Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанрово-видовое деление эпических произведений: Очень важны различия в объеме произведений:-крупные (эпопея, роман)

  • -средние (повесть, сказка)

  • Новелла

  • Повесть

  • Новела

  • Нравоописательные жанры.

  • Романические жанры

  • Возникновение и развитие письменности на Руси

  • Заочное обучени ответы по литре. Литература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор


    Скачать 96.45 Kb.
    НазваниеЛитература (6 семестр) Система жанров фольклора. Фольклор
    Дата22.01.2019
    Размер96.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗаочное обучени ответы по литре.docx
    ТипЛитература
    #64746
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    CneimajihHOCTb 51.02.03 Khöjiiiotckobivhchhc





    Заочное обучение

    Список вопросов к зачету по дисциплине «Отечественная литература»

    (6 семестр)

    1. Система жанров фольклора.

    Фольклор- это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной худож.установкой, включенных в практич.жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это – тв-во с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой.

    Фольклор – его свойства: вариативность, устность, народность, традиционность.

    Устность. Это свойство определяет коренные особенности НТ. В отличие от авторского произведения ФП существует только в процессе вербальной коммуникации. Запись ФП и ФП в данном случае находятся в таком же отношении, в каком находятся фотография и реальность: текст закрепляется и превращается в своего рода авторское произведение без автора. Между тем устность и незакрепленность текста влечет за собой его вариативность – свойство, которое всегда необходимо отмечать. Вариативность влечет за собой диахроническую изменчивость ФП, которая подкрепляется спецификой его создания – коллективностью. Однако вариативность ограничена традиционностью. Главным образом это традиционность формы (например, напев, ритм). Изменения могут быть случайными (недослышка, забывание) или намеренными (актуализация ФП). Таким образом, сказки об Иване Грозном могут превращаться в сказки о Петре I или просто Царе. Компромисс между традиционностью и вариативностью влечет за собой нестыковки: например Сибирская версия лирической песни о соловье заменяет его на голубя, а город Ярославль, неизвестный в Сибири – на Еруслан. Еще одним проявлением устности является использование типовых формул: Зачин («жили-были»), концовка («тут и сказки конец…»), вставки («долго ли коротко ли…»). Повторов («Как по Дону, по Дону»). Постоянных эпитетов («Красна девица», «Собака Калин-Царь»). Типовых эпизодов (например, в волшебной сказке). Типовых символов («соловей», «кукушка»). Типовых сюжетов - схем.


    1. Лирические жанры: русская народная песня и малые фольклорные формы. Особенности обрядового фольклора.

    Лирическая необрядовая песня.

    В Л.П. запечатлелись отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций, связанных с взаимоотношениями крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец,правила

    неписанной народной морали. Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.

    Частые: наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусловлено тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирической песней, кото-рая могла исполняться и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические, кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.

    Протяжные: составляют основной раздел традиционной крестьянской лирики; он не только богаче всех других народопесенных разновидностей по объёму, но и значительнее их по содержанию. В этих песнях глубже, чем в других, отразились основные социальные проблемы русской народной жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжных песен намечаются 2 различных способа изображения быта и переживаний лирических героев. В одном случае содержание песни связывается с теми или иными событиями общественного или личного характера и изла-гается в виде рассказа. Так построены очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных социальных групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае П.П. имеют характер интимных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкретных сюжетных контуров. В песнях любовных, основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильственного замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутскихосновными сюжетными мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное положение рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого социального протеста и полны реалистических картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу

    В жанре лирических необрядовых песен можно выделить тематические циклы: любовные песни (герои – молодые люди, юноши и девушки; содержание – их переживания, отношения между собой, мысли и чувства), семейно-бытовые (об отношениях невестки или мужа с новой семьей), антикрепостнические песни (против разорения помещиками, против барщины и т.д.), песни о бурлаках и бурлацкие песни (песни о бурлаках идеализировали бурлаков как «вольных людей», а бурлацкие песни, например «Дубинушка», напоминали скорбный стон замученных людей, ритм их соответствовал ритму работы), воинские песни, ямщицкие и чумацкие песни (грустные и веселые: тоска по дому, трудности и опасности на пути, радость возвращения домой), удалые (разбойничьи) песни.

    Поэтика: широко используется символика (природа и животные в переносном значении: символ молодца – зеленый дуб, хмель, виноград), гипербол почти нет, эпитеты («зеленый сад», «ясен сокол», «родной батюшка»), метафоры, сравнения, обращения («Ах ты, мать моя, матушка!») и др.

    1. Эпические жанры. Устная народная проза. Сказочный (волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки) и несказочный эпос (историческая песня, историческое предание, легенда, сказ, пословица, поговорка).

    Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни, духовные стихи) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы). Более сложным является определение статуса народной баллады. В основе классификации эпических жанров лежит сюжетно-тематический принцип, что не отменяет и структурно-морфологических подходов в их рассмотрении. Подвиды суеверного рассказа – быличка (меморат) и бывальщина (фабулат). Потребность народа реагировать на исторические события, давать свою оценку тем или иным историческим лицам обусловили формирование эпических жанров крупной формы: былин и исторических песен. Былины делятся на циклы: Киевский (в центре богатыри-ратники Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Новгородский (былины о Садко, Василии Буслаеве), Брянские и Южнорусские. Более общее деление связано с магистральными сюжетами и идейными центрами каждой группы – архаические, героические, социально-бытовые

    Стих былины связан с напевной речью — речитативом, часто используется перехват.

    Другая важная особенность былины — то, что в отличие от сказки, события былины воспринимались самим исполнителем и слушателями как действительно происходившие. Былина — песня о старине, а старина в понимании человека того времени — основа основ, её реальность, какой бы фантастичной она ни представлялась, не вызывала сомнения.

    Поэтому возможен мифологический эпос, отражающий мифологические представления, героический эпос (известный детям по мифам Древней Греции) и эпос исторический, герои которого мыслятся как реально существовавшие люди. Может быть, именно этим обусловлено возникновение таких былин, как «Исцеление Ильи» или «Илья и Святогор», повествующих о превращении обычного человека (или воина) в непобедимого богатыря.

    Вероятно, от стремления к правдоподобию и некая пространственная конкретность, присущая былине: место действия былин — Муром, Владимир, Ростов, Киев. Устанавливается и время действия в былинах киевского цикла — IX–XI века — расцвет киевской Руси.

    Материал былины — важнейшие исторические события, как правило, войны с исконными врагами, угрожавшими Руси. Чтобы стать достоянием эпоса, событие должно быть в представлении народа весьма значительным. Реальность включает в себя, например, явно мифические элементы: Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник.

    Путь богатыря существенно отличается от путешествия младшего сына в “чужой мир” (хотя речка Смородина как место встречи с антагонистом появляется и в былине — об Илье Муромце и Соловье-разбойнике). Ивану — крестьянскому сыну необходимо преодолеть границу между мирами (если не на пути в “чужой” мир, то на обратном пути — во время бегства), Добрыня же, убивая змея, вообще уничтожает представление о Пучай-реке как о реке смерти — обиталище адского существа. Тот же момент мы увидим и в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», когда основная задача Ильи будет освободить от враждебного существа прямоезжую дорогу на Киев.

    Жанрово-видовое деление эпических произведений:

    Очень важны различия в объеме произведений:

    -крупные (эпопея, роман): Эпопея - самый древний жанр. Временная доминанта - абсолютное прошлое.Творческая ценность (сила) эпопеи - память (священное придание о прошлом).Характер героя статичен. Роман - основная ценность - познание, личный опыт. Роман не возможен без интереса продолжений и интереса начал. Изображение истории одной или многих человеческих жизней на протяжении длительного времени. Время в романе всегда разомкнуто и линейно. Начало омрачается, конец идиализируется. Характер героя динамичен. В романе открытый финал (сюжет перестал исчерпывать человека до конца). "Человек в романе или больше своей судьбы, или меньше своей человечности" (Бахтин). Для героя романа свобода - важнейшая ценность.

    -средние (повесть, сказка): Изображение истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.

    -малые (рассказ, сказка, новелла, анекдот, миниатюра, очерк): изображение одного-двух эпизодов из жизни людей. Центростремительный сюжет (все вокруг одного события). Разветвленной системы персонажей в рассказе быть не может. Концовка в рассказе не акцентирована. Она либо выполняет функцию развязки, либо является эмоциональным аккордом. Новелла - внесюжетные элементы сведены к минимуму. Действующих лиц в новелле ровно столько, сколько необходимо для разрешения конфликта.

    Эпические жанры: Для героического эпоса характерен спокойный тон повествования. Белинский считал, что автор смотрит глазами своего народа. Роман - самая большая форма эпического жанра. Роман как жанр появился ещё в античности. В средине века имеют популярность рыцарские романы. Разновидности романов: исторические, приключенческий, детективный, семейно - бытовой, военный, интеллектуальный, женский, философский, эротический роман. Для романа как жанра характерен психологизм личности. Повесть – это средний эпический жанр. Иногда даже ученым трудно определить повесть от романаРассказ – небольшое повествование в котором обычно описывается одно событие. Новела – разновидность рассказа, неожиданный сюжет, неожиданная развязка. Очерк – относится к эпическому жанру.

    Другое деление:

    Национально-исторические жанры – личность активно участвует в событиях национальной жизни. Героическая народная песня – знач. героях и событ. Героическая поэма – выбор сюжетов, изображ. героя, объективный тон повествования. Повести – реальные исторические события.

    Нравоописательные жанры. –состояние всего общ-ва или соц. среды, воплощение недостатков и достоинств. В фольклоре: сатирические, бытовые сказки, басни. В антич. лит-ре – идиллии (сентим. воспр.жизни).

    Романические жанры – развитие хар-ра отдельной личности в ее отношении со средой (сюжет – конфликт между героями). Народная волшебная сказка – судьба одного чел-ка, достигшего личн. целей с помощью чудесных сил. Рыцарский роман – рыцарь – идеальная любовь. Новелла – тип роман. рассказа. Плутовской роман – восхожд. чел-ка из низш. сослов. по соц. лестнице. В 18в.-изображ.хар-ра во внутр. развит. и связ. с ним психологизм. Реализм – конфликт личн. с окруж. средой – разлад м/у стремлен. личн. к идеалу и невозм. его достиж.В декадент. романе 20в. – личн. оказ. духовно бесплод. и неспособ. к борьбе. Романт. повесть – хроник. нач. в сюжете и голос повеств. Романич. поэма – центр. конфликт м/у героем и неуд. его общ-ом, от к-ого герой ищет спасения. Рассказ: новелла –рассказ с динам. сюж., неожид. сюж.поворотами и развязкой; очерк – опис.-повест. рассказ, имеющий нравоопис. проблем.( спец. в композ., опис. и более свобод.), часто объедин. в циклы по единству идейной проблемы.

    1. Зарождение и развитие древнерусской литературы. Возникновение письменности на Руси. Библия.

    Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап  развития русской литературы. Историю  русской литературы принято делить  на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и  новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

    Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв.  Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам  и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была  помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской  Руси.

    Время появления письменности у русского народа пока  точно не установлено. Долгое время господствовало  убеждение, будто она пришла с христианством  в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие  такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть  лишь очень  примитивным  в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

    Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было  привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь  смогла использовать уже готовый старославянский  алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

    Огромное влияние на русскую литературу  оказал фольклор. Через него в литературу проникла  народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

    Древнерусские книги существенно отличались своим видом от современных нам книг. Первое отличие заключается в том, что все они были рукописными. Книгопечатание ещё не существовало, и книги изготовлялись ручным способом.

    Возникновение и развитие письменности на Руси

              До принятия Русью христианства, письменная речь кардинально отличалась от кириллицы используемой чуть позднее. Так называемые славянские руны выглядели как черты и насечки на берестяных листах, которые так никто и не смог расшифровать. По мнению ученых они стали первой языческой письменностью на территории древней Руси.
    Отцом всех восточных славянских языков, включая русский, украинский, белорусский стал праславянский язык.
    Историю русского языка можно разделить на два периода: доисторический и исторический. Границей между до письменным и историческим периодом считается шестой век, когда появляются памятники первой славянской письменности, именно они и стали источниками и предметами изучения письменности, тем не менее когда возникла письменность на Руси достоверно не известно. Ученые считают, что письменность возникла с принятием христианства на Руси в пятом веке, однако в процессе археологических раскопок были обнаружены документы, подтверждавшие существование древнерусского буквенного письма.
    Славянское письмо делилось на две азбуки: глаголицу и кириллицу. Глаголица — происходило от слова глаголати — говорить, а вторая азбука называлась кириллицей, в честь Кирилла и Мефодия, тех кто донес её до русского народа.
    В конце девятого и начале десятого века, следующим был основан новый славянский алфавит на основе греческого. Греческий алфавит был переделан и дополнен буквами, ранее использовавшимися в глаголице для передачи фонетических особенностей русского языка и был назван кириллицей. С прошествием времени, кириллица видоизменялась. Упрощалось написание букв, не используемые буквы со временем исчезали из обихода и кириллица со временем превратилась в современный русский алфавит.
    Первыми книгами конечно же, стали церковные письмена исполненные на пергаменте, они украшались заглавными разноцветными буквицами с плавными линиями и изгибами, краски изготавливались из измельченных драгоценных камней, которые и по сей день не потеряли свой цвет. Чуть позже в рукописных книгах появились иллюстрации животных, природы и народного быта. Такие экземпляры книг сейчас можно встретить только в музее как экспонат, или в виде церковной реликвии расположенной за бронированным с
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта