курсовая. Курсовая работа по теме Манипуляция общественным сознанием как социальный феномен
Скачать 198.02 Kb.
|
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Социологический факультет. , Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 33. Кафедра истории и теории социологии Курсовая работа по теме: «Манипуляция общественным сознанием как социальный феномен» Москва Введение Манипуляция общественным сознанием является актуальной темой исследований на протяжении всей истории человечества и в наше время активно обсуждается представителями широкой общественности. Общественное сознание было рассмотрено не только в трудах философов, но и в социологии. Особенно полно этот феномен изучили Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, а философские корни уходят далеко - к Гегелю. Общественное сознание это прежде всего представления людей об общественном бытие. Сознание общества меняется с течением исторического развития и может меняться и под воздействием человеческой природы с помощью манипуляции им. Тем самым меняя бытие. Только с недавнего времени вопросам манипуляции стали посвящаться многие произведения, как зарубежные, так и отечественные, что еще раз подтверждает сильную заинтересованность этим феноменом со стороны как научного сообщества, так и обывателя. Исследование проблематики манипуляции общественным сознанием и рассмотрение ее с научной точки зрения насчитывает всего несколько десятилетий, если не затрагивать сходные с ней темы, где раскрываются смежные с ней процессы и явления. Изначально проблема манипуляции рассматривалась только в рамках психологической и политической парадигм. Широкое распространение получили практические знания относительно методов, способов и конкретных приемов манипуляции как массовым, так и индивидуальным сознанием. В современном мире массовое сознание становится мишенью огромного количества манипуляторов, именно поэтому манипуляция приобретает широкое распространение, особенно в 20-21 веках эта технология управления людьми становится очень явной, так как государства становятся институтами, направленным не только на защиту интересов своих граждан, но и на изменение мнений и мировоззрений граждан для более эффективного управления ими. Исследование этого феномена находится на стыке психологии, философии и социологии и является предметом исследования социальной психологии, поэтому, для того, чтобы полностью раскрыть данный феномен надо будет изучить литературу по сем этим дисциплинам и в контексте этих наук. Проблема манипуляции общественным сознанием как научная категория была введена в оборот западными политологами в 40-50 годах 20 века. В отечественной литературе вопрос о манипуляции стал рассматриваться несколько позже - в 50-60 годы 20 века. Появление такого понятия, как манипуляция общественным сознанием произошло из-за возникновения СМИ и идеологической борьбой между социализмом в СССР и капитализмом развитых стран. Отечественная современная литература заполнена работами, освещающими прикладной аспект феномена манипуляции в области бизнеса, коммерческой рекламы, маркетинга и этики деловых отношений, а так же раскрывает смежные явления социальной действительности: пропаганду, идеологию, информационную войну. Отдельно обязательно нужно выделить работу С. Г. Кара-Мурзы, так как его книги, носящие публицистический характер, исследуют этот феномен настолько полно, что использование его книг может носить характер источника социальных фактов, основанных на данной технике применения влияния на общественное сознание. С помощью синтеза полученных знаний раскроются основные законы и принципы общественного сознания, а так же механизмы управления им. Данный способ воздействия на массовое сознание политические и экономические элиты используют для выполнения своих целей и решения своих задач, используя для ее реализации всевозможные технологии и способы, которые будут рассмотрены в данной работе. Научно-теоретическая база: среди наиболее известных авторов исследовавших проблему общественного сознания и социальное осмысление манипуляции общественного сознания будут научные работы по феномену психики человека - общественному сознанию для реализации манипуляций массами: Э. Дюркгейм «О разделении общественного труда. Метод социологии», Вундт В. «Проблемы психологии народов», Л.С Выготский «Этюды по истории поведения», труды ученых непосредственно затрагивающих отдел знаний посвященных исследованию управления массами. Основными источниками по исследованию манипуляций будут служить книги: Доценко Е. Л. «Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита»; Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием»; С.А. Зелинский «Манипуляции массами и психоанализ» и другие второстепенные источники. При проработке работы понадобиться раскрыть концепции в которых рассматривается явления, а так же определить методологические ориентации. На их основе будут раскрываться разделы знания об общественном сознании и специфике манипуляции им: указать на разнообразные виды общественного сознания; раскрыть механизмы, критерии, признаки и способы влияния на него. Рассмотреть в контексте исторического процесса манипуляции общественного сознания и ее места в нем. Так же мне представляется интересным формы применяемых манипуляций в различных исторических условиях и на базе различных мировоззрений. Особенно полно будет раскрыта манипуляция с помощью религии и СМИ. Методологической основа: за основу этой работы будут взяты научный системный метод, исторический метод и сравнительный. Цель: изучить особенности манипуляции общественным сознанием. Для этого будет проведен детальный разбор этой проблемы, определении социальных основ и сущностных характеристик исторических форм и трансформации манипуляции общественным сознанием. Генерирование идей по улучшению этого вопроса. Для достижения поставленной цели изучим все необходимые теоретические источники о манипуляции сознанием, а так же проанализируем примеры этого явления на конкретных исторических событиях в мире - для этого можно взять социалистический строй в СССР, где такой вид влияния на население был самым агрессивным и явным, а так же в коммунистическом Китае, где до сих пор идет активное и явное манипулирование массами со стороны политической системы. Маркетинг тоже является агрессивной формой экономической манипуляции, которая воздействует на любого человека, который хотя бы раз видел рекламную программу, которую реализуют организации для более эффективного продвижения товаров на потребительский рынок. Достижение поставленных целей предполагает решение некоторых задач. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач: Задачи: )осмысление специфики понятия «общественное сознание» и «манипуляция» )анализ механизмов манипуляции над общественным сознанием. )изучение исторических форм общественного сознания и манипуляции им. Рассмотрениесовременного социального явления «информационной войны» для описания изменения общественного сознания с помощью манипуляций, используемых средствами массовой информации. Для этого необходимо выделить объект и предмет исследования. Объектом исследования - общественное сознание. Предмет исследования - манипуляция общественным сознанием в контексте социальной реальности. Глава 1. Теоретико-методологическое аспекты общественного сознания как социального феномена 1.1 Общественное сознание, определение, история возникновения, принципы Под общественным сознанием прежде всего понимается совокупность психологических свойств, присущих обществу как целостной системе. Общественное сознание разделяется на подсистемы, в которых господствующей становится либо религия, либо экономика, культура - все эти сферы общественной жизни и есть предмет общественного сознания. Общественное сознание формируется социально-исторической сущностью нации или народа, обладающего индивидуальным неповторимым типажом общественного сознания. Историческая реальность, отражаясь в умах людей, порождает общественные настроения, идеологии, социальные психологии, национальные характеры. Те, в свою очередь, оказывают действенное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и оказывает влияние на индивидуальную психологию каждого человека, входящего в социум. Внимание ученых уже давно приковано к изучению общественного сознания. За это время общественное сознание стало предметом изучения: философии, психологии, социологии. Социология считает общественное сознание одним из важнейших механизмов в протекании всех социальных процессов и в возникновении всех социальных явлений. Выяснение особенностей действия этого механизма и его зависимости от типа социума является традиционным в изучении этого явления для социологии. Первыми на серьезной научной основе о б общественном сознании заговорили социологи. Огромную роль в этом сыграл французский социолог Эмиль Дюркгейм. Отправным пунктом его теории стало то, что он рассматривал факты социального бытия «как вещи», то есть он не стал искать объяснение происхождения социальных фактов внутри индивидуального сознания, а стал рассматривать их со стороны - независимо от наблюдателя. Общество по Дюркгейму целостно и не сводимо к составным частям. И законы, действующие на уровне общества отличаются от законов, которые были бы обнаружены, если бы разделили общество на составляющие. Он писал: «Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального, это представления другого рода. Мышление групп иное, нежели отдельных людей, у него свои собственные законы». Он утвердил за социально-психологическими явлениями право считаться независимыми и не сводимыми к индивидуальной психологии. Помимо социологов изучением общественного сознания занимались психологи: этнопсихология, психоанализ, культурно-историческая психология. То, что общественным сознанием заинтересовались этнологи очевидно, потому что разница между сознанием европейца, азиата, или примитивного аборигена очень сильно отличается. Огромный багаж полевых исследований, проведенный этносоциологами и этнопсихологами позволили делать широкие обобщения и выявлять закономерности в общественном сознании разных народностей, этносов, государств. Самым известным этнопсихологом стал В. Вундт. Идея «народного духа» и сейчас пользуется популярностью среди ученых. Используя сюжеты мифов, фольклор он утверждал, что существует особый народный дух, который будучи субстанцией нематериальной и мистической влияет на историческую судьбу и общественное развитие народа. Еще один ученый показал историческую изменчивость общественного сознания. Люсьен Леви-Брюль стал автором двух положений: законами индивидуальной психологии невозможно объяснить верования, коллективные представления, возникшие в каком-либо народе. «разным типам общества соответствуют различные типы психологии человека, отличающиеся друг от друга подобно тому, как отличается психология позвоночных и беспозвоночных животных» Идеи Леви-Брюля развил Л.С Выготский. В своей книге «Этюды по истории поведения» он выдел историческую линию процесса становления современного человека. Анализируя этнографические данные, Выготский приходит к заключению, что сущность исторического развития человеческой психики заключается в совершенствовании культурных приемов пользования собственными психологическими способностями. Немало интересного мы можем найти по данной проблематике и у Зигмунда Фрейда, который указывал, что развитие общества и его сознания подобно развитию невроза у личности. А. Теннис, социолог, предлагает искать причины внешних реальных социальных явлений именно в сознании людей. Он пишет: "Наиболее энергично я настаиваю на теории, согласно которой социальные сущности или объединения и ассоциации людей имеют по существу идеальный характер, они - продукт мышления в том смысле, что сам факт существования их зависит в сильной степени от сознания их членов". И далее: "Эта социальная реальность основана на идеях о ней - следовательно, на сознании людей". Отсюда: "...мышление и воление существуют как объективные реальности", а те социальные явления, которые являются результатами этих процессов, есть не что иное, как "идеально сконструированная субъективная сущность". Сюда относятся не только привычки, убеждения (непосредственно определяющие поведение человека), но также и обычаи, нравы, установления, а, в конечном счете, и формы социальных учреждений и институтов, организаций и прочее. 1.2 Уровни, формы общественного сознания и его структура Структура общественного сознания включает в себя 2 уровня: социальная психология, то есть обыденное массовое сознание, формирующиеся на основе повседневной жизненной практики и научно-теоретический уровень, включающий идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. На данном уровне сознание отражается в виде концепций и теорий, оно основано на обнаружении закономерностей развития явлений общественной жизни. Формы общественного сознания представляют из себя различные способы духовного освоения общественного бытия: политическое и правовое сознание, религия, искусство, философия. Все форм общественного сознания имеют относительную самостоятельность и проявляют особые закономерности развития. Если рассматривать формы общественного сознания с точки зрения марксизма, то их будет всего 4: ) религия ) наука ) искусство ) мифология Личное сознание всегда определяется сознанием общественным, которое в свою очередь зависит от производных. Общественное сознание включает в себя: ) накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; ) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; ) народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Обыденное сознание имеет преимуществ а перед теоретическим, то что оно более полно, многосторонне и целостней представляет картину общества. Если категория «общественное бытие» фиксирует объективные, не зависящие от воли и желания отдельного человека общие отношения, общие связи и институты, включая и материальное производство, то категория «общественное сознание» необходима для того, чтобы понять, как отражается общественное бытие в мыслях и чувствах субъекта общественной жизни, причем в самых различных их аспектах и формах. Однако общественное сознание может оказывать на общественное бытие обратное влияние, обладать определенной самостоятельностью. Оно может: 1) активно способствовать развитию общественного бытия; 2) опережать общественное бытие;3) тормозить общественное бытие. Теперь будут рассмотрены виды общественного сознания более подробно и в первую очередь политического сознания, так как оно является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное влияние на власть и все остальные сферы общественной жизни. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, то есть с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Ф. Энгельс назвал религию "фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности. Все эти виды общественного сознания поддаются коррекции, со стороны заинтересованных лиц. В первую очередь со стороны политических и экономических элит. Данная форма влияния называется словом «манипуляция», о специфике которой будет идти речь в следующей главе. |