Главная страница
Навигация по странице:

  • Второстепенные литературоведческие дисциплины

  • 2) Полиграфия

  • Литература и другие виды искусства.

  • Литература и живопись.

  • Проблема художественного образа.

  • Поэтическое искусство

  • Функции художественного образа

  • Эпический род литературы

  • Герой

  • Характер

  • Рассказ

  • Очерк

  • Новелла

  • Две группы сказок: Авторские (*аленький цветочек) Народные (*колобок, репа) Три вида сказок

  • Лирика

  • Жанры лиро-эпического рода

  • Драматические жанры

  • Типы пьес

  • Литературоведение


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеЛитературоведение
    Дата27.03.2023
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbozhkova_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #1019355
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Литературоведение как наука.

    Литературоведение - это наука, изучающая литературу. У слова литературоведение есть два значения:

    1) широкое (развитие, становление, формирование литературного исторического процесса). Наука о художественной литературе берет свое начало из сочинения Аристотеля "поэтика". В 19 веке наука стала дисциплиной благодаря циклу статей Белинсокго о творчестве Пушкина. Появляется также ряд монографий, посвященных литературоведению (историческая поэтика Веселевского, Потебни)
    2) узкое (познание основ художественного произведения)

    Теория литературы исследует природу словесного творчества, систематизирует общие законы, вырабатывает методологию анализа художественного произведения.

    История литературы по мере накопления отдельных литературных фактов создает базу данных, относящихся к прошлому: так складывается история литературы, которая занимается изучением своеобразия различных национальных литератур, а также обращает внимание на литературные периоды, художественный метод. стиль, периоды творчества отдельных писателей. История литературы - это также наука об историческом развитии, поскольку ни один человек не живет вне времени, поэтому историческая почка - важный объект изучения.

    Литературная критика. С критики начинается литературоведение, она занимается разбором и анализом появившихся произведений. Литературный критик- это посредник на пути постижения литературного произведения от автора к читателю. Писателю важно знать, как воспринимаются и оцениваются его произведение. Читателю критик поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, сориентироваться в потоке литературы. Критика имеет два значения:

    1) узкое (оценочная категория) на уровне нравится\ не нравится

    2) широкое (профессиональный взгляд). К великим критикам относятся: Чернышевский, Писарев, Добролюбов, Страхов, Белинский

    Второстепенные литературоведческие дисциплины:

    1) Текстология (занимается историей текста, текстологи восстанавливают пропуски текста в произвдениях (утраты страниц). Задача текстолога - критическая проверка и восстановление подлинности текста.

    2) Полиграфия. Она имеет дело с древнеписьменными памятниками, исследует материал, на котором зафиксирован текст.

    3) Атрибуция - занимается определением имени анонимного автора.

    4) Библиография - отрасль научного описания и систематизации информации. В библиографию включаются биографические сведения в книге. У библиографического описания есть своя последовательность:

    1. Автор

    2. Заглавие

    3. Издательство

    4. Место и год издания

    5. Объем в страницах




    1. Литература как вид искусства.

    Литература, как и другие виды творческой деятельности, является способом познания и преобразования жизни. Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют её возможностям, природе, предназначению. Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познаёт динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений, либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяется представление человека о самом себе.

    Художественная литература способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды, это духовно-практический процесс, динамичная структура объяснения и изменения мира. Обобщение закономерностей и принципов литературного творчества позволяет сделать вывод о многообразии функций литературы.

    1. Познавательнаяфункция: литература помогает познать природу, человека, общества, придать им «человеческое измерение».

    2. Коммуникативная. Художественный язык литературы, основываясь на исторически сложившейся системе знаков и символов, становится эффективнейшим средством общения между людьми, поколениями и народами.

    3. Другая функция литературы – оценочная. Заключается в том, что каждое произведение прямо или косвенно даёт оценку современности, вскрывает негативные либо позитивные аспекты социальных отношений, событий, философских идей.

    4. Эстетическаяфункция состоит в её способности воздействовать на взгляды людей, формировать эстетический вкус, активизировать творческие способности читателя и побуждать его к эстетическому самовыражению. Литература, без принуждения и минуя утилитарность, предлагает читателю эстетический идеал, эталон прекрасного и образ неизменного.

    5. Эмоциональнаяфункция. Литература оказывает воздействие на чувства читателя. Она облагораживает внутренний мир человека, вызывает переживания, становится источником эстетического наслаждения.

    6. Одно из основных назначений литературы – воспитательное. Книга несёт в себе бесценные духовные знания, формирует индивидуальное и общественное сознание человека, она воздействует на человека, не претендуя на то, чтобы её содержание воспринимали за действительность. Произведение отражает опыт самого писателя и других людей.

    Литература и наука. Художественное творчество и научный поиск объединяются задачей с помощью воображения и анализа возвыситься над горизонтом фактов, наметить пути глубокого и всестороннего исследования вечных вопросов и проблем действительности, постигнуть феномен красоты и смысла бытия (натурфилософия и литература используют приём эксперимента, понятие «хронотопа» пришло в литературу из математики).

    Литература и другие виды искусства. Древние формы освоения мира основываются на синкретизме. Долгое время границы искусств не были чётко очерчены. Немецкий эстетик Г.Э. Лессинг в «Лаокооне» отстаивает мысль о необходимости разграничения искусств и намечает систему их классификации. Сравнивая поэзию и живопись, Лессинг подчёркивает: «… временная последовательность  область поэта, пространственная – область живописца». Развитие кино и телевидения внесло коррективы в отношения искусств. Кино и телевидение свидетельствует о прямом взаимодействии литературы, музыки и изобразительного искусства. Двадцатый век со всей очевидностью доказывает расширение границ искусств, имеющих многовековую историю.

    Литература и живопись. Культура древности отмечена единством слова и изображения: слово было изображением, а изображение – словом.

    Язык изображений – самый доступный из всех форм информации. На протяжении многих столетий связь между словом и изображением являлась очень тесной. Нередко художники в своих картинах стремились добиться выразительных возможностей слова. Художник долгое время состязался с писателем, который, в свою очередь, соперничал с живописцем в точности описания внешности людей.

    Практически все искусства, кроме архитектуры и музыки, участвуют во взаимодействии слова и изображения. В процессе исторического развития между поэзией и живописью возникли конфликты. Леонардо да Винчи в сочинении «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором» отразил полемику: «Если ты назовёшь живопись немой поэзией, то и живописец может сказать, что поэзия – слепая живопись. Теперь посмотрим, кто более увечный урод: слепой или немой?». Словесное мастерство сравнивалось с талантом живописца, слово – с красками.

    Разные эпохи проходят под эгидой того или иного искусства. Античность отмечена расцветом архитектуры и скульптуры. В эпоху Возрождения торжествует живопись. Литература сентиментализма и романтизма выдвигает идею необходимости синкретизма искусств и начинает страстно убеждать в нерасчленимости слов и красок. Известны словесные описания, настолько интенсивные по заключённой в них живописности, что созданные литературные образы побуждают к зрительной конкретизации написанного. Удачны словесные пейзажи И.С. Тургенева. Литература остаётся надёжным источником мифологических и исторических сюжетов для живописных произведений. С особой эмоциональностью художники иллюстрируют книжные сюжеты. На картинах В.М. Васнецова и М.А. Врубеля художественная реальность литературных сюжетов обрела зримые формы. Картины Сальвадора Дали передают разрозненность человеческих мыслей.

    XX век создаёт произведения, в которых повествовательный источник перестаёт быть основой живописного конфликта. Эстетическая мысль основывается на синтетическом стиле кинематографа.

    Литература и музыка. Из всех литературных родов лирика наиболее близка музыке. Музыка и лирика в древности воспринимались как единое целое. Этот синкретизм наследуется и поэзией Нового времени. Сближает музыку и литературу категория темы, но у них различные средства создания образа: в литературе – слово, в музыку – звук. Поэтическое слово, попадая в сферу музыки, утрачивает конкретность. Слух – единственный инструмент восприятия музыкального произведения. Одна из целей поэзии – изобразить и выразить переживания при помощи сравнения, намёка или описания. Музыка часто используется для опосредованной характеристики литературных героев. Включение музыкальной партитуры в литературный текст делает их убедительным средством психологического анализа характеров и обстоятельств. Л.Н. Толстой («Крейцерова соната») и А.И. Куприн («Гранатовый браслет»), А. Ахматова («Реквием»).

    Одним из традиционных стало сравнение музыкальных и литературных произведений: мелодии – с сюжетом, симфонии  с романом. Многие композиторы были вдохновлены литературными произведениями. Музыкальное начало пронизывает повествовательную ткань произведений Т.А. Гофмана. Гофмановский пейзаж представляет собой развёрнутый образ музыки, противопоставленный «житейским воззрениям» просвещённых филистёров. Ф. Стендаль утверждал, что испытывая музыкальное наслаждение, человек познаёт силу страсти. Если слово только называет чувство, то музыка выражает ещё неосознанное ощущение и воздействует на слушателя как непосредственное откровение. Благодаря этому музыка воспроизводит то, что недоступно слову.


    1. Понятие о художественном образе.

    Проблема художественного образа. Любая эстетическая категория и любой вид искусства существуют благодаря образу. Образом можно назвать любое явление творчески воссозданное. Поэтому есть образ мира и человека, образ любого предмета, если он носит важную смысловую нагрузку. Худ. образ наделен:

    1. Чувственной достоверностью

    2. Пространственно-временной протяженностью

    3. Предметной законченностью

    4. Самодостаточностью

    Художественный образ, с одной стороны, отражает действительный мир. С другой- творит новый, неповторимый.

    Поэтическое искусство - это мышление в образах. Только овладев языком образов можно войти в мир худ. произвдения.

    Книгу можно читать по-разному:

    1. Как печатный текст

    2. Как художественное произведение

    Лосев дает наиболее точное представление об образе: он сравнил с жизненно важным органом в организме, удалив который, текст разрушится.

    Функции художественного образа:

    1. Художественный образ символичен, поэтому он лишился предметности и наделяется абстрактными качествами (Плюшкин - символ скупости, Обломов - ленности)

    2. Худ. образ бесконечен. Каждое новое поколение воспринимает произведение и его образы по-своему.

    3. Худ. образ мифологичен. Он лишен предметности, поэтому парус одинокий - это метущийся странник, изгнанник.

    4. Худ. образ - результат активных действий творца, но он испытывает влияне судьбы. В набросках к роману "Евгений Онегин" Пушкин заявляет об объединенности Татьяны и Онегина, однако завершает неожиданно для самого себя разлукой, объясняя это судьбой.

    5. Худ. образ - волшебство. Настоящий образ вырывает читателя из действительности, в нем есть что-то непостижимое, завораживающее, как волшебство.

    6. Худ. образ - руководство к действию. Образ постоянно будит к поступкам.




    1. Деление литературы на роды и жанры.

    Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.

    Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

    Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

    Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

    В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

    ЭПОС

    ЛИРИКА

    ДРАМА

    эпопея

    ода

    трагедия

    роман

    элегия

    комедия

    повесть

    гимн

    драма

    рассказ

    сонет

    трагикомедия

    сказка

    послание

    водевиль

    басня

    эпиграмма

    мелодрама



    1. Эпический род литературы.

    Эпический род литературы - это изобразительный род литературы, основной задачей которого является изображение человеческих характеров.

    Основные различия эпоса:

    • Прозаическая форма

    • Повествование - основное средство изображения

    • Отсутствие рифмованности строк

    • Большой охват времени

    Характер героя раскрывается с помощью таких приемов, как:

    • портрет,

    • пейзаж,

    • интерьер,

    • речь,

    • поступки,

    • внесенные элементы (сон, эпиграф, финал)

    В эпическом произведении действуют:

    • герои,

    • персонажи,

    • типы,

    • характеры,

    • прототипы

    Герой - яркая, индивидуальная личность. Может быть положительным\отрицательным

    Тип - герой, состоящий из общих черт людей поколения и эпохи.

    Прототип- реально существующий человек или историческая личность, черты которого легли в основу создания героя.

    Характер- это яркий, положительный, эмоциональный образ, обладающий собственным мировоззрением и мировосприятием.

    Повесть - это жанр средней эпической формы. Во многих европейских литературах повесть рассматривается как повествование, а не как отдельный жанр. В русской литературе повести назывались князья и высокопоставленные личности, а в конце 17 - начале 18 вв. Карамзин видоизменяет форму данного жанра.

    Таким образом, включает в себе такие черты:

    • узкое содержание, небольшой объем

    • в основе повествования один эпизод из жизни героев. Крайне редко их несколько

    • Полно раскрывается характер главного героя (ев), а остальные персонажи нарисованы схематично

    • Одна сюжетная линия (* "Шинель" Гоголя)

    Рассказ- малая форма эпического рода. Свой расцвет рассказ приобретает в конце XIX века. Он становится законом разрождения разночинной литературы.

    Особенности:

    • В основе изображения лежит одно событие, в котором принимает участие минимальное количество героев.

    • Детальное схематичное изображение действительности. Характеры не развернуты, а изображены в основных чертах.

    • Небольшой объем (*А. П. Чехов "Толстый и тонкий", "Лошадиная фамилия")

    Очерк- это малая форма эпического рода. Особенности:

    • Отсутствие единого, подлежащего разрешения конфликта

    • Цель - рассказать об отношении к действительности автора.

    Они могут быть:

    • Художественными

    • Описательными

    • Этнографическими

    Новелла - малая форма эпического рода. В русской литературе новелл очень мало, и они имеют особенности рассказа, но отличаются быстрой развязкой (А. П. Чехов "Шуточка")

    Сказка - маленькая форма эпического рода. Особенности:

    • Наличие единого зачина

    • Наличие таких приемов, как троекратие, магические цыфры

    • Присутствуют яркие контрастные образы

    • Наличие нравоучительного содержания

    • Добро всегда побеждает зло

    Две группы сказок:

    • Авторские (*аленький цветочек)

    • Народные (*колобок, репа)

    Три вида сказок:

    • бытовые

    • о животных

    • волшебные

    Житие (относятся сказания). Как правило, не является самостоятельным жанром, а вхоже в романы.

    В современной литературе появляются такие жанры, как

    • романы одного дня

    • романы-анекдоты




    1. Лирический род литературы.

    Лирика - это выразительный род литературы, предметом изображения которого становится внутренний мир, собственное "я" поэта.

    Особенности:

    • Строфическое построение. Строфа - это соединение строк общей рифмой.

    • Лирика в большинстве своем не имеет сюжет в стихах XII, XIII, XIX в. сюжет включать нельзя

    • Лирика монологична

    • Наличие четкого ритма и рифмы, мелодичности

    • Наличие лирического героя. Лирический герой - общий для всех произведений автора образ, через которого передаются мысли, чувства, поэтический мир.

    • Субъектированность изображения, поскольку оно изображается не как внешнее, а как переживаемое

    Лирические жанры:

    Ода - это тождественное воспевание и восхваление подвигов людей или великих героических событий в жизни общества. Ода - это комплимент.

    Элегия - это грустная лирическая песня о смерти или всякой утрате, ведется от первого лица, и объектом изображения становится чувства лирического героя. В Элегии чаще всего рассуждают о бренности человеческой жизни, о переживаниях, тоске и одиночестве. Элегия помогает человеку найти свое пространство, и от жалобной песни со временем она переходит в повествование о настроении лирического героя. Ход мысли элегии таков: "я одинок в этом мире, но любовь, природа помогают мне разобраться со всеми трудностями. Давайте же ценить краткое мгновение счастья. Элегия бывает:
    кладбищенская (раздумие о жизни и смерти)
    медитативная (размышление о разных явлениях)
    унылая, философская (предмет психологического состояния)

    Послание - особенностью данного жанра является наличие адресата и обращения. Послания как правило выражали отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам, поэтому послание носит дружеский, сатирический, лирический характер. Впервые послание появляется в зарубежной литературе в эпистолярном жанре. В русской литературе появляется в творчестве Сумаркова, Ломоносова. Примеры посланий: "К..." Пушкина.

    Эпиграмма - жанр, который зло высмеивает какое-либо общественное явление, а эпитафия - надгробная надпись. Эти жанры очень близки. Раньше эпиграмма была подписью на доспехах воина, а также на различных украшениях и домашней утрвари. Эпиграммой называлось и короткое стихотворение на памятникие до тех пор, пока не появилась разновидность эпиграммы - эпитафия. Так, эпиграмма начала высмеивать общественные явления, а эпитафия - чтить память усопшего. Эпиграммы бывают:
    1)Медитативными
    2)Комическими

    Мадригал - это небольшое стихотворение любовно-комприментарного характера.

    Эпиталама - свадебная песнь. Между мадригалом и эпиталамой есть связь: мадригалу свойственно остроумие и гипербола. Он может быть ироничнее и даже стать эпиталамой. Эпиталама - это жанр как лирический, так и музыкальный

    Эклога - это стихотворение на темы сельской жизни. Особенность заключается в том, что дается идиллическая картина пейзажной и народной жизни. Как самостоятельный жанр встречается крайне редко, но частично может входить в элегии и даже в оды.

    Стихотворная миниатюра - это небольше стихотворение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью авторской мысли. * "Умом Россию не понять" Тютчева

    Сонет - вид жанра, основными признаками которого был объем - строфическое строение текста - 14 строк. Каждая строка заканчивалась точкой, ни одно слово не повторялось, была четкая последовательность мысли. Тезис или антитезис, синтез или развязка. В сонете было четкое чередование женской и мужской рифмы. Родина сонета - Италия. Первый русский сонет был написан Тредьяковским в 1735 году. В России особый интерес к этому жанру проявили поэты XIX века.


    1. Лиро-эпический род литературы. (Отправлю лекции)

    Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относятся к лироэпическому роду. В подобных жанрах, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, и, в то же время, вплетаются в изображение несвязанные с сюжетом переживания, которые дают уже субъективированное изображение жизни. Так в «Евгении Онегине» перед нами ряд эпических образов (Онегин, Татьяна), но в некоторых случаях Пушкин обращается к лирической обрисовке той жизни, которую он показывает в романе. Лиричность романа усиливается лирическими отступлениями и стихотворной формой.

    Жанры лиро-эпического рода:

    басня - стихотворный рассказ, в котором осмеиваются пороки людей и даются нравоучительные выводы; острый быстроразвивающийся сюжет; установившаяся композиция: в первой части лица, события, подвергаемые осмеянию, а во второй – вывод. Крылов, «Мартышка и очки»;

    баллада – жанр, который носит героический, фантастический или бытовой характер; имеет исторический сюжет, заимствованный из поверий народа; баллада обязательно сюжетна. Жуковский, «Светлана»;

    дума – жанр, основанный на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики; композиционно разделяется на две части: жизнеописание и нравственный урок. Лермонтов, «Дума»;

    поэма. Имеет развёрнутый сюжет, повествовательные элементы, лирические отступления. Стоит отметить эмоциональную насыщенность языка и наличие либо стихотворной, либо прозаической формы. Различают эпическую(«Мёртвые души») и лирическую(«Реквием») поэмы;

    роман в стихах – жанр, имеющий следующие особенности: развёрнутое изображение жизни, сложность сюжета, ряд действующих лиц, законченные характеры, несколько сюжетных линий, наличие лирического героя, лирические отступления, стихотворная форма. Пушкин. «Евгений Онегин», Есенин.«Анна Снегина».


    1. Драматический род литературы. Типы пьес. (Отправлю лекции)

    Драма – изобразительно-выразительный род литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. В драме, как и в эпосе, наличествуют система персонажей, конфликты между героями, разворачивающиеся в пространстве и во времени, сюжет. Драму и эпос в отличие от лирики роднит объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей. По словам М. А. Горького, «пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы,  трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

    В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях во взаимосвязях.

    Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развёртывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах зрителей, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремлённостью, уплотнённостью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями.

    Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию сюжета).

    Диалог в драме – основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. С его помощью раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания и настроения.

    Формой речевой характеристики персонажей в драме является монолог– речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. Распространён монолог в лирике, однако в драме монолог раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.

    Изображение человека в драматическом роде отличается большей напряженностью, а чувства, мысли персонажа – большей сосредоточенностью. Если писатель должен описывать вещи, движения, звуки, то драматург непосредственно показывает их на сцене. Чтение не даёт читателю полного представления о содержании, драма получает своё окончательное воплощение на сцене. Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор,  ремарки. Однако ремарки за редким исключением (пьесы Б. Шоу) представляют собой краткие указания для режиссёра, актёров и художника, оформляющего спектакль.Еще в античности выделились две основные формы драматического жанра – трагедия и комедия

    Драматические жанры: .

    трагедия– в переводе «козлиная песнь, песнь в честь козла». Характеризуется изображением безвыходного противоречия, в результате которого борьба, положенная в основу сюжета, заканчивается гибелью героя. Пушкин, «Борис Годунов»;

    в комедии, наоборот, действия и характеры трактуются в форме комического. Изображаются такие положения и ситуации, которые вызывают смех. Герои этого жанра внутренне несостоятельны, не соответствуют своему положению, предназначению и, тем самым, развенчиваются смехом. По характеру комического различают комедии: сатирическую («Ревизор» Гоголя), лирическую («Вишнёвый сад» Чехова);

    трагикомедия – драматическоепроизведение, обладающее признаками, как трагедии, так и комедии. В основе лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. В трагикомедии сочетаются и смешные и серьёзные эпизоды, смешиваются комические и возвышенные характеры. «Три сестры» Чехова;

    водевиль– разновидность лёгкого, комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками-куплетами и танцами. Чехов, «Медведь», «Свадьба»;

    фарс– комедийный жанр, включающий образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки,эксцентрику (элементы фарса встречаются и у Гоголя «Ревизор», и у Чехова «Вишнёвый сад»);

    драма– занимает промежуточное место между комедией и трагедией. Подобно трагедии она базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт не столь напряжён как в трагедии, и может иметь благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, которую драматург не пытается исправить смехом, а стремится проанализировать. Античность не знала драмы, хотя её элементы встречаются уже у Еврипида. Островский, «Гроза».

    Типы пьес:

    пьесы действия – конфликт воплощается в системе действий и поступков, то есть в сюжете. Драматическое действие развивается через цепь поступков, перипетий, так или иначе меняющих исходную ситуацию. Драма Островского «Гроза»: уезжает Тихон, Катерина решается на связь с Борисом, публично кается и бросается в Волгу;

    пьесы-настроения – построены несколько иначе: в них конфликт героя с враждебным ему укладом жизни, переходящий в конфликт психологический, что выражается во внутренней неустроенности героев, в ощущении душевного дискомфорта. Как правило, это ощущение характерно для многих персонажей. Действие сосредоточено не на сюжетных перипетиях, а на эмоциональной тональности, событийная цепь лишь усиливает то или иное настроение. Кульминация приходится, как правило, на конец действия. Так в пьесе Чехова «Три сестры» практически нет событийного ряда, но все сцены и эпизоды связаны друг с другом общим настроением – достаточно тяжёлым и безысходным («Горе от ума» Грибоедова);

    пьесы-дискуссии – конфликт в них глубинный, основанный на различии мировоззренческих установок, проблематика, как правило, философская или идейно-нравственная. Драматическое противостояние в столкновении точек зрения. На этих принципах построена пьеса Горького «На дне». Конфликт здесь в столкновении разных точек зрения на природу человека, на ложь и правду.


    1. Тема и идея художественного произведения.

      1   2   3


    написать администратору сайта