Искусство 20 века. Искусство 20 века
Скачать 24.16 Kb.
|
Искусство 20 века Авангардизм Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей. В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными». В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употребляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм. Авангардные стили Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства». Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений. В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», многие из которых утвердились как обозначения новых стилей, среди них были: конструктивизм, пуризм, дадаизм, симультанизм, абстрактивизм, кубизм, футуризм. Фовизм Фовизм (с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения: на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Яркие представители фовизма: Анри Эмиль Бенуа Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жорж Руо, Жорж Брак. Кубизм Кубизм — это авангардистское художественное направление, изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «перспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации. Яркие представители кубизма: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис. ОрфизмРобер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином «Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея. Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса. Футуризм Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм». Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста. Яркие представители футуризма: Филлипо Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Антонио Сант-Элиа, Фортунато Деперо, Умберто Боччони. Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах 20-го века. Принцип динамики художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. Джакомо Балла применяет принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений. Вслед за Джакомо Балла искусство 20-го века обогатил своими работами дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они свободно размещали блоки текста, наклоняли, составляли формы из тестовых блоков, использовали современные материалы и технологии, например, в знаменитой «Книге с гвоздями» Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами — настоящий манифест машинной эры. Экспрессионизм Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении первой мировой войны. Художники ощущали негатив и душевную тяжесть, это и должен был выразить экспрессионизм. В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я». Началом экспрессионизма принято считать картину Эдварда Мунка «Крик»(1893 г.), а концом — произведение Людвига Мейдера «Сентябрьский крик» (1918 г.) Яркие представители экспрессионизма: Франц Марк, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Пол Джексон Поллок. Группа «Мост» Носителем идей экспрессионизма являлась группа «Мост» (1905—1913), образованная в 1905г в Германии. Группу создали четыре студента Дрезденского высшего технического училища, изучавшие архитектуру. Молодые люди решили заняться обновлением немецкого искусства. Во главу новой эстетики было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. В живописи преобладают яркие контрастные цвета, формы подчеркиваются абрисами. Ключевые фигуры группы «Мост»: Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Фриц Блейль, Эрих Хеккель. Синий всадник Наиболее полную и характерную форму экспрессионизм обрел после 1911 года, когда была создана Новая ассоциация художников, объединившаяся вокруг альманаха «Синий всадник». Название «Синий всадник» было выбрано потому, что художники любили синий цвет, считая его трансцендентным, фаустовским, и часто рисовали коней. Для экспрессионизма этого периода характерно: уход от фигуративного к беспредметному искусству под влиянием различных течений французского авангарда. Ключевые фигуры объединения «Синий всадник»: Кандинский Василий Васильевич, Алексей фон Явленский, Франц Марк, Август Маке, Марианна Веревкина, Пауль Клее. Абстракционизм Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) — зародился в 1910-1913 годах, связан с появлением новых художников, которые мыслили и чувствовали иначе, чем большинство людей их профессии. Они считали, что искусство было лишено динамики, свободы и духовного напряжения и не ощущало вибраций наступающего века. Кандинский и Малевич считали природу настолько совершенной, что создание любых ее копий было для художников бессмысленным. Любое изображение Малевич приравнивает к умерщвлению природы. «Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен», - писал Малевич в письме к Габриеле Мюнтер от 3 апреля 1904г. Первое направление – геометрическая абстракция. Геометрическая абстракция основана на правильных четко очерченных конфигурациях. В такой манере работали: Казимир Малевич, Пит Мондриан. Второе направление – лирическая абстракция. Художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами. Основателем этой ветви был Василий Кандинский. К середине 1910-х годов Малевич реализует в своем творчестве собственный способ мышления — супрематизм. Эта живописная техника построена на последовательном исполнении правил и приемов. На первый взгляд такие картины похожи на учебную работу по композиции, выполненную в цвете. Супрематическая идея основывается на 3-х элементах: форма, фон, цвет. |