Главная страница

ЛЕКЦИИ 3 и 4. Лекция 3 человек. Индивид. Личность. Понятие индивида, индивидуальности, личности. Понятие социализации


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеЛекция 3 человек. Индивид. Личность. Понятие индивида, индивидуальности, личности. Понятие социализации
Дата08.10.2021
Размер0.78 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛЕКЦИИ 3 и 4.doc
ТипЛекция
#243617


РАЗДЕЛ I. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Тема 1.2. (лекция №3) ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.

1. Понятие индивида, индивидуальности, личности.

2.Понятие социализации.

3.Мировоззрение.

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение.

1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ИНДИВИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ.

Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homosapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Личность— это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания.

Основой формирования личности выступают общественные отношения.

Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других — с формированием личности.

В различных немарксистских концепциях на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом — учёные, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Марксистская концепция исходит из того, что социализация должна изучаться как формирование родовых свойств человечества, так и в формирование конкретного типа личности плане.

Социализация — это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности.

Индивидуальность — не предпосылка социализации, а её результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческопреобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.

Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией, педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде — философией .

3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира:

  • познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) ,

  • чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

  • мировоззрение

  • направленность личности

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

  • Пути формирования: стихийный, осознанный.

  • Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

  • Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

  • Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

  • Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Виды знаний.

Чувственное и рациональное познание, интуиция

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

  1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

  2. восприятие – чувственный образ целостной картины

предмета;

  1. представление – образ объекта познания,

запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о

предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы

умозаключения:

  • индуктивное (от частного к общему);

  • дедуктивное (от общего к частному);

  • по аналогии.

Виды интуиции:

  1. мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

  2. интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

1.непосредственность;

2.наглядность и предметность; 3.воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

1.опора на результаты

чувственного познания;

2. абстрактность и

обобщенность;

3. воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

1.внезапность;

2.неполная осознанность;

3.непосредственный

характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция своеобразная

– форма сопряжения чувственного и

рационального в познании










По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания.

Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Многозначность термина «знание»:

  • знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

  • знание как познавательно-значимая информация;

  • знание как отношение человека к действительности.

Виды знаний:

  1. Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

  2. Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  3. Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  4. Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

  5. Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  6. Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

  7. Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Формы знаний:

1. Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

2.Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

3.Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

4.Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

5.Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

6.Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Вопросы для контроля:

1.Назовите основные отличия индивида, индивидуальности, личности.

2.В чем заключается особенности процесса социализации человека?

3.Составьте схему «Мировоззрение человека».

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключаются главные характеристики современной индивидуальности, индивида, личности?

  2. Каковы пути социализации в современном обществе?

  3. Какие аспекты влияют на формирование мировоззрения современного человека?

Список литературы:

Основная


1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2010 г.

2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2011 г.

Тема 1.3. (лекция №4) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и МЫШЛЕНИЕ.

1.Понятие деятельности и мышления. Структура деятельности.

2.Самореализация.

3.Мотивы деятельности и потребности человека.

4.Поведение.

5.Сознательная деятельность.

6.Познание мира.

Основные понятия: деятельность, мышление, самореализация, потребности, поведение, сознательная деятельность, познание.


1.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мышлениеформа отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики («наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению»), гносеологии (теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности), диалектики (учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении). Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного

преобразования, ведущего к

созданию искусственной среды

существования человека. Человек сохраняет свою природную

организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки

собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью

анализировать ситуацию

(раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть

результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их

достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию

(раскрывать причинно-следственные

зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их

достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы



Структура деятельности:

-Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы)

  • Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий)

  • Методы

  • Процесс (Действия)

Результат

Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы Виды действий по М. Веберу:

  • целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);

  • ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);

  • аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);

  • традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Типы деятельности:

  • труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

  • игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

  • учение (познание нового)

  • общение (обмен идеями, эмоциями)

  • двустороннее и одностороннее (коммуникация);

  • понятие диалога

  • структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

  • классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

  • типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

  • функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная Виды деятельности:

-Материальная (материально - производственная и социальнопреобразовательная) и духовная (познавательная, ценностноориентированная, прогностическая)

  • По субъекту: индивидуальная – коллективная

  • По характеру: репродуктивная – творческая

  • По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

  • По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

  • По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

  • По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

  • По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).

Механизмы творческой деятельности:

  • комбинирование,

  • воображение,

  • фантазия,

  • интуиция.

2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

Самореализация – осуществление потенциала. То к чему мы стремимся и есть самореализация. Многие даже не осознают этого. Некоторые люди остаются неудовлетворенными, полученными благами от жизни или от деятельности. Причиной этому может быть отсутствие интереса к своей деятельности. Также отсутствие цели и желаемого результата. Для достижения желаемого успеха, надо очень много поработать над собой. Чтобы личности само реализовалась, надо постоянно совершенствоваться. Это полное использование своих талантов, способностей, возможностей. Чем лучше человек раскроет собственные способности, тем больше он может рассчитывать на успех. Самореализация-это рост эффективности человека в любой сфере жизни.

Самореализация это основа успеха жизни человека. В процессе самореализации важна независимость от мнения толпы. Толпа очень сильно влияет на человека. Если человек имеет талант к музыке, а толпа не одобряет, он пойдет на поводу толпы. Неважно то, что он мог стать гениальным музыкантом или композитором. Не следует идти на поводу толпы, потом толпа будет восхищаться тобой.

Если окунуться в мир компании Apple. Все вспомнят его создателя Стива Джобса. Изначально у него были способности в механике, тогда он увлекался радиотехникой. После отчисления из колледжа, он хочет заработать на поезду в Индию. Он знакомится с техническим гением. Тогда у них не было грандиозных планов. Через некоторое время у них возникают некоторые идеи насчет персонального компьютера. Совершенствуя свои знания и умения, компания стала одним из успешных компаний.

Самореализация ведет к достижения более высокого уровня совершенства. Это процесс полного выявления и осуществления своих возможностей, достижения запланированных целей, который позволяет достичь желаемого результата.

3. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Мотив — то, что движет человеческой деятельностью, это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Потребность — переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Обычно она направлена на какой-либо предмет. // голод – нужда в пище, предметом потребности является пища) Все эти потребности взаимосвязаны между собой. большинства биологическое становится социальным (еда, вода).Также у многих людей социальные потребности господствуют над идеальными. Так, потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойной место в жизни Потребность в общении находится на стыке 3х групп.



Классификация потребностей А.Маслоу:

  1. физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхания, одежде, жилище, отдыхе и т.д

  2. экзистенциальные (существование): в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д

  3. социальные: в соц. связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимание к себе и т.д.

  4. престижные: в самоуважении, уважение со стороны других, признании, достижении успеха и т.д

  5. духовные: в самовыражении

Особую роль играют в формировании мотивов интересы: потребности, направленные на общественные условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

Они бывают:

-индивидуальными

-групповыми

-интересы общества в целом

Каждый индивид имеет интересы как представитель возрастной группы

: молодежи

  1. Этнической группы и общества в целом

  2. Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Они осознаются людьми, и люди осуществляют самоконтроль (сознательная деятельность).

  3. Кроме того имеются бессознательные потребности (психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания)

  4. Макс Вебер: Социальные действия составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В нем каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию.

Он выбирал 4 типа социального действия

Целерациональное

Когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей;

Ценностно-рациональное

Определяется осознанной верой в ценность опр. Способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности;

Аффективное

Определяется непосредственно чувством, эмоциями;

Традиционное

Побуждается усвоенной привычкой, традицией.



В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

  • Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

  • Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая

Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

group 68429

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те, общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.

  • по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

4. ПОВЕДЕНИЕ.

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

Поведение может быть:

  1. Произвольное наличие целей, осознание возможности их достижения, знание путей, ведущих к цели

  2. Непроизвольное: биологические рефлексы, не имеет сознательного плана, реализуется на основе неосознанных побуждений.

5. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В истории общественной мысли проблема свободы, сознательной деятельности всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

6. ПОЗНАНИЕ МИРА.

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).

Познание бывает чувственное и рациональное:

  1. Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

  1. Рациональное познание: /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

  1. Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

  2. Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.

Вопросы для контроля:

1.Охарактеризуйте деятельности и мышление.

2.Поясните, что такое самореализация?

3.Что подразумевает сознательная деятельность?

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким образом взаимосвязаны деятельность и мышление?

  2. Какова роль самореализации в формировании современного человека?

  3. В чем заключается взаимосвязь сознательной деятельности и поведения человека?



Список литературы:

Основная


1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2010 г.

2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2011 г. Дополнительная

1.Мушинский В.О. , Обществознание, учебное пособие, М., Форум, 2009 г.

2.Школьный словарь по обществознанию. М., Просвещение 2010 г.


написать администратору сайта