Главная страница

Реферат по теме: Клубы, кружки, салоны в российской культуре. клубы, кружки, салоны в российской культуре. Клубы, кружки, салоны в российской культуре


Скачать 42.37 Kb.
НазваниеКлубы, кружки, салоны в российской культуре
АнкорРеферат по теме: Клубы, кружки, салоны в российской культуре
Дата03.12.2021
Размер42.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаклубы, кружки, салоны в российской культуре.docx
ТипРеферат
#290209

Министерство культуры Российской Федерации.

ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры».

Тема реферата:

Клубы, кружки, салоны в российской культуре.


Выполнила: студентка 121 группы, Гущина Анна Алексеевна

Преподаватель: Теньшова Ольга Николаевна


г. Хабаровск

2021 г.
Содержание:

  1. Специфика и историческая динамика развития клубной традиции в России…………………………………………………………….………...3

  2. Специфика и историческая динамика развития кружковой традиции в России…………………………………………….…………………….…..5

  3. Специфика и историческая динамика развития салонной традиции в России……………………………………………………………….….......6

  4. Список литературы……………………………………………………….10



  1. Специфика и историческая динамика развития клубной традиции в России.

Произошедшие изменения в истории России, в частности - переход к рыночным отношениям, заставили обратиться к опыту дореволюционной истории - капиталистического периода развития экономики Российской Империи, неотъемлемой частью которого была клубная жизнь. В этой связи исследование истории клубов поможет изучить возвращающуюся к жизни уникальную коммуникативную институцию, а также сформулировать и описать новые формы современной клубной коммуникации.

На примере современных форм клубного общения можно обнаружить

преемственность с прошлым клубов в дореволюционной России и открыть ещё одну грань феномена клуба. Клубы были и остаются отражением общественной культуры, формой ее существования. Исследуя понятие клуба на каждом конкретно-историческом этапе можно проследить многообразие классовых, социально-групповых и личностных культур общества.

Типичные черты клубов и клубной деятельности складываются и прослеживаются в клубной сети дореволюционной России. История клубов советского времени позволяет изучить их трансформацию по сравнению с предшествующим периодом. При этом анализ современного понятия «клуб» и клубной деятельности в целом выходит за рамки сугубо культурологического знания и внедряется в сферу экономики XXI века.

Задачей исследования является изучение того, как с течением времени клуб из самоорганизующейся институции царской России, после революции перешёл в разряд классово-идеологического учреждения клубного типа и члены клуба из ранга субъектов клубной жизни перешли в категорию объектов теперь уже клубной агитационно- пропагандистской, просветительской, досуговой работы. В постсоветский период интерес к клубу привёл к возрождению старой модели сословного классического клуба и появлению новых форм клубной деятельности.

Традиционно понятие «клуб» связывалось с определенной формой культурно-досуговых организаций. О сфере деятельности клубов можно судить по определению, данному известным общественным деятелем В.И.Чарнолуским, которое приводит в своей монографии об общественных организациях А .С. Туманова в главе, посвященной клубам. Согласно Чарнолускому, в России начала XX века под клубами понимались «свободные объединения людей, связанных между собой общностью социального положения, профессии, интересов и т.д., имеющие целью совместно и на общие средства развивать различные формы своего общения и удовлетворять тот или другой круг общих всем потребностей, главным образом, в области общественных развлечений и образования».

И. С. Розенталь, историк и исследователь общественных движений, отмечает, что из всех видов общественных объединений российские клубы имеют наиболее протяженную историю. Имея, на первый взгляд, характер общественного учреждения и средства развлечения, клубы, благодаря разнообразию своих типов, смогли развиться в социо-культурное явление, оказывавшее влияние на вне- и околоклубную среду.

В России по образцу европейских клубов в начале 1770 года при Екатерине II был открыт Петербургский Английский клуб. «Предпосылки для появления в России клубов были созданы преобразованиями Петра I и их последствиями, в том числе расширением контактов со странами Западной Европы и освоением их культурного опыта. В том, что касается клубов, это был в первую очередь британский опыт». Пребывавшие в Петербурге англичане собирались несколько раз в неделю в определенном месте для времяпрепровождения и общения в своем кругу. С начала бытования клубов в России они имели свою специфику. Так, видя во всём иностранном угрозу, власти при утверждении уставов намеренно заменяли определение «клуб» на определение «собрание», хотя в речевом обиходе понятие «клуб» (вначале «клоб») быстро и прочно укоренилось. Более того, употребляя понятие «клуб» употреблявший его чётко знал содержание данного понятия.

Данные тенденции наблюдались в начале XIX века, когда классический Английский клуб вначале в Санкт – Петербурге, а затем и Москве воспроизвел в себе черты традиционного английского клуба, но постепенно приобрел и специфические российские черты.

Специфика российских клубов не ограничивалась только возникшей функцией формирования общественного мнения. В Англии распространение клубов было связано с урбанизацией. Разнообразие клубов, их беспрепятственное открытие, в том числе клубов политических, «превратило членство в клубе в одну из примет образа жизни англичан» всех групп городского населения. Российская специфика клубов состоит в том, что на протяжении XIX века это явление было редким по сравнению с развитым клубным опытом Англии.

Для России тенденция обособленности оказалась характерной более, чем для других стран. Российская специфика «клуба» - объединение для обособления наиболее – исследована, например, культурологом Э. В. Соколовым в монографии «Культура и личность», где рассматривается влияние общественных групп на социализацию личности.

Данная двойственная природа клуба отражается и в значении слова. Так, в переводе с французского слово «клуб» cercle – «кружок», появление которого, согласно Брокгаузу и Ефрону связано именно с замкнутостью: «Во Франции для обозначения Клуба употребляется слово cercle, что первоначально означало собрание княгинь и герцогинь, которые в присутствии королевы сидели, образуя круг».

Таким образом, предлагается собственное определение дореволюционного клуба - добровольное объединение людей, общественное объединение (в значении «собрание»), собирающихся в определенном месте (в значении «здание»), функционирующее путём внесения членских взносов (в значении «складчина»), связанные определенной общностью и отличающиеся от окружающей его социальной среды (в значении «самость»).

Советское время внесло серьезные изменения в понятие и содержание такой организации как клуб. В «Большой советской энциклопедии» первого издания понятие «клуб» ассоциируется с общественной организацией в капиталистической стране, при этом чётко обрисовывается специфика клуба в СССР. Из сферы досуга клуб переходит в сферу педагогики, где имеет агитационную специфику.

  1. Специфика и историческая динамика развития кружковой традиции в России.

Шаги к созданию системы внешкольной работы с детьми и молодежью были предприняты в нашей стране еще до революции 1917 года, когда были созданы первые детские клубы (клуб «Сетлемент», 1906 г.), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 г.), колонии («Бодрая жизнь», 1911 г.). В 1907 году образованы две организации, направленные на решение этих задач: в Петербурге – «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» и в Москве – «Общество содействия внешкольному образованию». Просветительская работа началась во многих губерниях Российской империи, она финансировалась из бюджета. Так, в 1909 году на нужды внешкольного образования из государственной казны было отпущено 50 тыс. руб.

Пришедшие к власти большевики придавали большое значение внешкольному воспитанию подрастающего поколения. Уже на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1919 г.) приоритетным направлением была признана внешкольная работа, которую предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий. В основу детских клубов и других сообществ был положен принцип коллективной игры. «Стране социализма – барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе» – считала Н.К. Крупская. Советскому гражданину должен быть присущ коллективизм и для развития этого качества руководство страны создавало систему детских спортивных и досуговых учреждений. При поддержке Н.К. Крупской и А.В. Луначарского в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.

Дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружки «Умелые руки», «Юные техники», спортивные школы и секции, Дворцы и дома пионеров и школьников, Дома творчества, приобретая там различные полезные навыки. Например, кружок «Умелые руки» прививал младшеклассникам различные полезные жизненные навыки: пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке шили мягкие игрушки, делали макеты самолетов, спутников, гидроэлектростанций, мастерили наглядные пособия по школьным предметам и спортивный инвентарь. Особое место среди объектов творчества занимала «наглядная агитация» – флажки, транспаранты, искусственные цветы для массовых советских праздников. Лучшие поделки выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. Другое направление детского досуга – спортивные секции. Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) – это внешкольное специальное спортивное учреждение, где детей массово приобщали к физической культуре, а самых одаренных готовили к спортивной карьере. ДЮСШ были специализированные по одному виду спорта или комплексные – по нескольким. Спортивные школы были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Заниматься в ДЮСШ мог любой ребенок, имевший желание и физические данные. Своими достижениями советский спорт обязан широкой сети спортивных школ, в которой проходило формирование спортсменов. Появление Дворцов пионеров и школьников (1923 г.) сначала в Москве, а затем в других городах страны, было связано с новым уровнем развития внешкольной кружковой работы. Эти учреждения позволили сконцентрировать в одном месте разнообразные кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любой возраст и интерес ребенка. Работа в этих учреждениях строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу. Здесь каждый ребенок мог найти занятие по душе: петь в хоре, играть в театре, учиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме и многое другое. В СССР функционировали также Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания.

Советские школьники также могли заниматься в научных и технических кружках. Особенностью научных и технических кружков является то, что они образовались в конце XIX-начале XX века вокруг новых, развивающихся областей знания, науки и техники как ответ на отставание учебного процесса формального образования от ключевых направлений научно-технического прогресса. Примерами кружков естественных и инженерных наук являются движение юннатов, клубы воздухоплавания и ракетного моделирования.

Появлению и росту числа самоорганизующихся клубов увлеченных единомышленников способствовали полеты планеров в 1880-е годы. Воздухоплавание стало увлечением, как молодых людей, так и состоявшихся ученых, пилотов, экспериментаторов и исследователей. Число кружков росло, и в 1909 г. по инициативе проф. Н.Е. Жуковского в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания, что дало новый толчок развитию кружков, теперь уже в стенах учебных заведений.

  1. Специфика и историческая динамика развития салонной традиции в России.

Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX в., в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное с общественным, причем имеются в виду разные виды деятельности (литература, философия, музыка), но при этом каждый из видов деятельности не подавлял собой другую. В первой половине XIX в. сопричастен культуре был только «тонкий слой образованной, мыслящей» его части. Все эти представители дворянского авангарда были создателями культурных ценностей, с ними было связано все лучшее, что заложено в России XVIII–XIX вв. Примером столичного философского салона можно считать салон князя Владимира Федоровича Одоевского.

Изучение салонной культуры, как и культуры дворянства в целом, началось в середине XIX в. В этот период появился ряд книг и статей, посвященных отдельным представителям дворянской интеллигенции хозяевам салонов.

В последние годы появилось множество работ, целиком или частично посвященных отдельным представителям русской дворянской интеллигенции, в т. ч. тем, кто непосредственно организовывал салоны. Авторы этих работ стремятся раскрыть специфические черты того или иного салона через личностные особенности его хозяина (хозяйки), показав взаимосвязь индивидуальности организатора салона и деятельности последнего.

В отдельную группу можно выделить труды, посвященные деятельности литературно-музыкальных салонов. Среди них работы Н.Л. Бродского, А.И. Брудного, О.В. Глаголевой, В.В. Муравьева, Б.М. Эхенбаума и др. Исследованию камерного любительского музицирования уделялось большое внимание в работах Е.Ю. Артемовой, Б.В. Асафьева, М.А. Герасимовой-Персидской, Б.В. Доброховой, Е.И. Мокряк, Д.В. Сарабьянова,

Л.П. Смирнова; Е.М. Сраго, В.И. Шередеги и В.С. Турчина и др.

Русский дворянский салон представлял собой сложную форму культурно-художественной жизни дворянской России первой половины XIX в., в которой соединяются серьезные, глубокие интересы с развлечением, личное с общественным, причем имеются в виду разные виды деятельности (литература, философия, музыка), но при этом каждый из видов деятельности не подавлял собой другую. Личность хозяина салона как частного собственника городского дома или усадьбы, где салон функционировал, накладывала своеобразную печать на его деятельность.

В первой половине XIX в. сопричастно культуре был только, по выражению Н.Я. Эйдельмана, «тонкий слой образованной, мыслящей» его части. Все эти представители дворянского авангарда были создателями культурных ценностей, с ними было связано все лучшее, что заложено в России XVIII–XIX вв.

Любое культурологическое явление, в т. ч. и салонная русская культура, должно критически восприниматься и оцениваться с позиций современного культурного наследования. Нельзя не видеть следующих особенностей. Во-первых, неоднородность дворянства позволяет сделать вывод, что салонная культура связывалась лишь с просвещенным дворянством, дворянство же в целом нельзя переоценивать, преувеличивая его образованность, просвещенность.

Само салонное общество не всегда давало и верные, эстетически выверенные оценки того или иного произведения, будь то литература или музыка, живопись и пр. Салонное общество – это не общество экспертов, профессионалов в области искусства, напротив, оно, как и на Западе, было непрофессиональным.

Жеманность, утонченная спесь в обращении – тоже характерная черта салонов. Если салонная культура провинции более простонародна, то аналогичная культура Петербурга достаточно эталона в манерах и этикете.

Наблюдаемая ролевая дифференциация гостей в самом салоне могла надолго заклеймить человека как «провинциала», «шута» и пр., т. е. вела к его унизительной оценке, от которой он не мог избавиться в течение всей

своей жизни.

Поэтика светского поведения опиралась, прежде всего, на умение различать ряд базовых моделей, ряд масок и ролей, каждая из которых обладала своим особым ценностным статусом («провинциал», «маргинал», «денди», «законодатель салона», «шут» и пр.). Так, над «провинциалами» посмеивались, высмеивая, в первую очередь, их манеры, скованность в поведении, одновременно было сочувствие – и даже некоторый неподдельный интерес, провинциальная наивность притягивала. Иная позиция в светском обществе – позиция «маргинала». Его высказывания резки, на грани принятой нормы, он нарочито нарушает принятые правила этикета. Этот человек мог отличаться не только манерами, принятыми в свете, но и стремлением обсуждать те темы, которые не дают «легкого» разговора, не сочетаются с приятностью общения, а потому не приняты в салонах.

Примером столичного философского салона можно считать салон князя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869) – государственного чиновника, известного беллетриста, публициста, механика-изобретателя, композитора и музыкально-общественного деятеля, который занимался изучением церковной и народной русской музыки, увлекался физикой, математикой, философией.

В 1826 г. В.Ф. Одоевский переехал в Санкт-Петербург. М.П. Погодин вспоминал: «С тех пор, как Одоевский начал жить в Петербурге своим хозяйством открылись у него вечера, однажды в неделю, где собирались

его друзья и знакомые – литераторы, ученые, музыканты, чиновники. Это было оригинальное сборище людей разнородных, часто даже неприязненных, но почему-либо замечательных. Все они на нейтральной почве чувствовали себя совершенно свободными и относились друг к другу без всяких стеснений. Здесь сходились веселый Пушкин и отец Иакинф с китайскими, сузившимися глазками, толстый путешественник, тяжелый немец, барон Шиллинг, воротившийся из Сибири, и живая, миловидная гр. Ростопчина, Глинка и проф. химии Гесс, Лермонтов и неуклюжий, но много знающий археолог Сахаров. Крылов, Жуковский и Вяземский были постоянными посетителями. Здесь явился сцену большого света и Гоголь, встреченный Одоевским на первых порах с дружеским участием. Беспристрастная личность хозяина действовала на гостей, которые становились и добрей, и снисходительней друг к другу».

В гостиной на диване, по воспоминаниям В.А. Соллогуба, «Пушкин слушал… Жуковского; графиня Ростопчина читала Лермонтову свое последнее стихотворение, Гоголь подслушивал светские речи; Глинка расспрашивал гр. Виельгорского про разрешение контрапунктных задач; Даргомыжский замышлял новую оперу и мечтал о либреттисте. Тут прибывали все начинающие и подвизающиеся в области науки и искусства – посреди их хозяин дома то прислушивался к разговору, то поощрял дебютанта, то тихим своим добросердечным голосом делал свои замечания, всегда исполненный знанья и незлобия. Таких домов мы знали четыре: Олениных, Карамзиных, Виельгорских и Одоевских».

Владимир Федорович оставил после себя большое литературно-музыкальное наследие, интерес к которому существовал всегда.

Следует подчеркнуть, что не все дворянство, а лишь его самая образованная часть, была вовлечена в салонную культуру. При этом сама салонная культура служила процессам социальной и культурной идентификации дворянского сословия. Эта особенность – характерная черта именно русской салонной культуры. Отсюда ее особая роль в транслировании определенных образцов поведения, да и образа мысли.

Русский аристократ XIX в. – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции, как правило, заложенной в салонной культуре. Так называемый bon ton состоял в органическом единстве

этических и этикетных норм, сформированных в салонах. Однако именно этот элемент салонной культуры, на наш взгляд, требует существенного пересмотра. Поскольку этикетная сторона салонной культуры во многом не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Среди оригинальных черт русской салонной культуры и такой феномен, как салонная культура усадьбы, которая превратилась в культурный центр. Она отличалась от салонной культуры высшей знати Петербурга, да и московских салонов. Следует отметить и специфику целого ряда тем, которые обсуждались в российских салонах (например, дискуссии о романтизме, которые проходили в первой трети XIX в. или дискуссии между западниками и славянофилами, связанные с путями развития России и ее исторической миссии и пр.). Обсуждаемую тематику можно определить как сплетение, взаимодействие философии, литературы, музыки как основы салонного общения, а чуть позже сюда

добавится и политика.

Список литературы:

  1. Шошина Светлана Игоревна. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Политика и Общество, 2017 – 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-otechestvennogo-kluba-na-raznyh-istoricheskih-etapah-evolyutsiya-ponyatiya-klub-ot-samoorganizuyuschegosya-kulturno/viewer (с. 167,168,169)

  2. Азарова С.П. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kruzhkovoe-dvizhenie-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (с. 584, 585)

  3. Е.Н. Палий. Текст научной статьи по специальности «История и археология». ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 1 (69), 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-dvoryanskiy-salon-xix-v (с. 154,155, 157,158)



написать администратору сайта