Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: «Качества личности руководителя художественного коллектива»

  • Вторая особенность

  • Обязательное для руководителя качество - гуманизм

  • Введение. Качества личности руководителя художественного коллектива


    Скачать 46.13 Kb.
    НазваниеКачества личности руководителя художественного коллектива
    Дата17.02.2020
    Размер46.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВведение.docx
    ТипРеферат
    #108880


    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Самарский государственный институт культуры»
    Реферат по организации и руководству

    народным художественным творчеством

    Тема: «Качества личности руководителя художественного коллектива»


    Выполнила:

    студентка группы ХТ-25

    заочного отделения

    Рогозова Ирина Сергеевна

    Преподаватель:

    доц. Проценко Е.Г.


    Самара, 2020

    Содержание

    Введение 2

    1. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива. 3

    2. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя. 10

    3. Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры 14

    Заключение 17

    Список литературы 20


    Введение


    На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах формирования коллектива, а также в коллективах организованных на любительской основе руководитель совмещает в себе все вышеперечисленные должности.

    1. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива.


    Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

    Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т. д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.

    Организаторские способности особенно важны в деятельности руководителя любительского коллектива.

    Объект деятельности организатора - люди, их психология и практическая деятельность: «Познание психологии людей и применение познанного в практике непосредственного воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе целевой деятельности составляет специфическую сущность деятельности организатора и определяет психологические требования к его личности».

    Специфика организаторской деятельности определяет структуру организаторских способностей, которая включает «организаторское чутье», эмоционально-волевую воздейственность, склонность к организаторской деятельности. Выделенные свойства составляют определенную иерархию: на первом месте - «организаторское чутье», на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность, являющаяся процессуальной стороной организаторских способностей. Склонность к организаторской деятельности по отношению к «организаторскому чутью» и эмоционально-волевой воздейственности является как бы условием, определяющим их высокое качество.

    «Организаторское чутье» представляет собой своеобразное единство трех способностей: психологической избирательности, практически-психологической направленности ума, психологического такта. При этом психологическая избирательность (способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы, отдельных ее членов, их межличностные отношения) является исходным свойством для практически-психологической направленности ума и психологического такта. Последние опираются на психологическую избирательность. По ним можно судить об уровне ее развития.

    Особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

    Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т. е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники самодеятельных коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

    Руководитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина [19, 244). Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

    На слагаемые педагогического мастерства руководителя самодеятельного коллектива оказывают влияние особенности художественно-педагогической работы руководителей с участниками самодеятельных коллективов. Заострим внимание на чертах, свойственных любой форме организации досуга, которые как бы очерчивают круг требований, с которыми нужно считаться руководителям.

    Первая особенность. Художественно-педагогическая деятельность любителей осуществляется добровольно. Добровольность, общий признак для всех форм воспитательной досуговой практики учреждений культуры, применительно к деятельности коллективов любителей искусства и народного творчества имеет свою специфику. Скажем, если участнику не хочется выступать на концерте (гипотетически представим себе такой случай), то при всей добровольной вовлеченности в деятельность коллектива он не имеет морального права подвести остальных участников, так как связан с ними отношениями ответственной зависимости. Более того, пропуск солистом или другим участником генеральной репетиции рассматривается в коллективе как чрезвычайное происшествие и нарушение одной из важных заповедей его жизни. Отсюда нетрудно понять, что признак добровольного вовлечения в учебно-воспитательную и художественную работу проявляется качественно иначе, чем в остальных досуговых формах деятельности. Ведь дело не только в том, что деятельность участников добровольна, она еще и коллективна, общественно значима в прямом смысле. Ведь отмена, например, концерта - это подрыв доверия посетителей к авторитету учреждения культуры.

    Таким образом, учебно-воспитательная работа, исполнительская деятельность, оставаясь в конечном итоге делом добровольным, обязательно предполагают принятие участниками определенных обязательств.

    Досуговая форма занятий накладывает свой отпечаток на весь характер обучения и воспитания участников в коллективе, делая их отличными от занятий, например, в школе, профессионально-техническом училище, среднем или высшем учебном заведении. Ведь в последних учащиеся, например, выполняют контрольные ра6оты, сдают зачеты и экзамены, получая за это оценки. Некачественное выполнение заданий и упражнений грозит им не только плохой оценкой, но и лишением стипендии, отчислением из учебного заведения и т. п. Руководитель художественного коллектива не выставляет участникам никаких оценок за выполнение ими упражнений и заданий, но это, конечно, не означает, что успешный их результат никак не стимулируется. Оценка осуществляется иначе: одобрением, поощрением и т.п.

    Вторая особенность. Педагогическая и художественная деятельность осуществляется не в рабочее или учебное время, а в свободное.

    Третья особенность. Учебно-воспитательная и художественно-исполнительская деятельность коллектива носит безвозмездный характер.

    Четвертая особенность. Как отмечалось, обучение и воспитание в коллективе прямо или опосредованно связано с работой над художественным произведением и его исполнением. Можно различить моменты, когда обучение и воспитание участников непосредственно происходит в процессе освоения художественного материала и когда они относительно обособляются в самостоятельные формы учебно-воспитательной работы -танцевальный тренаж. Но даже и в этом случае обучение и воспитание в конечном итоге как бы замкнуты на работе над произведением.

    Исходя из вышесказанного, руководителю следует в процессе подготовки к занятиям продумать и выделить компоненты обучения и воспитания, как условия выполнения художественных задач, определив, какие из них будут включаться на ходу, а какие - в форме специально организованных занятий.

    Пятая особенность заключается в том, что обучение и воспитание окрашено эстетически-нравственными эмоциями и переживаниями, связанными с работой над произведениями. На первый взгляд, может показаться, что смена трудовой или учебной деятельности досуговой, когда личность активно отдыхает, имеет тот же характер эмоций и чувств. Но это на первый взгляд. Специфичность эмоций и чувств человека, занятого в самодеятельном коллективе, становится понятной, если учитывать, что в обучении и воспитании участники коллектива практически овладевают средствами художественно-эстетического воплощения образов произведения. Фактически в коллективе осуществляется отдых, требующий напряжения эмоциональных, интеллектуальных, волевых, нравственно-эстетических, физических усилий.

    Шестая особенность. Обучение и воспитание и коллективе связано с его художественно-исполнительской деятельностью. Поэтому какое бы место ни занимала учебно-воспитательная работа, она всегда замыкается на исполнении произведения, художественная полноценность которого выступает «лакмусовой бумажкой» эффективности не только художественной, но и педагогической деятельности.

    Седьмая особенность. Обучение и воспитание средствами художественно-предметной деятельности предполагает удовлетворение и развитие нравственно-познавательных, эстетических и художественных запросов участников в определенном виде искусства и народного творчества. На этой основе коллективы формируют у них общественно-ценные потребности, интересы, ориентации, мотивы и установки. Тем самым обучение и образование в коллективе являются средствами формирования и развития ценностной направленности участников в сфере культуры и искусства.

    Следовательно, педагогическая деятельность выступает важным источником формирования познавательных, художественно-эстетических установок любителей, способствуя воспитанию из них более квалифицированных читателей, зрителей и слушателей концертов и спектаклей, активных посетителей вечеров отдыха и т.п.

    По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

    Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

    Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

    «Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии.

    2. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя.


    Систему педагогической деятельности мы рассматриваем в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Под функциональными компонентами системы понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных элементов и конечным искомым результатом.

    Основные функции руководителя творческого коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности, мы выделяем следующие основные функции - гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую.

    1. Коммуникативная. Очень важная функция, которую руководителю необхо-димо формировать и развивать. Ее специфика состоит в непосредственном общении руководителя и участников коллектива между собой, включающее их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях такое общение руководителя с участниками устанавливается в процессе заня-тий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований.

    2. Организационная функция. Руководителю также необходимо иметь и ор-ганизаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные ком-поненты работы с участниками; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо орга-низованные занятия оставляют у участников чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное. Организаторские способности руководителя непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В са-мом деле, если, например, руководитель - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивным.

    3. Воспитательная функция. При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, пе-дагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Основные направления воспитательной рабо-ты: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, этика поведения. физическое воспитание.

    4. Психологическая функция. На основании многолетнего изучения опыта большого числа коллективов можно сделать вывод, что особенности психического развития учащихся находятся в зависимости от возраста, образования и стажа их за-нятия. Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически пра-вильно и творчески интересно, то происходит изменение учащихся в целом. Поэтому

    педагог должен создавать условия подлинно творческой активности, позволяющей учащимся проявлять инициативу и самостоятельность. А для этого ему необходимо хорошо знать психологические особенности каждого возраста учащихся. Также ему необходимо уметь уловить психологическое состояние людей, их чувства и пережи-вания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из возрастных и инди-видуальных особенностей, найти самую эффективную меру воспитательного воздей-ствия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а наобо-рот, вызывала желание задуматься над своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.

    Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть гото-вым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, руководитель должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Целеустремленность, настойчивость, упорство, умение владеть собой, все это позволяют руководителю даже при создавшихся неприятных обстоятельствах успешно справиться с возникши-ми затруднениями, сохранить выдержку и терпение.

    5. Информационная функция – это функция, связанная не только с непосред-ственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обра-ботки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библио-графиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перераба-тывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

    В ходе обучения информационная функция проявляется так:

    – Доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовлен-ности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;

    – Используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, беседа, про-блемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;

    – Оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учеб-ного материала;

    – Оперативно изменять логику и способ обучения учащихся.

    6. Мобилизационная функция – это умение учителя: привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению; формировать потребность в знаниях; творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем со-здания и решения проблемных ситуаций; разумно использовать методы поощрения и наказания и др.

    7. Управленческая функция. Одна из особенностей этой функции заключает-ся в том, что она требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ.

    8. Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т.е. отношение к чело-веку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника кол-лектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники любительских коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отноше-ния к людям.

    9. Образование. От компетенции, художественно-педагогической подготов-ленности и способностей руководителя во многом зависит будущее любительских коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специ-альным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправлен-ная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклон-ное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалифика-ции. Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Про-фессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным "рабочим инструментом". И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким об-разом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непремен-ное условие достижения профессионализма.

    3. Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры


    В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

    • технику дирижирования;

    • основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

    • методы и способы аранжировки;

    • элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

    • методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

    • работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

    • читать хоровые партитуры;

    • применять навыки игры на фортепиано;

    • использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

    • аранжировать произведение для хорового коллектива;

    • проводить уроки музыки.

    В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

    • теоретические основы драматургии и режиссуры;

    • теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

    • основы сценарной композиции;

    • теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

    • музыкальную грамоту;

    • разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

    • разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

    • вести репетиционную работу;

    • создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

    • проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

    • использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

    В области народного инструментального творчества необходимо знать:

    • народные инструменты и приемы игры на них;

    • основы техники дирижирования;

    • основы инструментоведения и инструментовки;

    • элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;

    • методику обучения игре на народном инструменте; необходимо уметь:

    • анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;

    • работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;

    • читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;

    • аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;

    • проводить уроки игры на народном инструменте.

    В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:

    • теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

    • принципы развития психофизического и двигательного аппарата;

    • теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;

    • основы историко-бытового танца;

    • историю костюма и основы музыкальных знаний; необходимо уметь:

    • разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;

    • вести репетиционную работу;

    • проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;

    • использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

    В области декоративно-прикладного творчества необходимо знать:

    • теоретические основы художественной композиции;

    • теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;

    • особенности работы с природными материалами;

    • теоретические основы и виды дизайна;

    • теоретические основы этнографии; необходимо уметь:

    • разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;

    • проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;

    • использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.

    В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:

    • основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;

    • систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

    • основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;

    • технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;

    • общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;

    • теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;

    Необходимо уметь:

    • разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;

    • осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;

    • вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.

    • правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.


    Заключение


    Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления. В этом ее специфика, определяя которую следует подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а художественно-педагогическая, художественно-организаторская деятельности, которые наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной культуры.

    Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией, самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.

    Художественный руководитель это:

    1. Идейный лидер, сильная творческая личность, определяющая идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива;

    2.Человек, обладающий прекрасными организационными способностями;

    3. Передовой человек своего времени, высокой культуры и глубоких знаний;

    4. В небольших хореографических коллективах художественный руководитель сочетает в себе и балетмейстера, и постановщика, и репетитора;

    5. Человек, в совершенстве владеющий основами профессионального мастер-ства;

    6. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или концертную про-грамму;

    7. Заниматься самообразованием: много читать (специальной и художествен-ной) литературы, посещать музеи, выставки, концерты и так далее, то есть расширять кругозор, развивать ум и художественный вкус;

    8. Воспитатель коллектива, сам воспитанный человек, обладающий выдержкой, умением ладить с людьми, владеющий искусством «стратегии» и «тактики».






    Список литературы


    1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.

    2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: Учеб пособие. /Н.К.Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.

    3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /Под ред. А.С. Роботовой.- М., 2007. - 219 с.

    4. Востряков, Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок: представления о качествах успешного менеджера /Л.Е Востряков //Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 9. - С. 74 - 81.

    5. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности /А.В.Золотарева. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.

    6. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

    7. .Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

    8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

    9. Козлова, Т.В. Повышение квалификации работников культуры как условие системного социально-ответственного партнерства / Т.В.Козлова// Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 2. -С. 2-4.

    10. Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2015 года): Проект //Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 3. - С. 40 - 48.

    11. Кротова, Н.В. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности /Н.В.Кротова //Культура: управление, экономика, право. - 2003. - № 2. - С. 20 - 28.

    12. Нагурский, Д. Организация работы руководителя учреждения культуры с персоналом / Д.Нагурский //Дом культуры. - 2006. - № 2. - С. 24 - 31.

    13. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 399 с.

    14. Подготовка, переподготовка и обучение кадров: практическое руководство [Текст ]/Под общ. Ред. Ю.Л.Фадеева. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.

    15. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие /Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н.В.Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 116 с.

    16. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие /Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н.В.Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 104 с.

    17. Пуртова, Т.В. Детское танцевальное творчество: достижения и проблемы / Т.В. Пуртова //Культура и дети. -М.: Минкультуры РФ, ГРДНТ, 2004. - С. 3 - 11.

    18. Сарибекян, Е.А. Современные возможности использования инструментария оценки персонала / Е.А.Сарибекян//Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 2. - С. 38 - 43.

    19. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003., - 209 с.

    20. Чижиков, В.М. Работа с кадрами / В.М.Чижиков//Справочник руководителя культуры. - 2004.,- № 7. - С. 70 - 76.

    21. Ярилова, О.С. Кадры для отрасли / О.С.Ярилова//Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 6. - С. 25 - 30.


    написать администратору сайта