Главная страница

Статья РИНЦ-9658ac08da373ee4e56a8ca377d3d27a. М. С. Фролова (магистрант 1 курса, Самарский национальный исследовательский университет имени ак. С. П. Королева) отображение вкуса в лирике и. Бродского статья


Скачать 24.45 Kb.
НазваниеМ. С. Фролова (магистрант 1 курса, Самарский национальный исследовательский университет имени ак. С. П. Королева) отображение вкуса в лирике и. Бродского статья
Дата12.12.2022
Размер24.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья РИНЦ-9658ac08da373ee4e56a8ca377d3d27a.docx
ТипСтатья
#840723

УДК 82-3

М.С. Фролова

(магистрант 1 курса, Самарский национальный исследовательский университет имени ак. С.П. Королева)

ОТОБРАЖЕНИЕ ВКУСА В ЛИРИКЕ И. БРОДСКОГО

Статья посвящена анализу вкусовых образов в лирике И. Бродского. В текстах автора внешний мир отображается с помощью всех пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. К образам вкуса автор обращается реже, чем к зрительным и слуховым. Однако они синкретично передают сенсуальные чувства лирического героя.

И. Бродский строит картину мира на основе горьких и соленых вкусовых образов. Благодаря чему ему удается более точно передать свои чувства и переживания в тексте.

Поэты используют вкусовые образы в своих лирических произведениях в прямом и переносном смыслах. Благодаря употребляемому образу исследователь может определить чувства автора: сладкий вкус используется для изображения светлых эмоций, горький и соленый говорят о душевных терзаниях.

На основе вкусовых образов И. Бродского можно определить, какими чувствами наполнена лирика поэта. В своих стихотворениях он обращается к культурным и историческим событиям и через сенсуальные образы, метафорически, передает свои переживания.

Помимо определенных четырех вкусов, поэт придумывает более сложные образы для передачи неоднозначных эмоций. Благодаря вкусовым образам, И. Бродский дает дополнительную характеристику происходящему.
Ключевые слова: Бродский, лирика, сенсуальный, вкусовые образы, план выражения, художественная перцепция.

M.S. Frolova

(master degree 1 years, Samara National Research University)

DISPLAY OF TASTE IN THE LYRICS OF I. BRODSKY

The article is devoted to the analysis of taste images in the lyrics of I. Brodsky. In the texts of the author's external world is displayed with the help of all five senses - sight, hearing, smell, touch and taste. The author appeals to images of taste less often than to visual and auditory ones. However, they syncretically betray the sensual feelings of the lyrical hero.

I. Brodsky builds a picture of the world on the basis of bitter and salty taste images. Due to this, he manages to more accurately convey his feelings and experiences in the text.

Poets use taste images in their lyrical works in the literal and figurative sense.

Through the use of the image, the researcher can determine the feelings of the author. Sweet taste is used to depict bright emotions, bitter and salty talk about emotional agony.

On the basis of the taste images of I. Brodsky, it is possible to determine what feelings the poet's lyrics are filled with. In his poems, he addresses cultural and historical events and, through sensational images, metaphorically conveys his experiences.

In addition to certain four tastes, the poet comes up with more complex images to convey ambiguous emotions. Thanks to the taste images, I. Brodsky gives an additional characteristic of what is happening.
Keywords: Brodsky, lyrics, sensual, taste images, expression plan, artistic perception.

Основу восприятия мира человеком составляют пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Художественный мир формируется на основании этих чувств, они помогают писателю или поэту выразить свои индивидуальные переживания. Автор формирует перцептивный образ на основе восприятия и опознавания объекта по определенным признакам. Такой образ представляется читателю так, что происходит идентификация на основе читательского опыта и отражение своеобразия авторского видения. Художественные деятели используют перцептивные образы и мотивы, которые связаны с каждым типом восприятия и находят свое отражение в произведениях. Каждый цвет, звук, запах, вкус или ощущение функционируют по-разному.

Иосиф Бродский в своих лирических произведениях часто обращается к этим пяти чувствам. Поэтическая картина мира выступает как альтернатива миру действительному. Этот образ мира художник слова моделирует с помощью духовных изысканий. Поэтическую картину мира составляют цвета, звуки, запахи, вкусы и ощущения. Через эти фрагменты поэт репрезентирует индивидуальное представление о мире.

Поэтический мир Бродского предстает перед читателем как черно-белый каркас, к которому поэт периодически подмешивает другие цвета. В его мире звучат музыкальные произведения, кричат птицы, ревут моторы и издалека доносятся голоса людей. Произведения лирика пахнут кофе, лекарствами, цветами и водорослями. Чаще всего в стихотворениях поэта низкая температура и соответствующие времена года.

В культуре вкус связан с такой универсалией, как еда, которая занимает важнейшее место не только в жизни живого организма, но и в моделировании картины мира. Особое значение еды было выражено сначала в фольклорном материале, а потом в литературном. В русские фольклорные тексты обычно включались предметы питания вместе с их вкусовыми характеристиками. Однако спектр этих характеристик ограничивался вкусами «сладкий» и «горький». С развитием литературы развивается и образная система. К XIX веку в русской литературе все больше присутствуют вкусовые образы, но уже в расширенном диапазоне.

Писатели и поэты все чаще начинают вводить в свои произведения «вкусные» строки, а именно, обращаются к ранее не используемым характеристикам вкуса, таким как, кислый и соленый, как в буквальном, так и в иносказательном вариантах. И. Бунин проявляет интерес к образам вкуса. Он использует эпитет «соленый» в отношении к морю или морскому ветру.

В XX веке активно разрабатываются сюжетообразующие возможности вкусовых образов. Они эволюционируют от образов, имеющих только прямое значение, к образам, которые имеют еще и метафорико-аллегорическую коннотацию.

А.В. Двизова пишет, что вкусовые ощущения возникают у человека под действием воспоминаний или ассоциаций, они связаны напрямую с мышлением индивида. Вкусовые ощущения, как и любые другие, связаны с эмоциональной стороной героя. Эти ощущения представлены в четырех вариантах: сладкий, соленый, горький и кислый [7, с.173-174].

В лирических произведениях поэты не так часто обращаются к вкусовым образам, в отличие от цветовых или звуковых. Образы вкуса могут быть использованы в двух значениях: в прямом и в переносном. Вкус может выражать чувства героя. Сладкий чаще всего означает приятные воспоминания или ощущения, соленый и горький в большинстве своем отражают обиду или сожаление. Кислый вкус редко используется в прямом значении и в переносном выражает недовольство, например, во фразеологизме «кислая мина».

2.5 Вкусовые образы

О.И. Глазунова говорит в своей работе, посвященной стихотворениям И. Бродского, что «звуковые, вкусовые и зрительные ассоциации, которые поэт хранит в своей памяти, переданы настолько ярко, что кажутся реальней окружающей его действительности» [6, с. 194.].

Все вкусовые значения, которые встречаются в лирических произведениях И. Бродского можно разделить на несколько групп:

а) соленый: «Зеленый Понт соленым языком» [3, с.226];

б) горький: «Горькую судьбу / гордыня не возвысит до улики» [3, с.66];

в) сладкий: «Коснулся губ моих отверстый клюв, / и слаще я не знаю поцелуя» [3, с.199];

г) кислый: «Да вот кислу / мину позабыл аж даве» [3, с.39].

И. Бродский в своих лирических произведениях чаще использует образы горького и соленого, нежели сладкого и кислого. Поэт обращается к системе вкусовых ощущений не только тогда, когда речь идет о еде, но и для выражения эмоций, чувств.

Образ горечи имеет два значения: первое – обозначение вкуса, имеющего неприятный, едкий оттенок, второе – это тяжелое переживание. Лирик использует образ горького вкуса в основном во втором значении, а именно для передачи переживания.

В стихотворении «Разговор с небожителем» поэт 3 раза обращается к образам вкуса и все они связаны с горечью: «И горько, что не вспомнишь основного» [3, с.213], «В мозгу горчит» [3, с.214]. В этих строках лирик использует вкус горечи для передачи своего эмоционального состояния. Для поэта горечь – это не просто тяжелое переживание, это еще и отчаяние и страх. Перед обращением к следующему образу вкуса Бродский упоминает время, в которое он пишет: «Страстная. Ночь». Поэт говорит о ночи, в которую православные люди вспоминают осуждения на смерть Иисуса Христа, его снятия с креста и погребения. «И вкус во рту от жизни в этом мире / как будто наследил в чужой квартире / и вышел прочь!» [3, с.214] – в этой строке Бродский не дает четкое название вкуса, однако, если учесть характеристику горечи, то можно предположить, что это именно она, только в более развернутом виде, такая, какой ее себе представляет автор. Какие чувства испытывает человек испачкав что-то чужое и исчезнув, не говоря ни слова? Сожаление, смешанное с отвращением к себе самому, одним словом, это неприятное чувство, которое охватывает героя. И. Бродский был воспитан в атеистическом обществе и религиозно индифферентной семье, опорой выбрал для себя христианство, но утверждал, что метафизические глубины иудаизма намного глубже христианской доктрины. Поэт увлекался разными религиями, но ни к одной себя не относил, он прежде всего был человеком, поэтому в страстную ночь на него находит горечь о том, что произошло с Христом, ведь это были деяния людей.

К образам сладости Бродский обращается намного реже, чем к горьким образам. «Сладкие» строки встречаются у поэта в двух значениях: прямом – вкус чего-то сахарного, сладкого и в переносном – что-то, что оставляет приятные эмоции.

«Свобода – / это когда забываешь отчество у тирана, / а слюна во рту слаще халвы Шираза» [3, с.416] – поэт обращается к сладкому образу в прямом значении и сравнивает слюну с халвой. Однако он вкладывает в этот образ не только сравнительную коннотацию, но и отражает через вкусовой образ свое эмоциональное состояние. Бродский пишет о счастливом чувстве, которое его переполняет. Так как это стихотворение написано после его отъезда из СССР, лирик пишет о свободе, о том, что он может больше не беспокоиться о бесконечных преследованиях и различных запретах. Бродский наконец-то свободен, поэтому это сладкий вкус свободы, а вовсе не халвы.

«Коснулся губ моих отверстый клюв, и слаще я не знаю поцелуя» [3, с.199] – в этой строке Бродский обращается к популярной метафоре «сладкий поцелуй». Поэт использует образ сладости в переносном значении. Поцелуй вовсе не сладкий, а скорее приятный, который доставляет герою удовольствие. Здесь поцелуй легкий, ведь он только коснулся губ героя, а значит возникает еще чувство нежности, неожиданности.

К кислому образу И. Бродский обращается чаще, чем к сладкому, однако использует его в основном в переносном значении. «Скроив физиономью кислу» [3, с.73], «Да вот кислу мину позабыл аж даве» [3, с.39] – в этих строках Бродский обращается к устойчивому выражению «кислая мина», что означает выражение на лице недовольства.

«Соленые» образы встречаются в лирических произведениях И. Бродского наравне с «горькими» образами. Поэт использует их в основном в прямом значении, передающим вкус, однако эти образы не просто дают вкусовую характеристику объекту, но и несут за собой смысловую наполненность, которую не так легко заметить.  

«Зеленый Понт соленым языком» [3, с.226] – в этой строчке поэт обращается к соленому вкусу и зеленому цвету для передачи образа моря.

«Везде пластмасса, никель – / все не то; / В пирожных привкус бромистого натра» [3, с.283] – лирик скрещивает два совершенно несовместимых вкуса: пирожное, которое, по обычаю, имеет сладкий вкус и бромистый натрий, который на вкус соленый. И. Бродский использует оксюморон для того, чтобы показать, что мир уже не тот, все изменилось и он должен это принять, но пока ему это дается с трудом.

В лирических произведениях поэта встречаются и необычные вкусы, которые нельзя отнести ни к одной из групп. «Автостадо гремит; и глотает свой кислород, / схожий с локтем на вкус, углекислый рот» [3, с.346] − невозможно точно сказать какой вкус здесь имеет в виду автор. Благодаря вспомогательным образам, таким как: автостадо, кислород и углекислый рот начинает складываться мнение, что это горько-солено-кислый вкус. Автостадо наполнено машинами, а значит и выхлопными газами, углекислый газ имеет специфический запах, но и во рту появляется неприятная горечь. Однако, в этих строках можно заметить фразеологизм «кусать локти», что значит сожалеть. Можно предположить, что поэт жалеет о чем-то, возможно, о том, что он не сделал и именно от этих сожалений у героя «голова болит».

Завершая разговор о вкусовых образах в лирике И. Бродского, можно сделать следующие выводы: образы вкуса не получают такого широкого распространениях в лирических произведениях поэта по сравнению с другими образами, например, цветовыми и звуковыми. Наиболее часто встречаются соленый и горький цвета. Поэт использует вкусовые образы не только, когда речь идет о еде, но и для выражения эмоций. Образы вкуса участвуют в построении композиции стихотворения наравне со зрительными, тактильными и звуковыми образами, они дают дополнительную характеристику происходящему событию, а также участвуют в создании ключевых моментов произведений.

Список литературы

  1. Ахапкин Д.Н. Иосиф Бродский после России. Комментарии к стихам И. Бродского (1972-1995).  СПб.: ЗАО «Журнал “Звезда”», 2009. 132 с.

  2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года [Электронный ресурс] Собрание сочинений в трех томах / Под ред. Ф.М. Головенченко // Lib.ru: Классика.  1948. http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1847.shtml

  3. Бродский И. Сочинения в четырех томах. Том 2 / сост. Г.Ф Комаров.  Спб.: Культурно-просветительское общество «Пушкинский фонд», Третья волна (Париж – Москва – Нью-Йорк), 1992.  479 с.

  4. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским / Вступительная статья Я. Гордина.  М.: Независимая Газета, 2000. 328 с.

  5. Глазунова О.И. Иосиф Бродский: метафизика и реальность. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2008. 312 с.

  6. Глазунова О.И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции. СПб.: Санкт-Петербургский институт истории РАН; «Нестор-История», 2005. 374 с.

  7. Двизова А. В. Ситуация чувственного восприятия и способы ее языковой репрезентации в поэзии Б. Л. Пастернака: дис. канд. филол. наук: 10.02.01.: защищена 24.09.2014.: утв. 26.10.2014. / Двизова Анна Владимировна. Томск, 2014. С. 173–174.

  8. Измайлов Р.Р. Хронос и топос: поэтический мир Бродского. Саратов: «Наука», 2010. 160 с.

  9. Иосиф Бродский и мир: Метафизика. Античность. Современность. СПб.: Изд. журнала “Звезда”», 2000. 376 с.

  10. Иосиф Бродский. Книга интервью. / Сост. В. Полухина. М.: Захаров, 2005. С. 698.

  11. Как работает стихотворение Бродского: сборник статей / Редакторы-составители Л.В. Лосев и В.П. Полухина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 304 с.

  12. Лосев Л.В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М.: Молодая гвардия, 2006. 447 с. 58.

  13. Малышева Г.Н. Поэтический мир Иосифа Бродского / Г.Н. Малышева // Очерки русской поэзии 1980-х годов: (Специфика жанров и стилей). М., Наследие, 1996. С. 63-87.

  14. Медведев В. Творчество Иосифа Бродского в зеркале культурологии / В. Медведев. Тула: Тульский полиграф, 2000. 147 с.

  15. Мищенко Е.В. Диалог культурных традиций в поэтическом мире И.А. Бродского: автореф. Дис. … канд. филол. наук / Е.В. Мищенко. Новосибирск, 2010. 221 c.

Научный руководитель –

д.филол.наук, проф. С.А. Голубков


написать администратору сайта