Главная страница
Навигация по странице:

  • ОТНЕСТИ К 2 ВОПРОСУ

  • старшем возрасте

  • Список использованной литературы


  • Курсовая Солтуз Т.. Курсовая работа по пм 02. Организация различных видов деятельности и общения детей Выразительность деревьев в рисунках детей 67 лет


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по пм 02. Организация различных видов деятельности и общения детей Выразительность деревьев в рисунках детей 67 лет
    Дата23.04.2018
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая Солтуз Т..doc
    ТипКурсовая
    #41948
    страница2 из 3
    1   2   3

    3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию деревьев
    Выделение в методике обучения детей предметного рисования связано с про­блемой определения содержания изобразительной деятельности. Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллек­туального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье. Опыт дошкольни­ков формируется в процессе освоения мира природы, рукотвор­ных вещей, в том числе искусства [3, с.224].

    Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) рассматривает задачи обучения предметному рисованию:

    1. Формировать у детей познавательный интерес к миру пред­метов в природе; способность за­мечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобра­зие; бережное отношение к миру предметов.

    2. Вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми, получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание.

    3. Побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.

    4. Формировать у ребят обобщенные способы восприятия предметов разных типов.

    5. Формировать у дошкольников обобщенные представления об изображаемых предметах.

    6. Формировать у детей обобщенные способы изображения деревьев, умения передавать:

    - строение деревьев (от простого чередования, симметричного расположения частей до сложного, асимметричного);

    - пропорциональные отношения частей в изображении дерева;

    - развивать при этом чувство цвета, ритма, композиции.

    7. Развивать у детей предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы.

    8. Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа, поиске способов его воплощения.

    9. Побуждать детей к созданию оригинальных образов, ис­пользуя разные средства выразительности (форму, строение, цвет, композицию, линию).

    10. Формировать у дошкольников способность видеть, чувст­вовать и осознавать выразительность образа, замечать его непо­вторимость, оригинальность.

    11. Стимулировать у детей проявление чувства сопережива­ния удачам и радостям, неудачам и огорчениям других детей в деятельности [3, с.227-228].

    Методику обучения рисованию деревьев детей старшего дошкольного возраста рассматриваем на основе рекомендаций, Предложенных Г.Г.Григорьевой.

    В основе системы методов, применяемых в рисовании деревьев, находится метод неоднократного наблюдения деревьев.

    Григорьева, с 231; с.148-149-154.

    Рассматривание картин и книжных иллюстраций с изображением деревьев.

    Григорьева, с. 167

    Рассматривание образца..

    Григорьева, с. 169

    Прием показа способов изображения.

    Григорьева, с. 170

    В старшем возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предме­те. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных осо­бенностей предметов. Дошкольники передают несложные движе­ния человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног, движения животных. Совершен­ствуется техника изображения. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п.

    Поскольку к этому возрасту дети овладели способами изобра­жения предметов основным форм, они учатся изображать предме­ты одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение вы­разительными деталями.

    В старших группах отчетливо оформляется и в определенной степени решается задача формирования обобщенных представле­ний. Однако задачи развития творчества требуют концентрации внимания не только на сходстве, но и на своеобразии окружающих предметов. Яркие и живые представления такого рода воспитатель «оживляет» в общении с детьми для того, чтобы направить их на обогащение, варьирование тех графических образов, которые имеются в их опыте. Основное направление в решении задач предметного ри­сования в старших группах - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, свое­образие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки. Решение этих задач продолжается в контексте сюжет­но-тематических рисунков[3, с.229-230].

    Старшая группа

    Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание детей на золо­тые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о раз­ных видах деревьев имогут нарисовать их. Объясните, что толщину ствола можно передать, постепенно усиливая нажим на ворскисти, а очень толстый ствол рисуют наращи­ванием мазков. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. Предложите детямизобразить деревья опре­деленных пород, расположив их на некотором расстоянии друг от друга. Подходящие темы для детей старшей группы «Лес осенью», «Осенний парк», «Яблоневый сад осенью» [14, с.71].

    Работая над темой «Яблоневый сад осенью», дети должны знать, что яблони бывают разными — низкими и высокими, молодыми и старыми, раскидистыми с толстым стволом и стройными стоненькими ветвями, направленными вверх. Плоды могут быть зелеными, желтыми, красными. Особое внимание следует уделить размещению изображений дере­вьев на листе.

    Программный материал во II квартале усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках картины зимней при­роды, заснеженные дома и деревья, зимние игры и развлече­ния, рисовать более сложные по форме и строению предме­ты. Самая лучшая бумага для рисования на тему «Деревья, покрытые снегом» — голубого цвета. Воспитатель показывает, как кончиком кисти наносить белую краску (снег) на веточки деревьев.

    Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.

    Рисование ели.Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои [5].

    Объяснение:Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» - маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.

    Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.


    Рисование деревьев разных пород

    Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так как для детей этот материал очень сложен [5].

    Сосна. Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны. Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.

    Объяснение:У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки [5].


    Берёза.Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

    Объяснение:У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

    Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по-сырому контур кроны и точками листья).



    Яблоня. Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины [5].

    Объяснение: Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» - розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.

    Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе. Хорошо давать рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя).

    Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно [5].

    У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

    Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы [5].

    Подготовительная группа

    Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

    -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

    -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

    -развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

    -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

    -развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

    -накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета) [14, с. 86].

    В I квартале детей учат передавать краски осенней при­роды (после целенаправленных наблюдений). Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья. Дети должны знать породы (дуб, береза, тополь, клен) и уметь изображать их.

    У дуба, например, ствол толстый, ветви изогнуты, у березы — ствол стройный, белый, с темными полосами, тонкие ветви свисают вниз, пирамидальный тополь — величавый, высо­кий, ветви его растут вверх. У елки (воспитатель обращает внимание детей на это), снизу ветви более длинные и опус­каются вниз, иголочки хвои возле ствола длиннее, чем на конце ветви. Рассказывая о характерных признаках деревь­ев, воспитатель может использовать схематические изобра­жения.

    Дети уже знают, что деревья не одинаковы по высоте, под ними могут расти цветы, мох, трава; что деревья, которые от нас далеко, кажутся маленькими, а те, что ближе к нам — большими. Во время рисования пейзажа воспитатель обра­щает внимание ребят на расположение изображения деревь­ев на листе бумаги. В подготовительной группе с I квартала вводится рисование с натуры. Тематика для рисования с на­туры чрезвычайно разнообразна. Детям предлагают для изоб­ражения предметы локального цвета без оттенков. Ребята должны определить форму модели и отобразить ее в на­броске простым карандашом. Это так называемый набросок, который сравнивают с натурой, исправляют неточные ли­нии и затем уже наносят краску.

    Занятие по рисованию с натуры советуем проводить так: постановка модели для рисования; анализ натуры; объясне­ние размещения рисунка на листе бумаги, последовательно­сти выполнения рисунка (в случае необходимости частич­ный или полный показ изображения); рисование предмета с натуры; анализ работ. Анализируя рисунки детей, воспитатель отмечает сходство изображения с натурой, удачное размещение, хороши» подбор красок. К анализу следует привлекать и детей. Это приучит их высказывать свои мысли и аргументировать ска­занное [14, с. 89].

    II квартал приходится на зимний период. Задача воспита­теля — приучить детей видеть и ощущать красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводят экскурсии в лес, парк. Во время одной из них це­лесообразно провести учебную игру «Найди дерево». На прогулках воспитатель обращает внимание на то, как дети играют зимой, какие у них лица, какой красивый лес зимой, особенно в солнечный день и т.п. Для рисования надо подбирать близкие детям темы, на­пример: «В зимнем лесу», «В парке», «Дети катаются на сан­ках», «Зимние развлечения», «Катание на лыжах». Чтобы научить детей правильно понимать расположение предметов в пространстве, надо время от времени давать им задание рисовать самостоятельно, но без натуры, на основа­нии предварительных наблюдений.

    В III квартале в своих рисунках дети отображают весен­ние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков, работы на полях, впечатления от праздников. Значительное место в их изобразительной деятельности за­нимает тема жизни детского сада: зарядка, игры на площад­ке, экскурсии, отдых. Дети подготовительной группы про­должают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, стихотворе­ний, рисуют по памяти и по замыслу.

    В IV квартале дети закрепляют знания и навыки, приоб­ретенные в течение года, передают свои впечатления от лет­них наблюдений. Летом экскурсии на природу, в парк, лес, поле должны быть особенно частыми. Чем богаче жизнен­ный опыт детей, запас впечатлений, тем интереснее будут их рисунки. Нужно приучать ребят замечать интересное вокруг себя [14, с. 90].

    Дети подготовительной к школе группы должны знать: чтобы нарисовать дерево, сначала нужно провести тонкие линии, обозначающие основную форму и размер, прорисо­вать направление и форму ветвей, а затем точный контур дерева. Затем добавляют листву и мелкие детали, после чего раскрашивают рисунок. Воспитатель должен помнить, что у детей разный уровень общего развития и способностей к рисованию, поэтому в каждом конкретном случае сложность выполнения рисунка определяется в соответствии с возможностями ребенка [14, с. 91].

    У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
    Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Дети подготовительной к школе группы должны знать: чтобы нарисовать дерево, сначала нужно провести тонкие линии, обозначающие основную форму и размер, прорисо­вать направление и форму ветвей, а затем точный контур дерева. Затем добавляют листву и мелкие детали, после чего раскрашивают рисунок. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы. Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов [5].

    Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.
    Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.
    Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.
    Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.
    В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу [5].

    Рисование елей.Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра - на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.

    Объяснение: Методика рисования не меняется. Рисование как в старшей группе. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета (приложение 1)

    Рисование деревьев разных пород.

    Рисование деревьев в пейзаже отличается от обычного рисования деревьев. Поскольку строение любого дерева довольно сложное (множество ветвей и веточек, а листьев еще больше.), то нарисовать эту массу в отдельности, особенно если дерево расположено на заднем плане - невозможно. Здесь при рисовании мы исходим из следующего правила: находясь вдали от дерева, мы видим только его общую форму, без подробностей. У каждого дерева, не похожую на форму других деревьев, и нужно изобразить.

    Дуб. Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

    Объяснение: Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».



    Сосна. В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.

    Объяснение: Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная. В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром. Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

    В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени устраивается выставка репродукций с картин, эстампов, иллюстрации в книгах; может быть включена и скульптура. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины и скульптуры, которые больше понравились, заинтересовали их.

    После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-либо времени года. Интересно проходят занятия на темы: «Осень золотая», «Поздняя осень», «Снежная зима», «Ранняя весна», «Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве» и др. Личные впечатления детей о природе в то или иное время года соединяются с впечатлениями, полученными от произведений искусства.

    При рисовании пейзажей можно предлагать детям пользоваться различной техникой рисунка. Так, например, тема «Поздняя осень» выполняется гуашью и угольным карандашом или мелками; «Снежная зима» — гуашью, а «Ранняя весна» — акварелью с размывкой.

    ОТНЕСТИ К 2 ВОПРОСУ

    Художник стремится придать образу наибольшую выразительность в соответствии с задуманным содержанием. С этой целью он использует разнообразные изобразительные средства: линию, свет, цвет, компози­цию, различные материалы. Подбор средств и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов творческой работы.

    Карандаши. При рисовании карандашом применяются различные способы закра­шивания: тушевка и штриховка.

    Тушевка — сплошное покрытие одним тоном без нажима. Карандаш надо держать свободно, плоско по отношению к бумаге. Для получения более темного , тона поверхность тушуется несколько раз. Нажим усили­вать нельзя, так как образуются отдельные штрихи.

    Штриховка — покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штри­хами), направленными в одну сторону. Штриховка может быть сплошной, когда линии сливаются друг с другом, или с промежутками, на расстоя­нии, это зависит от задач изображения [8, с.16-17].

    Цветные восковые мелки изготавливаются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шерохова­тую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. При закрашивании больших поверхностей (небо, земля) можно проводить боковой стороной мелка, поверхность бумаги становится рябоватой. Этот фон делает рисунок выразительным.

    Акварель. Основное свойство акварели — прозрачность красящего слоя. Свойство прозрачности следует учитывать и при наложении одного цвета на другой, так как происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. Обычно какой-либо цвет, его оттенок наносится на чистый белый фон бумаги. Белила в акварели не употребляются, они лишают краску прозрач­ности и чистоты цвета. Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного тона водой. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования краской весь лист промывается водой (протирается влажным ватным тампоном). При накладывании цвета в акварели используются два способа: лессировка и алла прима.

    Лессировка — наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается. Данный способ иногда называют «работой по-сухому», он сохраняет прозрачность акварели.

    Алла прима — все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работой по-сырому», можно достигнуть яркости и красочности, но есть опасность потери прозрачности, если краска мало насыщёна водой.

    Гуашь — непрозрачные акварельные краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, отличается от нее своей непрозрачностью. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством, однако при наклады­вании густым слоем краска осыпается. Благодаря непрозрачности гуаши можно наносить один цвет на другой (конечно, после высыхания каждого слоя краски), не получая их смешивания. Это качество гуаши использует­ся в декоративных работах. Высветление цвета производится добавлением белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешением кра­сок на палитре; нельзя получить их наложением одного цвета на дру­гой на бумаге, как в акварели [8, с.20-21].

    Дети должны правильно пользовать­ся акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, пово­рачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать птиц и животных как статично, так и в движении [14, с.69].

    Таким образом, в старшем возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особеннос-тей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предме­те. В I квартале детей учат передавать краски осенней при­роды. Программный материал во II квартале усложняется. Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе. Хорошо давать рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами.

    В подготовительной группе сначала предлагают нарисовать отдельные деревья. Дети должны знать породы и уметь изображать их. Чтобы научить детей правильно понимать расположение предметов в пространстве, надо время от времени давать им задание рисовать самостоятельно, но без натуры, на основа­нии предварительных наблюдений. Дети подготовительной к школе группы должны знать: чтобы нарисовать дерево, сначала нужно провести тонкие линии, обозначающие основную форму и размер, прорисо­вать направление и форму ветвей, а затем точный контур дерева. Затем добавляют листву и мелкие детали, после чего раскрашивают рисунок.

    Таким образом,

    Заключение

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам рассмотреть:

    1. Качество детских рисунков в их выразительности.Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Наряду с выразительностью детских работ следует выделить и такие их качества, как искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств, содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм, яркость, красочность, декоративность, оригинальность. Одним из самых доступных для ребенка средств выразительно­сти является цвет. Другое средство выразительности, используемое дошкольни­ком, - линия.

    2. Раскрыли особенности изображения деревьев детьми старшего дошкольного возраста. У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Эта задача осуществляется, начиная с первого квартала в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны.

    3. Рассмотрели методику обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию деревьев. В старшем возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предме­те.


    Список использованной литературы


    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016 года

    2. Приказ образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведении [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 344 с.
    4. Доронова, Т. Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с. : ил. 
    5. Заяц, Т. В. Методика рисования деревьев и человека в старшей и подготовительной группах [Электронный ресурс] / Т. В. Заяц / Копилка уроков / Дошкольникам / – режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/

    6. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. об­разования» / Т. Г. Казакова. — М : Гуманигар изд центр ВЛАДОС, 2006. — 255 с.

    7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 120 с. ил.
    8. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
    9. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.
    10. Сакулина, Н. П.    Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва : Просвещение, 1982. - 205, [3] с., [8] л.
    11. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном возрасте [Текст] / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213, [3] с., [31] л. ил.

    12. Смирнова, М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников : рекомендации, занятия, дидактические игры / М. Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.

    13. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Флерина. – режим доступа: http://www.detskiysad.ru/izo/tvorchestvo.html
    14. 1   2   3


    написать администратору сайта