Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по дисциплине История Вариант

  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Сергий Радонежский

  • Обитель преподобного Сергия Радонежского — Свято-Троицкая Сергиева Лавра

  • Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

  • Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

  • Ин кондак на обретение мощей, глас 8

  • Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

  • Сергий Радонежский Кто Петер I -« Чудо» или «Чудовище»

  • 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг

  • Петр I 3. Хронологическая таблица реформ Александра III

  • 1887г. 1887г. 1889 г.

  • 1890 г. 1892г.

  • 1884г. 1887 г.

  • 1882 г. 1885 г. 1897 г.

  • 4. Роль, которую сыграла командно-административная система, сталинский режим в победе СССР.

  • Содержание пословиц. «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет».

  • «От работы не будешь богат, а будешь горбат».

  • Список использованной литературы

  • История,контрольная работа. история. Контрольная работа по дисциплине История Вариант 4 студент 1 курса отделения заочного обучения


    Скачать 206.61 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине История Вариант 4 студент 1 курса отделения заочного обучения
    АнкорИстория,контрольная работа
    Дата25.03.2023
    Размер206.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипКонтрольная работа
    #1014183


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

    Контрольная работа по дисциплине

    История

    Вариант – 4

    Выполнил: студент 1 курса

    отделения заочного обучения

    группы №

    Проверил:

    Индекс:

    Адрес:

    Сотовый телефон:

    Челябинск

    Содержание

    1. О каком историческом деятеле идет речь? До принятия монашества носил имя Варфоломея. Основал монастырь посреди глухого Радонежского бора, подавал пример смирения братии: носил воду, колол дрова, молол зерно, варил пищу, шил обувь и одежду. Его авторитет на Руси был огромен. Перед решающей битвой благословил великого князя московского и предрек ему победу…………………………………………………………………………......3

    2. Кто Петер I -«Чудо» или «Чудовище»? Приведите аргументы……………12

    3. Составить хронологическую таблицу реформ Александра III ……………17

    4. Какую роль сыграли командно - административная система, сталинский режим в победе СССР?

    - Героизм и мужество, особое упорство и неприхотливость всего народа и его армии,
    - Превосходство «русского военного руководства» в 1943-1945гг.

    - Высочайшая цена победы………………………………………………...……22

    5. Обдумайте содержание пословиц: «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет», «От работы не будешь богат, а будешь горбат». О какой особенности в развитии российской цивилизации идет речь?.........................25


    1. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.

     

    Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный, всея России чудотворец.

    Память -5 июля в день обретения мощей в 1422 году, 25 сентября в день кончины, в Соборах Владимирских, Московских и Радонежских святых.

    В миру Варфоломей, родился 3 мая 1314 года в селе Варницах, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей.

    С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

    В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его неосмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

    Около 1328 года родители преподобного переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.

    Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.

    Варфоломей же остался, и в 1337 году принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия. По некоторым источникам святой, также как его родители и старший брат, был пострижен в Хотьковской обители "у Покрова". Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева Лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

    Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному благословенную грамоту и советовал устроить общежительный монастырь. Святитель Алексий Московский посоветовал ввести строгое общежитие. Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

    Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

    Однажды святитель Стефан Пермский, глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

    Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

    Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного, и просил принять управление Русской митрополией, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

    Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

    Достигнув глубокой старости, преподобный Сергий благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.

    Преставился мирно 25 сентября 1392 года. Накануне в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."
    Мощи великого подвижника были обретены нетленными 5 июля 1422 года, в честь чего было установлено празднование. В 1427 году на месте родительского дома святого в Варницах был основан Троицкий монастырь.
    Обитель преподобного Сергия Радонежского — Свято-Троицкая Сергиева Лавра

    Е динственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. Вскоре, вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

    Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия Радонежского. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3-4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий Радонежский вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия Радонежского своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. "Прости, Владыко, — отвечал он, — я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете". Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

    В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. "Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33) Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам...

    Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

    Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениихобраз быв твоим учеником; / темже и вселися в тяПресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергиепреподобне, отче наш.

    Ин тропарь, глас 8

    От юности восприялеси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел есимирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

    Ин тропарь, глас тойже

    В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываешисугубстве, творящимлюбовию память твою, / скверны обоямыдушевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

    Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

    Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучнымизарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалититя, БогомудреСергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующепреславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобнеСергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

    Кондак, глас 8

    Христовоюлюбовиюуязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиялеси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, СергиеБогомудре.

    Ин кондак, глас тойже

    Яко безплотнымравножитель, / всех преподобных превозшелесипостническими труды и бдении молитвенными, мудреСергие, / тем восприялеси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобнеСергие.

    Ин кондак на обретение мощей, глас 8

    Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствилеси, / о нихже и ныне Троице предстоишимоляся, / да вси вопием ти: / радуйся, СергиеБогомудре.

    Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

    Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком быстетвердиизаконоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бодемонския скверны отгнавшеотсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновениеко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.



    Сергий Радонежский

    1. Кто Петер I -« Чудо» или «Чудовище»?

    Эпоха Петра I - время тяжелых и сложных для нашей страны перемен. Отсюда и такое неоднозначное отношение к личности Петра I и осуществленных им и его сподвижниками перемен. Одни исследователи считают его «Чудом», спасшим Россию от сползания в пропасть, другие называют его самого и реформы, осуществленные им, «Чудовищем» и чудовищными.

    Из отечественной истории нам известно, что практически все преобразования в стране в разные эпохи начинались сверху. Русский историк и философ С.М.Соловьев вполне справедливо отмечает, что хотя и «пытками, и батогами», но Петр заставил перенять жителей «варварской Московии» начала европейской культуры. В кратчайшие сроки Петром I Россия была преобразована по высоким образцам Европы и превратилась в Российскую империю.

    Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав. То, что Петр сделал за свою не очень долгую жизнь для развития экономики, армии, флота, внешней политики, Россия продолжала развивать в течение почти двух столетий. Петр Великий - фигура противоречивая, сложная. С одной стороны он отличался простотой в обращении, непритязательностью в быту. Но привычка к власти, раболепие окружающих породили в Петре такие качества как грубость, пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он считал себя абсолютным монархом. Все, что он делал - все это для блага государства и народа, говорил Петр. При всей его демократии, царя боялись как огня даже самые близкие люди. Он не терпел возражений и взрывался гневом по малейшему пустяку. Сотни людей было обложено увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и т.д. Но как правитель Петр Великий внес огромный вклад в управление государством. Привлек к делам одаренных, талантливых людей, воспитывал, направлял их. Поэтому с одной стороны Петра можно рассматривать как чудо, преобразившего Россию, а с другой как чудовище, тирана с его деспотизмом и грубостью.

    Петр I - фигура огромного исторического масштаба, сложная и в то же время противоречивая личность. Он был умен, любознателен, трудолюбив, полон сил и энергии. Он не получил должного образования, но это не мешало ему обладать весьма обширными познаниями в самых разных отраслях науки, техники, ремесла, военного искусства. Многие его личные качества были обусловлены характером той суровой эпохи, современником которой он был, и это во многом объясняет его жестокость, властолюбие, подозрительность. В достижении цели он не останавливался ни перед чем, а порой был не просто жесток к людям (лично, к примеру, участвовал в казнях стрельцов в 1689 году), а рассматривал подданных как материал для реализации своих планов по преобразованию страны.

    С именем Петра I связано превращение России в империю, европейскую державу. В 1697-1698 гг. он совершает «великое посольство» в Европу, в ходе которого он укрепился в мысли о переносе внешней политики страны на Запад. Главной целью стала борьба за выход к Балтийскому морю. Огромными усилиями, но Россия смогла одержать победу над серьезным противником в лице Швеции, продемонстрировав свои преимущества не только на суше, но и на море. Петр считал эту победу одной из главных в своей жизни. В октябре 1721 года продолжавшиеся месяц праздничные мероприятия по этому поводу завершились торжественной церемонией принятия им титула императора всероссийского. При жизни Петра I его новый статус был признан европейскими державами: Швецией, Данией, Пруссией, Голландией, Венецией.

    Россия решила под руководством Петра главную задачу, которую его предшественники не могли решить в течении более чем двух веков. Россия прочно вошла в число европейских держав, были установлены дипломатические отношения с рядом европейских государств.

    После окончания Северной войны Россия активизировала натиск на восточном направлении с целью завоевания шедших через Каспийские территории транзитных торговых путей. В 1722-1723 гг. Россия завоевала южное и западное побережье Каспия.

    Все это позволяет утверждать, что внешняя политика России под руководством Петра эволюционировала в имперскую политику. Именно Петр создал Российскую империю, которая сохранялась почти в течении трех последующих веков.

    В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия (Консилиум министров), которая состояла из доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Сената, который был сформирован Петром 22 февраля 1711 года. Созданный Петром I для текущего управления страной на время отсутствия царя Сенат (состоял из 9 человек), превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Сенат контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, контролировал исполнение дворянами воинской повинности. К Сенату перешли функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании и подписывались всеми членами высшего государственного органа. Петр I делегировал Сенату часть своих полномочий и возложил на членов Сената персональную ответственность за реализацию принятых решений. Сенат принимал решения, для исполнения которых требовался административный аппарат. В 1717-1721 году Петр проводит реформу исполнительных органов управления, в результате которой вместо приказов были сформированы по европейскому образцу 11 коллегий. Функции и сферы деятельности каждой коллегии были четко определены, а сами решения внутри коллегий принимались коллегиально.

    Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обе+р-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в надзоре за деятельностью государственных учреждений: выявление случаев нарушения Указов царя, злоупотреблений со стороны должностных лиц.

    В целях укрепления вертикали власти на местах в 1708-1715 гг. и 1719-1720 гг. в России проведена областная реформа, которая привела к изменениям административно-территориального деления страны. Вся страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Губернии делились на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дискриты во главе с земскими комиссарами. Такая структура более чем красноречиво свидетельствовала о завершении оформления абсолютной монархии, а также бюрократической системы, которая служила опорой имперской власти.

    Петр реформировал вооруженные силы России, осуществил ряд военных реформ, в результате которых вместо стрелецкого войска была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которые показали свою мощь и силу в годы Северной войны. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигла 210 тысяч человек ( в том числе 2600- гвардия, 41550- конница, 75 тысяч человек- пехота, 74 тысячи человек в гарнизонах), а также до ПО тысяч человек нерегулярных войск. На флоте проходили военную службу около 30 тысяч человек. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия.

    Петр I предпринял ряд серьезных мер по реформированию российской промышленности и торговли с целью ликвидации технического отставания России от передовых стран Западной Европы. В промышленности и торговле осуществлялась политика протекционизма в целях защиты отечественного товаропроизводителя. В 1724 году он вводит защитный таможенный тариф- высокие пошлины на иностранные товары, которые могли быть изготовлены внутри страны или уже выпускались отечественной промышленностью. Реформы в области экономики дали положительный результат: в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла, в стране работали 233 фабрики и завода.

    Правительство Петра уделяло большое внимание социальной политике, главная цель которой сводилась к юридическому оформлению сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. Были расширены права и определены обязанности дворянства, одновременно отмечается усиление крепостного гнета крестьянства.

    Реформы правительства Петра в области культуры и образования позволили России занять свое достойное место как сокровищницы мировой культуры, искусства, архитектуры.

    Безусловно, Петр I - чудо. Многие идеализировали царя-реформатора, к их числу относятся А.С.Пушкин, А.Н.Толстой, М.В.Ломоносов, М.Н.Погодин. Ряд исследователей с осторожностью подходят к оценке его деятельности -Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.



    Петр I

    3. Хронологическая таблица реформ Александра III



    Дата

    Название реформы

    Содержание реформы





    1881 г- 1882 г.

    1883-1885 гг.


    1889 г.

    Крестьянский вопрос.

    Закон о переселениях.

    Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временно обязанное состояние, понижались выкупные платежи.

    Учрежден Крестьянский банк, который призван был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в приобретении частновладельческих земель.

    Была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян.
    Переселенцы получали значительные льготы: освобождались на 3 года от податей и воинской повинности, а в последующие 3 года платили подати в половинном размере , получали небольшие денежные пособия.




    Апрель 1881 г.

    Реформа системы высших органов управления

    Принят «Манифест о незыблемости самодержавия».










    Утверждено «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и





    14 августа 1881 г.



    Реформа системы высших органов

    управления

    общественного спокойствия», в соответствии с которым в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 Лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.


    1887г.


    1887г.

    1889 г.

    Судебная реформа


    Повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что привело к увеличению дворянского представительства.

    Ограничена публичность и гласность судебных заседаний.

    Из ведения суда присяжных изъяты дела «о сопротивлении властям».

    1889 г.

    Земская реформа

    Введен институт земских начальников, которые назначались министром внутренних дел России и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинностей сажали крестьян под арест, подвергали телесным наказаниям. Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков в отношении крестьян.

    1890 г.

    1892г.


    Земская контрреформа

    При выборах в земство число гласных от помещиков увеличивалось в связи с уменьшением для них имущественного ценза. Для городских жителей имущественный ценз был увеличен. Список гласных, избранных от крестья, утверждался губернатором. Данные меры привели к укреплению позиций дворянства в местных органах самоуправления.

    Городское положение исключало из числа избирателей приказчиков и местных торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам круной городской недвижимости-малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской думы санкционировались губернаторским начальством, ограничивалось число заседателей думы. Эти меры практически поставили городское самоуправление под контроль правительства.



    1884г.


    1887 г.

    Реформа в системе просвещения


    Принят новый Университетский устав, который практически упразднил автономию университетов: ректор и профессора назначались правительством; возросла почти в два раза плата за обучение; особая инспекция осуществляла контроль за студентами.

    Принят «Циркуляр о кухаркиных детях», который рекомендовал не принимать в гимназии детей из недворянских семей. Представителя «низших» слоев затруднялась возможность получения образования.


    1882 г.


    Реформа в области печати

    Введены Временные правила о печати, которые усилили карательную цензуру и привели к закрытию ряда изданий. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости».



    1882 г.

    1885 г.

    1897 г.


    Реформы в области трудовых отношений между работником и работодателем


    Принят закон о запрещении применения труда малолетних (до 12 лет) детей и учреждена фабричная инспекция дляосуществлением надзора за выполнением закона.

    Принят закон запрещавший применение в ночную смену труда несовершеннолетних детей и женщин.




    Законом ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч. В большинстве своем принятые законы носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению.





    4. Роль, которую сыграла командно-административная система, сталинский режим в победе СССР.
    Командно - административная система, существовавшая в СССР на кануне ВОВ сыграло роль в том, что за победу была заплачена высочайшая цена. Как ни печально это констатировать, но это так.

    Цена победы - это узловая проблема истории войны. Режим власти, созданный И.В.Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного.

    При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества.

    Если освещать роль командно-административная системы и сталинского режима в победе СССР словами историков, то к причинам непомерных потерь СССР, можно отнести - уровень руководства подготовкой обороны страны и ведением войны со стороны Сталина и ряда его ближайших советников. Уровень, отмеченный диктатом, некомпетентностью, бюрократизмом, жестокостью. Эти черты руководства характерны для всего периода сталинизма. Во время же войны их проявления не только не ослабли, как полагают некоторые исследователи, а, напротив, усилились. Несомненно, при абсолютной личной власти Сталина, при сосредоточении в его руках всех ключевых руководящих постов в партии и государстве названные черты не могли не получить и действительно получили широкое распространение и в обществе в целом.

    Так почему же цена победы советского народа оказалась столь неимоверно высокой? Главная из так называемых «внутренних причин» это диктат и некомпетентность руководства подготовкой страны и ведением войны со стороны Сталина и ряда его ближайших советников. Во время войны эти негативные проявления усилились. Но наряду с ними и вопреки им с каждым годом войны росли опыт и профессионализм командиров и красноармейцев, развивалась инициатива тружеников тыла.

    Низкий уровень профессионализма советского руководства в условиях войны привел к лозунгу «Победа любой ценой!». Ему были подчинены приказы 270 (1941 г.) и 227 (1942 г.). Первый из них объявлял «предателями» всех военнослужащих Красной Армии, попавших в плен, хотя подавляющее большинство из них оказалось в плену по вине командования. Еще более жестким был второй приказ - «Ни шагу назад!», появившийся после поражения под Ленинградом, в Крыму и под Харьковом. По этому приказу были введены штрафные батальоны. Приказ воспрещал любой отход, что вело к новым безрассудным потерям.

    Среди источников нашей победы в Великой Отечественной войне на первый план справедливо выдвигается массовый героизм советских людей, Однако в книгах он до сих пор представляется как подвиги отдельных личностей. Следует обратить внимание на главное - на коллективный подвиг частей, соединений, заводов, колхозов, советских ученых. Это - героизм другого рода - длительный и тяжелый ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.

    С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгрома фашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР.

    При этом важно отметить следующее:

    В результате огромных усилий и активной деятельности советских людей, соединения их энтузиазма и личной заинтересованности в победоносном исходе войны, организаторской деятельности партии, советского правительства, советских общественных, военных, научных и других организаций в ходе войны удалось локализовать негативные последствия административных методов управления, и обеспечить создание единой, хорошо слаженной системы действий всей страны, всего народа. В рамках этой системы было обеспечено единство фронта и тыла. В соответствии со стратегическими планами тыл направлял на фронт необходимое для их осуществления: оружие, боеприпасы, военную технику, продовольствие и обмундирование, а также пополнения для войск. И наоборот, планирование и выдержало испытание единство народов СССР. Знаменательно, что Героям Советского Союза стали представители 100 наций и народностей страны. Особенно большую роль в победе в войне сыграл патриотический дух русского народа. В своей знаменитой речи 24 мая 1945 г.: «Я поднимаю тост за здоровье прежде всего русского народа», - Сталин признал особый вклад
    русского народа.

    Созданная в конце 30-х гг. административно-командная
    система позволила концентрировать людские и материальные ресурсы на
    важнейших направлениях для разгрома врага.

    Историческое значение победы СССР в войне заключается в том, что была разгромлена тоталитарная, террористическая модель капитализма, угрожавшая мировой цивилизации. Открывалась возможность демократического обновления мира и освобождения колоний. Советский Союз вышел из войны великой державой.

    1. Содержание пословиц.


    «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет». Отличительные черты положительных героев русских народных сказок – это трудолюбие, старательность, добросовестность, и наоборот, отрицательные персонажи характеризуются чаще всего как ленивые, неумелые, стремящиеся урвать незаслуженные блага.

    Среди тысячи русских пословиц невозможно найти ни одной, где бы труд воспринимался как проклятие. Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Таким образом, в российской цивилизации «работу» определяют как жизненно важную потребность человека. «От работы не будешь богат, а будешь горбат».

    Нельзя забывать о неоднозначности русского народа существуют пословицы, констатирующие грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести.

    Пословицы отражают быт народа, а поэтому общество, государство должны пропагандировать такую мораль, когда честный труд вызывал бы гордость, считался бы благом и достоинством, признаком человека, а безделье и леность порицались бы, о деньгах, заработанных нечестным трудом.

    Об общинности, как особенности в развитии российской цивилизации идёт речь.

    Общинность стала одной из главных характеристик русско-православной цивилизации. Русский - человек общины. Община - его защита, средство выживания. Смирение - слияние с "миром", с общиной, коллективом - черта русской православной цивилизации .

    Общинность - отрицание личности одного человека ( быть "как все", "не высовываться"). Отсюда стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг, как служение "миру". Выживание становится причиной, коллективизм - следствием. Но внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд "сдабривался" плясками, пением, дракой, пьянкой.

    Список использованной литературы


    1. История России. Расцвет и закат Российской империи: 19-начало 20 вв / Под ред. Л.Г. Косулиной. - М.: Знание, 2012.

    2. Ключевский В.О. О русской истории. Часть 1.- М: Просвещение, 2010.

    3. История России: с древности до наших дней / Горинов М.М. - М.: Высшая школа, 2009. История России: Учебное пособие / Под ред. М.М. Горинова и др. -М., 2012.

    4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Часть 2. - М.: ВЛАДОС, 2011.

    5. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Семенникова Л.И. -Брянск, «Курсив», 2010.

    6. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник -6-е изд. / Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - М.: Издательский цент «Академия», 2012.

    7. История России. Учебник. - М.: «Проспект», 2009 История
      Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М.
      Устинов, Н.Д. Эриашвили и др.; Под ред. проф. Мунчаева. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2010.

    8. История России (Россия в мировой цивилизации). Под редакцией
      А.А. Радугина. М., Издательство «Центр», 2009.

    Интернет-ресурсы: http://www.pervve-geroi.ru/ ; http://dic.academic.ru;

    http://12mesyatcev.ru/poslovicy-i-pogovorki




    написать администратору сайта