Главная страница
Навигация по странице:

  • В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа: I.

  • Метод фокальных объектов

  • 5. Метод создания сценариев

  • 6. Метод контрольных вопросов

  • 7. Методика матрицы идей

  • 8. Методика вживания в роль

  • Методика коллективной работы в процессе проектирования. Методика коллективной работы в процессе проектирования


    Скачать 24.43 Kb.
    НазваниеМетодика коллективной работы в процессе проектирования
    Дата27.01.2023
    Размер24.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика коллективной работы в процессе проектирования.docx
    ТипДокументы
    #907485

    Методика коллективной работы в процессе проектирования

    1. Понятие и функции методов коллективной работы над проектом

    Разработка проектов в социальной работе является делом большого числа людей. При этом особую роль играет слаженность коллектива (команды проекта) и готовность каждого его члена активно включится в работу.

    В практике социального проектирования используется ряд методов коллективной работы – приемов и способов коллективного достижения целей и задач, наиболее актуальных в контексте социального проектирования.

    Методы коллективной работы выполняют две функции:

    1. способствуют формированию команды проекта;

    2. позволяют активизировать инновационный потенциал группы.

    Можно выделить следующие преимущества работы в группе:

    1. обеспечивается разработка разносторонних решений;

    2. снижается риск неверного решения;

    3. уменьшается опасность упустить важные детали;

    4. повышается готовность и способность каждого члена группы к сотрудничеству;

    5. складываются условия для реализации интеллектуального потенциала группы;

    6. группа оказывает воспитательное воздействие;

    7. формируется терпимость (толерантность) личности, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других.

    Но работа в группе имеет и ряд недостатков:

    1. работа в группе занимает больше времени, чем самостоятельная работа человека;

    2. трудноуправляемость;

    3. отсутствие мотивирующего стимула личных амбиций;

    4. анонимность отдельных членов группы может оказать отрицательное воздействие на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.

    2. Виды методов работы над проектом, их характеристика

    В ходе разработки проекта используется целый ряд методов коллективной работы:

    1. Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

    Дискуссию следует отличать от диспута, полемики и дебатов (прений).

    Под диспутом подразумевается публичный спор на научную социально значимую тему.

    Полемика – это спор, при котором имеется некоторая конфронтация или противостояние, противоборство сторон и идей. Полемика отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики – одержать победу над противником.

    В дебатах (прениях) происходит обсуждение, обмен мнениями по каким-либо вопросам.

    Эффективность проведения дискуссии зависит от опытности ее организатора. Ход дискуссии включает в себя ряд этапов:

    1. Постановка проблемы.

    При введении в дискуссию могут применятся следующие приемы:

    • описание конкретного случая из жизни;

    • использование текущих новостей;

    • ролевая игра;

    • демонстрация кинофильма;

    • инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;

    • магнитофонные записи;

    • стимулирующие вопросы (Как? Почему? Что произошло бы, если бы?..).

    1. Разбивка участников на группы, распределение ролей-функций в малых группах. Среди членов группы распределяются следующие роли:

    • ведущий (организатор) – его задача состоит в организации обсуждения вопроса, проблемы, вовлечении в него всех членов группы;

    • аналитик – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

    • протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, он обычно выступает после окончания первичного обсуждения, чтобы представить позицию своей группы;

    • наблюдатель – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев.

    1. Обсуждение проблемы в малых группах.

    2. Представление результатов обсуждения перед всем коллективом.

    3. Продолжение обсуждения и подведение итогов.

    На практике дискуссии могут реализовываться в разных формах:

    • дискуссия в форме «круглого стола»;

    • дискуссия в форме судебного заседания;

    • дискуссия в форме дебатов;

    • игровые дискуссии;

    • дискуссия в режиме брейнсторминга – «мозговой атаки».

    Одним из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».

    Метод «мозговой атаки» представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.

    В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа:

    I. Сбор материала.

    На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1–1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1–2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).

    II. Работа с полученным материалом.

    Идеи и предложения, полученные на первом этапе, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.

    Разновидностью мозговой атаки является метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

    2. Деловая игра – это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.

    Главная цель ведущего деловой игры – организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

    В игре работают несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.

    Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии проводится анализ результатов, и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Для обработки предложений создается специальная группа, задача которой сведение всех предложений в общий итоговый документ.

    В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим аспектам:

    • эффективность предлагаемых в игре решений;

    • межгрупповое взаимодействие участников деловой игры;

    • взаимодействие участников деловой игры внутри игровых групп;

    • личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).

    3. Метод фокальных объектов - это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.

    Данный метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:

    1. Называется и фиксируется на доске или дисплее компью­тера объект, который предстоит усовершенствовать;

    2. Произвольно называются и фиксируются другие объекты;

    3. У выделенных объектов выделяются различные признаки;

    4. Эти признаки применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

    Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности.

    Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точной постановке цели.

    4. ТРИЗ - теория решения изобретатель­ских задач, используемая для развития инновационных способностей проектантов, была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г.

    Для социального проектирования прикладной характер имеют следую­щие концептуальные положения ТРИЗа:

    - наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие;

    - идеальный конечный результат заключается в том, что система сама должна обеспе­чить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;

    Алгоритм решения изобретательских задач включает:

    1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление технического противоречия);

    2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов вещественно-полевых ресурсов и их системный анализ);

    3) определение идеального конечного результата и физического противоречия;

    4) мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов;

    5) применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);

    6) изменение и/или замена задачи;

    7) анализ способа устранения физического противоречия;

    8) применение полученного ответа;

    9) анализ хода решения.

    Метод позволяет систематизировать экспертные оценки с точки зрения системных характеристик объекта.

    Недостаток метода состоит в трудности разделения системных характеристик объекта по уровням (внутрисистемный, межсистемный, надсистемный) в случае оперирования с социальными объектами.

    5. Метод создания сценариев заключается в представлении социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.

    Достоинство метода состоит в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.

    Могут разрабатываться несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости от изменения какого-либо фактора. Нередко метод создания сценариев связывается именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий.

    Возможности метода для социально-проектной деятельности существенно ограничены. Недостаток метода состоит в том, что проекты, не основывающиеся на повторяющемся событийном ряде, плохо поддаются проработке с его помощью.

    6. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть решаемой проблемы. Вопросы располагаются в определенной последовательности. Ответ на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.

    7. Методика матрицы идей – это прием, при котором на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

    8. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Этот прием позволяет внимательно изучать условия, в которых протекает процесс и требует учета интересов и желаний людей.

    9. Метод аналогии является общенаучным логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств у объекта проектирования.

    Метод ассоциации сочетает приемы приспособления, модификации и полной реорганизации. Он позволяет с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют изменить объект, и найти более рациональный и эффективный способ управления.


    написать администратору сайта