Главная страница
Навигация по странице:

  • АКСИОЛОГИЯ текст лекциидоц. А.В. Смирнов Воронеж – 2022ПЛАН

  • Вопрос I .

  • История аксиологии

  • Теоретические подходы В философии сложилось несколько подходов к пониманию ценностей: Натуралистический психологизм

  • Аксиологический трансцендентализм

  • Персоналистический онтологизм

  • Социологический подход

  • Аксиология.Лекция (1). Лекции доц. А. В. Смирнов Воронеж 2022 план


    Скачать 73.59 Kb.
    НазваниеЛекции доц. А. В. Смирнов Воронеж 2022 план
    Дата25.03.2022
    Размер73.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАксиология.Лекция (1).docx
    ТипЛекции
    #415953
    страница1 из 2
      1   2

    ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Н. Бурденко

    КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


    АКСИОЛОГИЯ

    текст лекции

    доц. А.В. Смирнов

    Воронеж – 2022

    ПЛАН:


    1. Природа ценностей, их значение в жизни человека и общества.

    2. Свобода как личная и социальная ценность. Грани свободы. Свобода, необходимость и ответственность.



    Вопрос I. Природа ценностей, их значение в жизни человека и общества.

    Каковы ценности, таково и общество, и личность. Поэтому проблема ценностей становится одной из ключевых в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество. Сегодня время нестабильности, резких социальных сдвигов, время дезориентации личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. В сущности, отрицание старых ценностей означает отрицание старых форм жизни общества и личности.

    Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Аксиология представляет собой философскую теорию общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков. Сам термин «ценности был введен в конце XVIII в. в философии И. Канта.

    Аксиологияфилософская наука о ценностях и ценностном отношении к миру. Аксиология изучает характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Она также включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле — всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

    Аксиология ставит вопрос о соотношении ценности и оценки. Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Признание ценности истины, доброй воли и красоты не приводит к отождествлению ценности с благами, а оценки — с ценностями. Между трансцендентной ценностью и оценкой как смыслом деятельности человека нет полного совпадения. Ценности придают смысл человеческим действиям. Коренным противоречием аксиологии является признание в одних концепциях универсализма ценностей, наличия трансцендентных ценностей и отрицание этого в концепциях, придерживающихся эмпирической и плюралистической трактовки ценностей.

    Ценностная проблематика быстро стала едва ли не преобладающей в европейской мысли. Пользуясь некоторыми современными классификациями, классическую аксиологию правомерно рассматривать как единство 4-х отраслей:

    1. аксиология «формальная» — изучает предельно общие законы, заключённые в ценностных отношениях,

    2. аксиология «материальная» — изучает структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей.

    3. аксиологическая «онтология» — вопрос о субъективности (объективности) ценностей, исследование их бытийной локализации и их соотношения с существованием,

    4. аксиологическая «гносеология» — вопрос о соотношении ценностей и познания.

    Эти четыре области и составляют фундаментальную теорию ценностей.
    В систему ценностных отношений входят, прежде всего, нравственность и нравственные отношения. Ценность есть все, что окружает человека и с чем человек вступает в какие либо отношения. Человек не может бесстрастно, только и исключительно объективно относиться к окружающему миру. Всегда что-то в этом мире для него имеет большее или меньшее значение, что-то первостепенно, что-то второстепенно. Выбор тех или иных ценностей, материальных или духовных определяет нравственную ориентацию личности, направленность ее поступков. Оценка есть отношение человека к конкретному явлению с точки зрения определенных интересов.

    История аксиологии

    Аксиология прошла длительный период становления.

    Первым поставил проблему ценностей в философию Сократ. При этом он рассматривал ценности только моральные: честь, отвага, храбрость, справедливость, мужество и др. Платон почитал за главные ценности благо и справедливость. Эти ценности выступают главными критериями бытия. Поэтому высшие ценности у Платона носят абсолютный характер. Не случайно Платон в основу своего идеального государства положил принцип справедливости. Для софистов все ценности индивидуальны и относительны, Протагор: «человек есть мера всех вещей».

    У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только для меня, но и «вообще». Философия, по Аристотелю, это — «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных».

    Аристотель впервые выделил два типа ценностей:

    1. самоценности (человек, счастье, справедливость);

    2. относительные ценности, куда входит большинство ценностей. Ведь разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных» 1.

    В средние века ценности приобретают религиозный характер. Высшая ценность – бог. Таким образом, в древней философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Следовательно, ценности не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Таким образом, в античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

    В эпоху Возрождения на первый план выходят ценности гуманизма. А в Новое время развитие науки и новых буржуазных общественных отношений определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

    М. де Монтень указывал на субъективную природу ценности. Т. Гоббс выделял а) «ценность человека», которая не отличается от его «стоимости», и есть его «цена»;

    б) «достоинство» — общественную ценность человека, которая есть та цена, которую ему даёт государство.

    Р. Декарт видел назначение разума в установлении «подлинной ценности (valeur) всех благ». «Ценность», таким образом, соотносилась им с миром субъекта — с нравственной деятельностью. Необходимо знать истинную «цену» добра и зла и уметь различать их; наша любовь и неприязнь к вещам обусловливается тем, насколько они представляются нам ценными, а не наоборот.

    Б. Паскаль различал среди человеческих достоинств условные (связанные с социальным статусом и легитимизуемые «внешними церемониями») и естественные (относящиеся к душе или телу). Ему же принадлежит афористическое словосочетание «порядок сердца» (ordre du coer), означающее «логику сердца», не совпадающую с логикой рассудка, но подчиняющуюся своим неисповедимым законам. Будущие аксиологи (в частности М. Шелер) придавали этому выражению Паскаля очень большое значение: здесь философия впервые признала права вслед за разумом и волей также и третьей, самой сокровенной области человеческой души — сердца как тайника царства ценностей.

    У Г.В. Лейбница «ценное есть значительное с точки зрения блага» (противоположность ему составляет «пустое»), «значительное» же — то, из чего следует нечто «замечательное», которое есть в свою очередь вносящее какой-либо значительный вклад или вводящее «первенствующее по природе».

    И. Кант впервые употребил понятие ценностей в специальном узком смысле. У ценностей, по И. Канту, нет бытия, но есть значимость. Они являют собой требования, обращенные к воле человека, иначе говоря, наряду с бытием Кантом признается долженствование. Данная сфера, или царство нравственности, является областью свободной воли человека, а природа понимается как мир, где господствует необходимость.

    Предпосылкой аксиологии у него выступает разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

    Г. Гегель впервые ввел разделение ценностей на утилитарные и духовные. Первые выступают как товары и измеряются количественно. Эти ценности всегда относительны и зависят от спроса и вкусов. Вторые – связаны со свободой духа, они все – духовные.

    Вопрос о значимости как сущностном признаке познания после Канта разрабатывал Р. Лотце. Он считал «главным органом» ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношения последних, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование — для познания вещей. Без чувств субъекта ценности не существуют, т.к. не могут принадлежать вещам самим по себе, что, однако, не означает, будто ценности лишь субъективны. В пользу «объективности» свидетельствуют их интерсубъективный характер, соответствующий их общезначимости для «надэмпирического» трансцендентального субъекта; то обстоятельство, что оценивающие суждения обусловливаются оцениваемыми объектами; тот факт, что ценностные чувства не находятся в распоряжении субъекта, но «противостоят» ему в виде уже сложившейся системы.

    В. Виндельбанд анализировал истину, красоту, добро, а также искусство, науку и религию именно как ценности. Соотечественник Р. Лотце и В. Виндельбанда, немецкий философ Г. Риккерт подчеркивал, что источником обязательных общезначимых ценностей является воля сверхиндивидуального субъекта. Далее смысл (или ценность) проникает в волю отдельного индивида и превращается для него в долженствование. Познавать, по мнению Г. Риккерта, означает занять определенную позицию по отношению к ценностям.

    Из числа тех, кто продолжал серьезно заниматься этими вопросами, следует выделить М. Шелера, как одного из основателей философской антропологии и аксиологии. Он согласен с И. Кантом в том, что если человеческую волю поставить в зависимость от внешних целей (благ), то сами понятия добра и зла должны будут меняться с изменением этих целей. Но, по М. Шелеру, ценности не следует отождествлять с материальной природой различных благ. Познание ценностей происходит в сфере духа через акты, не имеющие ничего общего с восприятием и мышлением, а именно: путем переживания и предпочтения (симпатии).

    Акты переживания складываются из процессов вчувствования, сочувствия, любви и ненависти. Предпочтения (симпатии) Шелер разделяет на подлинные и неподлинные. Любовь как встреча и соучастие в жизни другого представляет собой подлинную симпатию, а ненависть, которая нарушает экзистенцию другой личности, – неподлинное предпочтение.

    Сами ценности априорны, т.е. существуют до всякого опыта индивида, и не зависят от его воли и деятельности. Как цвета даны зрению, так ценность дана эмоциям. В основе эмоций лежат ценности. И не к положительным переживаниям стремится человек, он стремится к ценностям. Совокупность ценностей определяет стремление людей к идеалам, а идеалы уже порождают нормы, нормативное долженствование.

    Ценности абсолютны и неизменны. Шелер не приемлет исторический подход к ценностям. Однако его критика ценностного релятивизма во многом справедлива. Действительно, ценности не определяются произволом индивидов, они обладают объективным содержанием. Но каков источник этого объективного содержания этических норм – в Боге или социально-практической жизни людей?

    Ответ М. Шелера однозначен. Существует иерархия ценностей. М. Шелер различает 4 типа:

    1) ценности чувственного восприятия (приятное и неприятное),

    2) витальные ценности (благородное и вульгарное),

    3) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое),

    4) религиозные ценности – это чистое знание истины, к ним относятся ценности святого и несвятого, а также вера, благоговение и поклонение.

    Свободная воля субъекта позволяет ему оказывать предпочтение тем или иным ценностям, на верхней ступени которых стоит Бог. Любовь к Богу рассматривается М. Шелером как высшая форма любви. Саму же любовь он трактует как такое отношение к личности, которое возвышает не только любимого, но и любящего. Любить Бога – значит возвыситься до понимания высших ценностей, а не довольствоваться бесплодным альтруизмом. Таким образом, через отношение личности к личности Бог входит в мир.

    Кризис индустриального общества обострил проблему ценностей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для сторонников сциентизма наука и техника — те ценности, которые имеют абсолютное значение. Наука и техника способны быть средством лечения всех социально-экономических болезней общества. Общество массового потребления – это тот идеал, который достигнут человечеством с помощью научного и технического рационализма.

    Противники абсолютизации ценности науки и техники образовали лагерь антисциентизма. Они высказывают ряд справедливых замечаний в адрес опьяняющего восторга от достижений ученых и инженеров. Научно-технический и социально-экономический прогресс противоречив. В деятельности людей содержится не только рациональное, но и иррациональное. Вера в безупречность массового производства и техноцентризма иррациональна. Если разработка и использование техники не подчинены гуманитарным ценностям, то она способна уничтожить основы человеческого существования. Самые рациональные с точки зрения внутренней логики решения приводят здесь к непредсказуемым и иррациональным эффектам.

    Теоретические подходы

    В философии сложилось несколько подходов к пониманию ценностей:

    • Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи). Ценности рассматриваются как объективные факторы реальности. Они эмпирически наблюдаемы, их источник - биологические потребности человека  любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

    • Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь – ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота. Они – самодостаточны. Носителем такой ценности-идеала является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, здесь ценности рассматриваются также как нормы, не зависящие от человека и образующие общую основу конкретных ценностей и культуры.

    • Персоналистический онтологизм (М. Шёлер). Ценности существуют объективно, они образуют онтологическую основу личности. Следует различать вещи и ценности в них (цвет и цвет предмета).  Ценности могут созерцаться независимо от вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей основано на чувствах любви - ненависти. Ценности тем выше, чем выше удовлетворение людей от них. Низший уровень – материальные блага, а высший – это прекрасное и познавательное. Наивысшая ценность – это идея Бога.

    • Социологический подход (М. Вебер). Ценности – это нормы, которые имеют определенную значимость для индивида.

    Все эти различные трактовки отражают определенную, реальную сторону ценностей. Поэтому их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Следовательно, каждый из подходов имеет право на существование, ведь он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. Скажем, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются вполне реальными ценностями. Они служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

    В русском языке слово «ценность» явно связано со словом «цена». Но это слово в первоначальном смысле имело значение «возмездие», «воздаяние». Ценность выражает представления о совершенном человеке в различных культурах. Каждую культуру можно представить как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной иерархии. Ценность – это представление о том, что свято для человека, группы, общества в целом.

    Ценности – это понятие, указывающее на культурную, социальную или личностную значимость тех или иных вещей, явлений и свойств для человека и общества в целом. Ценности – это отношение к предмету, а не сам предмет.

    Общая структурная модель, с которой связывается представление о ценностях, основана на том, что человеческое поведение носит интенциональный (т.е. направленный) характер. Различные элементы реальности могут вызывать у человека или коллектива либо притяжение, либо отталкивание. Исходя из этого, ценность может быть охарактеризована как качество, в силу которого предмет или явление становится объектом социальных устремлений.

    В повседневной общественной практике ценности наглядно проявляются в ситуациях выбора, когда от субъекта требуется отдать предпочтение тому или иному варианту поведения.

    Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не в силу природы или внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Для субъекта (человека) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, его установок и практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

    Все многообразие мира может выступать в качестве предметных ценностей и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять его разнообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты, выраженные в виде норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и выступают предметные ценности и субъектные ценности. Ценностями могут быть

    • вещи;

    • идеалы;

    • нормы.

    В современной философии понятие «ценности» употребляется в различных значениях:

    • ценность как новая идея, выступающая в качестве индивидуального или социального ориентира;

    • ценность как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;

    • ценность как культурно-исторический стандарт;

    • ценность как тип «достойного» поведения, как конкретный стиль жизни.

    Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. Весь жизненный опыт человека и система его знаний и убеждений непосредственно влияют на характер его ценностей.

    Ценности задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер.

    Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность никак не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними существует принципиальное различие. Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот или иной тип мышления, который им дает нужный импульс. Главный критерий – степень истинности той или иной идеи.

    Ценности тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда в соответствии с результатами познания.

    На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание и восприятие и обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Но не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными. Общечеловеческие – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

    На основе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Природу ценностей Т. Шибутани объяснил так: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» 2.

    В силу того, что ценности непосредственно не даны и не представимы, они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего, через нормы. Каждая исторически конкретная форма общественной жизни может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного, на основе которых развёртываются более конкретные и специальные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу её формирования и поддержания нормативного порядка в обществе.

    Ценности трактуются также как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Понятие «ценность» играет центральную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). Поэтому ценности, обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего (с его ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее – как преодоление наличных условий, как мир ценностно обоснованных целей, необязательно достижимых, но всегда определяющих вектора изменений и развития как возможный мир.
    Значение ценностей, их функции:

    • мотивационная f.: ценности формируют мотивы действий человека;

    • ориентационная f: ценности задают ориентиры и критерии деятельности;

    • нормативная функция;

    • критерии выбора;

    • функция социального контроля.


    Ценностные категории, поскольку они выражают предель­ную ориентацию сознания и поведения людей, применимы ко всем сферам человеческой жизни. Там, где люди осуществляют свою целеполагающую деятельность, они руководствуются теми или иными ценностными установками. В этом смысле ценности в качестве способа освоения действительности универсальны,
      1   2


    написать администратору сайта