Главная страница
Навигация по странице:

  • Время: 2 часа Учебная цель

  • Вопрос 1. Политика как общественное явление: понятие, происхождение, функции.

  • Вопрос 2. Предмет, структура, функции, методы и виды политологии.

  • Вопрос 3. Место политологии в системе наук об обществе.

  • Вопрос 4. Культурная политика.

  • Дополнительная литература

  • Лекции политологии. Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа
    АнкорЛекции политологии
    Дата08.05.2023
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLEKTsII.pdf
    ТипЛекция
    #1115717
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Очная форма обучения
    Лекция 1
    Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
    Время: 2 часа
    Учебная цель: ознакомить обучающихся с предметом, методами, законами,
    категориями и функциями политологии как науки; дать понятие о специфике политологии и ее структуре как науки о власти; определить значение политологии для профессиональной деятельности специалистов сферы культуры.
    Основные понятия: Основные понятия: общество, политическая система общества, структура, процесс; предмет, категории, функции; научные методы;
    эмпирические методы (анкетирование, эксперимент, использование статистического материала, изучение документов и другие); политическая аналитика и прогностика
    Вопросы:
    1. Политика как общественное явление: понятие, происхождение, функции.
    2. Предмет, структура, функции, методы и виды политологии.
    3. Место политологии в системе наук об обществе.
    4. Культурная политика.
    Ход проведения:
    Вступление
    Логика политической науки, ее содержание, а следовательно, и специфика, по сравнению с другими социальными науками, в значительной мере обусловлены пониманием политики как общественного явления. Данная учебная дисциплина имеет принципиальное значение для формирования личности специалистов культуры - ведь существует существенная связь между политической и культурной действительностью, и как развитие политики невозможно без культурного обеспечения, так и развитие культуры зависит от тех политических реалий, которые существуют в соответствующем обществе.
    Поэтому выяснение сущности политики, ее социальных функций, особенностей правовой политики, а также значение политической науки и учебной дисциплины является необходимым элементом профессиональной подготовки специалистов культуры.
    Вопрос 1. Политика как общественное явление: понятие, происхождение,
    функции.
    Термин «политика» (от греческого слова «полис») относится к понятиям, по поводу которых шли и идут до сих пор острые дискуссии. И это естественно. Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получал различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению,
    политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.
    Современное понимание политики многозначно. В международном словаре Уебста политика определяется как:
    1) раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью; разновидность (подразделение)
    моральной философии, имеет дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или других социальных организаций; общественная или социальная этика;
    2) политические действия, практика;

    3) политические отношения или деловое соревнование между группами интересов,
    которые соперничают, а также индивидами за власть и лидерство; действия - с целью расширения контроля и с некоторыми другими целями - неправительственных группы;
    политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;
    4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;
    5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности
    (женская и другая политика);
    6) общая совокупность взаимодействий и часто конфликтных отношений между людьми и не лидеров в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь,
    клуб или профсоюз);
    7) политическая наука.
    Подобная многозначность термина "политика" всякий раз требует уточнять значение, в котором он употребляется: в научном или повседневной.
    В массовом сознании политика как правило отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, "экономическая политика» или «политика в области образования» означает, что проблемы, которые накопились в экономике и образования,
    требуют внимания и контроля со стороны государства. Это внимание выражается в формировании задач развития, определении задач, которыми могут быть реализованы поставленные цели, исходя из возможностей государства.
    Другой смысл термина «политика», свойственный обыденного сознания, связанный с такими характеристиками активного человеческого начала, как способность сознательно ставить цели и определять средства для их достижения, а также умение сравнивать затраты и результаты. В данном смысле политика отождествляется с понятием
    «стратегия».
    Естественно, что разные значения термина «политика» в массовом сознании не следует отвергать, поскольку они указывают на важные стороны этого сложного явления.
    В частности, они характеризуют такие функции политики, как целенаправленность и достижения согласованных решений с помощью власти. Однако подобные интерпретации политики оказываются недостаточными. Прежде всего потому, что узкопрагматический,
    прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Кроме того, политическую сферу вряд ли можно ограничивать только государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а порой даже больше власти и влияния. Например, средства массовой информации, различные лоббистские группы и т.д.
    Для выявления целостного понимания политики рассмотрим процесс ее формирования как важного социального явления, которое выполняет в обществе определенные функции.
    Политика существовала не всегда. Ее появление отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда.
    Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики.
    Взаимодействия внутри подобных образований были основаны на природных связях
    (кровнородственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями,
    традициями. Хотя сегодня это утверждение не является бесспорным. Некоторые ученые считал, что политика уже примитивным социальным группировкам.
    Постепенное выделение из природы и
    создание искусственной среды существования разрушали естественный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над отдельным индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего, к производящему и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4 тыс. До н.э.), по мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти
    общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов и других социальных групп. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, уже формировались политические институты
    (лидеры, советники, аппарат принуждения и др.).
    Выделение частной собственности стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно к отделению отдельного человека, который превратились в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени).
    Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, которое пришло на смену «естественном обществу».
    Поведение автономной личности не определяется жестко родственными связями,
    религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за пределы общины и рода. Социальный статус обособленной человека определяется прежде всего ее экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако отделения личности с необходимостью требует формирования и
    развития общественных институтов,
    направленных на обеспечение его прав, свобод и самостоятельности.
    Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовых различий) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала других средств регуляции социальных отношений. Если когда-то возникали противоречия, которые решались разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм,
    то в
    дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказываются недостаточными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в благоустроенной взаимодействия его с другими индивидами значительно возрастает. Итак, там и тогда, где и когда нет естественной согласия, но существует потребность в согласованном поведении, возникает политика.
    Потребность в согласовании групп интересов, различающихся обеспечении целостности общества и эффективности его функционирования, привела к формированию институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д. В
    отличие от других социальных институтов (например, морали), политика служит удовлетворению личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Итак, появление специальных институтов,
    которые обладают возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы
    (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.п.) неизбежно влечет ограничение интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп и сообществ оказываются политическими тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.
    Таким образом, эффективность и функционирования политики как социального института, в отличие от других регуляторов общественных отношений (морали, религии,
    традиций и т.д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как публичная власть.
    Политическая власть более ощутимые источники согласования интересов и потребностей, материализованные в системе специальных институтов: государству,
    бюрократии, армии, идеологии и т.д. Однако власти не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть - это отношения, причем волевые, которые формируются сознательно между субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют).
    Властные отношения групп и сообществ происходят на основе политически осознанных интересов и потребностей, то есть таких притязаний, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворения потребностей одних групп и сообществ существенно меняет социальные возможности других. Итак, политическую власть можно рассматривать как
    способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т.д.), выражают общие интересы, решительно влиять на поведение индивида, групп, общества с помощью соответствующих средств.
    Объем и содержание политики существенно менялись в процессе эволюции человеческого общества. В зависимости от исторических условий, экономической и культурной зрелости конкретного общества, внимание акцентировалось или на ее
    (политики) социальном назначении, или на средствах и способах реализации ее функций.
    Одним из первых подходов была коммуникативная интерпретация политики, в рамках которой она рассматривалась как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в социально дифференцированном обществе. Политика сначала трактовалась широко - как социальная этика, задает общезначимые нормы поведения и устанавливает правила взаимоотношения между правителями и подданными.
    Чем дальше углублялся экономическая, социальная и культурная дифференциация общества, тем более в анализе политики выделялись ее интегративные начала,
    способность к согласованию интересов. Так, в XVII в. Томас Гоббс рассматривал политику как деятельность по выражению общего интереса. Носителем этого общего интереса является государство, преодолевает хаос и «войну всех против всех» через достижение и обеспечение общего согласия, опирающегося на добровольную передачу гражданами части своих естественных прав правителю в обмен на закон и безопасность. Традиция интерпретации политики как механизма обеспечения целостности и согласия активно развивалась в науке и сохранилась в настоящее время. В частности, американский социолог Т. Парсонс видит назначение политики в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей.
    Однако обеспечение целостности общества можно осуществлять не только согласованию интересов, но и подчинением одних групп другим. Трактовка политики как сферы господства классов и групп, подавление ими других сообществ с помощью государственной власти представляются альтернативным направлением анализа в политической науке. Обозначим данный подход как силовое трактовки политики,
    возникновение которого связано с именем итальянского философа и общественного деятеля Н. Макиавелли. Существенное влияние на формирование данного подхода осуществила раздробленность Италии того периода, когда на Апеннинах отсутствовала единое государство и полуостров сотрясали междоусобные войны. Для объединения
    Италии Макиавелли допускал возможность использования самых жестоких силовых методов.
    Дальнейшее развитие данный подход нашел в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.
    Ленина, рассматривавших государственную власть как выразительницу интересов экономически господствующего класса. Так политика стала интерпретироваться как сфера борьбы классов за власть.
    С точки зрения марксизма-ленинизма для того, чтобы обеспечить целостность общества, необходимо уничтожить те классы, интересы которых противоположны интересам пролетариата. Узкоклассовым трактовка политики была отвергнута опытом истории как антигуманное, напоминая о себе миллионами репрессированных соотечественников, последствиями «холодной войны» и конфронтации в международных отношениях. Однако в целом силовая интерпретация политики сохраняет свое значение и по сей день, хотя и не связывается с классами. Ее актуальность обусловлена нарастающим в различных странах обострением конфликтов, природа которых перемещается в такие достаточно сложные и тонкие сферы общественных отношений, как национальное самосознание, культура, религия.
    Этнонациональные, религиозные и социокультурные факторы все больше становятся детерминантами политических взаимодействий и политических предпочтений,
    на основе которых различные социальные группы оценивают их властно значимые
    интересы. Страх потерять свою культурную, этническую, языковую идентичность оборачивается политическим радикализмом и экстремизмом. Поэтому взвешенное,
    реалистичное использование силовых методов в политике сохранит свою актуальность и в будущем.
    Однако политику можно характеризовать не только в контексте его социального содержания и назначения в обществе, но и с точки зрения средств и методов, которые обеспечивают ее эффективность. Основным инструментом политики является власть. Из этого следует инструменталистское трактовки политики, позволяет представить ее зримо,
    ощутимо и предметно.
    Способность власти обеспечивать принятие обществом общеобязательных форм социального поведения связана с тем, что она опирается на развитую систему институтов
    (законодательные, исполнительные и судебные органы, армию, бюрократию), на материальные, финансовые, военные и другие ресурсы, на принуждение, идеологию,
    право. Поэтому и реализация групповых интересов более эффективна с помощью государственной власти. В связи с этим политику рассматривают прежде всего как отношения по поводу государственной власти - борьбы с ней или использование ее для реализации интересов определенных слоев общества.
    Однако сегодня политическая власть уже не концентрируется исключительно в руках государства, а распределена среди реальных (партий, движений, средств массовой информации), а также скрытых политических сил (нелегитимных структур, мафиозных организаций, ассоциаций и т.д.). В данной интерпретации политика, проникая во все сферы общества, способна контролировать поведение групп и индивидов. И если власть легитимна, то подобный контроль будет выражаться в добровольном подчинении индивида власти, а если нет - он будет основан на страхе возможного принуждения.
    Широкое понимание политики - «политика везде, где есть власть» - имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинством такого подхода является эффективность своевременного решения возникающих проблем и конфликтов как на макро -, так и на микроуровне. Недостаток подобной интерпретации заключается в излишней политизации общества, в стирании грани между политической системой и гражданским обществом.
    С точки зрения положительно социологической интерпретации политики власть рассматривается как самостоятельная ценность и главный мотив политического участия,
    которая определяет социальный статус и престиж группы или личности.
    Исходя из этого, немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как стремление участвовать во власти или влиять на распределение власти между группами внутри государства или между государствами. В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления лежит понимание того, что именно власть определяющим образом влияет на социальное положение и престиж группы или индивида, на их возможности влиять на общество путем распределения ресурсов и реализации своей воли, несмотря на сопротивление других сообществ.
    Доминирование в обществе таких ценностей, как власть, богатство, престиж,
    индивидуализм или коллективизм, имеет своей предпосылкой, согласно М. Веберу,
    социокультурную систему. В конкретных обществах именно социокультурная система определяет главные ценности и мотивы политического участия. Так, по М. Веберу,
    западные демократии развиваются на основе протестантской этики, которая поощряет трудолюбие, принцип «честной наживы», стремление к успеху и богатству, бережливость,
    автономность личности, терпимость. Влиянием религии М. Вебер объяснял организацию экономической, социальной и политической систем общества, динамику их развития.
    Итак, мотивация политического поведения может быть как рациональной (осмысленной),
    таковы: иррациональной (бессознательной, чувственной), испытывающей влияние субъективных качеств личности. Иногда жажда власти, желание господствовать становится для некоторых политиков главным содержанием и самоцелью.

    Будучи сферой выявления и реализации интересов больших групп, политика предполагает, что степень участия в этом процессе различных субъектов неодинакова. Так,
    профессионально занимаясь политикой, элиты определяют политический курс и принимают важнейшие политические решения по его реализации. Их исключительная роль в политике выражается в зависимости прогресса общества от качества элиты (ее компетентности, профессионализма, элементарной порядочности). Однако элита не может не учитывать волю и запросы избирателей, способных влиять на политику посредством формулирования своих интересов партиями и движениями, выражая эти интересы на выборах. Поэтому политику как сферу взаимодействия различных групп, которые реализуют свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем: мотивационной (политическое сознание),
    коммуникационной (политические отношения) и институциональной (политическая организация).
    Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями,
    которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различной. Чем многочисленные функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминает под себя другие сферы.
    В современных обществах политика выполняет следующие функции, без которых они не могут развиваться нормально:
    1)
    функцию обеспечения целостности и
    стабильности общества.
    Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;
    2) функцию мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности.
    Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей,
    изменения социального статуса с помощью власти;
    3) управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и оказывает влияние на них путем принятия политических решений. Влияя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальный принуждение и насилие;
    4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия,
    предупреждает и цивилизованно улаживает их.
    5) функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками политической деятельности,
    эффективного выполнения политических ролей и функций.
    6) гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мере и организованности.
    Вопрос 2. Предмет, структура, функции, методы и виды политологии.
    Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины
    XIX
    века политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Большинство ученых - преимущественно американские авторы - датируют возникновение политологии второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Ф. Лейбера, который в 1857 начал читать в

    Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же В 1880 г.. д Берджесом высшей школы политической науки.
    В последующие годы создание в Америке политологических учебных и научных институтов происходило достаточно быстро, что позволило основать в 1903.
    Американская ассоциации политических наук, которая насчитывает сегодня более 16 000
    членов.
    В конце XIX - начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение в Европе. В 1896 один из крупнейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свою работу, которая стала потом классической
    «Элементы политической науки». В 1907 в Германии выходит специальный «Журнал политической науки», а в 1920г. создается Берлинская высшая школа политической науки.
    В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развития политических исследований заметно способствовало создание в 1949 под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
    Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
    включающий весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д.
    Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействия с личностью и обществом. Дать более конкретное общее определение политической науки практически невозможно. Это вызвано прежде всего чрезвычайной многозначностью термина «политика», возможностью различных способов ее описания, а также дискуссионностью представлений о предмете политологии.
    Будучи единственной по своей сути наукой,
    политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более конкретных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношения с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука состоит из четырех важнейших дисциплин:
    политической философии или политической теории; учение о политических институтах;
    политической социологии; теории международной политики.
    Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы:
    дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с другими сферами общества. К первому относятся политическая философия
    (в той степени, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история, ко вторым - политическая социология, политическая психология, политическая география и др.
    Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопрос,
    почему и зачем существуют те или иные политические явления, и какими они должны быть.
    Учение о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. Политические институты традиционно стояли в центре политических исследований и сегодня занимают в них одно из важнейших мест. В рамках этого учения есть множество самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве помимо общей теории государства, включает целый комплекс юридических дисциплин.
    Теория международной политики - область политических исследований, предмет которой - международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ, Социнтерн,
    другие международные организации), внешнеполитическая деятельность государств,
    партий и общественных движений. Она изучает также проблемы войны и меру,
    предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.
    Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
    Важнейшей из них является политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние отдельных частей общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на окружающую среду.
    Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности непосредственно определяются как характером внешнего воздействия,
    так и особенностями восприятия и осознания их субъектом и является непосредственным предметом психологического анализа.
    Относительно самостоятельным направлением этой науки политический психоанализ, представленный в трудах Фрейда, Б. Буллита, Г.Лассуэлла, Э. Фромма и др.
    Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др.,
    А также обратное влияние политического строя на личность и его жизнь.
    Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государств и
    т.д.),
    территориальными,
    экономико-географическими,
    климатическими и другими природными факторами. Нередко политическую географию отождествляют с геополитикой, которая трактуется как «наука о влиянии географических факторов на политические процессы и силы».
    Специфика политологического знания определяет роль и функции этой науки в обществе. Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяют политологии выполнять функцию познания (объяснение и прогнозирование) политических явлений, или гносеологическую функцию.
    Политология не ограничивается адекватным отражением и
    творческим конструированием действительности, но и дает оценку политическому строю, институтам,
    поведению и событиям, в этом выражается ее аксиологическая, оценочная функция.
    Конечно, аксиологическая функция этой науки признается далеко не всеми, потому что оценки зависят не только от отдельных людей, но и от особенностей различных групп, в том числе наций. Сегодня признание международным сообществом лежащих в основе политики общечеловеческих гуманистических ценностей, ее человеческого измерения расширяет аксиологические возможности политической науки и
    ее активное гуманистическое влияние на мировые политические процессы.
    В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации,
    формирования гражданственности,
    демократической политической культуры населения.
    Усвоения политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, то есть непосредственно влиять на их политическое поведение. Опора людей в своей практической деятельности на политологические знания и рекомендации - путь к гуманистической рационализации всего
    политического строя. Степень научной мотивации политических действий является важнейшим показателем уровня развития политической культуры.
    Политология выполняет функцию рационализации политической жизни:
    политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Эта наука выступает теоретической основой политического строительства,
    политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством,
    технологию по безболезненного урегулирования социально-политических конфликтов.
    Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая из них - общие методы исследования политики (нередко их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на исследуемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный и деятельностный подходы), или ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Какие важнейшие подходы этой группы?
    Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений,
    в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
    Одним из его широко распространенных более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
    Традиционно, с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном подходе, не потерял своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.
    Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50-х - 60-х годах нынешнего столетия известными американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д.
    Истоном. Суть этого метода заключается в трактовке политики как целостного, сложного организованного организма, как механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или требования, их одобрение или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия ) системы.
    Вплоть до начала XX века в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, который и сегодня занимает в ней приоритетные позиции. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
    Не менее древнюю,
    чем институциональный метод,
    историю имеет антропологический подход, проявившийся Аристотеля в его видении источников политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилье, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и др.). Сегодня он исходит прежде всего из таких принципов, как: 1) постоянство, инвариантность фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладает свободой; 2) универсальность человека, единство человеческого рода,
    независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий,
    равноправие всех людей; 3) неотделимость естественных прав человека, их приоритет относительно принципов устройства, законов и деятельности государства.

    Определенное сходство с антропологическим методом в требованиях исходить в политических исследованиях из природы человека имеет психологический подход.
    Психологический метод ориентируется на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.
    Динамическую картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и предметной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии и этапы.
    Своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений.
    Широкое распространение в современной политологии получил сравнительный
    (компаративистский) подход. Этот метод предполагает сопоставление политических явлений (например, государств, партий, различных способов реализации тех же политических функций и т.д.) с целью выявления их общих черт и специфики, наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения поставленных задач.
    Издавна в политологии и других науках используется исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования в историческом развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.
    Вторая группа методов относится не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедур познавательного процесса. Их иногда называют общелогических методами.
    Учитывая, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, но и науке в целом, можно ограничиться их кратким перечислением. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирования, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.
    Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, направленных на получение первичной информации о политических фактах. Эти методы, так же, как и предыдущая группа, прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии,
    кибернетики и других наук. К ним относятся: использование статистики, в первую очередь электоральной;
    анализ документов;
    анкетный опрос;
    интервью;
    лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдения, проводимые исследователем, который является непосредственным участником реальных политических событий, или наблюдение за поведением людей,
    находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.
    В
    современной политической науке существуют два основных уровня исследований: теоретический (фундаментальный) и прикладной (практический). Именно они и определяют виды политологии.
    Прикладная политология - это отрасль политической науки, которая исследует конкретные политические ситуации с целью получения определенной информации для заинтересованных лиц и организаций, разработки для них политических прогнозов,
    практических советов и рекомендаций по повышению эффективности их деятельности.
    Специфика прикладной политологии ярко проявляется в ее целях и конечном продукте. Если теоретическая политология ставит целью получение новых знаний,
    характеризующие явления общих, то практическая политология стремится разрабатывать в основном краткосрочные прогнозы развития событий, давать конкретные рекомендации
    определенным участникам политического процесса. Причем такие рекомендации носят привязан к конкретной ситуации и ограниченный во времени характер. Вместе с тем следует отметить, что теоретическая и прикладная политология связаны между собой.
    Вопрос 3. Место политологии в системе наук об обществе.
    Предмет политологии - политика, традиционно изучается различными науками, - определяет характер ее отношений с другими отраслями знания. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук.
    Эволюция политического знания была тесно связана с развитием философии.
    Сегодня, когда произошло естественное дистанцирование этих двух наук, философия по-прежнему играет важную методологическую функцию по отношению политологии:
    именно в сфере философского анализа формируется общий взгляд на политику, понимание ее взаимосвязи с другими секторами общественной жизни, основные принципы анализа политики.
    Политология активно использует материалы и достижения исторической науки,
    помогают учитывать опыт и традиции, выявлять тенденции политических процессов и их последствия. На историческом материале осуществляется сравнительный анализ различных политических систем, раскрываются их культурно-исторические корни.
    Экономическая теория помогает объяснить чрезвычайно важно для политики и понимание ее природы вопрос о том, как формы движения товаров и услуг влияют на власть и государство.
    Достижения психологии дают возможность представить внутреннюю, глубинную сторону политических процессов, понять мотивы и эмоциональную основу поведения человека в этой сфере, исследовать механизмы массовых политических действий.
    В социологии политология активно воспринимает методы изучения политической жизни, особенно тех событий и процессов, происходящих при участии больших масс людей. Достижения социологического знания влияют на технологию политики - тактику избирательной борьбы, методы пропаганды, способы управления массовым поведением.
    Традиционно тесными были отношения политической науки и юриспруденции,
    очевидно взаимопроникновение этих отраслей знания определяется их общим предметом:
    и политическая и юридическая науки сосредотачивают исследовательскую внимание на государственно-правовых явлениях. В этих наук общая история и общие учредители.
    Дифференциация политической и правовой науки связана с постепенным отделением,
    структурированием предметов изучения. Предмет политологии не ограничивается государственно-правовыми явлениями, а включает такие области и проблемы, как,
    например, политическое лидерство, участие в политике, принятия политических решений и т.д., которые явно выходят за сферу правовой науки.
    Юриспруденцию же интересуют те политические отношения,
    которые осуществляются при участии государства и регулируются правом. В сфере ее внимания находится структура политических, властных отношений, нормы и другие формы обеспечения их устойчивости.
    Политология обращена к изучению динамической, меняющейся стороны этих отношений, которая несет на себе отпечаток влияния человеческого сознания,
    деятельности, культуры.
    Вопрос 4. Культурная политика.
    Современное общество расколото, оно стало многополярным, неоднородным. Идут процессы «первоначального накопления капитала», расслоение людей на «очень бедных»
    и «очень богатых», становления новых классов. Эта поляризация сопровождается противостоянием и конфронтацией различных общественных сил, партий, движений.
    Меняются социальные ориентиры и идеалы, морально-психологический облик страны, ее идеологически-политический спектр, вес, статус, положение в мире. Такова реальность
    нашего «смутного времени». Особая роль в данной ситуации принадлежит культурной политике, которую можно определить как комплекс мероприятий государственных и негосударственных институтов, направленных на обеспечение развития культуры, охрану культурных памятников, реализацию культурных прав и свобод граждан. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «пространство культуры» и объективно нуждаются в регулятивном опосредствовании (упорядочении) и обеспечении со стороны публичной власти.
    Значительная часть внутренней и внешней политики государства обеспечивается культурой, за ее ценности, нормы, традиции, обычаи, идеалы и т.д. Сама государственность без культуры, вне культуры немыслима, потому что они генетически связаны. Культурная политика - могучее средство прогрессивного преобразования общества.
    Можно выделить следующие стержневые принципы культурной политики: 1)
    историческая и социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные основы; 6) массовость; 7) обращенность ко всем гражданам страны; 8)
    приоритетность прав и свобод человека; 9) соответствие международным стандартам.
    Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.
    Культурная политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы всего общества, интересы граждан. И именно укрепление государственности, о чем сегодня много говорят и пишут, требует укрепления и развития культуры общества. В
    противном случае она обречена на слабость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без культурного обеспечения, как правило, терпят провал из-за недостатка ценностных и идейных оснований.
    Попытки утвердить демократию в нашей стране вне культуры, без попечения культурными ценностями, культурными и нравственными нормами тоже обречены на провал. Ведь развитие демократии требует так называемого «социального капитала» - устойчивых норм морали и законности, гуманизма, уважения, культурного поведения и т.н., что без правильной культурной политики невозможно.
    Сегодня ощущается острый дефицит культуры, низкий уровень нравственности,
    недостаточная доступность граждан к культурным ценностям и т.д. Новая демократия дает сбои, свобода часто понимается определенными слоями общества, в том числе и представителями власти, как вседозволенность. По-прежнему в большей степени политика влияет на культуру, чем культура на политику. Между тем, в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу.
    Выводы
    Приоритетов в современной российской политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решить сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества,
    совершенствование законодательства и практики его применения, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка в реализации власти, усиление защиты и гарантий прав и свобод человека, в том числе в сфере культуры и т.д. Поэтому взвешенный научный подход к политике как общественного феномена, понимание механизмов и условий ее развития, умение анализировать явления современной политической жизни является существенным фактором подготовки специалистов культуры.
    Основная литература
    1.
    Даниленко В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс]: учебник/
    Даниленко В.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 300
    c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73602.html.— ЭБС «IPRbooks»

    2.
    Лекции по политологии [Электронный ресурс]/ В.И. Якунин [и др.].—
    Электрон. текстовые данные.— Москва: Научный эксперт, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23575.html.— ЭБС «IPRbooks»
    Дополнительная литература:
    1.
    Политология. Схемы, таблицы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. Ю. Бельский, А. Н. Бороздин, А. И. Сацута, Д. В. Шикунов ; под редакцией В.
    Ю. Бельский, А. И. Сацута. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 304 c. — ISBN
    978-5-238-02391-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
    BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66288.html
    Интернет-ресурсы

    Университетская электронная библиотека In Foliohttp://infolio.asf.ru/index.asp

    Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

    Электронно-библиотечная система издательства
    «Лань»
    - http://e.lanbook.com

    Электронно-библиотечная система "ЭБС
    IPRBooks"
    –http://www.iprbookshop.ru

    Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный
    Интернет Университет – WWW.I:U.RU
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта