Главная страница
Навигация по странице:

  • • Общее понятие познания

  • ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

  • • Философские концепции познания

  • • Структура познания

  • философия (1). Критерии научности Образование как особая форма познания


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеКритерии научности Образование как особая форма познания
    Дата01.04.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафилософия (1).pdf
    ТипДокументы
    #435103
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    129
    • Общее понятие познания • Философские концепции познания •Структура познания. Субъ- ект и объект познания. Чувственное, рациональное и интуитивное познание как три его раз- новидности. Роль творчества в познании. Знание, вера, мнение, понимание. Понимание и объяснение • Проблема истины • Практика. Ее главные виды и функции • Критерии истины в науке
    (критерии научности) • Образование как особая форма познания
    • Общее понятие познания
    Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее раз- вития.
    Гносеология изучает природу познавательной деятельности человека, отношение зна- ния к реальности, условия его существования в системе культуры и коммуникации, критерии истинности и способы достижения истинного знания. Главным вопросом для гносеологии является проблема познаваемости мира. Гносеология занимается общими характеристиками познавательной деятельности, в то время как логика, психология и другие науки изучают ча- стные аспекты познавательных процессов. Также к предмету гносеологии относятся вопро- сы о структуре процесса познания, о специфике субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. Гносеология исследует познавательные способности человека – ра- циональные и чувственные, изучает способы познания – эмпирические и теоретические.
    Позднее появился термин «эпистемология». Это теория научного познания. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности
    – человек – исследует человека, т.е. самого себя. Принято различать два принципа гности- цизма.
    Основы подхода к проблеме познания: гностицизм (или гносеологический оптимизм) и агностицизм.
    Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на на- стоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенци- ально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
    Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. В классическом ви- де агностицизм сформулирован И.Кантом. Кантовскую философскую позицию, согласно ко- торой субъект познания активен в том смысле, что конструирует сам опыт познания, иначе называют
    трансцендентализмом (трансцендентное – то, что находится за пределами созна- ния и возможного опыта).
    К теориям, близким агностицизму, относят софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и су- ществование принципиального непознаваемого. Разновидностью агностицизма можно счи- тать и гносеологические воззрения прагматизма и постпозитивизма. Согласно их концеп- циям, все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений.
    Несмотря на огромные достижения современной науки не снимается философский во- прос о том, ограниченно или безгранично познание. Целый ряд метафизических проблем, таких как вопросы о свободе, Боге, бессмертии души, по-прежнему выходят за пределы воз- можностей
    научного познания.
    ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

    130
    Принципы познания:
    1. Принцип диалектики подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) находить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики.
    2. Принцип историзма предполагает рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления.
    3. Принцип практики означает признавать главным способом познания практику – дея- тельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя.
    4. Принцип познаваемости подразумевает убежденность в самой возможности позна- ния.
    5. Принцип объективности означает признание самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания.
    6. Принцип активности творческого отображения действительности. Вопрос об актив- ности познающего субъекта становится особенно актуальным в связи с развитием некласси- ческих
    физических теорий. Если классическая Ньютонова физика допускала существование объекта познания вне и независимо от субъекта, то квантовая механика исходит из принципа активного
    вмешательства субъекта в формирование объекта познания.
    7. Принцип конкретности истины означает, что нужно искать индивидуальную и дос- товерную истину в конкретных условиях.
    Виды действий человека по познанию:
    1. Человек познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества).
    2. Человек познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, приобщается ко всем видам материальной или ду- ховной культуры).
    • Философские концепции познания
    К пониманию сущности познания философы подходят по-разному.
    1. Причинная концепция (Гоббс, Локк и др.) исходит из того, что познание представляет собой результат взаимодействия двух природных систем, а знание возникает лишь в силу ак- тивного физического воздействия опыта на органы чувств пассивного субъекта.
    2. Деятельностная концепция познания (Выготский, Лекторский, Копнин и др.) нахо- дит выражение прежде всего в социальной теории познания как отражения, где познаватель- ный процесс предстает как взаимодействие объекта и субъекта, в котором активность субъ- екта понимается как способность человека, обусловленная социокультурной средой.
    3. Генетическая эпистемология (Ж.Пиаже) рассматривает познание как взаимодейст- вие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом. Благодаря это- му взаимодействию, субъект, раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления.
    4. В эволюционной теории познания (Г.Фоллмер и др.) основанием познания считается некий
    «мир средних размеров», «мезокосм», который только и является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия. Соответствие результатов познания познаваемому миру объясняется здесь способностью психики эволюционировать, приспосабливаясь к изменениям в окружающей среде
    Помимо этих концепций существуют и другие теории, что позволяет вести конструк- тивное общение между ними, способствуя дальнейшему развитию гносеологии.

    131
    • Структура познания
    1. Субъект и объект познания.
    Субъектом является прежде всего индивид. Именно он наделен сознанием, ощущения- ми, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абст- ракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект – не только индивид; это и коллектив, и социальная группа, класс, общество
    в целом, т.е. мыслительный коллектив. В субъект на уровне общест- ва входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.п., но они вы- ступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе. Иногда их называют «посредники». На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов.
    Универсальным субъектом считается общество в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений; вне общества нет и не может быть ни- какого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познава- тельные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
    В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот.
    Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А лишь субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания.
    Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида – объект для психолога.
    Понятия «субъект» и «объект» различные, но они взаимосвязаны. Грани между ними не
    абсолютны.
    В современной науке грани между субъектом и объектом порой вообще трудноулови- мы: кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому – ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъек- тов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физиче- ских объектов от субъекта и от условий применения приборов. Теперь же субъект и условия познания
    «вторглись» в сам объект. Например, результаты экспериментирования с явления- ми атомного масштаба нельзя использовать как дающие информацию о свойствах квантовых объектов «самих по себе». О них надо говорить как о таких, которые включают описание и квантовых объектов, и измерительных устройств, взаимодействующих с квантовыми объек- тами.
    2. Чувственное, рациональное и интуитивное познание как три его разновидности.
    В философских концепциях познания традиционно выделяют три его разновидности:
    чувственное, рациональное и интуитивное познание.
    В рамках чувственного познания, взаимодействия с предметами и процессами внешне- го мира, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий, представле- ний.
    Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере
    рационального с помощью понятий, суждений и умозаключений. Критерием истинности
    полученных знаний является общественная практика. Она же является основой и целью по- знавательного процесса.
    Ощущение – простейшее, элементарное отражение отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
    Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созер- цании в совокупности всех его сторон, синтез данных отдельных ощущений. Возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом, процессом, явлением.

    132
    Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздейство- вавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда отно- сятся образы памяти и образы воображения (русалка, кентавр и др.). По сравнению с воспри- ятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отображением несущественных.
    Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обогащения чувственных данных. Нужно иметь в виду, что нет
    «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отраже- ния в развитии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значитель- ного возрастания роли мышления, абстрактно-идеализированных объектов в современной науке.
    Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Абстракт- ное мышление тесно связано со способностями человека к обобщениями и идеализациям, суждениям и умозаключениям, другим логическим операциям.
    Рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно является волевым
    процессом, оно неразрывно связано с языком и имеет обобщенный характер. Оно, как и чув- ственное познание, целенаправленно и активно.
    Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их по- следовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Именно уровень и структура практики обусловливают в конечном итоге способ мышления той или иной эпохи. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, проходя определенные уровни.
    Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выде- лить два основных уровня мышления – рассудок и разум.
    Рассудок – исходный уровень мышления, способность к дискурсу (рассуждению), к сознательному последовательному проведению логических операций. Рассудок строит суж- дения о конечных вещах и оперирует понятиями. На этом уровне оперирование абстракция- ми происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко клас- сифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неиз- менное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, для которой форма высказывания важнее содержания.
    Разум – высший уровень рационального познания, или диалектическое мышление.
    Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противо- речия. Разум мыслит абсолютное и бесконечное, оперирует абстрактными сущностями.
    Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь, взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за преде- лы сложившейся готовой системы знания, на основе выдвижения новых диалектических по своей сути фундаментальных идей.
    Наличие рассудка и разума – двух различных, но взаимосвязанных компонент мышле- ния – подтверждается и научными данными о двух разновидностях мышления - левополу- шарном и правополушарном. Левополушарное мышление – это рассудочное мышление. Оно более строгое, более абстрактное, более схематичное, логически упорядоченное. Правополу-
    шарное мышление – это «разумное», понимающе-смысловое мышление. Оно обладает образ- ностью, конкретностью, целостностью. Это мышление творчески-конструктивное, которое

    133 схватывает картину действительности целиком, на лету улавливает смысл сказанного, не ак- центируя сознание на логико-грамматических особенностях речи.
    Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посред- ством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и
    умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, та- кие, как гипотеза, теория и др.
    Понятие – это форма мышления, в которой отдельные предметы или их группы обоб- щаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных при- знаков.
    Число предметов, обобщаемых в понятии, может быть различным. Понятие может от- ражать признаки лишь одного конкретного предмета («естественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов («учитель»). Оно может относиться и к ирреальным, несуществующим в действительности предметам («вечный двигатель», «апейрон»). В поня- тиях может быть различным и уровень обобщения. Одни из них, как правило, используются в какой- либо одной области познания (частонаучные понятия), другие – в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские).
    Суждение – это форма мышления, мысль в которой что-либо утверждается или отрица- ется о предметах действительности.
    С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами, характе- ризуя последние с определенной стороны. В них он выражает мысли о существовании неко- торого предмета, о тех или иных отношениях между предметами.
    В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только су- щественные и общие (как в понятии).
    Понятия и суждения являются «кирпичиками» для построения умозаключений.
    Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.
    Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах действительности без непосредственного взаимодействия с ними,
    опосредованно, благодаря способности к рассуждению.
    Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только ис- тинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода.
    Вопрос о соотношении чувственного и рационального имеет немаловажное значение для теории познания. По этому вопросу в истории философии сложились две противополож- ные точки зрения. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм.
    Рационалисты отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления.
    Исследования последний лет (прежде всего в психологии) доказывают, что в реальном процессе познания при определенных условиях чувственное и рациональное настолько про- никают друг в друга, что оказываются принципиально неразделимыми.
    Так, на уровне чувственного производятся такие операции, которые вполне можно на- звать логическими. Уже акт узнавания предполагает, что на перцептивном уровне осуществ- ляется своеобразный «логический вывод», связанный с отнесением воспринимаемых объек- тов к определенным классам.
    Чувственный образ связывает абстрактное, рациональное с реальным миром. Этот факт наиболее ярко проявляется в так называемых «понятиях-представлениях», возникающих в процессе познания. Такого рода «понятия» нельзя назвать в полном смысле этих слов «фор- мой мышления», по сути дела это своеобразная форма перехода от чувственного к рацио- нальному.
    Кроме того, чувственный образ является одновременно и знаком. Он замещает в созна- нии сам вещный предмет или его свойства. Он представляет этот предмет в сознании, кото- рое
    «оперирует» не самой вещью, а ее образом-знаком.

    134
    Рассмотренные основные формы абстрактного мышления не исчерпывают всех форм рационального познания. Например, в научном познании существуют такие формы, как про- блема, гипотеза и теория.
    Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувст- венным, но и с другими – внерациональными – формами познания. Большое значение в про- цессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции, интуиция.
    В получении нового знания помимо логического мышления немаловажную роль играет
    интуиция. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во мно- гих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем.
    Наличие способности к интуиции признают многие выдающиеся ученые нашего вре- мени. Луи де Бройль, например, отмечал, что теории развиваются и часто даже меняются ко-
    ренным образом, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональны- ми. Он имел в виду такие индивидуальные особенности мышления ученого, как воображе-
    ние и интуиция, которые играют существенную роль в скачкообразном развитии науки.
    Интуиция – это специфический познавательный процесс, непосредственно продуци- рующий новое знание, свойственный всем людям (правда в разной степени). Это способ-
    ность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дис-
    курсии (доказательства).
    Интуиция поддается экспериментальному изучению (см. труды Я.А.Пономарева, Олто- на, К.Факуоару).
    Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюде- ния над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной ситуации, субъект произ- водит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить так, и никак ина- че.
    История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, ху- дожник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «оза- рения», «по наитию». Например, композитор Джузеппе Тартини однажды увидел во сне дья- вола, игравшего на скрипке восхитительную мелодию. Проснувшись, Тартини тотчас запи- сал ее и в дальнейшем использовал для сочинения одного из своих самых знаменитых произ- ведений – скрипичной сонаты «Дьявольские трели».
    Любопытен случай, происшедший с изобретателем электро и радиотехники Николой
    Тесла (1856 – 1943). Во время прогулки в сумерках, глядя на закат солнца, он читал стихи, и вдруг в это время подобно вспышке молнии его озарила идея электромотора на переменном токе. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить своему другу собственные видения.
    Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми.
    Так началась революция в электротехнике.
    А.Эйнштейн говорил своему бывшему сокурснику Якобу Эрату, что мысль об относи- тельности одновременности появилась у него в результате внезапной интуитивной догадки.
    Однажды утром он проснулся и вдруг понял, что события, которые для одного наблюдателя происходят одновременно, могут быть неодновременными для другого. Как отмечал
    М.Вертгеймер на основании бесед с А.Эйнштейном, к представлению о том, что скорость света является предельной скоростью распространения сигналов, он пришел также интуи- тивно. Из специальной и общей теории относительности путем логико-математической де- дукции были получены следствия, сопоставимые с данными наблюдений и экспериментов и подтвержденные этими данными. А.Эйнштейн считал, что на опыте можно проверить тео- рию, но нет пути от опыта к теории. Вместе с тем путь от чувственного опыта к теорети- ческим понятиям существует – это путь интуиции, интуиция (а не логика) связывает их.
    С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта, идею антиномий И.Канта и многие другие.

    135
    Б.Рассел отмечал, что иногда его попытки протолкнуть силой воли ход творческой ра- боты оказывались бесплодными, и он убеждался в необходимости терпеливо ожидать под-
    сознательного вызревания идей, что было результатом напряженных размышлений.
    Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключе- ния, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бы- вает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматиз- мом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о «чувственной интуиции» как о вос- приятии органами чувств. Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично «чув- ственно-сенситивному». Как специфический феномен познания понятие интуиции много- значно.
    Часто под интуицией понимают интеллектуальную интуицию (лат. intellectus – ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.
    Другая черта интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отли- чие от опосредованного) называется такое, которое не опирается на логическое доказатель-
    ство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из сущест- вующего чувственного опыта и теоретических построений.
    Интуиции свойственны внезапность и неосознанность. Интуитивное «видение» со- вершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приво- дящих к данному результату.
    Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуи- ции. Одно наблюдение было сделано американским математиком Диксоном. Его мать и тет- ка, которые в школе были соперницами по математике, провели долгий и бесплодный вечер за решением какой-то задачи. Ночью матери приснилась эта задача: и она стала решать ее вслух громким и ясным голосом; ее сестра, услышав это, встала и записала. На следующее утро в ее руках было правильное решение, неизвестное матери Диксона. Этот пример иллю- стрирует, помимо прочего, неосознанный характер явления, называемого «математические сны» и действие на бессознательном уровне человеческой психики.
    Таким образом, интуитивной способности человека свойственны: а) неожиданность решения задачи; б) неосознанность путей и средств ее решения; в) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.
    Интуиция бывает различной у разных людей, в различных условиях. Она может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.
    Интуиция подразделяется на виды в зависимости от:
    1) специфики деятельности субъекта (техническая, научная, обыденная, врачебная, ху- дожественная и т.д.);
    2) характера новизны интуиция бывает (стандартизированная, или интуиция – редукция и эвристическая.
    Пример интуиции – редукции – врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета 7 м), Боткин мылено ставил предвари- тельный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. Могут ска- зать, что в данном случае, как и вообще при постановке любого врачебного диагноза, имеет место подведение частного (симптомов) под общее (форму заболевания); в этом отношении интуиция действительно проступает как редукция, и никакой новизны в ней будто и нет. Но иной аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза по нередко неодно-

    136 значному комплексу симптомов обнаруживает новизну решаемой проблемы. Поскольку при такой интуиции все же принимается определенная «матрица» - схема, постольку сама она может быть квалифицирована как «стандартизованная».
    Эвристическая интуиция имеет свои подвиды:
    - эйдетическая;
    - концептуальная интуиция.
    Примеры эйдетической интуиции – наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданное Ре- зерфордом. Эти представления не сводятся к простому воспроизведению данных непосред- ственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий.
    Примеры концептуальной интуиции – возникновение понятия о квантернионах у Га- мильтона или понятие нейтрино у Паули. Эти понятия возникали не путем последовательно- го логического рассуждения (хотя данный процесс предварял открытие), а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувст- венных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению
    А.Эйнштейна).
    С позиций такого понимания творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абст- рактных понятий и ведущий к сознанию принципиально новых образов и понятий, содержа- ние которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.
    Результаты научных исследований не только подтверждают обоснованность отнесения интуиции к феномену интеллектуального, но и, в определенной мере, раскрывают механизм
    ее действия, который описывается следующим образом.
    На начальном этапе в психике человека на уровне бессознательного накапливаются неосознаваемые им чувственные и понятийные образы. Затем, там же происходит «обработ- ка» этих образов с помощью тех или иных интеллектуальных операций. Вполне возможно, что здесь происходит переход чувственных образом к образам логическим и обратно.
    В это же время идет процесс осознания стоящей перед человеком задачи, в результате которого эта задача может быть ясно и четко сформулирована.
    Заключительная фаза интуиции представляет собой внезапное озарение, неожиданно возникающее решение проблемы, что может быть связано с формированием единого чувст- венно-логического образа, «выталкивающего» на поверхность сознания то, что до сих пор скрывалось в глубинах бессознательного. Во временном отношении этот процесс может быть как длительным, так и непродолжительным, почти мгновенным.
    Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-
    логическому познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто,
    выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.
    К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:
    1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;
    2) поисковая ситуация, состояние проблемности;
    3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
    4) наличие «подсказки».
    Действие «подсказки» обнаруживается не всегда, но тем не менее значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием
    «подсказки», которая служит «пусковым механизмом» для интуиции. В качестве такой ката- лизаторной причины для И.Ньютона было, как известно, яблоко, упавшее ему на голову и вызвавшее идею всемирного тяготения, для инженера-мостовика С.Броуна – висящая между

    137 ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста, для Ф.А.Кекуле – змея, ухва- тившая собственный хвост (в результате родилась идея бензольного кольца) и т.д.
    Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задачи или проблемы, ведет к определенным практическим рекоменда- циям: субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным дисциплинам, но и к расши- рению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, художественную, научно- фантастическую, детективную литературу, научно-популярные статьи, общественно- политические журналы, газеты. Чем шире будет диапазон интересов и кругозор личности, тем больше будет факторов для действия интуиции.

    138
    3. Роль творчества в познании.
    Интуиция тесным образом связана с творческой деятельностью человека, которая все- гда предполагает новизну.
    Творчество – это всегда поиск нового и прорыв границ известного, выход за пределы тривиального, стандартного, стереотипного.
    В самом общем смысле под творчеством иногда понимают создание такого нового, ко- торое имеет положительную общественную значимость, создание материальных и духовных ценностей, не имеющих аналогов в прошлом. Однако при таком понимании общественной значимости не
    имеет ни творчество детей, ни решение взрослым головоломки; в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое вре- мя не обретали общественной значимости. Кроме того, если различать общественную и ин- дивидуальную
    значимость, то всегда найдется веская причина для игнорирования индивиду- ального творчества.
    И еще: нельзя привязывать творчество только к прогрессу. Даже тех деятелей науки и культуры, которые создавали новое в интересах реакционных социальных групп, вряд ли можно считать нетворческими личностями. Нужно выделять виды и типы творчества, на- пример: прогрессивное, реакционное, консервативное, нейтральное творчество по отноше- нию к прогрессу.
    Творчество неоднородно. Его можно классифицировать по соответствию видам прак- тической и духовной деятельности, например: производственно-техническое, изобретатель- ное, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологиче- ское, религиозное, повседневно-бытовое и т.п.
    Структура творческого процесса.
    Существуют разные трактовки структуры творческого процесса. Но все они фиксируют
    проблему как исходный этап творчества. Другие этапы творческого процесса у разных ис- следователей различаются, что свидетельствует с одной стороны о сложности феномена, с другой
    – о дискуссионности вопроса.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта