Детская литература. Контрольная работа. детская литература. Контрольная работа на тему Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями по учебной дисциплине Детская литература
Скачать 46.92 Kb.
|
Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия" КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями. по учебной дисциплине: Детская литература Выполнил(а): Томилова Н.А. Направление подготовки: Педагогическое образование Форма обучения: заочная Оценка: ____________________________ ____________________________ Подпись Фамилия И.О. “____”________________20___ г. Омск, 2022 1.Прочитайте текст. Определите его жанр, прокомментируйте своё решение. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь» говорит, что перед тем, как совершить что-то, необходимо подумать, проанализировать то, что собираешься сделать или сказать, представитель последствия. Каждое действие, которое может повлечь за собой необратимые последствия, должно быть продуманным холодной головой, ведь отмерять можно сколько угодно, но после того как отрежешь вернуть все на прежние места уже не получится. Это пословица несет в себе великую житейскую мудрость, совет предков, как избежать опрометчивых решений и не совершать ошибок. Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нужно подумать несколько раз, прежде чем действовать. Простой пример: маркетинг и активная реклама различных продуктов, новинок в сфере продуктов, техники и прочих гаджетов, соблазняющих на покупку. Увидев рекламу или зайдя в магазин, человеку необходимо включить здравый смысл и несколько раз подумать, по карману ли сейчас новомодная покупка, не является ли она пустой тратой средств, ведущей за собой последствия? Бывают ситуации, когда решение необходимо принять быстро, но если все же есть время подумать, то относительно любого вопроса стоит разделить все «за» и «против» и с непредвзятым отношением проанализировать последствия того или иного решения. Человек – это разумное существо, наделенное возможностью мыслить и анализировать, рационально подходить к решению различных задач. В противном случае, если принимать спонтанные и необдуманные решения, ситуация может обернуться против. На этот случай есть еще одна хорошая пословица «поспешишь – людей насмешишь». Для достижения высоких результатов необходимо уметь прогнозировать результат, не торопиться с выводами и решениями. Собранность и расчетливость мыслей, здравый смысл и холодный ум в процессе принятия решения поможет достичь лучших результатов и добиться цели. 2. Проанализируйте текст художественного произведения, входящего в программу начальной школы, в соответствии с его родовыми и жанровыми особенностями. Введение Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученикам нравилось учиться в школе, чтобы не пропадал интерес к учебным предметам, к новым знаниям. Все дошкольники любят слушать стихи, сказки, рассказы, читаемые взрослыми. Но уроки чтения не являются любимыми уроками для большинства учеников. В основном учащиеся заняты работой на уроках математики и русского языка. Но на уроках чтения мы видим, как часто отвлекаются ученики. Сделать уроки чтения более продуктивными, более интересными для учеников – вот задача, которая заставляет взяться за изучение этой темы. Совершенный читательский навык лежит в основе успешного обучения школьников. Дети, не умеющие правильно читать, испытывают трудности и в изучении русского языка, и в изучении естествознания, истории, и даже, математики. Первый шаг в становлении читательской личности – овладение правильной техникой чтения (различение букв, слогов, чтение по слогам, плавное произнесение всего слова, чтение целыми словами). На уроках и в процессе самостоятельного внеклассного чтения ученик развивает читательские умения и навыки. Параллельно учителя проводят работу над выработкой умения читать осознанно, ясно воспринимая содержание текста. Но правильное чтение и понимание значений употребленных в тексте слов – не конечная цель обучения чтению. Выделяются три ступени в процессе обучения чтению и пониманию текста: 1) чтение с буквальным пониманием общеизвестных значений употребленных слов; 2) интерпретация текста – чтение с освоением смысла, умение читать между строк, умение видеть, какими стилистическими средствами пользовался автор; 3) критическое чтение – оценка качества произведения, установление его художественного смысла, художественной ценности. Программой обучения в начальной школе предусмотрено формирование умений первой ступени. Дальнейшее закрепление этих умений и начало освоения умений и навыков второй и третьей ступеней происходит в средних и старших классах. Программа по литературному чтению рассматривает методические подходы к анализу произведения. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя" Программа обучения в начальных классах предусматривает знакомство учащихся с изобразительными средствами и языком художественных произведений в элементарной форме. Благодаря частому общению с печатным текстом первоклассник испытывает новое отношение к знакомым предметам. Художественные тексты стимулируют социализацию младшего школьника, формируют его личность. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Поэтому органически вписывается в круг задач, стоящих перед обучением чтению – эстетическое развитие школьников. Ребенок живет жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. Но воздействие литературы на учащихся определяется их способностью полноценно воспринимать художественное произведение. К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело" [1] Полноценное эстетическое восприятие художественного произведения требует предельного внимания к каждому слову, несущему на себе определенные изобразительные нагрузки. Цель моей работы- изучить виды литературоведческого анализа художественных произведений в начальных классах. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: -Рассмотреть методику анализа художественных произведений в начальной школе; -Изучить формирование у младших школьников умения анализировать художественное произведение 1. Методика анализа художественного произведения в начальной школе Художественная литература – это особый вид познания. Настоящий художник – поэт и писатель – не копирует жизнь, как в научно-познавательной статье, а преобразует её своим творчеством, особым видением. Поэтому, читая художественное произведение, мы воспринимаем действительность, созданную воображением, умом и чувствами художника и запечатленную в образной форме. [2] Долгое время учителя и методисты считали достаточным при изучении художественных произведений в школе лишь первичное чтение. [3] Так как "совершенная подача текста вызывает у слушателей эмоциональную взволнованность, захватывает их, порождает поток мыслей и чувств".[3] Но очень часто первое чтение не может вызвать полных и верных впечатлений и эмоций. Последующий краткий анализ нужен для того, чтобы все оттенки и детали картины, рисуемой автором, стали понятны учащимся. Лишь усвоив эти детали, ученики смогут эстетически, верно, и глубоко воспринять художественное произведение. Общее понятие анализа художественного произведения в школе подразумевает деление на части и рассмотрение этих частей, каждая часть рассматривается в её отношении к целому. (Литературное произведение есть система, некая целостность). Анализом текста называют только такой разбор текста, который приводит к углубленному пониманию. Таким образом, методика подразумевает анализ литературоведческий и анализ школьный. Литературоведческий анализ описывает свои мысли, не за других. Школьный анализ способствует литературному открытию, восприятию данного текста данным учеником. Принципы построения анализа текста 1) Аналитическое чтение всегда вторично. Анализ совершается после целостного, непосредственного восприятия прочитанного (первичное восприятие не направлено, хотя первичному восприятию должна предшествовать подготовка). 2) Анализ должен опираться на восприятие учеников, учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности. 3) Анализ должен соответствовать потребности ребенка разобраться в прочитанном произведении. 4) Анализ должен быть целенаправленным. Цель – постижение идеи произведения. 5) Избирательность анализа предполагает, что все детали произведения анализировать необязательно. Выбирается либо композиция, либо название, либо характеристика героя. 6) Анализ должен учитывать родовую и жанровую специфику произведения, т.е. приемы выбираются в зависимости от жанра и рода. 7) Анализ завершается синтезом при обобщении текста. 8) Анализ должен способствовать литературному развитию ученика, формировать у него читательские умения. 9) В процессе анализа текста должен совершенствоваться навык чтения, т.е. каждое задание должно обращать ребенка к тексту (анализируем не жизненную ситуацию, а изображение этой ситуации автором). Таким образом, произведение должно анализироваться только в контексте творчества автора, эпохи, литературного направления. Формирование у младших школьников умения анализировать художественное произведение Литературное развитие – процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках чтения. Но освоить духовный потенциал литературы может только квалифицированный читатель. Путь к полноценному восприятию лежит через перечитывание и анализ текста, через овладение читательскими умениями. "Умение трактуется в методике как готовность, способность эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Формирование этих умений должно опираться на знание этих условий, т.е. на элементарные представления о природе художественной литературы и на овладение способами действия, т.е. приемами анализа текста" [Error: Reference source not found] Различают умения первичные – близкие к навыкам, поддающиеся автоматизации, и вторичные – умения, которые предполагают элемент творчества. Умение анализировать художественное произведение – умение вторичное, предполагающее творчество ученика, способность найти решение в том случае, когда "...заранее неизвестен набор правил и операций, последовательность которых приводит к цели" [Error: Reference source not found] Поэтому, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа произведения. Таким образом, современное литературоведение рассматривает умение анализировать произведение как систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения. Познакомимся с этой системой. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении Это умение предполагает анализ построения фразы, выбора слова, авторского выбора в построении фраз. Ученик учится воссоздавать в воображении картины жизни, образов героев, постигать авторскую оценку в зависимости от авторского выбора слов. Формированию данного умения способствуют: подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения слов, сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом, выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявления авторской позиции. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенной писателем Это умение тесно связано с предыдущим умением, но не сводится к нему. Формирование рассматриваемого умения опирается на начальное представление о соотношении литературы и действительности, выраженное в доступной детям форме, и на понимание различия между оценкой рассказа как произведения искусства и выражением отношения к жизни, которая изображена в рассказе. Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, графическое и словесное рисование. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития действия Существенным элементом рассказа является сюжет, представляющий собой систему событий в произведении. Чтобы воспринимать события как систему, проследить смену эмоциональной тональности, увидеть, как раскрываются образы героев, необходимо понять закон сцепления эпизодов. Т.к. и в композиции отражается видение мира. Поэтому формирование данного умения возможно только на основе представления о композиции. Наиболее эффективный прием, позволяющий сделать необходимые наблюдения, - составление плана, основанного на вычленении композиционных элементов рассказа. Умение целостно воспринимать образ-персонаж как один из компонентов художественного произведения, служащий для раскрытия идеи Целостное восприятие предполагает, что читатель осознает мотивы поведения персонажа, соотносит между собой поступки, переживания героя, авторское отношение к нему. В воображении создается образ-персонаж, к которому читатель относится как к живому человеку. (Герой создан автором для раскрытия какой-то цели). Наиболее эффективны следующие приемы: выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков персонажей; сопоставление размышлений, переживаний и поступков с целью воссоздания образа-персонажа; "расшифровка" мимики, жестов, интонации с целью выявления изменения внутреннего состояния персонажа; Составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа о герое или от лица героя, рассказа по аналогии, создание диафильма с целью осмысления характера и идеи произведения. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах произведения Если читатель не чувствует авторской оценки, знакомство с произведением обогащает его лишь знанием еще одной жизненной ситуации, а не приобщает к авторскому пониманию жизни, читатель не получает опыта духовного. Формирование данного умения опирается на представление об авторе, как о творце произведения. Умение осмыслить идею произведения Освоение идеи – это цель анализа, если она не достигнута, то и деление текста на части не оправдано. Осознание идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения. Наиболее распространенные приемы, способствующие обобщению содержания рассказа, - это выражение идеи произведения с помощью логической формулы, позволяющей выйти за рамки сюжета, сделать широкое обобщение. Следует использовать и такие приемы, как постановка учащимися вопросов к произведению, составление рассказа по аналогии. Постановка вопросов позволяет подойти к идее через осмысление сюжета, характеров, через обнаружение основного конфликта произведения. Составление рассказа по аналогии способствует эмоциональному освоению идеи. Таким образом, в реальном процессе восприятия все частные умения связаны между собой, взаимно обогащая друг друга. Поэтому, все умения должны формироваться одновременно. Выяснив методическую сторону изучаемой темы, обратимся к психологии и рассмотрим психологические закономерности развития процесса смыслового анализа. Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа При переходе в среднюю школу у многих учащихся возникают затруднения, связанные с неумением выделить в учебном материале существенное, главное. Это значит, что у учеников не сформированы умственные навыки и мыслительные процессы, которые позволяют целенаправленно осуществлять смысловой анализ материала и выявлять в нем наиболее важное содержание. Такая несформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что процесс усвоения материала подменяется его механическим запоминанием. Наиболее труден для понимания художественный текст. Понимание смысла, основной идеи произведения – сложный психологический процесс, тесно связанный со значительным направлением умственной деятельности: переформулированным обобщением. Имеющиеся в психологической литературе данные свидетельствуют о том, что понимание идеи текста в своем становлении проходит некоторые стадии. Не только учащиеся разных возрастных групп, но и одного и того же возраста могут характеризоваться разным уровнем развития смыслового анализа, и это проявляется в разном понимании содержания произведения, и его идеи. [Error: Reference source not found] I стадия – ученик не может дать никакого ответа. II стадия – "эхолалия" (повторение). Ученик повторяет строку произведения или предложение. III стадия – "заголовок". Ученик в качестве главной мысли воспроизводит заголовок произведения или заголовок произведения интерпретируется. IV стадия – "синкрет". В качестве главной мысли приводится либо неверно понятая отдельная фраза, либо развернутый, но неправильный пересказ произведения с привнесением собственного содержания. V стадия –"Фабула". В качестве ответа ученик излагает содержание данного произведения. VI стадия – "Начало дифференциации (выделения) смысла". Ученик дает краткий пересказ либо всего текста, либо некоторой его части, после чего следует заключительная обобщающая фраза, содержащая высказывание о главной мысли. VII стадия – "Полная дифференциация (выделение) смысла". Главная мысль произведения формулируется правильно и достаточно обобщенно. [Error: Reference source not found] Известный психолог Н.П.Локалова рекомендует при развитии процессов смыслового анализа начинать работу над текстом с работы над заголовком: осмыслением, интерпретацией, с попытки предугадать, о чем пойдет речь в тексте, с актуализации имеющихся у школьников знаний. Далее учитель работает над фабулой произведения без привнесения собственного содержания и личного впечатления. После того, как фабула произведения будет воспроизведена достаточно полно и правильно, перед ними ставится вопрос: "Что хотел сказать автор этим произведением, какова его главная мысль?". Тем самым учитель переводит учеников на следующую ступень, непосредственно связанную с выявлением смысла текста. Теперь надо вывести учеников на заключающую фразу о главной мысли. [Error: Reference source not found] Таким образом, при развитии процессов смыслового анализа у детей, следует начинать работу с анализа заголовка: предположить, о чем будет идти речь в тексте, каков будет характер произведения, далее учитель должен сам высказать своё мнение о произведении, а затем уже ученик должен сам понять какова главная мысль текста. Анализ художественного текста в его родовой и жанровой специфике в системе развивающего обучения по авторской программе Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. Современная школа призвана обучать детей, давать им литературное образование, с тем, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой освоить, войти в мир автора, т. е. сделать своими нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте, другими словами формировать себя как личность. А это возможно, если личность умеет не только читать, но и размышлять над прочитанным. Поэтому задача учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, т. е. научить детей анализировать текст. Сравнивая художественные и научные тексты, мы видим, что разница между ними в способах изображения действительности. Ученый доказывает свои идеи, используя законы, а художник показывает жизнь, рисуя образы. Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три основных рода: эпос, лирику и драму, а внутри рода - на жанры. Учитывая это, предлагает анализировать художественные тексты, исходя из их родовой специфики. Эпос – один из род литературы, цель которого – восприятие внешней по отношению к автору действительности объективного хода событий, где «автор является как бы простым повествователем того, что совершается самособой» (). В эпосе писатель не прямо, а опосредованно говорит о своих чувствах, отношении к героям. Он выражает их в картинах окружающего мира, выступая сам, как рассказчик или передавая эту роль другому лицу. Организует эпический текст – сюжет, значит в анализе надо идти по логике событий, выстроенной автором, составляя картинный план или рисуя сюжетную цепочку. Большое значение в работе над эпическим произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. «Я только одного сына вижу» - говорит старик в рассказе В. Осеевой «Сыновья», давая оценку сыновьям и женщинам. Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, применяем другой прием: рассказ не дочитывается до конца, закончить который должны дети. После того как выслушаны ответы детей, дочитываем рассказ до конца и сравниваем авторский вариант с детским, что помогает выявить авторскую идею. В завершении анализа эпического текста учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения. Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения. Анализируя эпический текст, читатели идут вслед за автором, по сюжету, двигателем которого является герой. Его образ складывается из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, т. к. в произведении герой не один, дети, следуя по сюжету, фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, а стрелками отмечают их отношения. В итоге у детей появляется схема, которую назвала «системой образов», в которой представлена структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их взаимоотношениях и выйти на идею произведения. Покажем на примере рассказа В. Осеевой «Три товарища», как выводится идея произведения из анализа системы образов: 1. Читая рассказ, дети выстраивают систему образов, обозначая кружочками появляющихся героев. 2. Анализируя их отношения, определяют их сущность, записывая ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Миша и Коля дают лишь советы, как нести завтрак, чтобы не потерять его, а Вова молча делится с Витей. 3. Идея рассказа становится понятной: «Друг познается в беде», «Настоящий друг помогает делом, а не советом». Приводим окончательный вид схемы. Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь изображается не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. В процессе восприятия лирического текста участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память, что способствует личностному развитию ребенка. Основными методическими приемами работы над лирическими произведениями являются: · первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживаний. · «построчное рисование». Данный прием удобно использовать на первых уроках по изучению лирических произведений, т. к.учащиеся наглядно могут увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения. Приведем пример работы над лирическим текстом А. Толстого «Осень». При прочтении стихотворения учащиеся выделяют ключевые слова образы: осень сад листья кисти рябин. При повторном прочтении учащиеся обращают внимание на эпитеты, подобранные автором, объясняют, почему автор остановил свой выбор именно на этом эпитете, и зарисовывают образы, которые выделили в тетрадь. Рассматривая получившуюся картину, выходит на идею: «Грусть, одиночество, но яркие краски осени вносят оживление и радость». «Построчное рисование» основано на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению «видеть» образы в системе, т. е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала. Поэтому с развитием у детей абстрактного мышления можно пользоваться уже известной им схемой «системой образов», помогающую понять идею лирического произведения. После прослушивания произведения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою» учащиеся называют ключевые слова: Чародейка Зима, лес, сон, солнце. При самостоятельном прочтении выстраивают систему образов: В результате учащиеся выходят на идею произведения «Гармония в природе, спокойствие, красота, гордость поэта за русскую природу». Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении: либо нарастание эмоциональной волны, либо эмоциональных колебаний, перепадов настроения автора предлагает использовать схему - «картинный план – партитура чувств», которая тоже помогает выйти на идею произведения. Приведем пример работы над лирическим произведением А. Фета «Ласточки пропали». Анализируя ключевые слова, учащиеся составляют картинный план, после повторного чтения с анализом картинного плана дети прописывают чувства автора и получается схема:
На основании схемы выходят на идею: «Радость всегда сменяется тревогой, бурей, но где-то далеко в душе есть надежда на светлое радостное чувство». Результатом глубокого анализа произведений является выразительное чтение. Драма – еще один род литературы. Она предназначена для постановки на сцене и написана в форме монологов и диалогов. Характеры героев в драме раскрываются в действии, в поступках героев, их речах. При анализе драматического произведения составляем сюжетную цепочку, что помогает лучше ориентироваться в тексте. А затем, сопоставляя характеры героев, через систему образов, выходим на идею: «Дружба помогает в беде» Анализируя систему образов, видим, что в драме нет автора, он лишь поясняет актерам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Пояснение о месте действия, обстановке, одежде действующих лиц, их душевном состоянии, движении, жестах, интонации автор дает в ремарках. Полученные знания учащиеся закрепляют, читая по ролям и инсценируя на сцене. Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика, формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. В результате работы 24% моих учащихся к концу 4 кл. уже с первого раза (без анализа текста) могут выделить главную мысль из услышанного или прочитанного текста. 31% учащихся владеет выразительным чтением при первом прочтении текста, исходя из типа текста, т. е. умеют использовать паузы (логикограмматические, психологические и ритмические - при чтении стихотворений); ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную информацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать громко и внятно. 75% ребят могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст. Таким образом, большинство учащихся, оканчивающих начальную школу, овладевают общими подходами к произведению как художественному тексту, умениями анализировать текст: увидеть и описать образы, вычленить композицию произведения, через художественные средства выйти на понимание позиции и идеи автора. У них сформирована потребность к чтению, умение размышлять над прочитанным, учащиеся умеют доказывать свою точку зрения. Учащиеся отмечают, что литературное чтение дает им "знания", "развитие памяти", "развитие речи", "удовольствие", "делает жизнь интереснее", "знакомит с творчеством поэтов и писателей", "в своей жизни не повторять ошибки героев". За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется: · у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т. к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями; · в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героя, а чтение становится серьезным и толковым; · при этом у детей совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные интересными переживаниями за героев произведений; · по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательные интересы, т. к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над произведением; · появляется желание создать новое произведение самому. Проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского восприятия мира, мы не только создаем условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», но и значительно обогащаем его интеллектуально – формируем познавательный и нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя, т. е. формировать себя как личность. Список литературы: Программа для четырехлетней начальной школы (Система начального обучения ). - М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. Лазарева анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001. Лазарева рекомендации к учебнику «Литературное образование» для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Институт инноваций в образовании им. : Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001. Лазарева , лирика и драма. Ж. «Литература в школе» №1, 2, 3, 1996г. Лазарева и технология анализа художественного текста на уроках «Литературного чтения». Газета «Начальная школа № 4, 2003 Локалова Н.П. «Стадии овладения учениками литературным текстом», - (НШ,№7-2001) Ушинский К.Д. «Родное слово» («Антология педагогической мысли России»,-М, «Педагогика» 1998) Ушинский К.Д. «Руководство к преподаванию по «Родному слову» - Собрание сочинений, т.2, М., - «Просвящение», 2000 Конец формы |