философия (1). Критерии научности Образование как особая форма познания
Скачать 0.62 Mb.
|
Проблема критериев истины Как отличить истину от заблуждения? Среди таких критериев современная философия и наука назвали всеобщность, необходимость, очевидность, логическую непротиворечи- вость, практическую подтверждаемость. В рамках разных философских концепции на первый план выступают неодинаковые критерии. Так философский рационализм первостепенный критерий истинности знаний ви- дят в очевидности. Истинно то, в чем невозможно усомниться. Очевидное постигается путем интеллектуальной интуиции. В то же время всеобщность и необходимость рассматриваются как главные признаки истины. Сенсуализм критерий истины усматривает в ощущении, а эмпиризм – в опыте. 147 Диалектический материализм поставил на первое место практику как общественную, материально-преобразующую деятельность людей, несводимую к опыту отдельного челове- ка. Однако не всегда критерий практики может быть использован, т.к. существуют знания, напрямую непереводимые в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математи- ки или квантовой физики, суждения о прошлом в исторической науке, философские знания. Для подтверждения или опровержения такого рода знаний используются другие критерии истинности – логическая непротиворечивость, когерентность, эвристичность, простота, красота. Эти критерии описываются неклассическими концепциями истины. Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание выражается в сис- темах суждений, не содержащих противоречащих друг другу положений. Появление логиче- ского противоречия в системе теории свидетельствует о заблуждении, о ложных допущениях в этой теории. Когерентность предполагает, что новое знание должно хорошо согласовываться с те- ми результатами, которые уже оценены как истинные в теории. Критерий когерентности по- зволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены практикой и яв- ляются логически непротиворечивыми. В этом случае признается истинной та из двух тео- рий, которая более совместима с фундаментальными знаниями в данной области науки. Критерий эвристичности вступает в силу, когда вышеперечисленные критерии не по- зволяют принять решения об истинности. Из двух теорий более эвристичной является та, в которой теоретический рост знания опережает эмпирический, в которой обеспечен прирост знания, предсказание новых фактов. Суть критерия простоты состоит в следующем: предпочтение следует отдать той тео- рии, которая объясняет действительность более просто. Критерий простоты опирается на следующие принципы: требование минимизации допущений, сформулированное еще Ари- стотелем «Бритва Оккама» - «Не умножать сущности без необходимости», требование про- стоты знания, сформулированное Г.Лейбницем. Красота – наиболее субъективный критерий, он выражает личностную удовлетворен- ность результатами познания и применяется в случаях невозможности использования более объективных критериев. Английский физик П.Дирак (1902 – 1984) утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Несмотря на субъективность и не- которую расплывчатость, критерий красоты работает в науке. Следует подчеркнуть, что ни один критерий не следует понимать как абсолютный и применять в отрыве от других. • Практика. Ее главные виды и функции Практика в широком смысле – конкретная деятельность людей по преобразованию ок- ружающего мира и самого человека. Характерные черты: 1) она непосредственно связана с процессом познания, обусловливает его развитие и во многом предопределяет полноту и достоверность получаемых при этом результатов. 2) она абсолютна (никакого другого критерия истины человечество не выработало), относительна (в силу своей исторической ограниченности не может подтвердить все знание, которым располагает данное общество) и универсальна (охватывает все формы деятельности и опыт всех предшествующих и нынешних поколений людей). 3) она имеет субъективную сторону (активно-сознательная деятельность человека) и объективную (преобразующий опыт) сторону. 4) она соединяет чувственное, абстрактное (всеобщее) и непосредственную действи- тельность. В гносеологии диалектического материализма такое понимание практики как всеобще- го критерия истины не исключает того, что в отдельных областях теоретического познания 148 могут быть использованы свои частные критерии истины. Например, для естественнонауч- ного познания характерны такие виды практики, как эксперимент и наблюдение; науки, за- нимающиеся проблемами искусства, предпочитают обращаться к общекультурным, эстети- ческим и этическим критериям; для общественных наук свойственно обращение к социаль- ной практике, для математики и логики, где непосредственная практическая проверка теории невозможна, основными критериями истины служат успешное использование их теорий в других науках («приложимость» теории) и формально-логические критерии (полнота теории, ее непротиворечивость и т.д.). Все эти критерии истины «работают» потому, что они в конечном итоге, оказываются непосредственно связанными с общественно-исторической практикой, понимаемой в широ- ком смысле. Главные виды или формы практики: 1) материальное (общественное) производство; 2) управленческая (социальная, политическая) деятельность; 3) научно-экспериментальная деятельность; 4) бытовая деятельность. Не рассматриваются как практика идеологическая и художественная деятельность. Функции практики: - является критерием истины; - является основой познания; - является целью познания; - является результатом познания. Итак, в гносеологии диалектического материализма практика, помимо критерия истины, играет роль исходного пункта, движущей силы и основной цели познания. • Научное познание и его специфические признаки 149 Первые научные знания появились 2000 лет назад. Современная наука возникла в Европе в период Нового времени (XVII – XVIII вв.). Однако, как и всякая форма культуры, наука подвержена изменениям. Поэтому уже во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное знание, которое по своему содержанию конфликтует с классическим образом научности. В это время перед философией возникает проблема обоснования нового класса наук, которые получают название «науки о духе». Термин «наука» употребляется, как правило, в трех смыслах: во-первых, как особый род знания; во-вторых, как особый род деятельности по производству такого знания; и в-третьих, как особый социальный институт, представ- ленный организациями и учреждениями. Современная эпистемология – философская теория научного знания – рассматривает науку во всех этих трех смыслах. Специфические особенности научного познания: 1. Использование научных категорий (наиболее абстрактных понятий). 2. Рациональность – требование обращаться в процессе познания не к чувствам и эмоциям, а к разуму и рассудку. Критерии рациональности могут меняться с развитием науки, однако ядро остается неизменным: главное в трактовке ра- циональности – логическая непротиворечи- вость. 3. Объективность. Наука стремится постигать действительность по возможности исключая субъективные моменты. Это сложно в области гуманитарных и социальных наук, где субъект познания неизбежно частично совпадает с объ- ектом познания. 4. Объяснительность и доказательственность. Научные положения носят объяснительный ха- рактер. Научные положения носят объяснитель- ный характер. В отличие от художественных, религиозных, мифологических знаний, научное знание имеет вид доказательства. Цель науки – открытие закономерностей и общих принципов функционирования реальности. 5. Эвристичность. Особой задачей науки явля- ется предсказание неизвестных или определение тенденций развития известных явлений. Эври- стичность – это предсказательная сила науки. 6. Интерсубъективность – научное знание при- надлежат не одному человеку, а является дос- тояние многих. 7. Объективация знания – передача научных знаний с помощью различных знаковых систем. 8. Специфические формы и методы получения знания. Философия науки, изучающая проблемы научного познания, возникла в XIX в. В XIX в. развились 2 концепции развития Структура научного знания научного знания. Уровни научного знания 1. Логико-детерминистская исходила из де- дуктивного пути приращения научного зна- ния (от общего к частному), т.е. результаты научного познания жестко привязывались к исходным положениям, из которых дедуктив- ным путем выводились следствия. 2. Индуктивистская использовала индуктив- ную логику для рассмотрения частных случа- ев и перехода к обобщениям. В основе лежа- ли данные эмпирических исследований. Недостатки этих концепций. они не соответ- ствовали реальному положению вещей, удов- летворяли естествознание, но гуманитарное знание в них не вписывалось. XX в. характеризуется множественностью концепций развития науки. 1. Концепция критического рационализма (Поппер), или теория роста научного знания. - Истинно лишь то, что не опровергнуто опы- том. Это принцип фальсификации, возник- ший в противовес принципу верификации в неопозитивизме (любое высказывание нужно Научное познание (наука) – целенаправленная деятельность человека по выработке объективного знания, которое отделено от индивида (в отличие от обыденного, инди- видуального, личностного знания) 150 подвергать проверке). Высказывания содер- жат информацию об эмпирическом мире, ес- ли их можно систематически проверять. Но результаты проверки опровергают получен- ную ранее информацию. В результате проис- ходит перманентная ревизия научного знания. Фальсифицируемость у Поппера выступает как принципиальная опровержимость любой теории. Поэтому любая научная теория вы- ступает лишь как гипотеза, фальсификация которой дает возможность прийти ей на сме- ну новой гипотезе, эта новая уступит в свою очередь место более новой и т.д. 2. Парадигмальная концепция Т.Куна. Развитие науки – смена парадигм. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постанов- ки проблем и их решения. Нарождающиеся новые парадигмы не опровергают старые, а вытесняют их. Смена одной парадигмы дру- гой является скачкообразным, революцион- ным процессом, когда в рамках старой пара- дигмы ставится невозможно решить новые проблемы. 3. Концепция «исследовательских программ» Лакатоса. Наука – непрерывный процесс конкуренции «исследовательских программ». Победу одерживает наиболее эвристичная программа. Схожа с концепцией Куна. Разни- ца в том, что Лакатос исходит из того, что наука развивается за счет внутренних факто- ров (за счет развития идей, методов, средств исследования), а Кун отдает предпочтение внешним (социокультурным) факторам. 4. «Концепция анархистской эпистемологии» (Фейерабенд). Основана на уже известной идее необходимости опровержения научной теории (при ее столкновении с каким-либо противоречащим ей фактом) с помощью но- эмпирический теоретический Формы научного Проблема (вопрос, ко- познания торый не может быть решен в рамках знани Научный факт составляющего базис (знание, получен- какой-либо теории). ное в опыте). Эм- Гипотеза – некоторо пирический закон обоснованное предпо- обобщает резуль- ложение об объекте, таты конкретных закономерностях его практических ис- развития и связях с следований в неко- другими объектами. торой области Теория – совокупность явлений. Эти зако- логически связанных ны раскрывают между собой знаний, связь между явле- которая дает целостно ниями (а не между представление об ос- сущностями) – их новных закономерно- называют феноме- стях исследуемого яв- нологическими. ления. Структура и развитие научного знания В структуре научного знания можно выделить 3 уровня: я, е е 9. Системная организованность научного зна- ния. Научные революции и смена типов рациональности Научная революция – это такая ситуация в нау- ке, когда 1) в рамках старой объяснительной парадигмы невозможно объяснить вновь откры- тые явления, процессы и т.д.; 2) происходит от- каз от принятой и господствующей теории в пользу новой, несовместимой с прежней. Известны 2 научные революции: 1. XVII века. Законы классической механики Ньютона распространяются на все явления ми- ра. Механическая картина мира. Господствует метафизический метод. Это приводит к «жест- кому» ограничению явлений друг от друга, яв- ления представляются в статике, т.е. неизмен- ными. 2. ХХ век. Открытие теории относительности и квантовой механики повлияли на пересмотр представлений о пространстве, времени, движе- нии. Развиваясь вширь, в сторону проникнове- ния в промышленность, технику и технологию, благодаря компьютеризации и автоматизации научная революция ХХ в. приобрела характер научно-технической революции. В последние годы на формирование современ- ной общенаучной картины мира воздействует синергетический подход. Он связан с идеей са- моорганизации сложных эволюционирующих систем. Мир в целом предстает при этом как открытая, неравновесная система, развивающая нелинейно; в нем постоянно происходят перехо- ды от устойчивости к неустойчивости, от поряд- ка – к хаосу и наоборот. Сегодня наука переживает эпоху перехода к но- вым парадигмальным установкам. В ней утвер- ждается новая рациональность и представление о субъекте познания как элементе, включенном 151 в сам объект. Новым содержанием наполняется категория «объект», под которым понимают динамический процесс, воспроизводящий неко- торые устойчивые состояния. Все большее вни- мание обращается на роль вероятности в эволю- ционных механизмах. Социальные системы и сам человек рассматривается не в понятиях рав- новесия или как «механизмы», а как креативный мир с неполной информацией и изменяющимися ценностями, в котором будущее предстает во многих вариантах. Методы научного познания Эмпирический Метатеоретиче- Теоретический уровень (позна- ский (в рамках (главной задачей ние ориентиро- этого уровня является раскры- вано на описа- формулируются тие причин, сущ- ние явлений): основные нормы ностных связей, наблюдение и стандарты т.е. объяснение). эксперимент научности). Единство истори- классификация Универсальные ческого и логиче- описание методы: ского, восхожде- анализ и синтез ния от абстрактно- дедукция го к конкретному и аналогия моде- от конкретного к лирование абстрактному; абстрагирование формализация; идеализация математизация; гипотетико- дедуктивный ме- тод; другие Методология – учение о методах познания, которое изучает приемы получения знания. Методология имеет описательную и нормативную составляющие. В первой происходит описание того, как функционирует и как достигается знание, во второй – предписываются правила достижения адекватного знания. Метод – совокупность мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата. В фило- софии применяются только мыслительные приемы, наука же использует и практические приемы и правила. Наблюдение – это совокупность преднамеренных действий с целью зафиксировать проявления свойств и связей объекта. На- учное наблюдение всегда планируется и является целенаправ- ленным. Как писал К.Поппер, наблюдений, «не прочитанных теорий, не существует». Эйнштейн считал: только теория опре- деляет, что можно наблюдать. Эксперимент. В нем заранее запланированным образом произ- водится изменение в исследуемом объекте с целью выявления вой теории. Для развития научного знания наиболее значимой является процедура про- лиферации. Это бесконтрольное выдвижение множества различных идей и теорий, которые служат строительными блоками для здания науки. Все эти теории хаотично конкурируют друг с другом. При этом все нормы и регуля- тивы рациональности, критерии научности отбрасываются, следовательно, развитие нау- ки выходит за рамки рационального в сферу иррационального. Развитие науки - иррацио- нальный процесс. Победу одерживает та тео- рия, сторонники которой смогли убедить об- щественность в том, что их теория является наилучшей. 5. Концепция «научного реализма» (Патнэм и др.). Задача философского анализа науки – проникновение в смысл природного мира и выяснение пределов человеческого разума. Научное знание развивается в плане посте- пенного приближения к истине. 6. «Историческая концепция» Тулмина. Про- цесс развития научного знания рассматрива- ется как процесс создания определенных норм, стандартов рациональности и понима- ния, представляющих в той или иной своей совокупности своеобразные «матрицы пони- мания». Эти матрицы эволюционируют, что предполагает улучшение понимания. Стрем- ление к улучшению понимания и обусловли- вает развитие научного знания. 7. Процесс развития науки в отечественной философии рассматривается в контексте из- менения деятельности человека. Изменение самих объектов исследования и социальных условий бытия изменяет деятельность чело- века. Развитие науки рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, в процессе ее развития возникают новые под- системы (дифференциация наук), рождаются 152 междисциплинарные связи, новые дисципли- ны, являющиеся синтезом нескольких отрас- лей (интеграция наук). Развитие науки происходит в основном куму- лятивным (накопительным) путем. Накоплен- ное знание переосмысливается не только в плане содержания, но и в плане структуры. Этап эволюционных изменений в науке ха- рактеризуется определенной устойчивостью. На смену эволюционному периоду приходит революция, которая рационально меняет ос- нования науки, происходит перестройка на- учного знания. В этот период выдвигаются новые принципы познания и новые методы. Вместе с тем научное мышление предполага- ет не отбрасывание старых теорий, а удержа- ние в них рационального, т.е. использование принципа преемственности. Старая теория сохраняется в новой как ее подсистема. Вывод: не может быть единственно верной модели развития научного познания. Каждая концепция – лишь некоторая схема, модель этого процесса, его идеализация. его свойств и отношений. Эксперимент предполагает более ак- тивную роль человека, чем наблюдение. Эксперимент еще более теоретически нагружен. Особую форму представляет собой мысленный эксперимент, в котором преобразования осуществ- ляются мысленно над воображаемыми объектами. В результате наблюдения и эксперимента получаются данные, подлежащие описанию. Описание – дополнительный метод эмпирического уровня. Дедукция – логический вывод от общего к частному. Она гаран- тирует достоверность выводов, но не обеспечивает значитель- ного прироста знания, поскольку результаты дедукции во мно- гом тривиальны. Индукция – метод, при котором вывод нового общего положе- ния осуществляется исходя из знания о множестве частных слу- чаев. Вывод от частного к общему правдоподобен, или вероя- тен; достоверен только результат полной индукции, когда име- ется знание обо всех частных случаях. В реальной жизни полная индукция возможна крайне редко. Аналогия – метод познания, позволяющий на основании сходст- ва объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим признакам. Близок к аналогии метод сравнения. Аналогия и сравнение не обладают большими объяснительными ресурсами, однако по- зволяют выдвигать новые гипотезы и тем самым способство- вать развитию знания. Моделирование – это оперирование объектом, который является аналогом другого объекта, недоступного для манипуляций по каким-либо причинам. На основе знания, полученного на моде- ли, делают вывод о свойствах оригинала. |