Русский язык. Задание к теме 1. Коммуникативная компетентность и культура речи
Скачать 20.86 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Факультет Психология Кафедра управления социальной сферой Самостоятельная работаПо дисциплине Русский язык и культура речи Тема: Коммуникативная компетентность и культура речи Выполнила студентка 1 курса Дистанционной формы обучения (группа _ПБВ-ППП-УД-2021-1 ) Беляева Мария Павловна Проверил: Преподаватель кафедры управления социальной сферы Кандидат культорологических наук Доцент кафедры управления социальной сферой Мишина Ирина Васильевна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2021 г. Речевой портрет личности. Как пример, беру свою лучшую подругу Марию. Вербальный (речевой) имидж: Содержание речи. У Марии очень содержательная и наполненная речь. Особенно, когда дискуссия заходит на темы, в которых Мария разбирается. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Как и у любого человека, речь у Марии может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной, что очень редко встречается, когда мы общаемся. Нормативность (грамотность). Нормативный аспект отражает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка. Мария имеет навыки отбора и употребления языковых средств, в соответствии с коммуникативными задачами. Это основа коммуникативного аспектакультуры речи. Так же у нее хорошо развито знание этических норм речевого поведения и уместное использование речевых формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, извинения. Но опять же, если Мария в расслабленной обстановке, она вполне может использовать жаргонизмы или иногда даже матные слова. Выразительность. Выразительность речи у Марии связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности, ее речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной. Выразительность речи обеспечивается прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи. Марии очень сильный и даже немного грубый голос, без логопедических нарушений. Часто выразительность речи у Марии обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием фразеологизмов, употреблением слов переносного и образного значения, сравнений, эпитетов. Убежденность и убедительность. Убедительность речи Марии сторонаречи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто ее речь может сколько вызвать людей на определенные поступки, повлиять на их взгляды и убеждения, создать у них определенное отношение к тем или другим фактам и событиям. Я думаю, что большое значение при этом имеет также выражающаяся в ее речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить ее словам. Это все исходит от внутренней логики и она это осуществляет с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств. Смысловая наполненность речи. Если «смысловая наполненность речи» здесь подразумевает, как употребление слов в соответствии с их лексическим значением (семантикой) и сочетаемостью, могу сказать, что у Марии с этим все хорошо. Например, она правильно выбирает синонимы, паронимы и тд. У нее прекрасное знание языка, его системы и возможности. Ее речь выразительна, наполнена смыслом и так же, она предпочитает общаться многосложными предложениями. Так же ее смысловую особенность выражает богатый лексикон. Характер аргументации. Аргументация — это метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности (в противном случае это будет уже не аргументация, а доказательство как таковое). У Марии аргументация представляет собой логико-коммуникационный процесс. Она идеально выстраивает предполагающие субъект-субъектные отношения, поэтому у нее аргументация всегда диалогична и тем самым шире логического доказательства. В обыденном мышлении аргументация понимается как способ убеждения кого-либо (индивидуума или сообщества) в истинности или правильности чего-либо (например, мысли, положения дел или действия). Основные приемы аргументации, которые Мария использует: «фактуальный аспект» (информация о фактах, используемых в качестве аргументов); «риторический аспект» (формы и стили речевого и эмоционального воздействия); «аксиологический аспект» (ценностный подбор аргументов); «логический аспект» (последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, их организация в дедуктивный вывод). Эти и аспекты аргументации чаще всего взаимно дополняют друг друга в речи Марии. Рефлексивность. Исходя, из того, что я в вижу при общении с Марией у нее хорошая рефлексия над речью, видно ее осознание и контроль над ее порождением отлично вписывается в различные ситуации. Голосовой имидж. Высота звучания – средняя, но при этом ближе к низкому, Мария занималась вокальным пением, так что ей очень просто менять высоту звучания, в зависимости от эмоций. Тембр – между меццо-сопрано и контральто, он очень звучный и томный. Громкость – громкость голоса у Марии очень высокая, я редко слышу, чтобы она говорила тихим голосом. Но громкость эта не режет уши, а очень агитирующая. Темп – ближе к медленному. Ее рассудительность речи и то, что она всегда хочет достаточно четко донести до собеседника свою мысль, объясняет такой темп. Ритмика – ритм речи у Марии ровный, не быстрый и при этом без ненужных пауз. Мимический имидж. Мимический имидж Марии составляет: серьезное выражение лица, спокойная мимика и иногда дружелюбная улыбка. У Марии преобладает очень пронзительный взгляд, складывается ощущение, что она смотрит «прямо в душу». |