Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Психолого - педагогические условия развития воображения в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

  • Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

  • Психолого - педагогические условия развития воображения в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

  • Вывод по 1 главе

  • Глава 2. Практико-ориентированное осмысление изучения исследования взаимосвязи воображения и игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

  • Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место»

  • Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»

  • Взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деяте. Методические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности возрасте Вывод по 2 главе


    Скачать 476.56 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности возрасте Вывод по 2 главе
    Дата23.03.2023
    Размер476.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВзаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деяте.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #1010929
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение………………………………………………………………………...…3

    Глава 1. Психолого - педагогические условия развития воображения и игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте…………………….. .6

      1. Сущность понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6

      2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..11

      3. Психолого - педагогические условия развития воображения в развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте…………..15

    Вывод по 1 главе…………………………………………………………….…20

    Глава 2. Практико-ориентированное осмысление изучения исследования взаимосвязи воображения и игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………….………22

    2.1. Выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….22

    2.2. Методические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности возрасте……….32

    Вывод по 2 главе………………………………………………………………..43

    Заключение………………………………………………………………………45

    Список литературы……………………………………………………………..48

    Приложения……………………………………………………………………..51

    ВВЕДЕНИЕ

    В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно, оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Воображение ложится в основу последующего обучения в начальной школе, так как в процессе обучения не все материалы представлены наглядно и многое придётся представлять.

    Процесс развития воображения тесно связан с ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста – игровой.

    Игровая деятельность это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия, направленные на достижение игровой задачи. В основе игровой деятельности лежит игра, которую можно определить как совокупность, каких то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения, памяти ребёнка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении.

    Проблема развития воображения детей дошкольного возраста достаточно изучена в отечественной психологии и педагогике. Так, Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым и др. дано определение воображения и его классификация.

    А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф. И. Фрадкина, Е. М. Гаспарова считают, что развитие воображения связано с развитием игровой деятельности детей. В игре происходит формирование психических процессов ребёнка, в том числе воображения. Это отмечали К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов.

    Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на игру как ведущую деятельность дошкольников.

    На сегодняшний день проблема развития воображения у детей дошкольного возраста остаётся актуальной, так как развитое воображение способствует успешному обучению ребёнка в школе. Ребёнок с хорошо развитым воображением способен находить нестандартные решения в любых ситуациях.

    В то же время воспитатели испытывают трудности в работе по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим требуется дополнительное рассмотрение вопроса о взаимосвязи уровня развития воображения и развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

    Таким образом, анализ научных исследований демонстрирует, что в настоящее время сложилось объективно существующее противоречие между необходимостью развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий успешности данного процесса в игровой деятельности.

    Недостаточная разработанность темы, ее практическая значимость определили проблему данного исследования – каковы психолого-педагогические педагогические условия развития воображения в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

    Актуальность рассматриваемой нами проблемы переопределило тему исследования: «Взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте».

    Объект исследования – процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

    Цель исследования – выявить взаимосвязь уровня развития воображения и развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.

    Гипотеза – предполагается, что процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при специально организованной игровой деятельности детей дошкольного возраста, а именно если разработать и реализовать программу по развитию воображения детей на основе различных игр.

    Задачи исследования:

    1. Изучить и проанализировать психолого–педагогическую, методическую, литературу по проблеме, раскрыть сущность основных понятий исследования.

    2. Определить критерии, показатели и уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    3. Провести диагностику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    4. Разработать методические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности возрасте.

    Методы исследования:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

    2. Эмпирические: эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапа.

    3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

    Базой для проведения и обоснования выдвинутых условий опытно-экспериментальной работы по данной теме явилось МБДОУ «Юдинский детский сад». В исследование принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
    Глава 1. Психолого - педагогические условия развития воображения в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

      1. Сущность понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе

    Вопросы развития воображения интересовали многих психологов, занимавшихся исследованием детской психологии. К ним относятся Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие.

    В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

    Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

    Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [23].

    П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их [21].

    В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [13].

    Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

    Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [15].

    Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

    Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

    Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие). Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

    Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [9]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

    В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [18].

    З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства [25]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [1].

    В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [11].

    В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

    Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций [19]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.

    Он выделил четыре стадии развития воображения:

    -переход от пассивного воображения к творческому;

    -одушевление ребенком окружающих предметов;

    -стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;

    -период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

    Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [22].

    В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [4]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

    С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [20].

    О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения [24].

    В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, воображение представляет одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственная только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

    В зарубежной психологии воображение рассматривается в качестве временной стадии искаженного отражения реальности, которая может заметно искажать представления ребенка о реальности. Также воображение представляется как сумма опыта индивида и хода его биологического развития, а основой его выступает способность к визуализации. Происхождение и развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта ребенка.

    Особенности развития воображения в дошкольном возрасте рассмотрим следующем параграфе.


      1. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Л.С. Выготский указывает на то, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям [5].

    С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта.

    Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

    Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры, как отмечает М.Г. Витязь возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов. Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое. При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры [3].

    В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.

    Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.

    Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

    Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10-15 минут, к 4-5 годам игра может продолжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников [13].

    Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.

    О.М. Дьяченко считает, что целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности [6].

    Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.

    С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому-либо факту действительности.

    Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка [4].

    Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить.

    Как считает В.С. Мухина, в игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни [14].

    В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.

    Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений [14] .

    В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.

    Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.

    Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

    -воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;

    -постепенно оно превращается в фантазирование;

    -ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

    -постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.


      1. Психолого - педагогические условия развития воображения в игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте


    Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является одной из наименее разработанных в детской психологии. По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В. В. Давыдова), развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой, рисования. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки общественной, ориентировочной деятельности, идет овладение общественно выработанными чувственными мерками (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова). Дети в условиях деятельности осваивают жизненное значение, целесообразность различных форм, окраску, величины предметов.

    Особенно важна роль игровой деятельности. Положение о связи игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте с развитием воображения, высказанное в свое время Л. С. Выготским, является неоспоримым и принято подавляющим большинством исследователей. Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления – комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле [5].

    Игра является средством развития воображения дошкольника, прежде всего, потому, что в процессе игры он действует в воображаемой ситуации, оперирует предметами-заместителями, принимает на себя роли взрослых, действует во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления об окружающей жизни [5]. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности [2].

    Дошкольное детство очень значимо для личностного и интеллектуального развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается основа отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, приобретаются базовые знания об окружающей жизни. Во всем этом важное значение отводится ведущему виду деятельности – игре. Игра представляет собой способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В ней обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении.

    Игровая деятельность дошкольников неоднородна и постепенно претерпевает прогрессивные изменения. По мере взросления детей меняется содержание ведущей деятельности дошкольника. Обновляются и игровые средства.

    А.В. Запорожец отмечает, что поведение детей различается, когда они находятся в игре при наличии игровой мотивации, и когда они действуют в условиях прямого задания. По его словам, игра является первой доступной для ребенка формой деятельности, где он сознательно воспроизводит и совершенствует новые движения [8].

    В воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста особенно важны дидактические игры, потому как содействуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

    В игре складывается воображение ребенка. Оно избавляет его, как и взрослого человека, от внутреннего одиночества. Человека «с воображением» интересует все – окружающий мир, люди, и, что особо значимо, он сам. Растущий человек со сформированным воображением не нуждается во внешних источниках ярких эмоциональных переживаний. В связи с этим игра выступает некоторым ключом к решению многих психологических и педагогических проблем. Это делает ее особо значимой для дошкольника, ставит на особое место в вопросах его развития.

    Еще Л.С. Выготский подчеркивал особую связь игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте с развитием воображения – центральным психическим новообразованием этого возраста [5].

    Главное место в вопросах развития воображения дошкольника принадлежит ролевой игре. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Так дети приобретают способность к творческому воображению.

    В концепции детской игры Д.Б. Эльконина мы видим, что ролевая игра выступает отражением усиливающейся связи с обществом, присущей дошкольнику. В ней выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, из-за сложности и временной недоступности орудий труда [ 26].

    Воображение детей дошкольного возраста развивается в особых условиях игровой деятельности, среди которых в своих исследованиях Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Л.Ю. Субботина, Д.Б. Эльконин выделяют:

    1. Все начинается с простых игр и задач, которые со временем усложняются. В этом отражается сам творческий процесс, который требует максимального напряжения сил.

    2. Самостоятельное выполнение заданий. Взрослый не должен помогать ребенку и тем более решать задания вместо него. Следует дать ребенку подумать, стимулировать его к поиску решения, показать веру в его силы.

    3. Свобода выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий, выбора способов выполнения этой деятельности. Это позволит ребенку работать в комфортном темпе и не переутомляться.

    4. Создание непринужденной, комфортной психологической обстановки, для чего нужно стимулировать ребенка, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться, не осуждать.

    Играя, ребенок развивается физически, научается преодолевать трудности. Формируется и развивается инициативность ребенка, сообразительность и находчивость.

    В игре средних и старших дошкольников игровые действия должны быть более сложными, нежели в играх младших дошкольников. Они должны включать выполнение какой-либо роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. В этом случае ребенок будет действовать в соответствии с характерными особенностями изображаемого образа, имеющимися в детском воображении.

    В дидактических играх у ребенка формируются и развиваются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Дети учатся использовать полученные ранее знания в многообразных игровых условиях. Активизируются их умственные процессы. В них происходит и художественное воспитание ребенка, совершенствуются движения, выразительность речи, развивается творческая фантазия, эмоциональная выразительность проигрываемого образа.

    Мы видим, что в играх имеется значительный развивающий потенциал. В них формируется личность ребенка, осуществляется подготовка к последующей взрослой жизни, происходит адаптация к обществу. Здесь отражается то, что ребенок воспринимает в повседневной жизни, формируется его мировосприятие, что делает игру столь важной.

    Успешной реализации технологии игровой деятельности и развитию воображении у дошкольников в процессе данной деятельности способствует ряд условий:

    1.Свободное и добровольное включение детей в игровую деятельность: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

    2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

    3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью реализации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

    4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

    5. При создании игровой среды следует учитывать гендерные отличия детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); необходимо осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

    Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности педагога («Вижу, но не мешаю»), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды [16].

    Вывод по 1 главе

    Воображение представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

    Воображение в своем развитии проходит четыре стадии: переход от пассивного воображения к творческому; одушевление ребенком окружающих предметов; стадия игры, на которой ребенок проходит период от подражания к перевоплощению; период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

    Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, после чего проявляется в индивидуальной деятельности.

    В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении. В игре складывается воображение ребенка.

    Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом, дети приобретают способность к творческому воображению.

    Успешной реализации игровой деятельности и развитию воображении у дошкольников в процессе данной деятельности способствует ряд условий:

    1.Свободное и добровольное включение детей в игровую деятельность: не навязывание, игры, а вовлечение в нее.

    2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

    3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

    4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

    5. При создании игровой среды следует учитывать гендерные отличия детей; необходимо осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

    Глава 2. Практико-ориентированное осмысление изучения исследования взаимосвязи воображения и игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
    2.1. Выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

    Целью эксперимента является изучение особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи:

    - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста;

    - экспериментальное изучение воображения детей старшего дошкольного возраста;

    -анализ результатов исследования воображения;

    Экспериментальной базой явилось МБДОУ «Юдинский детский сад».

    В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

    Нами была использована методики Е.Е. Кравцовой «Где чье место?», О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», Методика Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко «На что это похоже?» направленных на изучение компонентов воображения.

    Список группы детей участвовавших в эксперименте представлен в приложении №1.

    Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?» [12].

    Методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место?» предназначалась для анализа невербального воображения у детей дошкольного возраста. С ее помощью выявлялось насколько ребенок в своей фантазии может уйти от конкретности и реальности (в данном случае после вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — увидеть целое раньше частей и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с собачки на птичку). Иными словами, ребенок должен был проявить свое воображение.

    Психологический смысл игры-методики «Где чье место?» состоял в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

    При этом выявлялся уровень воображения (Приложение 2).

    Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [6]

    Ребенку предлагалась картинка, которую необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

    Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение.

    По результатам исследования, мы смогли сделать выводы, что дети поняли задачу, дорисовывали фигурки, образы, к какому уровню относится их воображение (Приложение 3).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта