Главная страница
Навигация по странице:

  • Выразительность деревьев в рисунках детей 6-7 лет Выполнила

  • Руководитель: Кирилюк Надежда Николаевна2016 – 2017 уч.г.Содержание

  • Заключение

  • Приложение Введение

  • 1. Выразительность – качество детских рисунков

  • 2. Особенности изображения деревьев детьми старшего дошкольного возраста

  • Курсовая Солтуз Т.. Курсовая работа по пм 02. Организация различных видов деятельности и общения детей Выразительность деревьев в рисунках детей 67 лет


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по пм 02. Организация различных видов деятельности и общения детей Выразительность деревьев в рисунках детей 67 лет
    Дата23.04.2018
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая Солтуз Т..doc
    ТипКурсовая
    #41948
    страница1 из 3
      1   2   3


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГБПОУ “Троицкий педагогический колледж”

    Курсовая работа

    по ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей
    Выразительность деревьев в рисунках детей 6-7 лет

    Выполнила:

    Солтуз Татьяна???????,

    студентка группы ЗДО-4 А

    отделения заочного обучения
    Руководитель:

    Кирилюк Надежда Николаевна

    2016 – 2017 уч.г.


    Содержание


    Введение ……………………………………………………………………..

    3

    1. Выразительность – качество детских рисунков ………………………...

    5

    2. Особенности изображения деревьев детьми старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………


    11

    3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию деревьев ………………………………………………………………………


    14

    Заключение ………………………………………………………………….

    31

    Список использованной литературы ……………………………………

    33

    Приложение





    Введение

    Согласно Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности.

    Формирование личности ребенка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности ребенка в различных видах деятельности.

    Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

    Использование тем, посвященных изображению деревьев в процессе обучения детей рисованию подтверждает необходимость с детства прививать любовь к природе и бережное отношение ней.

    Понятие «выразительный образ деревьев» в рисунках старших дошкольников включает в себя создание ребенком изображения, в котором в обобщенном виде представлены некоторые существенные признаки образа деревьев: подчеркнуты его характерные черты, оригинальность образного решения, эмоциональное отношение к нему доступными для ребенка средствами.

    Наблюдения и анализ процесса изображения деревьев показывают, что у детей дошкольного возраста существуют трудности в создании образа деревьев, передаче пропорций, свойств и качеств. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования деревьев, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это приводит к потере интереса к этой деятельности. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развитие способности к рисованию.

    Вопросы выразительности художественных образов, представленных в детских рисунках нашли теоретическое обоснование и практическое решение в исследованиях педагогов (Г. В. Лабунская , В.С. Щербаков, Н. П. Сакулина), на необходимость обучения детей способам рисования и технике владения художественными материалами указывают исследования педагогов (К.М.Лепилов, Е.И.Флёрина, А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Е.И.Игнатьев) и художников (П.П.Чистякова, И.Н.Крамской, Д.И. Киплик, Е. И. Чарушин ).

    Старшие дошкольники способны передать в рисунках эстетические и характерные признаки деревьев, используя для этого линию, цвет и другие средства выразительности.

    Обогащая опыт ребенка знанием способов изображения деревьев и умением применять их в рисовании, можно создать основы для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его творчества.

    При создании выразительных образов деревьев дети учатся использовать художественные возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели, четкость линейного контура карандаша); создавать графические и живописные образы, используя различные способы и техники.

    Надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его рисовать, чтобы он мог относительно свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить любой свой замысел. Вопросы обучения детей способам изображения деревьев решаются в тесной взаимосвязи с задачами развития творчества детей. Без овладения способами изображения ребенок не чувствует себя свободным в изображении задуманного и выражении своего отношения к изображаемому.

    Использование при изображении деревьев традиционных и нетрадиционных техник рисования с использованием разнообразных художественных материалов позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.

    Поэтому для формирования изобразительных умений в рисовании деревьев у детей дошкольного возраста и правильного их закрепления необходимо целенаправленное обучение под руководством взрослого.

    На основании этой проблемы мы сформулировали тему исследования: выразительность деревьев в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

    Цель исследования: рассмотреть проблему выразительности деревьев в рисунках детей старшего дошкольного возраста в теоретическом аспекте.

    Объект исследования: рисунки детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: выразительность деревьев.

    В соответствии с выбранной целью, определили следующие задачи исследования:

    1. Изучить в психолого-педагогической литературе понятие «выразительность» детских рисунков.

    2. Рассмотреть особенности изображения деревьев детьми старшего дошкольного возраста.

    3. Раскрыть методику обучения рисованию деревьев детей старшего дошкольного возраста.

    .


    1. Выразительность – качество детских рисунков

    Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоцио­нальную реакцию и именно поэтому их можно назвать вырази­тельными.

    Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается спо­собность художника посредством разнообразных приемов пере­давать человеческие эмоции, использование им в образной харак­теристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой рас­крывают сущность изображаемого явления или характера. Сте­пень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

    Г. В. Лабунская отмечает, что выразительность детского рисунка - это посильное рас­крытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмо­ционального отношения к нему.

    Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определе­нию Г.В. Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению [3, с.100].

    Известный художник и педагог В.С. Щер­баков. писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом перепле­тены, в детском творчестве выразительность может быть выделе­на как самостоятельное качество независимо от обученности ре­бенка или грамотности его изображения.

    По мнению Щер­бакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность. [ ]

    Сакулина Н.П., говоря о возможностях развития изобрази­тельной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «...совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изо­бражение в детском рисунке быть не может... По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения - приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действи­тельности» [11, с.10].

    Однако при любом, даже очень малом объеме изо­бразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П. Сакулина подчеркивала, что обучение изобрази­тельным умениям является условием творческого образного вы­ражения ребенком своих впечатлений.

    Итак, выразительность - качество детской художественной ра­боты, которое можно рассматривать как самостоятельное. При­менительно к детскому рисунку выразительность - качество не­стабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малы­ша, в рисунке старшего таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобра­зительные умения становятся средством выражения замысла [3, с.101].

    Одним из самых доступных для ребенка средств выразительно­сти является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени.

    Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для пе­редачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цвета­ми малыш обычно изображает любимых героев, приятные собы­тия, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и пе­чальные явления.

    По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окру­жающего мира цвет в детском рисунке становится более реали­стическим. Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать ко­лорит разных времен года, состояния погоды и даже времени су­ток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников [3, с.102].

    Другое средство выразительности, используемое дошкольни­ком, - линия. Авторы отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изо­бражает нарочито небрежной линией.

    Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень вырази­тельной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень вырази­тельно.

    Н.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многооб­разна по средствам и способам [10, с.13].

    По мнению Флериной Е.А., чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть про­цесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые сущест­венно изменяют наше восприятие и оценку готового результата. Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность об­разов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе ана­лиза самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его воз­можностей в изобразительной деятельности необходимо наблю­дать и анализировать процесс создания образа, учитывать осо­бенности личности маленького художника [13].

    Дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все.

    Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина.

    Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность вы­ражения ребенком своих мыслей и чувств. Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого малень­кого ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет.

    Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Ма­лыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невоз­можного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непремен­ное условие и характеристика творческой личности. Ребенок рас­тет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излиш­няя осторожность [3, с.99].

    Следует выделить и такое качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристи­кой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным реше­нием задачи. Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - по­казатель творческого воображения. В то же время следует пом­нить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мыс­ли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа [3, с.105].

    Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка – реализм. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с ко­торыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает зна­ния, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем бо­лее обусловлено взрослыми.

    Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (Бехтерев В.М., Флерина Е.А., Сакулина Н.П., МухинаВ.С.и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира [3, с.106].

    Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показа­тель природной доверчивости, доброжелательности человека. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.

    Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

    Таким образом, выразительность - главный существенный признак художественного образа.
    2. Особенности изображения деревьев детьми старшего дошкольного возраста

    В старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно- образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

    В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу — научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например, в изображении деревьев — молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны [11, с.26].

    В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

    К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения [11, с.33-34].

    Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

    Для передачи характерной окраски деревьев в старшем дошкольном возрасте увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

    Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

    Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов).

    В старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии [11, с.114].

    У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

    Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле [11, с.115].

    Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы.

    Умение передавать характерные особенности строения и формы деревьев, веток дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны.

    В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

    Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании [11, с.116].

    Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
    Сейчас уже вошли в широкую практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как угольный карандаш «ретушь» и сангина.
    Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.
    Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

    Очень интересный материал для рисования цветные восковые мелки — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается. Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит. Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (темные силуэты деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого карандаша дает возможность выразительно решить тему изображения.

    В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Так, красиво смотрятся нарисованные цветными карандашами (по памяти) уголок участка со строениями, беседками, где гуляют дети. Деревья, снег при этом выполняются гуашью.
    Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

    Таким образом,
      1   2   3


    написать администратору сайта