Главная страница

лекции. Лекции подготовлены Кудашовым В. Ф


Скачать 1.16 Mb.
НазваниеЛекции подготовлены Кудашовым В. Ф
Анкорлекции.rtf
Дата07.03.2018
Размер1.16 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлалекции.rtf
ТипЛекции
#16336
страница1 из 3
  1   2   3

Лекции подготовлены Кудашовым В.Ф.,

доцентом каф. теории и методики гимнастики


Лекция: Культурологические аспекты спортивных зрелищ и праздников в современном обществе. Исторические аспекты подготовки и организации спортивно-зрелищных мероприятий

Массовые спортивно-художественные представления - относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х - начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве Игр XXII Олимпиады (1980 г.) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.).

Массовые спортивно-художественные представления и праздники па стадионе имеют одну важную особенность: все, что видит зритель, всегда постановочно, т.е. исполняется впервые. В этом жанре не принято повторяться. Поэтому режиссерам-постановщикам каждый раз приходится при­думывать что-то новое, оригинальное, способное в очередной раз поразить зрителей.

Каждый жанр искусства характеризуется, прежде всего, своим содержанием и формой, которые определяют особенности жанра, технологии и методики постановки, а также его художественно-организационные основы.

Развитие массовых спортивно-художественных представлений как жанра зрелищного искусства имеет в нашей стране большую историю, связанную со становлением спортивной режиссуры, развитием спорта, международных спортивных и молодежных связей и, наконец, с развитием самого Государства и общества.

Исторический анализ жанра спортивной режиссуры показывает, как рождались те или иные новые творческие решения, как шло развитие сценарно-режиссерской мысли в построении массовых спортивно-художественных представлений на стадионе и как эта история влияет на сегодняшнее развитие и дальнейшие перспективы жанра.

В истории развития художественно-спортивных праздников можно условно выделит несколько периодов: довоенный (1919 – 1940), послевоенный (1945 – 1985) и современный.

Становление спортивной режиссуры в России начиналось с Физкультурных парадов на площади.

25 мая 1919 года, в день годовщины Всевобуча, по инициативе Правительства в Москве на Красной площади был впервые проведен военно-физкультурный праздник. Бойцы Всевобуча прошли по площади с оружием, а часть из них совместно с физкультурниками спортивных организаций впервые показали массовые гимнастические упражнения в движении.

Этот исторический праздник положил начало Физкультурным парадам - одной из форм массовых спортивных зрелищ, которая на долгие годы стала ведущей в стране.

С 1922 года и до 80-х годов Физкультурные парады проводились ежегодно (главной ареной для них всегда была Красная площадь). Однако, с середины 50-х годов Физкультурные парады теряют свою самостоятельность, превращаясь в головную колонну демонстрации трудящихся в дни 1 -го мая и 7-го ноября.

Головная колонна демонстрации по своему масштабу и значимости отличается от классического Физкультурного парада. Ее задача становится более узкой и конкретной - задать основную тему и тон народному празднеству. Используя накопленный опыт в применении выразительных средств Физкультурных парадов, режиссура с успехом решала поставленную перед ней задачу. На протяжении многих лет головная колонна физкультурников, открывавшая демонстрации трудящихся, выглядела по-новому, но всегда интересно, красочно, тематично и эмоционально.

Особой популярностью Физкультурные парады пользовались в 30-е годы. Это было вызвано бурным развитием физической культуры и спорта, великим энтузиазмом и интересом молодежи к этой новой форме самовыражения и общения, способствующей проявлению свободного творчества масс, коллектива и личности одновре­менно. Эти годы были очень плодотворны и для режиссуры.

Огромная массовость и разнообразие контингента участников, широта тематики, появление новых выразительных средств создали благоприятные условия для творческого подъема. Не случайно, Физкультурные парады того времени вызвали к себе повышенный интерес как специалистов в области спорта, так и деятелей различных областей культуры и искусства.

В 1931 г. в Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек

В1932г.-70тысяч

в1933г.-80тысяч

в1934и1935гг.-по120тысяч

в1936 г.- 110 тысяч

в 1937 г.-40 тысяч

в 1938- 1940 гг. количество участников не превышало 40 тысяч человек

"Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют! хором, исполняют какие-нибудь гимнастические маневры или танцы,? словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по воз­можности насыщенный таким содержанием, которое выражало бы идей-: ную сущность, надежды, проклятия и всякие эмоции народа, - то те, ос­тальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу" (см. А.В.Луначарский. О массовых празднествах, эстраде, цирке. -М: Искусство, 1981, с.84).

Характерной особенностью физкультурных парадов первых лет было то, что они проводились только в движении. Остановки на площади не допускались. Это требование, естественно, накладывало свой отпечаток на содержание действий участников парада, на организацию и режиссуру отдельных колонн и всего парада в целом. Режиссер в этих условиях был ощутимо ограничен в выборе средств и, естественно, организаторские способности руководителя колонны имели большее значение, чем его твор­ческие и постановочные способности.

Основные задачи режиссера фактически сводились к отработке парадного шага и равнения при прохождении колонны, а также поиску оригинальной атрибутики для того, чтобы зритель смог безошибочно определить принадлежность колонны к тому или ином коллективу.

С накоплением выразительных средств и опыта проведения Физкультурных парадов постепенно возрастала и роль режиссера как постановщика.

Физкультурные парады стали носить тематический характер. Каждая колонна, участвовавшая в параде, должна была выбрать и раскрыть определенную тему. Сделать это было не просто, так как у режиссера имелись буквально считанные минуты на воплощение своей идеи. Скоротечность движения определяла и выбор выразительных средств. Большое значение для раскрытия избранной темы в этот период приобретают: форма построения колонны; предмет для выполнения упражнений в движении; оригинальность самих массовых упражнений; различные конструкции, способствующие раскрытию темы; гимнастические снаряды, укрепленные на транспортных средствах; "живые" пирамиды и пр. Особая роль отводилась художественному оформлению колонны и костюмам участников.

В 1933 году впервые в Физкультурный парад были введены массовые гимнастические выступления. В этом параде участвовали только две делегации: сводная колонна физкультурников крупнейших предприятий Москвы (режиссер А.Лазарев) и колонна студентов Государственного Центрального института физической культуры и спорта (режиссер - М.Окунев).

В последующие годы включение массовых гимнастических выступлении в Физкультурные парады стало традиционным. В связи с этим измени­лась композиция парада.

В ней стали выделять две части:

первую - собственно Физкультурный парад с теми же в принципе задачами, что стояли перед парадами и раньше,

и вторую - массовые гимнастические выступления. В этой второй части каждая делегация в течение нескольких минут под специально подобранную или написанную музыку демонстрировала композицию массовых гимнастических упражнений, используя выразительные средства спорта. Но делала это уже не в движении, а на месте, занимая иногда своей массой всю Красную площадь.

Таким образом, парад 1933 года дал жизнь еще одной форме спортивных зрелищ - массовым гимнастическим упражнениям, которые в дальнейшем, особенно, с выходом на стадион, получили очень широкое развитие и превратились в самостоятельный жанр зрелищного искусства.

Физкультурный парад 1933 года поставил перед режиссурой новые задачи. Начался активный поиск выразительных средств. Появились новые виды массовых упражнений (поточные, пирамидковые), а также трансформирующиеся предметы, которые в процессе выполнения упражнений большой массой участников внезапно для зрителей изменяли цвет, форму, а вместе с этим, и свой первоначальный смысл и функции.

Значительный толчок в развитии жанра массовых спортивно-художе­ственных представлений дал Физкультурный парад 1937 года. Он был посвящен 20-летию Октября и собрал делегации всех Союзных Респуб­лик страны (по 150-200 человек от каждой Республики). Так, начиная с 1937 года, Физкультурные парады в Москве становятся Всесоюзными.

Повышается политическая значимость физкультурных парадов. Каждый из них посвящался какому-либо важному событию в жизни страны и, следовательно, имел определенную тему.
Так, в 1937 г. парад был посвящен 20-летию Октября; в 1938 г. - выборам в Верховный Совет; в 1939 г. - XVII съезду ВКП(б); в 1940 г. - выполнению решений XVII съезда.

Участие в Физкультурных парадах делегаций Союзных Республик в корне изменило содержание массовых выступлений их второй части. Наряду с массовыми гимнастическими упражнениями, в них впервые было представлено искусство. Поначалу особый успех во Всесоюзных парадах имела хореография (лучшие профессиональные хореографические коллективы Республик вместе со спортивными делегациями показывали свое высокое мастерство) Так перед режиссурой впервые встал вопрос о возможности СИНТЕЗА СПОРТА И ИСКУССТВА, что в дальнейшем стало одной из главных отличительных черт массовых спортивно-художественных представлений на стадионе.

Названные особенности Всесоюзных парадов привели к существенному повышению роли режиссера как постановщика. Образность решения темы, законченность композиции, оригинальность в подборе выразительных средств спорта и искусства, серьезный, вдумчивый подход к музыкальному и художественному оформлению отличали постановки ведущих режиссеров того времени.

Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

Первыми, кто испытал себя в этом новом перспективном жанре и оказал неоценимую, действенную помощь молодым спортивным режиссерам, были балетмейстеры И.А.Моисеев и К.Я.Голейзовский. Постановки И.А.Моисеева на Физкультурном параде 1937 г. с А.А.Губановым на тему "Граница на замке" (делегация Белоруссии), а в 1938 г. с режиссе­ром М.Окуневым на тему "Если завтра война" (делегация Института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять постановки сегодняшнего дня.

И.А.Моисеев совместно с режиссером Я.Б.Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954 гг. он поставил для делегации России очень интересные, можно сказать, новаторские композиции. Например, в 1947 г. в финале выступления впервые появились мозаичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двухсторонних по цвету флажков. Впоследствии они нашли широкое применение в работе художественного фона и получили название "фонирующие флажки".

К.Я. Голейзовский совместно с А.А. Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939 гг. В историю массовых гимнастических выступлений они вошли как создатели поточных упражнений на специально созданной для этого конструкции (1938 г.), которая получила название "Белорусская ваза".

С тех пор в композициях спортивных праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги -этой конструкции - "Кубок", "Фонтан", "Спираль", "Цилиндр", "Павлиний хвост", "Хлопковая коробочка" и др.

Подводя итоги довоенного периода в развитии массового спортивно-художественного театра, можно сделать следующие выводы:

  1. Физкультурный парад в 30-е годы, достигнув вершины в своем развитии, утвердился как ведущая форма массовых спортивных зрелищ и праздников, заслужив горячее признание и любовь народа.

  2. Как результат творческого поиска новых выразительных средств Физкультурного парада, получили развитие массовые спортивные представления, которые первоначально входили в парад в виде отдельных массовых гимнастических выступлений, составляя его вторую часть.

  3. Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства: массовые вольные, поточные и пирамидковые упражнения, упражнения на различных конструкциях и гимнастических снарядах и др. Достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером. Впервые появились и нашли широкое применение в массовых гимнастических выступлениях средства искусства (танцевальные композиции профессиональных и самодеятельных коллективов). Лучшие постановки тех лет отличались высокой идейностью, образностью решения и раскрытия темы, законченностью композиции. Появилась целая плеяда талантливых спортивных режиссеров-постановщиков, таких, как С Лазарев, А. Брыкин, А.Бражник, Л.Губанов, М.Окунев, Л.Орлов, М.Сегал и др.

  4. Поскольку темы отдельных массовых гимнастических выступлений развивались на уровне темы Физкультурного парада в целом -всегда масштабной и всеобъемлющей по своему значению -, то смысловой монтаж массовых выступлений между собой не оказывал большого влияния на развитие логики действия (от перестановки отдельных выступлений смысл не менялся).

Поэтому в основе построения композиции парада и, особенно его второй части, в лучшем случае лежал принцип нарастания действия. Однако чаще, независимо от содержания, отдельные выступления располагались в программе по рангу и значимости делегаций. Физкультурные парады тех лет не имели и завершающего действия - финала представления. Таким образом, отсутствие смысловой логики развития действия в раскрытии темы и идеи, отсутствие сквозного режиссерского хода в представлении в целом были характерными чертами режиссуры довоенных Физкультурных парадов. Это свидетельствует и о том, что функция главного режиссера как постановщика сводилась к минимуму. Вместе с тем, учитывая огромную массовость и большое представительство делегаций в Физкультурных парадах, особое значение имела его функция как организатора.

Послевоенный период

Прерванные Великой Отечественной войной Всесоюзные физкультурные парады возобновились в 1945 году.

Примечательно, что в мае был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии во Второй мировой войне, а уже в августе на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников. Факт сам по себе очень знаменательный, свидетельствующий о большой роли массовых спортивных празднеств в стране

В торжественном марше и массовых гимнастических выступлениях были представлены делегации всех Союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Всего участвовало 27 тысяч человек. Композиционно этот парад был построен па тех же принципах, что и Физкультурные парады довоенных лет.

Всего после Великой Отечественной войны было проведено четыре Всесоюзных парада (1945, 1946,1947 и 1954 гг.), и каждый из них оставил особый след в истории спортивно-художественного театра.

Физкультурный парад 1945 г. был последним Всесоюзным парадом, проведенным на Красной площади и одним из грандиозных торжеств, посвященных Победе совет­ского народа в Великой Отечественной войне.

Парад физкультурников 1946 г. впервые проводился не на Красной площади, а на стадионе.

Физкультурный парад 1947 г. был посвящен знаменательной дате — 30-летию Октября, а парад 1954г. вошел в историю как последний самостоятельный Всесоюзный физкультурный парад в нашей стране.

Особое значение в становлении форм массовых спортивных представлений имел Физкультурный парад 1946 г. Переход с площади на стадион не был совершенно неожиданным для режиссеров. Ведь и раньше парады, проводимые на Красной площади, неоднократно (с целью охвата большего числа зрителей) повторялись на Центральном стадионе "Динамо". Естественно, массовые композиции, подготовленные специально для площади, не всегда прямо подходили для стадиона. Режиссеры понимали, что стадион требует иных решений. Начался процесс поиска новых и переосмысления имеющихся выразительных средств и композиций.

Стало совершенно ясно, что одно из выразительных средств массовых спортивных представлений - ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ – на стадионе приобретают иное значение, чем на площади. Они становятся одним из главных и определяющих компонентов успеха зрелища.

С изменением цвета сценической площадки (серая брусчатка площади сменилась зеленым травяным покровом стадиона) и ракурса обозрения зрителями выступлений особое значение приобрела цветовая гамма костюмов участников и предметов для выполнения упражнений. Ведь на стадионе зрители получили возможность воспринимать не отдельные зоны пространства сценической площадки и фрагменты выступлений, как это было на площади, а все пространство и всю композицию в целом.

Самой сложной задачей, которую поставил стадион перед режиссурой, было определение ракурса представления. Логика подсказывала, что круговое расположение зрителей на трибунах стадиона требует и соответствующего построения композиции.

На практике же все получалось иначе. Построение композиции с равноценным круговым обозрением оказа­лось очень сложной задачей, которая полностью не решена и до настоящего времени.

Следует отдать должное режиссуре того времени, которая нашла, хоть и компромиссный, но выход из создавшегося положения. На стадионе, как на сцене театра, был создан цветовой задник (гл. режиссер - М.Д.Сегал, гл. художник - Б.Г. Кноблок). Для этого на одну из трибун (противоположную центральной) были помещены 7000 участников. Каждый из них имел сброшюрованный из цветных листов альбом. По команде режиссера все участники одновременно открывали указанный им цвет и тем самым создавали цветовой фон для выступающих на поле.

С тех пор прошло много лет! Фон на трибунах стал неотъемлемым атрибутом почти всех крупных спортивно-массовых представлений и праздников. За прошедшие годы раскрыты огромные возможности его как очень яркого и действенного выразительного средства, способствующего образному раскрытию темы и идеи представления. Недаром сегодня его называют художественным фоном или живым экраном. Основным предметом для создания мозаичных рисунков фона стал фонирующий двухцветный флажок.

С выходом на стадион произошла переоценка ценностей и в композиции самого Физкультурного парада. Беговая дорожка стадиона не позволяла провести первую часть, т.е. собственно парад, так, как это было на Красной площади. Здесь он превратился в марш-парад делегаций Союзных республик и колонн физкультурников ДСО и ведомств, постепенно теряя свое первоначальное значение в качестве самостоятельной формы массовых спортивных зрелищ. Вместе с тем, стадион значительно расширял возможности в проведении второй части - массовых гимнастичес­ких выступлений. И этим незамедлительно воспользовались режиссеры. В частности, в программах большое место стали занимать спортивные со­ревнования по различным видам спорта (легкой атлетике, борьбе, боксу, тяжелой атлетике, футболу и др.), которые чередовались с массовыми выступлениями.

Изменилось и содержание массовых гимнастических выступлений. Они приобрели более спортивный характер. Меньше стали использоваться народные танцы, зато увеличился объем элементов спортивной и художественной гимнастики, акробатики и других видов спорта.

В 1954 г. история Всесоюзных физкультурных парадов заканчивается. В дальнейшем было принято решение проводить раз в четыре года (в предолимпийский год) Спартакиаду народов СССР, открывая их большими массовыми спортивными представлениями.

Однако, Физкультурные парады как форма массовых спортивных зрелищ не прекратили полностью своего существования, а получили иное развитие. В Москве, Ленинграде, столицах всех Союзных Республик, а также во многих крупных городах Физкультурные парады стали открывать демонстрации трудящихся 1 Мая и 7 Ноября. Особого расцвета в Москве такие парады достигли в 60-70-е годы, превратившись в красочные синтетические зрелища с четко сформулированной тематикой, выраженной средствами спорта и искусства. Большую роль в развитии Физкультурных парадов того времени сыграли в разные годы их главные режиссеры-постановщики-Н.П.Серый и М.А.Закута.

Подводя итоги послевоенному периоду в развитии Всесоюзных физкультурных парадов, можно сделать следующие выводы:

  1. Решающее значение в развитии Физкультурных парадов имела перемена места их действия - переход с площади на стадион. Это привело к окончательному расчленению Физкультурного парада на две самостоятельные формы: собственно Физкультурные парады, которые снова стали проводиться на площади, только несколько в другом качестве, с одной стороны, и массовые спортивные представления на стадионе, с другой. Последние получили в дальнейшем очень широкое распространение и признание в нашей стране.

Выход на новое место действия дал толчок творческому переосмыслению имеющихся выразительных средств и поиску новых. Режиссеры больше внимания стали уделять зрелищности и композиции отдельных гимнастических выступлений. Особое значение приобрели цвет и рисунок построения. Появилось новое, очень действенное выразительное средство массовых представлений-художественный фон (мозаичный рисунок). Большим событием в развитии режиссуры того времени стало появление общего финала представления (в 1954 г.).

  1. Стадион изменил и характер самого зрелища, сделав его более спортивным. Танцевальные номера, применявшиеся ранее в изобилии, стали исчезать. В программе представления большое место стали занимать соревнования по отдельным видам спорта. Зрелище в целом стало носить более развлекательный характер и решать агитационно-пропагандистские задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта в стране.

  2. Включение спортивных состязаний в программы представлений наполнило атмосферу массовых зрелищ духом соперничества, спортивным ажиотажем, которые вскоре передались спортивным организациям, ведомствам, Республикам. Каждому руководителю, а вместе с ним и постановщику, хотелось, чтобы их выступление было лучшим. В принципе, это можно рассматривать как положительное явление, особенно для дальнейшего развития и совершенствования отдельных массовых гимнастических выступлений. Однако это соперничество между организациями часто приводило к игнорированию общих задач представления, снижая роль главного режиссера как постановщика.

  3. Этот период характерен выдвижением целой плеяды молодых талантливых режиссеров. В числе их Н.П.Серый, Я.Б.Теверовский, В.А.Губанов, Д.К.Осипов, М.В.Левин, П.С.Мордовцев, А.С.Абрамян, В.Д.Максимов, А.М.Глинтерник, А.П.Калтановский, В.А.Киселев, Б.А.Кузнецов, П.В.Микулич и др., которые вложили много сил, труда и таланта в развитие массовых гимнастических выступлений, включая их содержание, выразительные средства и композицию. В творческом союзе с ними работали замечательные балетмейстеры - И.А.Моисеев, Р.В.Захаров, художники - Б.Г.Кноблок, М.Ф.Ладур, М.Е.Храповицкий, И.В.Донской, композиторы - VI.Е.Табачников. А.Г.Аратюнян, В.С.Рунов, А.Н.Цфасман, Н.П.Червинекий, К.Я.Листов и др.

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе

Дальнейшее развитие массовых спортивно-художественных представлений как жанра и их режиссуры связано с проведением Спартакиад народов СССР. Приняв эстафету от Всесоюзных физкультурных пара­дов, праздники открытия и закрытия Спартакиад очень быстро завоева­ли авторитет и признание.

Роль Спартакиад особенно возросла, когда в их финальной части стали принимать участие зарубежные спортсмены. Впервые это произошло в 1979 году. Тогда на VII Спартакиаду в Москву прибыли спортсмены из 81 страны (на VIII Спартакиаду - из 61 страны). Таким образом, финал Спартакиады народов СССР превратился в крупные международные со­стязания и, вместе с тем, в масштабный форум мира и дружбы спорт­сменов разных стран и континентов.

Начиная с 1956 года, проведено восемь Спартакиад (I -1956 год, II -1959 год, III - 1963 год, IV- 1967 год; V- 1971 год, VI -1975 год, VII -1979 год, VIII -1983 год). Восемь Спартакиад - восемь праздников откры­тия и закрытия на стадионе в Лужниках - дают основание говорить не только о тенденциях развития и становления режиссуры этих праздников, но и о современном уровне массового спортивно-художественного теат­ра у нас в стране.

Праздник открытия I Спартакиады (главный режиссер-М.Д.Сегал) по своей структуре он мало чем отличался от Всесоюзных физкультурных парадов предшествующих лет. Он также имел четко выраженные две час­ти: первую - торжественное открытие, включая марш-парад участников Спартакиады, и вторую - массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Вместе с тем, марш-парад получил здесь со­вершенно новое осмысление, чем в Физкультурных парадах. Потеряв самостоятельность, он превратился лишь в один из элементов церемо­нии открытия Спартакиады.

В праздниках открытия первых Спартакиад марш-парад завершал церемонию открытия. Это связано с тем, что вначале он строился по принципу военных парадов, где торжественный марш воинов, как извест­но, завершает действие. Главной фигурой, как и в военных парадах, был командующий. Он руководил церемонией - подавал команды участникам и отдавал рапорт принимающему парад, подавал команды на вынос и подъем Государственного флага, на прохождение участников церемонии

в марш-параде. Роль командующего была очень почетна и ответственна. Поручалась она, как правило, выдающимся спортсменам страны (В.Чука-рин, Ю.Власов и др.).

В дальнейшем церемонии открытия Спартакиад стали строиться по принципу открытия Олимпийских Игр. т.е. начинаться с марш-па­рада участников. Поэтому роль командующего парадом в них посте­пенно отмирает, а движущей силой всего действия становятся музыка и дикторский текст. Естественно, подобное решение церемонии от­крытия потребовало более серьезного подхода к ее подготовке и проведению.

Еще одной особенностью церемоний открытия первых Спартакиад было то, что в них большое место занимала так называемая митинговая часть. Иногда выступали 3-4 человека. Это затягивало церемонию, нару­шало темп развития действия. В последующих праздниках вообще отка­зались от этой части. Традиционным стало лишь выступление Предсе­дателя Спорткомитета СССР, который обычно зачитывал приветствие Правительства страны участникам Спартакиады.

В целом церемонии открытия Спартакиад всегда были очень торже­ственны, красочны и впечатляющи. Их неизменный успех обеспечивал­ся многими факторами, в том числе: участием сильнейших спортсменов страны - представителей команд всех Союзных Республик, Москвы и Ле­нинграда, а также физкультурников Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы; многоцветьем спортивных костюмов, знамен и картин художественного фона; прекрасной музыкой; торжественными ритуала­ми выноса и подъема Флага и зажжения Огня *, которые обычно обыгры­вались такими эффектными действиями, как выпуск голубей или разно­цветных шаров, каскады фейерверка и салюта и т.п.

Если сравнить церемонии открытия первых Спартакиад только с позиции их содержания, композиции и выразительных средств, то прин­ципиальных различий они не имеют. Вместе с тем, каждый режиссер по-своему решал выход оркестра и участников, расположение их на поле стадиона, построение марш-парада и тематику головной колон­ны, а кроме того, вводил различные дополнительные действия, усили­вающие эффект ритуала или подчеркивающие определенную тему или мысль.

Принципиально важным для режиссеров был вопрос о месте церемонии открытия Спартакиады в общей композиции праздника. Ее можно было рассматривать двояко: и как относительно самостоятельную часть, и как органичное звено сюжетной ткани представления в целом. *3ажжение огня в праздниках открытия Спартакиад началось с V Спартакиады (1971 год).

Анализируя с этой точки зрения праздник открытия I Спартакиады народов СССР, можно отметить две четко выраженные его части: 1) церемонию открытия, 2) массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования. Не имея единства действия, каждая часть существовала самостоятельно и решала свои задачи.

Содержание, и композиция второй части праздника приобрели ряд новых особенностей по сравнению с Всесоюзными физкультурными парадами. Главным, было изменение состава участников. Теперь это были не делегации Союзных Республик, а физкультурники и спортсмены Добровольных спортивных обществ и ведомств Москвы, сильнейшие спортсмены - члены сборных команд СССР по различных видам спорта. В ряде праздников открытия Спартакиад участвовала также сводная колонна Ин­ститутов физкультуры страны.

Отсутствие массовых гимнастических выступлений делегаций Союзных Республик, которые во многом определяли и раскрывали идейно-тематическую основу Всесоюзных физкультурных парадов, очевидно, застало врасплох руководство и режиссеров праздника открытия I Спартакиады. Иначе трудно объяснить, почему было забыто многое из того лучшего, что накопила режиссура того времени в постановке массовых спортивных представлений. Имеется в виду, прежде всего, отсутствие общего финала праздника, появление которого в Физкультурном параде 1954 года считалось достиже­нием режиссуры тех лет, а также отсутствие тематичности и образности в решении отдельных массовых гимнастических выступлений, что в то время считалось их неоспоримым достоинством.

В итоге вторая часть праздника открытия I Спартакиады народов СССР носила ярко выраженный спортивный характер. Она изобиловала спортивными состязаниями, включая: бег на 10000 м (мужчины), эстафеты 4x800 м ( мужчины), 3x800 м ( женщины), 4x200 м (мужчины и женщины), финиш многодневной велосипедной гонки (Москва - Харьков - Киев - Минск - Москва). Массовые гимнастические выступления коллективов, а их было всего четыре (школьники Москвы, ДСО "Трудовые резервы", ГЦОЛИФК и колонна спортсменов ДСО профсоюзов), носили демонстрационный характер. Заканчивался праздник футбольным матчем между командами "ЦСКА" и "Динамо" (Москва), в перерыве которого проводилась мужская легкоатлетическая эстафета 4 х 1500 м.

И все же появление такого чисто спортивного праздника в 1956 г. не было случайностью. Свою роль сыграли такие факторы, как выход на стадион, увлеченность режиссуры спортивными состязаниями в программах Физкультурных парадов. Кроме того, Спартакиада была совершенно новой формой организации для того времени, что, естественно, усложнило определение задач и содержания праздника. Ведь изменился и масштаб массового зрелища, учитывая, что праздник стал лишь частью Спартакиады - ее открытием, и, как уже отмечалось, состав участников второй части праздника. Все это, а может быть, еще и дефицит времени (параллельно началась подготовка VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов) направило режиссуру по более простому пути - созданию чисто спортивного праздника.

В принципе, подготовка зрелища преимущественно спортивного характера значительно проще для режиссера, особенно, когда оно проводится в масштабах страны. В распоряжении постановщика все лучшее, что имеет спорт. Спортивные номера, входящие в программу Спартакиады, специальной подготовки для праздника не требуют - спортсмены всегда готовы показать свое мастерство.

Сложность постановки праздника, если отбросить все организационные вопросы, определяется его драматургией. Драматургия чисто спортивного праздника очень проста и в то же время очень действенна, так как в ее основе лежит борьба спортсменов за лучшее место и высший результат. Насыщенность программы праздника спортивными состязаниями по различным видам спорта здесь логична и необходима. Вместе со спортсменами, участвующими в состязании, в эту борьбу вступают и представляемые ими ДСО и ведомства. Спортивный ажиотаж, соперничество, желание быть лучшими в таких праздниках, естественно, передаются и коллективам, участвующих в массовых гим­настических выступлениях, тем более, что эти коллективы часто пред­ставляют те же ДСО и ведомства. Создается определенная атмосфера, которая захватывает и зрителей. Таким образом, спорт, соперничество за лучшее место являются тем стержнем, на котором строится весь празд­ник, поддерживаются интерес и эмоции зрителей. Постановка такого зре­лища не требует особого напряжения творческих сил в выборе содержа­ния и выразительных средств, определенной логики развития действия для раскрытия темы и идеи представления. Здесь всему голова - спорт. Нарастание действия создает напряженность и интерес.


Лекция: Отличительные особенности современных подходов к менеджменту спортивно-зрелищных мероприятий

В период перехода России к рыночной экономике отрасли социально-культурного комплекса находятся на этапе реформирования. Происходящие процессы затронули также предпринимательство в области спорта и сектор спортивных услуг.

Спортивная индустрия имеет широчайший круг потребителей. Каждый человек в той или иной степени является потребителем продукции спортивной индустрии, будь-то товары, производимые спортивной промышленностью; спортивные зрелища; произведения искусства, посвященные спорту; занятия спортом и физической культурой; спорт как хобби и многое другое, вплоть до новейших технологий и последних разработок современной науки и техники. На сегодняшний день в США инвестиции в спортивную индустрию превышают инвестиции в кино-компании Голливуда, производящие чисто коммерческие фильмы (Конюхов О.Ф., 2004).

Успешное управление в сфере физической культуры и спорта предполагает постоянное наращивание и совершенствование материально-технической базы, основной частью которой являются спортивные сооружения. В настоящее время в России имеется сеть спортивных сооружений, состоящая из 2216 стадионов, 48,5 тысяч спортивных залов, 2059 плавательных бассейнов и множества других видов спортивных сооружений (Л.В.Аристова, 2000). В сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений включены:

  • сооружения в местах приложения труда (в учреждениях, на фабриках, заводах и т.д.);

  • сооружения в различных видах общественного обслуживания (в детских учреждениях, учебных заведениях, учреждениях отдыха и культурно-просветительской направленности и др.);

  • самостоятельные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения (Димова Л.А, 2001).

По имеющимся оценкам, обеспеченность населения физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями сегодня более чем втрое ниже необходимого уровня (Л.В.Аристова, 2000).

Ряд исследователей (Алешин В.В. с соавт., 1997) считают, что возросший в условиях рыночных отношений объем и усложнение управленческой деятельности по организации эффективной работы крупного стадиона делают необходимым, чтобы науку об управлении физической культурой и спортом дополнить специфическим разделом – менеджментом спортивного сооружения.

Сферой действия менеджмента спортивного сооружения, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт (В. Антонелли с соавт., 1995) является:

  • планирование и организация проведения на стадионе учебно-тренировочной работы, спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий;

  • обеспечение безопасности при проведении спортивных соревнований и массовых культурно-зрелищных мероприятий;

  • финансовая деятельность стадиона (финансовый менеджмент), ее планирование, экономический анализ и финансовые операции;

  • работа со зрителями, включая создание клуба болельщиков;

  • организация технического обслуживания и ремонта спортивных сооружений и зданий; организация маркетинговой деятельности по изучению физкультурно-спортивных интересов и спроса различных категорий населения на физкультурно-спортивные услуги спортивного сооружения;

  • оптимизация организационной структуры управления спортивным сооружением как комплексным социально-педагогическим объектом;

  • работа с обслуживающим персоналом стадиона, его подбор, расстановка, обучение, организация и стимулирование труда;

  • регулирование поведения болельщиков на спортивных сооружениях во время проведения спортивных соревнований.


Рассмотрим подробнее вопросы организации (менеджмента) спортивно-зрелищных мероприятий в современных экономических условиях.

Для успешного проведения спортивно-зрелищных мероприятий организаторам необходимо качественное решение вопросов по трем направлениям:

  • современное материально-техническое обеспечение;

  • поиск основных и дополнительных источников финансирования;

  • новая система организации и подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.


Современное материально-техническое обеспечение предполагает, что современные стадионы в перспективе должны постоянно модернизироваться по мере изменения спортивной технологии и программ соревнований, используя новейшие достижения архитектурной мысли и научные строительные технологии и материалы для боле универсального их использования для спорта, зрелищ, рекреации и частично коммерции (зрелища, торговля, выставки и т.п.). Спорт, а вернее спортивные зрелища и атрибутика спортивных организаций, стали сегодня товаром, который широко продается и покупается.

Стадионы и спортивно-оздоровительные центры имеют приоритетное значение как наиболее крупные виды спортивных сооружений, которые изначально создавались как центры наиболее массовых спортивно-зрелищных мероприятий.

Вопросы финансирования спортивных сооруженийсегодня играют большую роль при проведении спортивно-зрелищного мероприятия. Проведенный нами опрос среди руководителей спортивных сооружений Санкт-Петербурга показал, что успешность спортивных праздников зависит в первую очередь от зрелищной стороны мероприятия (62,3% ответов респондентов) и в меньшей степени от финансирования (14,2%). В то же время руководители (41,2%) вынуждены вести поиск дополнительных источников финансировании для проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Физическая культура и спорт финансируются из нескольких источников, основными из которых являются:

  1. Ассигнования из государственного бюджета.

  2. Ассигнования министерств и ведомственных организаций, находящихся на бюджетном финансировании (органов народного образования, высшего образования, высшего и среднего специального образования, профтехобразования и т.п.). Их можно назвать косвенными расходами из государственного бюджета.

  3. Ассигнования профсоюзов и других общественных организаций,

  4. Средства, выделяемые из фондов социально-культурных мероприятий,

  5. Собственные накопления физкультурных организаций от проведения спортивных и других мероприятий, производственной и издательской деятельности, "Спортлото" и т.д.

Помимо этих источников финансирования немаловажную роль на современном этапе занимает спонсорство в сфере физической культуры и спорта, которое стало неотъемлемой составной частью ведения бизнеса в России.

По мнению специалистов, спортивное спонсорство включает три составляющих: спортивную рекламу, связь с общественностью, содействие сбыту товаров и услуг. Фирмы-спонсоры преследуют такие основные цели, как перенос имиджа рекламирующего на рекламируемое (спортсмена - на товар или услугу) и повышение степени известности товаров и услуг (Димова Л.А, 2001).

В качестве формирующихся тенденций развития спонсорской деятельности в отечественном спорте можно отметить следующие:

  • активное привлечение спонсоров иностранных компаний, как имеющих прямое отношение к спорту (например, Adidas, Nike, Reebok), так и не имеющих отношения к сфере спорта. Объемы спонсорских вложений зарубежных фирм в российский спорт в настоящее время значительно превышают аналогичные показатели отечественных организаций;

  • наряду с персональным развивается совместное спонсорство спорта, в т.ч. с иностранными фирмами таких стран, как Австрия, Германия, Голландия, Италия, США, Швейцария, Япония и др.;

  • в качестве основных субъектов спонсорской деятельности выступают предприятия-производители средств производства и средств потребления, а также посреднические фирмы и компании, банки, страховые общества и т.п.;

  • спонсорскую поддержку получают, в первую очередь, объекты, связанные с конкретным видом спорта. Спонсируются сегодня и физкультурно-оздоровительные массовые мероприятия.


Особое внимание уделяется подготовке и проведению спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий. Здесь важно остановиться на вопросах взаимодействия постановочной группы спортивно-зрелищного мероприятия (часто нанимаемой извне) и сотрудниками спортивного сооружения.

Условно сотрудников спортивного сооружения можно разделить на три группы. Экономическую – решающую финансовые вопросы. Сюда входит бухгалтерия. Именно эта группа утверждает смету мероприятия, ставки заработной платы, кассовый сбор за проданные билеты, доход от работы буфетов и т.д. Техническую – занимающуюся техническим обеспечением мероприятия. Эта группа включает в себя: главного инженера (отвечающего за вопросы общей организации и согласования и который в свою очередь руководит главным энергетиком), главного энергетика (отвечающего за энергопотребление и энергораспределение электрических мощностей), звукоинженера (отвечающего за звуковое сопровождение мероприятия), осветителя (отвечающего за световое оформление), видеоинженера (отвечающего за работу видеоэкранов, табло на арене и в помещениях спортивного сооружения). Сервисную – отвечающую за организационную поддержку мероприятия и включающую: главного администратора (решающего вопросы согласования, размещения артистов и технического персонала, VIP-гостей, специальных технических комнат и т.п.), главного врача (отвечающего за медицинский контроль и помощь в ходе соревнований или спортивно-зрелищного мероприятия), начальника службыбезопасности (обеспечивающего безопасность спортсменам и артистам, VIP-гостям, зрителям и т.п.).

Лекция: Основные этапы работы над С-ЗМ

Этапы подготовки спортивно-зрелищного мероприятия

ЭТАПЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ
  1   2   3


написать администратору сайта