Главная страница

Современное Изобразительное искусство. проект изо 2. Инсталляция (от английского installation установка)


Скачать 14.86 Kb.
НазваниеИнсталляция (от английского installation установка)
АнкорСовременное Изобразительное искусство
Дата11.04.2022
Размер14.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапроект изо 2.docx
ТипДокументы
#463822

Инсталиция

Инсталляция (от английского installation — «установка») — это форма современного изобразительного искусства в виде пространственной композиции, созданной из различных материалов и объединенной общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора. Инсталляция. Степан Рябченко. Световая инсталляция «Благословенная рука», XXI век Инсталляция часто бывает шокирующей и вызывающей. Эта форма искусства в отличие от традиционной живописи и скульптуры является трехмерной и предназначена для преобразования восприятия пространства зрителем. Инсталляция. Джозеф Кошут. «Один и три стула», 1960-е

Виды и особенности инсталляции

Инсталляция включает в себя огромное количество способов художественного самовыражения. В зависимости от типа воздействия на человека инсталляции можно разделить на несколько основных видов:

1. Обычные. Так же, как и объемная скульптура, предназначены для осмотра с разных сторон, но для их создания художник может использовать любые доступные материалы.

2. Интерактивные. Рассчитаны на активное участие зрителя в процессе рождения произведения искусства. Такие инсталляции часто основаны на компьютерных технологиях, которые реагируют на действия человека. Причем каждый наблюдатель переживает собственные уникальные ощущения.

3.Виртуальные. Создаются с помощью специального программного обеспечения. Рассматривая такую инсталляцию, зритель перемещается в виртуальный мир, совершает в нем увлекательные прогулки и на короткое время утрачивает чувство реальности.

4. Видеоинсталляции. Демонстрируются на экранах, расположенных в самых необычных местах. Для эффектной презентации своего произведения художник создает особое пространство вокруг зрителя.

Уникальная особенность инсталляции заключается в ее привязке к определенному месту. Ценные художественные проекты нельзя просто переместить на другое место, как картину или скульптуру. Ими можно любоваться в галерее или на выставке в течение ограниченного промежутка времени. Исключение составляют только наружные инсталляции, которые были специально сделаны для установки на площадях и улицах городов. Инсталляция. Илья Кабаков. «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», 1980-е По завершении мероприятия инсталляцию чаще всего безвозвратно демонтируют. Ее образ остается в памяти людей в фотографиях и на видео. Художники обычно предпочитают сделать новую инсталляцию вместо того, чтобы воссоздавать на новом месте уже знакомое зрителям произведение искусства. Инсталляция. Даниель Бюрен. Световая инсталляция, XXI век

История инсталляции

История инсталляции берет свое начало в 60-е годы ХХ века, хотя предпосылки для зарождения новой формы искусства появились еще во времена дадаизма. Гениальный Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) уже в 1910-х в поисках новых средств художественного самовыражения изобрел оригинальную технику ready-made. Он первым рискнул предложить широкой публике произведения искусства, изготовленные из простых утилитарных вещей. Характерными примерами таких работ могут быть «Фонтан» и «Велосипедное колесо». Инсталляция. Ду Ху Са. Художественная инсталляция, XXI век Огромную роль в появлении инсталляции сыграл концептуализм. Сторонники концептуального искусства призывали художников создавать свои произведения не из традиционных материалов, а из любых доступных предметов. Для реализации таких идей идеально подошли художественные трехмерные композиции — инсталляции.

Инсталляция. Карлос Аморалес. Black Cloud, XXI век Серединой 1960-х датируются первые известные работы признанных мастеров инсталляции: Джозефа Кошута (Joseph Kosuth); Йозефа Бойса (Joseph Beuys); Эдварда Кинхольца (Edward Kienholz). Инсталляция. Ли Саквитц. Insideout, XXI век В эпоху массового отказа от традиционных ценностей в искусстве публика восторженно приняла инсталляцию. С 70-х годов ХХ века эта форма современного искусства приобретает большую популярность на Западе. В СССР огромный вклад в ее развитие внес знаменитый художник Илья Кабаков, который в 1989 году перебрался в Берлин и приобрел всемирную славу. Инсталляция. Цай Гуо-Квианг. Head On, XXI век В 1990-х с развитием компьютерных технологий появилось множество видеоинсталляций, а в XXI веке публика впервые увидела виртуальные трехмерные композиции. Сегодня инсталляция по праву считается одним из лидеров современного искусства. Ежегодно в разных уголках Земли художники создают тысячи новых произведений, а количество желающих посетить выставки известных мастеров исчисляется десятками миллионов. Инсталляция. Яёи Кусама. Пятнистая инсталляция, XXI век На портале Very Important Lot ценители всех видов и жанров искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата, включая скульптурные композиции. Сайт также дарит всем посетителям прекрасную возможность напрямую купить картины и заказать инсталляции у современных художников.


Концептуализм

Концептуализм (от латинского conceptus — «мысль, представление») — это постмодернистское направление в искусстве, которое провозглашает верховенство идеи произведения над формой его художественного выражения. Последователи концептуализма убеждены, что их картины, скульптуры, инсталляции и перформансы должны вызывать у зрителя не эмоции, а желание интеллектуально переосмыслить увиденное. Концептуализм. Брюс Наумэн. «Подлинный художник помогает миру, открывая мистические истины», 1967 Концептуализм — это не коммерческое искусство, в нем объектами для творчества могут быть любые предметы обихода, природные материалы и даже части среды обитания человека. Художник-концептуалист не стремится создать готовое произведение, а пытается передать зрителю свои идеи, вовлечь его в некую интеллектуальную игру.

История концептуализма

Концептуализм сформировался в мировом искусстве на основе переосмысления идей авангардистских течений первой половины ХХ века — дадаизма и минимализма. Огромную роль в его зарождении сыграло творчество Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). Гениальный художник еще в 1910-х начал использовать готовые вещи в виде провокационных произведений искусства, изобрел новаторскую технику «реди-мэйд». Концептуализм. Марсель Дюшан. «Фонтан», 1917 В 60-е годы ХХ века в развитых западных странах начинают активно распространяться идеи необходимости дематериализации искусства. Их сторонники призывают художников отказаться от создания классических произведений (картин или скульптур). Истинное значение имеет лишь идея автора, которую можно донести до зрителя разными способами. Концептуализм. Герхард Рихтер. «Симфония света», 2007 Название «Концептуальное искусство» (Conceptual Art) впервые применил американец Генри Флинт (Henry Flynt) в своей одноименной философской работе 1961 года. Но настоящим основоположником концептуализма принято считать Джозефа Кошута (Joseph Kosuth), который развил идеи Дюшана и призвал не ограничивать творца в средствах выражения своих замыслов. Концептуализм. Лоуренс Вайнер. «Кусочки и кусочки, собранные вместе, чтобы продемонстрировать подобие нового», 2005 В качестве демонстрации нового искусства Кошут в 1965 году предложил публике свою знаменитую инсталляцию «Один и три стула». Работа представляла собой сочетание трех предметов: обычного деревянного стула, его фото и описания из энциклопедической статьи. Концептуализм. Джозеф Кошут. «Один и три стула», 1965 Философия концептуализма, лишенная коммерческого подтекста, быстро нашла отклик в интеллектуальной среде. Новаторские идеи стремительно приобрели популярность не только в США, но и в странах Западной Европы. В январе 1970 года в Нью-Йорке прошла первая специализированная выставка работ концептуалистов. Концептуализм. Роберт Раушенберг. «Стертый рисунок Кунинга», 1953 В последующем десятилетии концептуализм достиг пика популярности в мировой культуре. Но и в дальнейшем интерес к этому направлению не пропал окончательно. В XXI веке концепт-искусство все так же востребовано публикой. Концептуализм. Пьеро Манцони. «Дерьмо художника», 1961

Основные особенности концептуализма

Концептуальные произведения искусства имеют характерные отличительные особенности. Такие работы можно определить по следующими признакам:

1. Воздействию не на эмоциональное, а на интеллектуальное восприятие зрителя;

2. Частом использовании пояснительного текста к работе;

3. Сознательному отказу художника от значимости формы в пользу важности смысла (идеи) произведения;

4. Создании художественных объектов из любых доступных автору предметов. Концептуализм. Сол Левитт. «Открытая геометрическая скульптура», 1991

По мнению концептуалистов, художник вправе сам решать, что действительно является для него произведением искусства и не обращать внимание на мнение остальных людей.

Известные художники-концептуалисты

Имена известных художников-концептуалистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают: Джозеф Кошут (Joseph Kosuth) — основоположник современного концептуального искусства, автор знаменитых инсталляций. Многолетний редактор журнала «Искусство-язык», признанный теоретик концептуализма. Сол Левитт (Sol LeWitt) — создатель художественных произведений на основе простых геометрических фигур в монохромной технике. Автор фундаментального труда — манифеста концептуалистов под названием Paragraphs on Conceptual Art.


Реди - мейд

За 20 лет до популяризации поп-арта техника реди-мейд (от англ.«ready» — готовый и made — «сделанный») покорила мир модерна новым прочтением высокого искусства. В то время как сюрреализм обязан реди-мейду новыми идеями и основными концепциями. Стоит сказать, что предпосылкой для появления такого вида искусства стало время кардинальных перемен традиционного понятия идеалов в искусстве в начале XX века. В 1916 в Европе зародилось новое движение — дадаизм, суть которого состояла в полном отрицании традиционного понятия рациональности в искусстве и последовательном разрушении любой эстетики. Впоследствии теоретики искусства начнут считать появление движения началом постмодерна.     Принцип «готовых вещей» основывается на перенесении объектов из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему меняется зрительское восприятие объекта искусства, проступают не занимавшиеся вне художественного контекста свойства. При этом сама концентрация вокруг «использования в искусстве вещей из магазина» означает то, что предметом искусства становится не новый объект, а новое прочтение этого объекта.     Термин впервые был использован франко-американским художником дадаистом и сюрреалистом Марселем Дюшаном, работы которого считаются всемирно известными реди-мейдами: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), а также «Фонтан» (1917). Если в первых двух случаях, как следует из названия, каждое произведение представляет собой предметы, созданные первоначально не с художественными целями, но преобразованные автором в собственное произведение, то насчет третьего все намного сложнее.     Произведения «Фонтан» представляет из себя перевернутый писсуар с надписью R.Mutt (Р.Дурак). Своим писсуаром художник пытался высмеять высокое искусство. При этом поместив бытовые предметы быта в художественные галереи высокого искусства, Дюшан изменил зрительское восприятие искусства в привычном понимании. Там, где обычная сушилка для бутылок, которой пользуются каждый день, соседствует с великими полотнами XIX-XX века Марсель Дюшан видит искусство. Позже уже в середине XX века похожую концепцию превращения предметов массовой культуры использует Энди Уорхол и поп-арт в особенности.     Скандальный принцип быстро завоевал популярность в авангарде. А сюрреалисты, благодаря технике реди-мейд могли разломать прежние рациональные основы в искусстве и создавать фантасмагорию фантазии и сна. Например, известными сторонниками реди-мейда были Сальвадор Дали («Телефон-омар») и Мерет Оппенгейм («Меховой чайный сервиз»). Однако, сюрреалисты преобразовали первоначальные идеи Дюшана, пытаясь изображать в объектах новое прочтение посредством видимого изменения. В инсталляции Дали купленный в магазине телефон соединен с трубкой в форме омара. Дали объяснял телефон так: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон».     В свою очередь, обтянутые коричневым пушистым мехом чайные принадлежности Мерет Оппенгейм совместили несовместимое: утилитарный предмет в результате вмешательства художника не только утратил свою первоначальную функцию и сделался совершенно бесполезным, но и приобрёл при этом черты скандальной издевки над здравым смыслом.     Наследие Дюшана, который считал, что никакое произведение искусства, будь то картина или скульптура, не смогут показать сущность предмета лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале, в середине XX века стало основополагающим явлением в искусств. Набирающий популярность поп-арт и концептуальное искусство строились вокруг нового прочтения привычных объектов. Например, в 1955 году Р. Раушенберг представляет художественному миру свою картину «Кровать». Художник забрызгал собственную кровать краской и поставил вертикально. Здесь Раушенберг изображает обыденный для всех зрителей объект (собственную кровать), но добавляет к привычному новую реальность.     Концепции рейда-мейда позволяют художникам выйти за рамки бытового предмета, при этом используя основу самого оригинала предмета, его специфику. Поэтому столь популярное в конце XX века искусство фотомонтажа взяло из реди-мейда главное правило — изменять только существующую оригинальность, как это делает Р. Гамильтон в своей картине «Зеркальное отражение» (1974).     Искусство готовых вещей сделало обычный писсуар всемирно знаменитым. А задолго до превращения искусства в мейнстрим техника использования магазинных товаров позволила искусству изменять привычную реальность, используя лишь воображение автора.

Гиперреализм

Гиперреализм или суперреализм (hyperrealism; от сочетания греч. hyper — «сверх» и лат. realis — «настоящий») — это направление в живописи, графике и скульптуре конца XX — начала XXI века, для которого характерна максимально реалистичная достоверность художественных образов. Произведения гиперреализма визуально очень схожи с высококачественными фотографиями, созданными с использованием дорогостоящей ультрасовременной фототехники. Гиперреализм. Эммануэле Дасканио. Картина «Свобода?», 2014 Гиперреализм — это стиль, в котором автор при написании картины огромное внимание уделяет прорисовке предметов и деталей. Для художника главной целью творчества является иллюзорно точное и бесстрастное копирование объектов изображения. По своей идейной направленности гиперреализм во многом схож с поп-артом, оба стиля являются популярными вариантами современного фигуративного искусства. Гиперреализм. Дуэйн Хансон. Скульптура «Мужчина на лавке», 1977

Особенности гиперреализма

Гиперреализм в отличие от близкого по духу фотореализма имеет отчетливо заметную эмоциональную составляющую. При работе над картиной, рисунком или скульптурой автор создает крайне реалистичную художественную иллюзию объекта с безупречной текстурой поверхности, игрой теней и световыми эффектами. Этот стиль является полной противоположностью концептуализма, в котором идея автора считается гораздо важнее, чем способ его художественного выражения. Гиперреализм. Агустин Рече-Мора. Картина «Севильская улица от столовой Хонтанарес к улице Алькала, 1993», 1993

К основным особенностям гиперреализма относятся следующие нюансы:

1. Использование фототехники для создания и переноса на холст исходного изображения.

2. Разнообразие применяемых для изготовления скульптур материалов.

3. Значительные размеры картин.

4. Широкое применение техник аэрографии и лессировки при написании картин.

5. Высокое разрешение изображений с тщательной прорисовкой каждой детали объекта.

Гиперреализм. Готфрид Хельнвайн. Картина «Богоявление (Поклонение волхвов)», 1996 Художники-гиперреалисты чаще всего работают в жанре портрета, пейзажа или натюрморта. Помимо этого, в их среде также встречаются авторы, предпочитающие создавать произведения искусства на острую социальную и политическую тематику. Гиперреализм. Бернардо Торренс. Картина «Ожерелье Делаи», 2001 Для искусной художественной имитации цветных и черно-белых фотографий мастера живописи и графики используют самые разные техники и инструменты: простые карандаши и пастель; сангину и уголь; масляные и акриловые краски; шариковые ручки и аэрозоли. Гиперреализм. Рон Мьюек. Скульптура «Человек в лодке», 2002

История гиперреализма

История гиперреализма, а также родственного ему фотореализма, насчитывает чуть более полувека и берет свое начало с конца 1960-х годов. Новые стили появились во многом благодаря значительному улучшению технических возможностей фототехники в те годы. В продаже появились фотоаппараты с высоким разрешением, которые идеально подходили для создания качественных снимков. Это послужило толчком к созданию картин на основе фотографий с помощью художественных техник и инструментов. Гиперреализм. Ральф Гоинг. Картина «Натюрморт с ложками», 2006 Впервые широкая публика услышала термин гиперреализм в 1973 году на одноименной выставке в Брюсселе. Автором названия нового стиля был бельгийский антиквар Изи́ Брашо́ (Isy Brachot). Выставка стала ярким событием культурной жизни Европы, на ней были представлены работы многих американских, немецких, французских и итальянских мастеров нового стиля. Произведения гиперреалистов вызвали большой интерес у критиков и публики, но в течение последующих 10 лет массовое увлечение ультрамодным искусством постепенно прошло. Гиперреализм. Джон Бэдер.

Картина «Машина Джона возле закусочной Джона», 2007 Поводом для второй волны интереса к гиперреализму стало появление широкодоступной цифровой фотографии в начале XXI века. По сравнению с аналоговыми технологиями значительно улучшилось разрешение фотоснимков. У художников наконец появилась прекрасная возможность делать высококачественные фото и использовать их в качестве основы при создании картин и рисунков. Гиперреализм. Магда Торрес Гурза. Картина «Время чая», 2015 Сегодня гиперреализм является важной частью современного изобразительного искусства. Выставки работ художников этого стиля неизменно собирают огромные толпы зрителей, а лучшие работы с удовольствием покупают меценаты из разных стран. Гиперреализм. Келвин Окафор. Картина «Интерлюдия Катерины», 2016

Самые известные мастера гиперреализма

Среди ярких представителей этого стиля есть немало интересных творческих личностей, проживающих в разных уголках Земли. К числу самых известных мастеров гиперреализма относятся: Рон Мью́ек (Ron Mueck) — самый знаменитый современный австралийский скульптор-гиперреалист. Он с легкостью создает как небольшие композиции, так и огромные монументальные произведения искусства. Го́тфрид Хельнва́йн (Gottfried Helnwein) — ирландский художник австрийского происхождения, получивший всемирное признание благодаря активной общественной позиции и остросоциальной направленности своих работ. В своем творчестве Хельвайн часто обращается к тематике Холокоста.


Заключение
Таким образом, мы видим, что огромное множество видов современного искусства рождалось и развивалось. Некоторые были очень популярны, такими остаются и сейчас, а слава некоторых была преувеличена. Достигнуто ли это следствием того, что некоторые виды искусства являются побочными ветвями других, или тем, что для большинства людей такие нововведения были слишком дикими и не прижились в обществе? Дать точный ответ невозможно. Однако, как бы ни влияло искусство на людей, только люди решают, насколько важен тот или иной процесс творчества и сами задают темп развития полюбившихся видов искусства.
Таким образом, я выяснила, какие виды современного искусства существуют в окружающем нас мире. Я познакомилась с историей развития современного искусства, выяснила, какие виды искусства существуют на современном этапе и выполнила рисунок из видов современного искусства. В приложение я вложила картины каждого из видов искусства для примера.

Список используемой литературы

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/10/22/individualnyy-proekt-po-iskusstvu-sovremennye-vidy-zhivopisi

https://infourok.ru/proekt-aktualnye-formy-sovremennogo-iskusstva-4290581.html

Приложение


написать администратору сайта