Главная страница

1_Основы ИС_Понятия и определения рус. Лекции Основная часть Заключение Основная часть Интеллектуальные системы понятия и классификация


Скачать 1.21 Mb.
НазваниеЛекции Основная часть Заключение Основная часть Интеллектуальные системы понятия и классификация
Анкорonlin
Дата10.10.2022
Размер1.21 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла1_Основы ИС_Понятия и определения рус.pptx
ТипЛекции
#726038
Интеллектуальные системы: понятия и классификация. Представление знаний.
Экспертные и интеллектуальные системы
План лекции

Основная часть

Заключение
Основная часть

Интеллектуальные системы: понятия и классификация

Представление знаний
Основные термины и понятия
Интеллект - это способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Основные термины и понятия
Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, рассуждений и теорий. Знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта. Основные термины и понятия
Искусственный интеллект – свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий. Основные термины и понятия
Алгоритм – точное предписание о выполнении в определенном порядке системы операций для решения любой задачи из некоторого данного класса (множества) задач.
Основные термины и понятия
Интеллектуальные задачи – это задачи, отыскание алгоритма решения которых связано с тонкими и сложными рассуждениями, логическими обобщениями и выводами, требующие большой изобретательности и высокой квалификации. Основные термины и понятия
Интеллектуальная система – система или устройство с программным обеспечением, имеющие возможность с помощью встроенного процессора настраивать свои параметры в зависимости от состояния внешней среды. Основные свойства интеллектуальных систем
  • решать задачи, описанные только в терминах мягких моделей, когда зависимости между основными показателями являются не вполне определенными или даже неизвестными в пределах некоторого класса
  • способность к работе с неопределенными или динамичными данными, изменяющимися в процессе обработки, позволяет использовать ИС в условиях, когда методы обработки данных могут изменяться и уточняться по мере поступления новых данных
  • способность к развитию системы и извлечению знаний из накопленного опыта конкретных ситуаций, что увеличивает мобильность и гибкость системы, позволяет ей быстро осваивать новые области применения
  • возможность использования информации, которая явно не хранится, а выводится из имеющихся в базе данных, позволяет уменьшить объемы хранимой актуальной информации при сохранении богатства доступной пользователю информации
  • развитые коммуникативные способности: возможность обработки произвольных запросов в диалоге на языке максимально приближенном к естественному (система естественно-языкового интерфейса – СЕЯИ)
  • направленность на решение слабоструктурированных, плохо формализуемых задач (реализация мягких моделей); способность работать с неопределенными и динамичными данными
  • способность работать с неопределенными и динамичными данными
  • способность к развитию системы и извлечению знаний из накопленного опыта конкретных ситуаций
  • возможность получения и использования информации, которая явно не хранится, а выводится из имеющихся в базе данных
  • система имеет не только модель предметной области, но и модель самой себя, что позволяет ей определять границы своей компетентности
  • способность к абдуктивным выводам, т.е. к выводам по аналогии
  • способность объяснять свои действия, неудачи пользователя, предупреждать пользователя о некоторых ситуациях, приводящих к нарушению целостности данных
    • Интеллектуальные базы данных
    • Системы естественно-языкового интерфейса (СЕЯИ)
    • Контекстные системы
    • Гипертекстовые системы
    • Системы когнитивной графики

По коммуникативным способностям
    • Экспертные системы
    • Классифицирующие системы
    • Доопределяющие системы
    • Трансформирующие системы
    • Многоагентные системы

По типу решаемых задач

;;;.
    • Индуктивные системы
    • Нейронные сети
    • Системы, основанные на прецедентах
    • Информационные хранилища

По способности к самообучению
    • Индуктивные системы
    • Нейронные сети
    • Системы, основанные на прецедентах
    • Информационные хранилища

По способности к самообучению

База знаний – служит для представления эвристической и фактологической информации, часто в форме фактов, утверждений и правил вывода.

В базе знаний ИС интегрируются знания, поступающие от экспертов в конкретной предметной области, а также фундаментальные, составляющие суть общеизвестных научных теорий и моделей.

База данных –хранит форматированные данные, то есть конкретные факты и константы, касающиеся предметной области.

Для хранения данных в ИС используются либо реляционные, либо для интегрированного хранения данных и знаний – объектно-ориентированные базы данных.

Система интерпретации знаний (Машина вывода) – механизм, играющий роль интерпретатора, применяющего знания подходящим образом, чтобы получить результат.

Система приобретения знаний – механизм формализации знаний эксперта, пополнения базы знаний и обучения (самообучения) ИС. Это реализуется с помощью инженера по знаниям и эксперта, а также машинного обучения.

Система естественно-языкового интерфейса (СЕЯИ) – механизм, преобразующий запросы пользователя и выдающий ему решение задачи (результат) на естественном языке.

СЕЯИ реализует дружественный к пользователю интерфейс.

Система объяснения решения – механизм протоколирующий работу системы интерпретации знаний и выдающий его пользователю в виде цепочки логических выводов.

Это позволяет «объяснить» пользователю найденное решение.
Интеллектуальный интерфейс и методы рассуждений в Интеллектуальных системах
Естественно-языковый интерфейс (СЕЯИ) – это совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих общение ИС с пользователем на ограниченном рамками предметной области естественном языке.
Словарь

(отражает словарный состав и лексику языка)

Лингвистический процессор

(анализ текстов и синтез ответов пользователю)
основные требования к Естественно-языковому интерфейсу
  • обеспечивать вход и выход системы на естественном языке
  • обеспечивать обработку входных данных и генерацию выходных, основываясь на знании относительно синтаксических, семантических и прагматических аспектов естественного языка.

«Ваня встретил Машу на поляне с цветами»

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»

Л.В.Щерба
Проблема «смысл-текст»
Пример
  • Какой завод заказал оборудование для конвертерного цеха в Бельгии?
Проблема «планирования»
Пример
  • Куда Вы хотите лететь?
Проблема «равнозначности»
Пример
  • «У дома стоит слон» = «У дома стоит существо с хоботом и бивнями»?
Проблемы «моделей» участников общения
  • У участников общения должны быть сопоставимые модели представления знаний, необходимая глубина понимания, возможность логического вывода, возможность действия.
Проблема «эллиптических конструкций»
Пример
  • Береги платье снову, а честь - смолоду
Проблема «временных противоречий»
Пример
  • Я хотел завтра пойти в кино
  • Командные системы (commandcontrol) – интерпретирует единичную фразу пользователя в набор конечных команд, которые выполняются компьютером.
  • Пример:
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Открыть MicrosoftWord.
    КОМПЬЮТЕР: Запускает приложение MicrosoftWord.
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Открыть File.
    КОМПЬЮТЕР: Открывает диалоговое окно открытия файла.
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Изменить путь.
  • Диалоговые системы (dialogsystem) – интерпретируют понятие естественного языкового общения и в своей основе содержат диалог пользователя с компьютером для выяснения конечной цели, которую хочет достичь пользователь и получения от него необходимых данных для решения поставленной задачи.
  • Пример:
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Я хотел бы поехать в Киев.
    DS: Когда вы хотите быть в Киеве?
    ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 25 декабря.
Дополнительно!!!
  • tag/chunk технология
  • теория грамматик
Методы рассуждения в интеллектуальных системах

Логический метод рассуждения – основан на применении логики

Эвристический метод рассуждения – основан на применении правдоподобных рассуждений (эвристика)

Дедукция - рассуждение от сложного к простому

(получение частного правила на основе общего правила)

Аналогия - рассуждение на основе прошлого опыта

(скрытая закономерность, которая присуще многим на первый взгляд внешне различающимся объектам)

Индукция - рассуждение от простого к сложному

( на основе частных примеров синтезируются общие правила)

Эвристика - это алгоритм или таблица решений, которая базируется на опыте - причем качественном, прошлом и обширном, а не на научных данных или логическом выводе
Дополнительно!!!
  • Инструментальное средство представления знаний – язык ПРОЛОГ
Основная часть

Интеллектуальные системы: понятия и классификация

Представление знаний
Данные, знания и база знаний
Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства.

Этапы трансформирования данных на ЭВМ при обработке:

D1 — данные как результат измерений и наблюдений

D2 — данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники)

D3 — модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций

D4 — данные в компьютере на языке описания данных

D5 — базы данных на машинных носителях информации
Данные, знания и база знаний
Знания – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.
Этапы трансформирования знаний на ЭВМ при обработке:

Z1 — знания в памяти человека как результат мышления

Z2 — материальные носители знаний (учебники, методические пособия)

Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих

Z4 — знания, описанные на языках представления знаний (продукционные языки, семантические сети, фреймы)

Z5 — база знаний на машинных носителях информации.
Данные, знания и база знаний
База знанийсовокупность программных средств, обеспечивающих поиск, хранение, преобразование и запись в памяти ЭВМ сложно структурированных информационных единиц - знаний.
Основные типы моделей представления знаний

Логическая модель

Семантическая сеть

Продукционная модель

Фреймовая модель
Логическая модель – некоторое логическое исчисление как правило, исчисление предикатов первого порядка, когда предметная область или задача описывается в виде набора аксиом.

Пример знания:

Когда температура в печи достигает 120° и прошло менее 30 минут с момента включения печи, давление не может превосходить критическое. Если с момента включения печи прошло более 30 мин, то необходимо открыть вентиль №2.



– предикат, становящийся истинным, когда температура достигает 120°

– предикат, становящийся истинным по истечении 30 мин с начала процесса

– утверждение о том, что давление ниже критического

– команда открыть вентиль №2.

) И, (→ ) импликация, (=>) логическое следование

 
Логическая модель представления знаний: недостатки
  • Громоздкость записей, опирающихся на классические логические исчисления
  • При формировании таких записей легко допустить ошибки, а поиск их очень сложен
  • Отсутствие наглядности, удобочитаемости (особенно для тех, чья деятельность не связана с точными науками)
Продукционная модель (модель правил) – это модель, основанная на правилах, в которой знания представлены в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)».
  • «условие» (антецедент) – некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний
  • «действие» (консеквент) – действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или целевыми, завершающими работу системы)

Общий вид продукции:

«Имя продукции»:

Имя сферы;

Предусловие;

Условие для ядра;

Ядро: «Если А, то В»;

Постусловие.

Имя продукции может выражаться в виде номера или слова (словосочетания). Служит для определения местоположения в системе продукций.

Имя сферы указывает ту предметную область, к которой относятся знания, зафиксированные в данной продукции.

Предусловие определяет необходимые предпосылки применения условия для ядра продукции. Предусловия может и не быть вовсе.

Условие для ядра определяет те ситуации, при выполнении которых можно (надо) проверять наличие или истинность А в ядре продукции.

Ядро - основная часть продукции: «Если А, то В», где А и В могут иметь разные значения.

Остальные элементы, образующие продукцию, носят вспомогательный характер.

Постусловие определяет специфику ядра. Используется редко. Обычно содержит пояснения.

Пример продукции декларативного знания:

Пусть а, b, с – стороны треугольника и при выполнении равенства треугольник является прямоугольным.

«Имя продукции»: №5

Имя сферы: Геометрия;

Предусловие: Фигуры;

Условие для ядра: a, b, cстороны треугольника;

Ядро: «Если А, то В»: Если , то треугольник прямоугольный;

Постусловие: Теорема Пифагора.

 
Продукционная модель представления знаний: достоинства
  • Простота создания и понимания, отдельных правил
  • Простота понимания и модифицирования знаний
  • Простота программной реализации механизма логического вывода
Продукционная модель представления знаний: недостатки
  • Неясность взаимоотношений правил
  • Сложность оценки целостного образа знаний
  • Весьма низкая эффективность обработки
  • Существенные отличия от человеческих систем знаний
  • Отсутствие гибкости в логическом выводе
Семантическая сеть – это модель, в которой структура знаний предметной области формализуется в виде ориентированного графа вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними.
  • «Понятия» – абстрактные или конкретные объекты, события, свойства, операции
  • «Отношения» – это связи различного типа:
  • логические (дизъюнкция, конъюнкция, отрицание, импликация)
  • теоретико-множественные (часть – целое, множество – подмножество, класс – элемент класса, пример элемента класса)
  • функциональные (количественные, временные, пространственные и другие характеристики: объект-свойство, свойство-значение)
  • квантификационные (логические кванторы общности и существования, нелогические кванторы, например, много, несколько)

Пример знания:

Иванов имеет личный автомобиль «Волга» красного цвета с мощностью двигателя 75 л.с.

Семантическая сеть, показывающая взаимоотношения птицы и самолета

Семантическая сеть знаний ихтиолога о биологии рыб

Высказывание «Робот сверлит отверстие в детали с помощью сверла 10»

Задание:

Построить семантическую сеть, являющейся описанием объекта автомобиль и ряда связанных с ним понятий
Семантическая модель представления знаний: достоинства
  • более других соответствует современным представлениям об организации долговременной памяти человека
  • имитируют понимание и использование человеком естественного языка, что позволяет применять их при техническом моделировании рассуждений, доказательстве теорем, построении незаданных явно причинно-следственных связей и лингвистических конструкций
Семантическая модель представления знаний: недостатки
  • сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети
  • дублирование информации при построении сетей и смешение групп знаний, относящихся к различным ситуациям
фреймовая модель представления знаний
Фрейм – это структура для представления знаний, которая при заполнении ее соответствующими значениями превращается в описание конкретного факта, события или ситуации.

Структура фрейма:
  • стандартная единица – слот – содержит название и свое значение.

в виде цепочки:
  • Фрейм: <слот 1>, <слот 2>,…,<слот N>.
  • Имя ФРЕЙМА: <имя 1-го слота: значение 1-го слота>, <имя 2-го слота: значение 2-го слота>,…, <имя N-го слота: значение N-го слота>.

в виде таблицы:
Типы фреймов
  • фреймы-прототипы – хранятся в базе знаний
  • фреймы-экземпляры – создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных
фреймы-прототипы
Фрейм-прототип (протофрейм) – это фрейм, содержащий знания о самом понятии.
фреймы-прототипы
Фрейм-экземпляр (экзофрейм) - это фрейм, содержащий конкретное описание понятия или знания.
Фреймовая модель представления знаний – это модель, в которой структура знаний предметной области формализуется в виде совокупности взаимосвязанных фреймов, описывающих объекты, а свойства этих объектов и факты, относящиеся к ним, описываются в структурных элементах фрейма. Закрепление результатов. Задача

Представить декларативное знание о понятии «Квартира» четырьмя моделями представления знаний:
  • в виде семантической сети.
  • в виде фреймов.
  • в виде логической модели.
  • в виде продукционной модели.
Задание СРС
Средства программирования для ИИ и языки представления знаний
Примеры широко известных ИС:
  • IntelligentHedger
  • Nereid: Система поддержки принятия решений для оптимизации работы с валютными опционами.
  • PMIDSS: Система поддержки принятия решений при управлении портфелем.
Рекомендуемая литература
  • Козлов А.Н. Интеллектуальные информационные системы. – Пермь: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013.– 278 с.


написать администратору сайта