Главная страница

Моральный конфликт. 10 вопрос. Конфликт моральный


Скачать 16.46 Kb.
НазваниеКонфликт моральный
АнкорМоральный конфликт
Дата06.10.2020
Размер16.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла10 вопрос.docx
ТипДокументы
#141234

Конфликт моральный — ситуация, возникающая при совершении выбора и принятии решения к действию, в к-рой сталкиваются противоположные позиции, убеждения и мотивы и возможны различные поступки, взаимно исключающие друг друга. Такая ситуация возникает либо в ходе борьбы между различными социальными субъектами (классами, сословиями, группами, индивидами), либо в процессе жизнедеятельности одного лица, в сознании к-ро борются противоположные побуждения («конфликт с собой»).

От личности требуется принятие непосильного решения: совершить выбор между двумя равнозначными или несравнимыми между собой моральными ценностями в пользу одной из них с обязательной жертвой другой, не менее важной. Такой выбор всегда противоречит внутреннему миру человека, инстинктивно стремящемуся жить в гармонии с самим собой. Яркий пример подобных сомнений — нравственные терзания одинокой молодой мамы, понимающей, что только что рожденного ребенка прокормить она не в состоянии, но и отдать в приют свое горячо любимое дитя – тоже. Человеку с определенными нравственными ценностями и подверженному общественным устоям и правилам всегда сложно выйти из состояния такого конфликта с самим собой без потерь: устоявшийся духовный мир личности терпит крах.

Структура классификации нравственных конфликтов в зависимости от числа сторон: открытые — противоречия, возникающие вне внутренней системы одного человека (межличностные и международные); закрытые — внутренняя борьба мотивов и чувств, разлад человека с самим собой (внутриличностные). Внутриличностный В зависимости от побуждений, собственных убеждений и восприятия мира, социальной среды и ее принципов наиболее часто встречаются следующие типы внутриличностных нравственных конфликтов: между моральными чувствами и интеллектуальными основами (рассудком) – «умом понимаю, но поделать ничего не могу»; между долгом (личностным, общественным, родительским) и возникшими желаниями и влечениями различного характера; между стремлениями и имеющимися возможностями для их реализации. Моральный конфликт этого типа является для человека значительной психологической внутренней проблемой, воспринимаемой и переживаемой им крайне эмоционально. Межличностный и групповой. Это социальный конфликт. Человек развивает свои нравственные качества и убеждения, полагаясь на общественное моральное сознание и традиции, при этом взаимодействие их организовано весьма сложно. Этот нравственный конфликт возникает на почве недостаточно конкретных, расплывчатых описаний общественной морали и удобной для каждой личности собственной их трактовкой. Можно классифицировать нравственное противостояние и по проявлению конкретных противоречий между тем, что должно быть, и тем, что имеет место быть в нравственном поведении индивида: противоречия между теоретическими знаниями общественных нравственных основ и реальным поведением; между мотивами и конкретным результатом деятельности, сюда же можно отнести и противоречия между целью и средствами их достижения; между общественными устоями и требованиями к нравственному облику и качествам человека и тем, что он представляет из себя в реальности. Рациональных аргументов в этом типе конфликта не существует, решение происходит на интуитивном уровне. Международный Современное общество уже сложно без него представить: постоянные военные стычки и конфронтации – яркий тому пример. Моральные позиции, занимаемые личностью или группой, основываются на традициях различных стран, объединений, религиозных группировок и могут существенно различаться для сообществ разной культуры, уровня образованности и прочих социальных аспектов. По степени остроты возникших противоречий международный конфликт может быть различным: 1)Непримиримый или антагонический — это разновидность конфликта между различными человеческими ценностями, априори противостоящими друг другу в силу своей социальной, религиозной, политической, групповой или иными видами противоположностей: например, демократия и фашизм, религиозные ячейки и атеистические. Такого рода конфликты обычно бескомпромиссны, так как обусловлены принципиальной несовместимостью интересов в представлениях о нравственности, добре и зле. 2)Неантагонистический конфликт возникает в рамках одной системы моральных ценностей, с которым вполне можно жить, не поступаясь основами этики. Содержание конфликта определяется нравственными антипатиями противостоящих сторон, противоречием между возникшим интересом и невозможностью его удовлетворения, индивидуальной ценностной ориентацией личности, ее пониманием долга и социальной ответственности. В этом случае возможно мирное и разумное урегулирование.

Для нравственных конфликтов характерно: Умеренное и высокое эмоциональное напряжение: обида и озлобленность, возмущение и презрение, страх и гнев ведут к ментальному возбуждению и эмоциональному долговременному накалу. В конфликтный период субъект испытывает плохое настроение, вполне понятное чувство собственной неудовлетворенности, происходит снижение личностной самооценки. Разрешение конфликта, в свою очередь, означает стабилизацию психологической атмосферы. Служебные моральные споры могут привести к возникновению в профессиональной деятельности нездоровой эмоциональной атмосферы, нарушению взаимодействия и нормального течения жизни коллектива и, как результат, оказывают отрицательное влияние на деятельность организации и создают текучесть кадров. Неконтролируемые, динамично развивающиеся конфликты ведут к резким и грубым ссорам, выяснению отношений, вооруженным столкновениям и убийствам, а в случае личностного вышедшего из-под контроля конфликта при невозможности его разрешения или кажущейся безысходности — и к суициду.

Существует два метода разрешения нравственного конфликта: прямой; косвенный. Прямой способ разрешения предполагает отключение всех эмоциональных составляющих возникшего противоречия и трезвое рассмотрение и оценку ситуации с учетом конкретных фактов и аргументов. Деловой и конструктивный подход, вытекающий из этических норм и требований, может способствовать переводу ситуации на другой уровень. Более эффективными являются косвенные методы погашения конфликта: 1)Дать волю чувствам: человек должен иметь возможность высказаться. В качестве собеседника может выступать психолог, психотерапевт, близкий или, наоборот, совершенно незнакомый человек. Словесный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным. 2)Метод физического сброса эмоций: это занятия в спортивном зале или тяжелая физическая работа, позволяющая снять эмоциональное напряжение за счет силовой нагрузки. Рвать бумагу на мелкие клочки, колотить боксерскую грушу или подушку, бег на длинные дистанции, занятия йогой и другими видами спорта – все это весьма действенно помогает отвлечься и посмотреть на сложившуюся ситуацию более спокойно. 3)Метод «третьего авторитета»: в случае морального конфликта двух и более сторон приглашается третья, авторитетная для обеих, способная выслушать аргументы обеих сторон и снять взаимное ожесточение. 4)Взгляд со стороны: рекомендуется посмотреть на возникший конфликт глазами оппонента с учетом общественных норм в этике. 5)Рекомендуется тщательно проанализировать, а возможно, и пересмотреть или наметить новые цели и стремления, выполнение которых поможет снизить эмоциональное напряжение в настоящий момент.


написать администратору сайта