Использование нетрадиционных техник рисования в образовательном и воспитательном процессе дошкольников с ОВЗ. Использование нетрадиционных техник рисования в образовательном. Кафедра специального и инклюзивного образования
Скачать 128.21 Kb.
|
1 2 ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра специального и инклюзивного образования Тема проекта: «Использование нетрадиционных техник рисования в образовательном и воспитательном процессе дошкольников с ОВЗ». Выполнила: Корецкая Т.В, воспитатель, МБДОУ д/с № 164 Ставрополь, 2022 год Актуальность проекта: Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребёнка (Л.С. Выготский, В. Штерн, С.Л. Рубенштейн). Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. Продуктивная деятельность ребенка с ОВЗ без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Современные дети стали менее отзывчивыми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ. Проблема проекта: В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте. Ведь стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми. Цель проекта: Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Задачи проекта. С детьми: -образовательные: Познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально - личностном и познавательном развитии. Обучить простейшим способам релаксации, саморегуляции. Расширять представление детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать; -развивающие: Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности. Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения. Способствовать творческому самовыражению и самореализации в продуктах творчества. -воспитательные: Стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников. Воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на прозрачном мольберте. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость. С родителями: Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники. Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на прозрачном мольберте. С педагогами: Обогащать представления педагогов о нетрадиционных техниках рисования. Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта. Ожидаемые результаты проекта: Для детей: Положительная динамика развития воображения и художественно - творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности. Для взрослых: Сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями. Для своей педагогической деятельности: Разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования на прозрачном мольберте. Повышение профессиональной компетентности. Сроки разработки и реализации проекта: краткосрочный. Ресурсы проекта Корецкая Татьяна Владимировна, воспитатель, без категории, педагогический стаж 7 лет, в данном д/с- 7 лет;. Информационные ресурсы Официальный сайт МБДОУ д/с № 164, г. Ставрополь Стендовая информация Презентации на тему «Я - художник!» для педагогов, Выставка детских рисунков для родителей, по творчеству художника - иллюстратора Ю. Васнецова для детей. Материально-технические ресурсы Создание картотеки дидактических игр Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры. Техническое обеспечение педагогического процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования. Итоговое проектное мероприятие: фото-выставка детских работ, оформление библиотеки к празднику. Принципы реализации проекта: Принцип развивающего обучения. Принцип доступности. Принцип свободы выбора. Принцип личностного ориентирования. Принцип креативности. Риски: 1. Недостаточное количество практической информации и методических рекомендаций по данной методике. 2. Недостаточная сформированность художественных умений и навыков работы на прозрачном мольберте. Предупреждение рисков: 1. Необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя; 2. Наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии; 3. Специально оборудованная развивающая среда в группе. Методы и приёмы: 1. Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование; 2. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуации; 3. Словесные методы. Мини – беседа, доверительная беседа, рассказ педагога; 4. Наглядные методы. Показ игрушек, показ картинок, использование трафаретов, раскрасок; Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей на занятиях по изодеятельности. 1.1.Творческие способности и критерии творчества. Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка (В.А. Сухомлинский). Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выгодским было доказано, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [18]. Таким образом, творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творческие способности - основа творчества. В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [12]. В.В. Давыдов в педагогической энциклопедии (том 1) описывает «творческие способности» как «...комплексные возможности в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [24]. В данной курсовой работе более уместным будет понятие, в котором «творческие способности» представляют собой возможности в совершении практической или теоретической деятельности человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [4]. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творчества в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Ветлугина и др.) [14]. Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творчества у дошкольников относит: Оригинальность выполнения детьми творческих задач. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. Выгодский Л.С. и Кабалевский Д. указывают в качестве основного критерия творчества человека - воображение. Творчество обеспечивается развивающимся воображением. А.Г. Маклаков приводит следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений . Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основутворчества. Творчество существует везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Чтобы создать что-то новое, необходимы такие умения, как: наблюдательность умение сравнивать анализировать комбинировать Если ребенок это умеет, у него есть творческие способности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. (Б. П. Никитин). Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Из работ таких авторов, как Дж. Смит Б.Н. Никитин и Л.Кэррол, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Однако, как указывают авторы, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, педагогическая практика доказывает, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели Таким образом, хорошо развитые творческие способности это один из показателей полноценно зрелой личности. В процессе творчества ребёнок воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. В результате этого, он развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Успешное развитие творческих способностей, определяет ряд условий. 1.2. Особенности развития творческих способностей нормально развивающихся старших дошкольников. Старший дошкольный возраст - возраст, в который активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. [21,37]. Процесс творческого воображения изучался А.Н. Леонтьевым [24], П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым [26], О.М. Дъяченко [9,10,11] и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов [32]. Психологические исследования Л.С. Выготского[7,8,9], А.В. Запорожца[17,18], А.Н. Леонтьева [17], А.А. Люблинской [28,29] показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская [28] доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.[15] О.М. Дьяченко [11] в своих исследованиях выделила 3 этапа развития воображения: Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения - обращение к предметам-заместителям [10]. С другой - выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира [3]. В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения Это познавательное воображение, обнаруживаемое в тех ситуациях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью [40]. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи. Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Второй этап в развитии воображения - возраст 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты.[38] Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. [33]. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивают вариативность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений. Здесь также впервые появляется цеплостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.[11] В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. 1.3. Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития. Л.С. Выгодский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Так, у детей с ЗПР наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. У детей с задержкой психического развития отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом. Дети с задержкой психического развития испытывают затруднения при выборе темы для сюжетного рисования. Проявляют «бездумный» стиль рисовании, не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге. При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания. Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности. При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно. У детей с задержкой психического развития отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Но, несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Таким образом, творческие способности у старших дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. 1.4. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». [1] Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [5, С. 18]. Разнообразитьнужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.[19] 1.5. Особенности рисунков старших дошкольников с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.[21,22] 1.6. Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения. Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с задержкой психического развития особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи. Было отмечено, что дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности усвоения программного материала, но для этого необходимо создать адекватные психофизическому развитию этих детей условия обучения, которые способствуют повышению уровня обучаемости и социальной адаптации. Обучаемость, под которой понимают умственные способности к усвоению знаний, представляет собой систему познавательных свойств личности, среди которых творчество играет особую роль, так как это один из путей, ведущей к познанию и освоению детьми окружающего мира. В работах Т. А. Власовой и М. С. Певзнер указывается на недостаточность сенсорной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с задержкой психического развития. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в формировании навыков общения, эти дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. В творчестве это проявляется, как неумение взаимодействовать в группе и полноценно отражать сюжет, дети скованы, напряженны, не уверены в себе, в своих возможностях. Трудности реализации образа в соответствии с замыслом обусловлены недостаточной сформированностью аналитико-синтетической деятельности мышления наглядно-действительного и наглядно-образного, дети с задержкой психического развития при анализе предмета или явления называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью, что затрудняет построение и восприятие целостного образа, испытывают трудности в построении взаимосвязей между предметами и явлениями. Присущая этим детям монотонность, однообразие и неосознанность деятельности влечет за собой стереотипность и подражательность образных действий. Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию. Таком образом, творческие способности у старших дошкольников с задержкой психического развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с задержкой психического развитияважная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и манкой, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на камушках, ракушках. Учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель, наносить краску на файл для получения фона и т. д.). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Как известно, дети с задержкой психического развития часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть). Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной работе на теме "Осень" можно использовать различные техники изображения, которые позволяют учесть индивидуальные возможности детей. Кроме того, каждый ребенок может выбрать ту технику, которая больше ему нравится. Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы - основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека». Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития в целом. 1.7. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Мы стараемся строить свою работу на основе современных подходов к организации преемственных связей между детским садом и семьёй, учитывая индивидуальные возрастные, психофизические, личностные особенности и возможности. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании и работы с бумагой. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать необычную технику. Свою работу начала с обследования детей. Зная особенности детей с задержкой психического развития, и результаты диагностики составила перспективный план по рисованию нетрадиционными способами. Познакомила родителей с результатами обследования и планом намеченной работы. Мамы одобрили мои планы и даже согласились сотрудничать. Запланировала начать с индивидуальных занятий постепенно перейти на подгрупповые, объединив детей по интересам и способностям, учитывая их возможности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисование пальцами и ладошкой. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки. Кляксография - с трубочкой. С помощью ложечки ребёнок делает кляксу, затем трубочкой выдувает краску в разные направления. Во время рисования дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Эта техника развивает воображение, усидчивость. Она просто завораживает детей. Монотипия не менее интересная техника. Она способствует созданию сложного симметричного изображения. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога, создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Рисование ниточкой - очень кропотливая работа. Требует точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки, развитию инициативы, самостоятельности детей, создаёт хорошее настроение. Рисование восковыми мелками - помогает развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизацию самостоятельной мыслительной деятельности детей (Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов. И конечно способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики рук. С помощью этой техники дети учатся контролировать нажим мелка, потому что он легко ломается Очень интересный вид рисования мозаика на мятом листе. Ребёнок сначала мнёт лист, тем самым готовит его для рисования, а только потом рисует на нём. В результате получается объёмная картина с необычным изображением. Кроме перечисленных я использовала техники: рисование на мокром листе, оттиск листьями, рисование тычком жёсткой кистью, мы печатали пробками, ракушками, рисовали на камнях на ракушках, рисовали свечёй, расписывали деревянные матрёшки и глиняные игрушки которые слепили дети, печатали мятой бумагой и пенопластом, рисовали крупой. Каждая техника по-своему интересная. Я сделала вывод: проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: - Способствует снятию детских страхов; - Развивает мелкую моторику руки; - Развивает уверенность в своих силах; - Развивает пространственное мышление; - Учит детей свободно выражать свой замысел; - Побуждает детей к творческим поискам и решениям; - Учит детей работать с разнообразным материалом; - Развивает чувство композиции, ритма, колорит. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связываю с разделами программы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи. Например, при прохождении тем: «Домашние животные», «Насекомые», « бабочек техникой - монотипия, котенка – в технике тычком жёсткой кистью. Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность я читаю стихи, загадываю загадки, придумываю различные сюрпризные и игровые моменты. При проведении занятий использую музыкальные произведения. Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушений осанки в структуру занятия включаю "физминутки", пальчиковую гимнастику. Содержание физкультминуток также перекликается с темой занятия. Во время работы прослеживается связь с трудовым воспитанием. Дети подготавливают рабочее место для занятий, убирают материалы и оборудование после окончания работы. У них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно. Важной составляющей деятельностью при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, является организация работы с родителями. Поэтому провожу консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционных техник изображения для детей и родителей, привлекаю взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, и другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса. Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также учитывая ее специфику и коррекционную направленность мы, таким образом, способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов. Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования 2.1. Организация экспериментальной работы Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования мы провели экспериментальную работу. Цель экспериментальной работы: проверить развитие творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования. Задачи экспериментальной работы по развитию социально-бытовых навыков старших дошкольников с умственной отсталостью: проведение констатирующего этапа; проведение формирующего этапа; проведение контрольного этапа. Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе МБДОУ д/с № 164. 2.1. Определение уровня развития творческих способностей и технических навыков по изодеятельности у детей. На данном констатирующем этапе наблюдение за детьми, отобранных в экспериментальную группу, проводилось в группе в свободной деятельности и на занятиях. По результатам наблюдения заполнялись анкеты. Сопоставленные результаты наблюдения представлены на диаграмме 1. Сопоставленные результаты наблюдения художественно-эстетическим развитием детей Уровни развития творческих способностей детей на констатирующем этапе исследования, % Высокий уровень – 0% Средний уровень – 40% Низкий уровень - 60 % Диаграмма 1. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что творческое воображение старших дошкольников с задержкой психического развития находится на низком уровне. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творчества у детей. Дети в большинстве случаев не могут самостоятельно создавать новые образы, которые должны реализовываться в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это связано с малым, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, накопленным опытом и с ограниченным запасом знаний об окружающем мире. Что в свою очередь может быть связано с низкой познавательной активностью. Так же на результаты повлиял диагноз - ТНР. У этих детей недостаточно сформированы пространственные и временные представления, бедный словарный запас, снижена потребность в общении, недостаточная целенаправленность, они не замечают своих ошибок, недостаточно распознают эмоциональные переживания, не могут адекватно оценить результат. Причиной столь невысоких результатов, могут быть недостатки моторной сферы и психики данного контингента детей, недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности мышления наглядно-действенного и наглядно-образного - при анализе предмета или явления, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с задержкой психического развития, а так же несформированность творческих способностей. Таким образом, на основе результатов констатирующего этапа эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Уровни развития творческих способностей детей на контрольном этапе исследования, % в ысокий уровень – 60% средний уровень – 30% низкий уровень – 10% Итак, результаты контрольного наблюдения свидетельствуют о высокой, положительной динамике в развитие творческих способностей и технических навыков по изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. (Диаграмма 2). Низкий уровень развития творческих способностей наблюдается у 10% диагностируемых, это 1 ребенок из 10 опрошенных. Это объясняется сложностью диагноза, ребенок имеет инвалидность по умственному развитию. Но если рассматривать качественную характеристику продуктивной деятельности данного ребенка, то следует отметить положительную динамику развития. Прогноз таков, что в ближайщее будущее ребенок выйдет на достаточный уровень развития. Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей и технических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлен на диаграмме 3. Таким образом, анализ результатов повторного наблюдения за детьми экспериментальной группы, позволил сделать выводы о том, что у всех детей наблюдается положительная динамика. Качественная характеристика развития творческих способностей и технических навыков, в общем, по группе свидетельствует об эффективности дополнительной кружковой деятельности по использованию нетрадиционных изобразительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Планирование проекта I этап – подготовительный. Цель: Разработка модели художественно-эстетического развития и развитие психологических процессов в коррекционно-развивающей группе. Методы диагностики: наблюдение и беседы с участниками образовательного процесса, анализ разработанной документации и проделанной подготовительной работы. 1. Изучение методических материалов по теме проекта, составление теоретической концепции. Отбор материала, литературы, определение цели, задач (февраль). 2. Разработка проекта (январь). 3. Разработка перспективного планирования по реализации проекта (февраль). 4. Подбор практического и художественного материала (январь). 5. Наблюдение за детьми, диагностирование (январь). Практическая часть проекта II этап: Практический. Цель: реализовать проект в коррекционно-развивающей группе. 1. Составление дидактических материалов по организации проекта. 2. Создание картотеки игр и упражнений с использованием прозрачного мольберта. 3. Введение в практику и дальнейшее использование мольбертов. 4. Наблюдение за действиями детей, их замыслов. Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с прозрачным мольбертом. 5. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием «Прозрачного мольберта». 6. Мастер - класс для родителей на тему: «Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников». 7. Организация фотовыставки, оформление стекол к 9 маю рисунками. 8. Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы на сайте ДОУ. III этап: Заключительный. Цель: Проанализировать полученные результаты, обобщить полученный опыт. 1. Сравнение фактических результатов с полученными. 2. Запланировать дальнейшей работы по апробации стратегий. 3. Оценка появившихся затруднений в ходе проекта. 4. Размещение рекомендаций для родителей «Как воспитать творческую личность и уверенного ребенка» на сайте ДОУ. 5. Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми в ДОУ». Тематический план занятий (темы, содержание занятий)
1 2 |