Главная страница

диана. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести


Скачать 7.23 Kb.
НазваниеК наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести
Дата06.09.2022
Размер7.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиана.docx
ТипДокументы
#665033

Патриархальная теория

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести КонфуцияАристотеляФилмера, Михайловского и др. Одним из основных постулатов теории является тот факт, что люди - существа коллективные и это приводит к возникновению семьи. По мнению сторонников патриархальной теории, увеличением количества семей и межличностных связей объясняется образование государства.

Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

После этого долгое время данная теория предавалась забвению, пока, наконец, не была реанимирована англичанами в эпоху Стюартов. – К XVII в. относится создание трактата английского ученого Р. Фильмера «Патриарх» (1680 г.). В указанном сочинении обосновывается положение, что Адам, получив власть от Бога, передал ее старшему сыну-патриарху, а последний – своим потомкам. К крупным исследователям роли семьи в возникновении государственных институтов следует отнести таких ученых как К. Борнгак и Л. Вольтман. Большинство ученых склоняются к тому, что все существующие цивилизации были исключительно патриархальными. Однако некие специалисты утверждают, что общества времен неолита и палеолита (а это 5-7 тысячелетия до нашей эры) были вообще гендерно равноправными. Существует также мнение о том, что патриархату предшествовал матриархат (общественный строй, где главенствующие позиции занимали исключительно женщины).

Но все же большинство ученых данный факт отрицают, говоря лишь о том, что мужское доминирование — это чуть ли не природный феномен, который и должен определять суть общественных отношений во все времена и во всех нациях. К слову, об этом говорил и такой философ и социолог, как Гидденс. Он считал, что различия в доминировании, конечно же, были, однако еще никогда не было такого общества, где вся власть принадлежала бы женщинам. Однако тут же он старается несколько смягчить свое мнение, говоря, что это все исходит из естественных функций женского пола. Так как дамы должны вынашивать и рожать детей, присматривая за ними в первые годы жизни, они становятся материально и физически зависимыми от представителей сильного пола. Об этом, к слову, говорит и канадская исследовательница О’Брайен, утверждая, что первичное разделение труда и породило патриархат как единственный возможный для выживания рода строй.

Однако правильными ли являются вышеописанные теории — неизвестно, ведь ни одна из них не была официально принятой. Одно можно сказать точно, что еще во времена так называемого традиционного общества было произведено разделение труда, которое, к слову, оказалось далеко не равноценным. За женщиной оставались дом и семья, а также все, что с ними связано. Мужчине же был дан внешний мир со всеми его прелестями — творчеством, образованием, культурой, господством.

Патриархальная теория кажется близкой к теологической теории возникновения государственности. Но его система построена на идее о разрастании семьи, где власть монарха подобна власти отца. Повиновение народа государю, соблюдение законов, наказание за неповиновение сродни подчинению младших членов семьи старшему.

Плюсы и минусы патриархальной теории


Патриархальная теория происхождения государства при своей неоднозначности обладает рядом достоинств. К ним относятся:

  • уважительное отношение народа к власти;

  • распространение идеи родства, единства народа как членов семьи;

  • «отеческая» забота правителя об обществе;

  • создание управленческого строя, исключающее безнравственное отношение к людям.

Недостатки теории вызваны противоречиями, напрямую связанными с отождествлением правителя с отцом-патриархом:

  • отсутствие родственных связей между монархом и значительным большинством населения;

  • на должность правителя нередко избирается представитель другого государства;

  • власть монарха носит публичный характер;

подчинение законам осуществляется по принципам принуждения, а не в соответствии с соблюдением семейных традиций.

Многие философы считают патриархальную теорию несостоятельной из-за явной пропаганды монархической власти и непризнания демократического строя.Современные ученые опровергают патриархальную теорию как объяснение становления государств в целом. Но не исключают применения ее идей при изучении формирования государственности некоторых племен, к примеру, североамериканских индейцев.


написать администратору сайта