История. история. раздробленность. Кодекса Правды Ярослава
Скачать 16.89 Kb.
|
«Правда Ярославичей». Восстания конца 60-х — начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса — «Правды Ярослава»). Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения — людей (мужей) — оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников — в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов — в 5 гривен. Политическая раздробленность Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь. Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества — с другой, личные амбиции — с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев — бояр, а также на доходах, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин. Причины распада Киевской Руси: 1. Изменение порядка наследования княжеской власти и связанных с ней богатств. Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и старшим племянником. Он завещал наследникам жить в мире и любви, во всем слушаться своего старшего брата Изяслава, который на тот момент был старшим в роду — ему передавалась власть в Древнерусском государстве. Сыновья умершего правителя, мечтавшие занять киевский престол, стать во главе огромной державы, получили в наследство только маленькие княжества. Они теряли власть и очень большие деньги, которые приносила эта власть. Не смирившись с такими порядками после смерти Ярослава Мудрого, когда престол занял их дядя, Ярославичи повели междоусобную тяжбу. 2. Местные князья и бояре стали более независимыми экономически от киевского князя; их мощные дружины и ополчения были надежной защитой от редких набегов кочевников. 3. Развитие производительных сил (появление плуга, бороны) привело к тому, что каждое княжество полностью обеспечивало себя натуральным хозяйством и в помощи центральной власти не нуждалось. 4. Феодальная верхушка отдельных княжеств (Ростово- Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского, Новгородской земли) стремилась к политической самостоятельности. 5. Ослабление централизованной власти в результате непродуманных реформ. Киевский князь посредством «Жалованных грамот» передал своим вассалам (местным князьям) целый ряд прав и полномочий: — на исполнение судебной власти (судебная самостоятельность); — на сбор налогов и пошлин (экономическая самостоятельность); — на проведение местных съездов князей. 6. Феодальной раздробленности способствовало юридическое закрепление частной собственности на землю в форме вотчины. Вотчину можно было продать, передать по наследству, разделить, заложить и т. д. Таким образом, землевладелец получал юридическую независимость от центральной власти. 7. Не было внешней угрозы военного нападения, способной затормозить процессы распада единого государства. 8. Из-за участившихся междоусобиц, борьбы за власть, за владение киевским престолом, из-за неспособности центральной власти повлиять на негативный ход развития страны стремительно падал авторитет киевских князей, авторитет государственной власти. К середине XII века на Руси сложилось три основных удела, вокруг которых происходила дальнейшая централизация земель. Это Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородское княжество/республика. Любечский съезд Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году. Причины Любечского съезда. Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей. Первый съезд князей в Любече В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха, который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами. Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет. После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам. Итоги Любечского съезда князей: Святополк Изяславич — Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя; Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком; Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль. Последствия и значение Любечского съезда Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич. Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре - будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей. Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война. Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась. Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег. Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство. |