Главная страница

история государства и право. история государства и право зарубежных стран. Линейное восприятие процесса политогенеза предполагает, что все негосударственные формы являются догосударственными


Скачать 29.33 Kb.
НазваниеЛинейное восприятие процесса политогенеза предполагает, что все негосударственные формы являются догосударственными
Анкористория государства и право
Дата09.10.2021
Размер29.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория государства и право зарубежных стран.docx
ТипДокументы
#244100

1.Линейное восприятие процесса политогенеза предполагает, что

- все негосударственные формы являются догосударственными ;

-развитие политических структур и форм ведет к образованию государственности;

- любое неразвитое государство сложнее негосударственного общества;

- политические отношения возникают только с появлением государства.

Данный процесс подразумевает, что государство являлось единственной формой социальной организации общества. Однако политогенез не сводится только к образованию государственности, так как параллельно с ней складывались иные политии, государством не являющиеся.

Политогенез – это процесс формирования сложной политической организации любого типа, а не только государства, т.е. учитывающее множественность путей социально-политического становление общества. Современное понимание политогенеза характеризуется: а) процессом выделения в обществе политической стороны и формирования политической системы как самостоятельных, так и частично автономных структур; б) процессом появления властных форм организации общества, что связано с концентрацией власти и политической деятельности в руках определенной группы или слоев. Государствогенез, таким образом, является лишь частью процесса политогенеза. Другими словами, сложной политической организацией до государственного типа может быть, например, вождество или суперсложное вождество – форма социально-политического объединения, характерного для, например, империй номадов. Хуннская держава была первой кочевой империей в Центральной Азии. Она возникла на рубеже III и II вв. до н.э. Главными предпосылками образования Хуннской державы являлись следующие причины: необходимость объединения скотоводов в мощную «племенную империю» для получения сельскохозяйственной и ремесленной продукции из Китая, стремление кочевников контролировать трансконтинентальные торговые маршруты, а также желание противостоять политическому и культурному давлению с юга. В немалой степени ход исторического процесса был обусловлен военным и политическим талантом основателя Хуннской державы шаньюя Модэ. В хуннском обществе отсутствовал главный признак государственности. Согласно многим современным теориям политогенеза главным отличием государственных форм от догосударственных является то, что правитель вождества обладает лишь консенсуальной властью, т.е., по сути, авторитетом, тогда как в государстве правительство может осуществлять санкции с помощью легитимизированного насилия. Аппарат принуждения, налоги, четкая территория, регулярная армия, развитая бюрократия, - все это требует оседлости. Возникновение государств у кочевников, как правило, связано с завоеванием оседлых и установлением власти собственной династии или с оседанием. В моем понимании многолинейная концепция становление государственности в отличие от линейной подразумевает, что государство не является единственной формой социальной организации общества.

2.  Вариативность способов урегулирования внутригрупповых конфликтов в древних сообществах зависело от конкретных условий и факторов проживание. Вследствие низкой плотности населения степень развития конкуренции между отдельными индивидами и группами была относительно невысока (эгалитарная социальная организация) данное равенство разумеется, не исключало возможность возникновения конфликтов между отдельными индивидами, но в то же время сводил к минимуму вероятность существования социальных противостояний , борьбы, соперничества и способствовало достижению согласия между членами групп и принятию в ситуациях, когда группа была поставлена перед важным выбором, общих решений.. Низкая плотность населения и высокая мобильность, позволяя потенциальным противникам разойтись в разные стороны при первых признаках недовольства друг другом и роста напряженности во взаимоотношениях, снижают вероятность прямой конфронтации и кровопролитных столкновений не только между разными группами, но и внутри каждого сообщества, будь то община или центральная ее часть. Напротив, чем выше плотность населения и оседлость, чем больше люди связаны с конкретной территорией и вынуждены жить в одном месте, тем меньше у них возможностей для предупреждения конфликтов или же ненасильственного их разрешения. При оседлом или относительно оседлом образе жизни изменение характера территориальности связано еще и с тем, что значительно возрастают вложения труда, времени и энергии в хозяйственное освоение земли и устройство поселений. Недвижимость такого рода,  с одной стороны, может быть весьма притягательна для соседей, а с другой, ее, в отличие от временных лагерей мобильных охотников-собирателей, нелегко бросить, и имеет смысл защищать.  Поэтому чем больше ресурсов, территорий, численности населения, сильной конкуренции, социального неравенства, стабильности источников, тем больше усложняется социальная организация, возрастают как трения между отдельными индивидами, так и столкновения между группами (возможность создания сложной неэгалитарной организации).

3.В эпоху мезолита после таяние ледников люди стали собираться в более крупные племена, называемые родовой общиной. Это помогало более успешно отбиваться от врагов и добывать пищу. Появление новых видов растительности, животных и рыб поспособствовало распространению у людей охоты, рыболовства и собирательства. Именно в этот период зародились новые виды ремесел, изменилась вся культура ведения хозяйства людей. В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда — выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. Переход к земледелию требовал от первобытных людей проживания на одном месте. Вынужденная оседлость стала предпосылкой для строительства более крепких, надежных и просторных жилищ.

Богатые поселения могли стать легкой добычей для других племен, а потому их стали укреплять всеми возможными способами. Вскоре на их местах стали возникать первые города, привлекавшие к себе людей возможностью обмена различных товаров. Но только появление прибавочного продукта создало для обмена прочную основу в виде пищевых излишков и продуктов «межобщинной» специализации. Наличие у общины определенного избытка пищи позволило некоторым ее членам уделять больше времени для специализации ( усовершенствования ) в том или ином виде ремесел. Не случайно в тех обществах, которые раньше других перешли к скотоводству и земледелию и освоили металлы, экономическое и общественное развитие шло наиболее быстрым темпом.

Прибавочный продукт не просто расширял сферу обмена, он делал его необходимым, так как в условиях еще неразвитой внутриобщинной специализации большая часть излишков могла реализоваться только через обмен. Постоянное повторение процесса обмена делает его общественным процессом регулярным и привычным. И с течением времени некоторая часть продуктов общественного труда начинает изготавливаться преднамеренно с целью обмена.

С появлением регулярного прибавочного продукта впервые стало возможным товарное производство, сперва в крайне примитивных, неразвитых и зачаточных формах. Излишки продуктов питания, а также произведенные благодаря им орудия труда, украшения стали первыми товарами. Соответственно появляются первые мерила стоимости и средства обмена — примитивные деньги. Развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли все это дало огромный «толчок» обществу. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

4.  Вождество представляло собой социально-политическую организацию с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией вождей теократического (модель общественно-политического устройства суверенным обладателем власти предполагает верховное божество) характера и знати. В таком обществе существует социальное и имущественное неравенство, однако отсутствует формальный, легальный аппарат репрессий и принуждений.

основные признаки:

1) вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной централизации;

2) в вождестве существует иерархическая система принятия решений и институты контроля, но отсутствует узаконенная власть, имеющая монополию на применение силы;

3) в вождестве существует четкая социальная стратификация. В наиболее распространенном варианте для вождеств социальная стратификация имела троякий вид: вверху общественной пирамиды располагались наследственные вожди и другие категории элиты; в середине – свободные полноправные непосредственные производители; внизу - различные группы неполноправных и бесправных лиц.

4) для вождества характерно ограничение доступа к ключевым ресурсам рядовых соплеменников, имеются тенденции к отделению эндогамной элиты от простых масс в замкнутое сословие;

5) важную роль в экономике играет редистрибуция – перераспределение прибавочного продукта по вертикали;

6) вождество как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой и/или общими культами и ритуалами;

7) правитель вождества имеет ограниченные полномочия, а чифдом в целом является структурой, не способной противостоять распаду;

8) верховная власть в вождестве имеет, как правило, сакрализованный, теократический характер. Это усиливает позиции вождей и позволяет им сохранять и расширять свой привилегированный статус.

5. Сходство:

— создание минимального политического и идеологического единства и сплоченности в разросшемся обществе (группе близких обществ) для решения общих задач;

— обеспечение внешней безопасности или условий для экспансии достаточно крупного социума (как минимум многих тысяч человек, а достаточно часто десятков и даже сотен тысяч человек);

— обеспечение социального порядка и перераспределения необходимого и прибавочного продукта в условиях заметного уровня развития социальной стратификации и функциональной дифференциации, а также усложнившихся задач;

— обеспечение минимального уровня управления обществом, включая нормотворчество и суд, а также выполнение населением необходимых общественных повинностей (военной, имущественной, трудовой);

— создание условий для воспроизводства хозяйства (особенно там, где требовалась координация общих усилий).

Отличия:

— Численность населения: сложные общества превосходят простые на порядок; нередко (но не всегда) то же относится и к размерам контролируемой политиями территории3 .

— Объем относительно избыточного продукта возрастает на порядок, что дает материальную основу для развития стратификации, редистрибуции и организации надобщинных дел.

—Уровень сложности общественной организации: в том числе происходит увеличение уровней сложности организации и управления обществом.

— Усложнение и рост значения отношений и институтов, связанных с регулированием социально-политической жизни:

а) деление общества на два или более слоя, различающихся по (формальным и/или неформальным) правам, обязанностям и функциям;

б) изменение взаимоотношений элиты и населения (в плане роста неэквивалентности обмена «услугами») или кардинальный рост функциональной дифференциации;

в) существенное изменение традиций и институтов, связанных с регулированием социально-политической жизни;

г) появление идеологии, оправдывающей и легитимизирующей социально-политические изменения в обществе

Самым важным отличием вождества от государства являлось то, что правитель вождества обладал лишь "консенсуальной властью", т. е. авторитетом, тогда как в государстве правительство может осуществлять санкции с помощью легитимизированного насилия.

Главная отличительная черта ранней государственности с точки зрения управления - появление первых признаков публичной власти, то есть отстранение широких слоев населения от управления, появление слоя людей, профессионально занимающихся организаторской деятельностью. Другими словами, это знаменует постепенный переход от самоуправления к более или менее централизованному управлению (хотя элементы первого ещё долгое время остаются даже в ранних государствах). Вождество - это система, имеющая тенденцию как к интеграции в виде политической централизации, единой редистрибутивной экономики, так и дифференциации в виде специализации труда (прежде всего управленческого), отстранения непосредственных производителей от управления обществом, формирования элитарной и народной культуры. Возникновение новой управленческой функции, ее институционализация сопровождается изменением территориальной организации общества, Наиболее важным в этой связи следует отметить появление первых городов (урбанистической цивилизации). Город - это, прежде всего, не стены, за которыми можно укрыться от неприятеля, а площадь, на которой решаются общие дела, то есть территориальная форма управления. Происходит постепенное разделение власти, изменение политико-правового статуса отдельных частей территории, в результате чего достаточно четко выделяется центр (город и прилегающая территория) и Все это свидетельствует о перерастании пространства в раннее государство.

Становление ранней государственности характеризуется появлением письменности, урбанизации, развитием ремесла и торговли, крупным монументальным строительством. Значительно увеличивается население и территория ранних государств по сравнению с вождеством.

6. В раннем государстве органы управления, которые можно обнаружить и в вождестве, становятся специализированным бюрократическим аппаратом, основанным на внеклановых связях и состоящий из многочисленных профессиональных чиновников, характеризующихся значительно более дробной функциональной специализацией. Очень важным показателем формирования раннего государства является институт налогов, свидетельствующий о регулярности этой государственной функции и появления группы людей, профессионально занимающейся ее реализацией.

Все эти процессы сопровождаются изменением нормативной системы общества. Общая тенденция связана с дифференциацией норм: постепенно отделяются религия, моральные нормы и законодательство. Последнее связано с более активной нормотворческой деятельностью государства.


написать администратору сайта