Главная страница

Лена курсовая. Катя Коваленко Мюзикл как форма досуга


Скачать 90.92 Kb.
НазваниеКатя Коваленко Мюзикл как форма досуга
Дата25.03.2022
Размер90.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛена курсовая.docx
ТипДокументы
#416133
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Катя Коваленко:
Мюзикл как форма досуга


Сегодня, если предложить человеку сходить на оперу, оперетту или мюзикл, то он скорей всего выберет последнее. Давайте разберемся, почему же из всех разновидностей музыкально-театральных жанров именно мюзикл приобрел такую массовую популярность.

Начнем сразу с главного. Мюзикл - это музыкально-сценическое произведение, которое сочетает в себе драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусства. Такой обширный набор функций позволяет ему быть более зрелищным, красочным, динамичным и благодаря этому более доступным для восприятия. По сути, мюзикл - история, рассказанная с помощью песен, в основе которой лежит незамысловатый сюжет, активное сценическое действие и музыка. Ему предшествовали легкие музыкальные жанры такие как оперетта, бурлеск, водевиль. Многие даже считают его одним из видов американской оперетты, но все же они существенно различаются между собой: оперетта основана на музыкальном симфонизме, который сохраняет выдержанность формы и либретто, в мюзикле же акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением.

Идеальным воплощением этого жанра сало произведение композитора Дж. Керна и либретиста О. Хаммерстайна «Плавучий корабль» (1927 год). В то время это творение называли еще не мюзиклом, а музыкальной комедией. Однако, стереотип о том, что мюзикл исключительно разновидность комедийного жанра, стал быстро исчезать с возникновением джаза, который придал поверхностным музыкально-зрелищным постановкам неожиданную глубину.

Родиной мюзикла по праву считаются соединённые штаты Америки. Американский путь развития, будь то в политических либо в культурных сферах принято считать особым. Недолго думая, историки всех стран называют его “американский путь”. Из-за большого количества переселенцев и пуритан, театральное искусства в Америке не могла развиваться так, как развивалось европейское. Отчасти поэтому, всё произошло так, как произошло. Пуритане, боровшиеся не только за чистоту веру, но и за чистоту жизни практически двести лет навязывали людям мнение том, что театр это «низкий лицедейский» жанр. Пуритане были уверены, что духовное развитие человек может получить только через аскетизм и интеллект – ни того, ни другого, по мнению пуритан в театре не было. Несмотря на такой жёсткий и непосильный пригнёт, американский театр не исчез, однако некоторые его жанры так и не увидели свет. Вплоть до 19 века театр в Америке находился вне закона, был контркультурным, поэтому расцветали грубые, упрощённые его виды. Актёрами в основном становились иммигранты из Европы, либо «чёрные американцы», они добавляли в театрализованные представления свой народный фолк. Таким образом, формирование театра всё же происходило, и ко второй половине 19 века появилось «нечто». Правда, представления в американском театре носили только развлекательный характер.

Так вот, эти представления получили названия Министрель – шоу – уже само название говорит об иронизации его создателей над ним. В этих представлениях актёры делали смешные пародии на жизнь негров и негритянский быт. Самое интересное, что все актёры были белыми, а все музыканты – чёрными. Такое увлечение культурой чёрных, поначалу пусть и шуточное, не могло не иметь последствий. Его самым замечательным последствием явилось зарождение – джаза. Джаз активно использовались на сцене для постановки бурлескных спектаклей, и спектаклей в духе фарс-водевиль. Эти постановки уже игрались при помощи и актёров и музыкантов. Джаз стал так популярен, что к началу второй мировой войны во всей Америке трудно было отыскать развлекательное шоу, не включающее джазовые элементы. Из примитивной негритянской музыки джаз превратился в музыку, которая рассказывает о философии американского бытия и как следствие этого, изменился и драматический жанр спектаклей. Джаз объединил все ранее разрозненные жанры – так родился мюзикл.

Основные «три кита» жанра:

• либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;

• широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
• в основе лежат знаменитые литературные произведения;

• большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.

Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:
• слова,

• музыка,

• декорации,

• хореография.

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Общедоступное для восприятия зрелище требует туго закрученной пружины. Отсюда интерес мюзикла к сюжетам гениальных классиков литературы.

К этому пришли не сразу. Старейшая форма – ревю. Старейший сюжет – о том, как идет создание спектакля. Потом, как вытекающее, начались истории о Золушке, ставшей звездой.

Но, похоже, именно деловые американцы желали иметь все в одном флаконе и побыстрее – музыку, танец, игру, зрелище, ужимая до одного вечера Шекспира, Диккенса, Сервантеса, Шоу… А в результате стали обладателями ноу-хау перспективного театрального направления.

Сам же произносимый текст пишет не столько мастеровитый, сколько талантливый либреттист. Единицы способны создать незаумную, да еще ложащуюся на музыку литературную ткань. У нас главные ювелиры – Юлий Ким, Юрий Ряшенцев и Павел Грушко. А также угодивший в классики и по этой линии Андрей Вознесенский, чья “Юнона” и “Авось” на музыку Алексея Рыбникова даже и не задумывалась как мюзикл. Но к тому времени, как заморское “мьюзикл” освоилось наконец русским языком и потеряло мягкий знак в написании, “Юнону” признали его отечественной классикой.

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз. И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.
Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.

После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.

Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». «Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.
Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами.

После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).
В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.

В течение нескольких лет один за другим появляются:

• «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),
• «Иствикские ведьмы» , «12 стульев» (2003 г.),

• «Ромео и Джульетта» (2004 г.),

• «Кошки» (2005 г.).

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.
Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.
Композиторы жанра мюзикл СССР:

И. Дунаевский.

Г. Гладков.

А. Рыбников.

А. Колкер.

В. Дашкевич.

М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:

М. Дунаевский.

А. Рыбников.

А. Градский.

А. Журбин.

А. Иващенко.

Г. Васильев.

Мюзикл как форма досуга перетекает с «большой» сцены в «малую»: любительский театр, кружки, выступления в школах и лагерях, на праздниках, и выступают там не только профи. Мюзикл плотно вплетён в человеческий досуг и развлечения и зачастую непрофессиональный коллектив добивается известности. Так, например, Детский коллектив из Сербии "Косовские пионы" представит в Санкт-Петербурге мюзикл о борьбе с фашизмом в рамках торжеств, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом в пятницу на встрече в Смольном договорились врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко и председатель общества сербско-русской дружбы, руководитель коллектива Ивана Жигон. Артисты приехали в город для участия в Первом морском фестивале.

"Проект сделан в виде мюзикла, где собраны известные песни о войне в современной обработке, вплоть до хип-хопа и других направлений, чтобы быть понятными современной молодежи. Главная идея спектакля - победа над фашизмом", - отметила сербская артистка. По ее словам, проект готовился целый год, а его премьера состоялась 9 мая прошлого года у них на родине. Полтавченко отметил актуальность тематики и предложил рассмотреть возможность включить исполнение мюзикла в программу праздничных торжеств, посвященных 70-летию Победы. Также он пригласил исполнителей "Косовские пионы" принять участие в праздновании Дня города.

Стороны сошлись во мнении, что "самая сильная дипломатия - это детская дипломатия".

Во время беседы выяснилось, что две участницы коллектива являются студентками и изучают русский язык. В качестве языковой практики им предложили принять участие в работе одного из молодежных лагерей Петербурга следующим летом. Еще двум одаренным артисткам помогут пройти прослушивание в Мариинском или Михайловском театрах Петербурга.
"Косовские пионы" - детский ансамбль, созданный в феврале 2005 года. Он состоит из детей, живущих в Косово и Метохии. В репертуаре - сербские и русские народные песни.

Некоторые участники ансамбля уже приезжали в Петербург в августе 2008 года на экскурсию, посетили ряд православных святынь. Тогда к началу учебного года в Петербурге для них пошили куртки и собрали канцелярские принадлежности. Дети - самый наглядный пример непрофессионального мюзикла.

Музыкально-театральная деятельность является одной из основополагающих в процессе воспитания и образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Достаточно значимую роль в этом процессе нужно отвести музыкальному руководителю. Привитие любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование чувства прекрасного через музыкальные произведения является его непосредственной деятельностью. Одной из самых интересных творческих форм музыкально-театральной деятельности является музыкальный проект- детский мюзикл.

Постановка музыкального спектакля с детьми — дело непростое и требует хорошей подготовки самого педагога. Это гораздо сложнее, чем подготовка какого-либо праздника или досуга. Однако полученные результаты с лихвой оправдывают все трудности подготовки, так как в отличие от других форм, музыкальный спектакль дает и детям и педагогу возможность получать удовольствие и радость не только в результате работы, но и в процессе подготовки.

На мой взгляд основными этапами реализации данного проекта являются следующие составляющие:

1. Подбор репертуара, знакомство детей со сценарием

2. Подготовительный этап работы

3. Выбор исполнителей

4. Работа с родителями

5. Подготовка декораций, костюмов, атрибутов,

6. Разработка концепции в украшении музыкального зала

7. Вокальная работа

8. Театральная работа

9. Хореографическая работа

10. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой

11. Объединенные репетиции для всех участников спектакля

12. Закрепление

13. Генеральная репетиция

14. Премьера

15. Спектакли для детей младшего возраста


1. Подбор репертуара.

Является важнейшей частью работы над мюзиклом. Насколько точно, интересно подберет сюжет для постановки музыкальный руководитель, насколько это будет резонировать с эмоциональным откликом у детей, ровно настолько проект будет удачно воплощен и принят зрительской аудиторией. В основном это, конечно же, сказки. Они могут быть любые, самые разнообразные – русские народные, зарубежные, современные. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Волшебные превращения завораживают ребенка и ему с удовольствием хочется участвовать в этом. А жанр мюзикла включает в себя и сказку, и музыку, хореографию и театрализацию. Можно рискнуть и написать сценарий самостоятельно или же с помощью воспитателей.

2. Подготовительный этап работы:

В ходе данного проекта мы используем следующие виды деятельности:

- беседы на тему постановки,

- посещение различных спектаклей, которые проходят в рамках образовательного учреждения,

- игровые виды деятельности,

- вокально – хоровую работу (подготовительная работа,

- слушание музыкальных произведений и создание его образа.

3. Выбор исполнителей.

Большое значение для успеха мюзикла имеет правильный выбор исполнителей. На начальном этапе песни и танцы можно разучивать со всеми детьми. Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.

Кроме того в ходе музыкального проекта, у любого ребенка есть возможность проявить себя. Нужно подходить очень деликатно и индивидуально к каждому ребенку, так как в этом возрасте они очень ранимы. Цель не только не обидеть детей, а максимально донести до них, что маленьких ролей не бывает, и всякая роль и персонаж очень важен для постановки.

4. Работа с родителями.

Очень немаловажный аспект при постановке и реализации данного проекта. Самое главное донести до них, что они не должны оставаться в стороне. Проявлять как можно больше активного участия. Подготовка декораций, пошив костюмов (можно брать напрокат в специализированных магазинах, покупка атрибутов. Заинтересованность в том, что делают их дети: как проходят репетиции, распределения ролей, выучивание текста, ну хотя бы иногда….

5. Подготовка декораций и атрибутов.

Участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов и декораций – обязательная и интереснейшая часть подготовки музыкального проекта. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок. Предоставить им хотя бы набольшую возможность сделать для спектакля что- то своими руками, это сделает их более заинтересованными и вовлеченными в процесс. Поменьше запрещать, не губить их инициативу. В этом возрастном периоде происходит становление не только ребенка как личности, но и закладываются все творческие навыки, которые в дальнейшем определят и выбор профессии и предназначение. В процессе подготовки детского мюзикла используются различные виды музыкальной деятельности, тем самым не нарушается основная структура музыкального занятия. Но принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта