадано, тот, на ком остановился отгадчик, занимает его место. Если же слово не узнано, вы вправе придумать условия продолжения игры: либо снова бросить жребий, либо выбрать водящего по желанию, либо им остается прежний.

 

Вариант 2. Отгадывают слова, одинаково звучащие, но имеющие различное значение — омонимы (коса, лук, лист и т. п.). При этом загадываемые слова должны быть обязательно знакомы детям. Вопросы в этой игре задаются в строгой последовательности: «Почему ты его любишь?», «Где ты его любишь?», «Когда ты его любишь?» Если задумано слово женского рода, то об этом сразу предупреждают, чтобы вопросы, которые будет задавать водящий, звучали соответственно. Отвечая на вопросы, каждый может иметь в виду любое значение слова. Ответы должны быть правдивыми и в то же время не слишком прозрачными. Например, задумано слово «лук». Беседа может протекать примерно так:

Водящий.   Почему ты его любишь?

1-й игрок. Потому, что он полезный.

2-й. Потому, что с ним интересно играть.

3-й. Потому, что он меткость развивает.

4-й. Потому, что он зеленый и сочный.

Водящий.  Где ты его любишь?

1-й. В жареных грибах.

2-й. В лесу, когда мы играем в индейцев.

3-й. На спортивной площадке.

4-й. На грядке.

Водящий.   Когда ты его любишь?

1-й. Круглый год.

2-й. А я летом.

3-й. Когда он гибкий.

4-й. Когда он кружочками нарезан.

 

ИНТЕРВЬЮ

Эта игра развивает у ребят умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям.

Для начала брать интервью у ребенка может взрослый, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Эмоциональным стимулятором в игре может служить микрофон или нечто, имитирующее его, — гимнастическая булава, цилиндр из детского строительного набора и т. п. Брать интервью у ребенка можно не только как у определенного реального человека, но и как у артиста, музыканта, строителя, сказочного персонажа..., то есть задавая ему какую-либо роль, по которой он и будет отвечать. Выбор роли осуществляется каждым ребенком по желанию. Чтобы облегчить детям задачу выбора, можно подготовить специальные картинки с изображением объектов. Характер задаваемых вопросов может быть самым разнообразным, но желательно, чтобы ход игры был более импровизированным, тогда деятельность детей будет «живой», непосредственной, эмоционально насыщенной и веселой. Герои могут поведать о своем прошлом и будущем, о своих впечатлениях и настроениях, о любимых занятиях и играх.


написать администратору сайта