Эссе культура, традиции. Эссе. Культурный код нации выступает ключом к пониманию типа культуры, частью которой является язык, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков
Скачать 15.2 Kb.
|
Культурный код нации выступает ключом к пониманию типа культуры, частью которой является язык, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков. Культурный код определяет народную психологию, сознание. В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты. Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература и язык населяющих республику этносов. Культурный код народа Казахстана отражается в современной литературе и искусстве. Фактор успеха нации Президент видит в конкурентоспособности человека, владеющего компьютерной грамотностью, знанием родного языка и владение иностранными языками. Государственный язык и национальная культура - это два ключевых значения для сохранения культурного кода нации. Язык — зеркало культуры, в нем отражается общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. Также, язык является передатчиком, носителем культуры, так как передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Язык — это знак принадлежности его носителей к определенному социуму и является основным этнодифференцирующий признаком этноса. Диалектически объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения этноса. Если взять язык казахов, то одним только словом можно объяснить историю целых поколений и даже Всемирную историю. Есть у казахов слово «қасырет», его невозможно перевести на другие языки. Оно может быть использовано только самими казахами, знающими его на достаточно высоком уровне. Но прежде, чем понять смысл слова «қасырет», сначала нужно объяснить понятие «нәубет». Нәубет – это определенная тревога, горе целой нации в нашем случае, народа, которое имело место в определенный период времени. Эти физические, временные границы и называются этим словом. Наиболее подходящее смысловое выражение на русском языке – это «кампания». Известно, что чем сильнее процессы глобализации проникают в национальные культуры, тем активнее народы стараются охранять такие внутренние компоненты, как культура, традиции, язык, религия. То есть в период глобальных трансформаций обостряются проблемы национальной идентичности, связанные со стремлением народов к самобытности и к самоопределению в настоящем мире, отстоять и сохранить свою идентичность. Дело в том, что неизбежные процессы глобализации, вламывающиеся в вековые уклады национальных культур, приводят зачастую к межнациональной, межрелигиозной напряженности, часто выливающейся в конфликты. Что же помогает Казахстану и другим странам сохранить свой национальный код? Наверное, здесь играют множество факторов, таких как государственный язык, национальная идея, национальная культура и т.д. Нам бы хотелось более подробно рассмотреть роль каждого предполагаемого фактора в сохранении культурного кода нации. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию. Вопрос сохранения и сочетания общенациональной идентичности и языка, культуры, традиций и литературы этносов всегда был и остается одним из наиболее эффективно решаемых. Известно, что в современном мире набирает обороты размывание национальных культур, стирание границ между ними, в результате чего населением многих стран воспринимается практически одна и та же модель культуры. Специфика общества, формирующегося в процессе глобализации, состоит и в том, что теряется исключительность отдельно взятых национальных культур. Если брать японскую культуру, то для многих в мире она стала культом, так как всем известны одежда кимоно, виды борьбы, японское чаепитие, поведение. Даже гейша стала культом. Подобную цель – сохранить особенности казахской культуры – в начале прошлого века ставила перед собой наша национальная элита, партия «Алаш». Казахи всегда имели свои особенности. Допустим, умение раздачи мяса за столом. Разве это не культура? Или той кумыса: как его готовят, как его подают, а одежда казахов, проводы невесты или встреча невесты в доме жениха – это тоже красивый культ. Это особенности нашей культуры, которые ничем не уступают ни японцам, ни другим народам мира. |