Шпенглер Закат Европы. Шпенглер. Закат Европы
Скачать 18.8 Kb.
|
Закат Европы. Освальд Шпенглер родился 29 мая 1880 года в Бланкенбурге (Германия). Образование получил в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал философию, историю, математику и искусство. В 1904 году получил докторскую степень. Сначала работал учителем в Гамбурге, а затем преподавал математику в Мюнхенском университете. но после того, как ко власти пришли нацисты и изъяли одну из его книг, начал вести уединенный образ жизни. Умер 8 мая 1936 года, незадолго до своей кончины выдвинул предположение, что Третий Рейх не просуществует и десяти лет. «Закат Европы» философский труд немецкого публициста Освальда Шпенглера, два тома которого были опубликованы соответственно в 1918 и 1922 годах. Сложность прочтения «Заката Европы» заключается в том, что Шпенглер не только часто использовал привычные термины в совершенно ином контексте, но и создавал новые, значение которых практически невозможно объяснить вне контекста философской теории Шпенглера. Например, философ употребляет понятия Культура и Цивилизация (в работе эти и некоторые другие термины автор всегда пишет с заглавной буквы) контрастно друг другу. В теории Шпенглера это не синонимы, а в какой-то степени антонимы. Культура – это рост, развитие, поиск своей Цели и Судьбы, в то время как Цивилизация – это упадок, деградация и «доживание последних дней». Другая пара синонимично-контрастных понятий – это «произошедшее» и «происходящее». Для теории Шпенглера «становление» является краеугольным камнем. Согласно его основной идее, история должна фокусироваться не на числах, законах и фактах, описывающих то, что уже произошло, а на происходящем в данный момент. Псевдоморфоз – термин, которым Шпенглер определяет слаборазвитые или «сбитые с курса» культуры. Самый яркий пример псевдоморфоза представляет собой русская цивилизация, самостоятельное развитие которой было прервано и изменено европейской культурой, которую впервые «навязал» Петр I. философ использует понятие Высокой Культуры; оно обозначает культуру, повлиявшую на развитие мира. Шпенглер продвигал идею о мировой значимости одних культур и отсутствия глобального влияния других менее значимых. По мнению Шпенглера, демократия и свобода тесно связаны с деньгами, которые являются основной управляющей силой в свободных обществах и крупных Цивилизациях. Философ утверждает, что чем больше денег находится в распоряжении у отдельных лиц, тем явственнее проходит война за власть, оружием в которой является практически все – политика, информация, свободы, права и обязанности, принципы равенства, а также идеология, религия и даже благотворительность. Шпенглер выделял восемь высоких культур: Египетская культура 2) Вавилонская культура 3) Китайская культура 4)Индийская культура 5)Мезоамериканская культура 6)Античная культура 7)Арабская культура — культура Ближнего Востока 8) Фаустовская культура — европейская культура воли, появившаяся в 1000 годах и символом, которой является Фауст. Она прошла ряд стадий — романика, готика, ренессанс, барокко, рококо — прежде чем умерла в цивилизации XIX века. Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию. «До сих пор я молчал о России, умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться всё длиннее и длиннее». Каждая культура проходит несколько стадией развития: зарождение, возникновение форм, расцвет, старение и гибель. «У «человечества» нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. «Человечество» — пустое слово… Я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всём протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал — человечество — свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». Каждая культура имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели культуры. Молодые культуры расцветают как цветы в поле, старые напоминают гигантские высохшие деревья. Черты упадка культуры, перехода её в цивилизацию: «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин — это новый кочевник и безбожник, для него главное — это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм. Общая закономерность заключается в том, что все культуры начинаются в негородской среде, а затем постепенно переходят в развитие городов, в которых рост и материализм в итоге ведут к ее упадку. Войны за мировое господство Во главе государства встаёт тиран Цель Шпенглера — выстроить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных культур в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая культура переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости. Смысл истории состоит в том, что эти культуры сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга. Пессимистический прогноз Шпенглера для Европы состоял в том, что Европу в ближайшее время ожидает упадок и гибель на фоне расцвета юных народов и их культур. |