Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ

  • ТЕМА 1 Методы экспертизы 1.1. Искусствоведческое исследование

  • 1.3. Иконографический анализ

  • 1.4. Технико-технологический анализ

  • ТЕМА 2 Мастер и мастерская – ключевая проблема экспертизы

  • ТЕМА 3 Об эксперте – на рынке и в музее

  • Выездное занятие 1

  • Аттестация

  • 3). Актуальные исследования творческого наследия Ф.С. Рокотова – проблема мастера и его мастерской.

  • 4). Некоторые аспекты технико-технологического анализа произведений И.К.Айвазовского.

  • 5). Пейзажи русской реалистической традиции – технико-технологический аспект на примере анализа картин И.Шишкина.

  • 6). Копии и подражания – голландская живопись 17 века и немецкие стилизаторы 18-го столетия.

  • программа экспертиза. Программа Экспертиза. Модуль 10 экспертиза произведений искусства Цель дисциплины


    Скачать 34.82 Kb.
    НазваниеМодуль 10 экспертиза произведений искусства Цель дисциплины
    Анкорпрограмма экспертиза
    Дата19.05.2021
    Размер34.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрограмма Экспертиза.docx
    ТипРеферат
    #207321

    МОДУЛЬ №10 «ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА»

    Цель дисциплины:

    Представить основные инструменты атрибуции и экспертизы художественного памятника (на примере исследований произведений станковой живописи).
    Задачи дисциплины:

    - определить цели и задачи экспертизы;

    - изучить методы экспертизы и атрибуции памятника;

    - проанализировать историю экспертизы на фоне развития рынка, частных коллекций, становления музеев;

    - определить статус эксперта в истории и современности.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
    ВВЕДЕНИЕ
    Цели и задачи атрибуции и экспертизы. Место экспертизы и атрибуции в науке об искусстве. Предмет исследования и его особенности. Специфика деятельности эксперта – вопросы таланта и интуиции, «трудности перевода» и проблемы вербализации. Степень научности и вне научности.
    ТЕМА 1

    Методы экспертизы
    1.1. Искусствоведческое исследование
    Знаточество и его история. Истоки и этапы развития – расширение частного коллекционирования, развитие и структурирование художественного рынка в Западной Европе в 17 веке (роль кабинетто); феномен «любитель искусства» в 18 веке (например, граф де Кейлюс, П.Ж. Мариэтт), категория «вкуса» («незаинтересованное суждение вкуса» - по Канту); появление специалистов-знатоков в области изобразительных искусств в 19 веке (основа – развитие глаза, насмотренности, метод – сравнение). Поколения знатоков и эволюция знаточества: от точных наблюдений и устных консультаций (А.Байерсдорфер, О.Мюндлер), через выработку и совершенствование атрибуционного метода (Дж. Морелли, Дж. Кавальказелле) до формирования основы профессии искусствоведа – музейный эксперт (В. фон Боде, М.Фридлендер). Различные школы знаточеского подхода в первой половине 20 века: Б. Бернсон. Итальянские художники эпохи Возрождения [1930]; Р. Лонги. От Чимабуэ до Моранди; М. Фридлендер. Об искусстве и знаточестве [1942]; От Ван Эйка до Брейгеля [1916].

    Знаточество и знатоки в отечественной традиции (Б.Р.Виппер, М.Я.Либман, И.С.Немилова и др.).

    Знаточество как метод – современное состояние вопроса.

    Литература:
    Фридлендер М. Знаток искусства. М.: ДЕЛЬФИН, 1923. 45с.

    Фридлендер М. Подлинник и подделка. Берлин: Петрополис, 1929. 110 с.

    Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Наследников, 2001. 205с.

    Гращенков В.Н. Макс Фридлендер – знаток, историк искусства, писатель // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 6. М., 1986. С. 29-32.

    Левинсон-Лессинг В. Ф. Вильгельм фон Боде и его книга о голландской живописи XVII века // Музей. Художественные собрания СССР, вып. 9. М., 1988. С. 252-257.

    Бернсон Б. Основы художественного распознавания // «София», 1914, № 1. С. 40-69.

    Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / Бернард Бернсон // М.: Искусство, 1965. 436 с.

    Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции // Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. С. 539-561.

    Виппер Б.Р. Искусство без качества // Среди коллекционеров. 1923. № 1-2. С. 7-14.

    Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980, с. 5-38.

    Кузнецов Ю. Загадки «Данаи». К истории создания картины Рембрандта. Л., 1970.

    Немилова И. С. Загадки старых картин. М.: Изобразительное искусство, 1989. 352 с.

    Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М.: Радуга, 1984. 351 с.

    Либман М.Я. Островский Г.С. Поддельные шедевры. М.: Советский художник, 1966. 112 с.

    Лазарев В. Н. О знаточестве и методике атрибуции // Искусствознание, 1/98. М., 1998. С. 311-316.

    Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс, 1994. Режим доступа:

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bazen_isist/index.php

    История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало

    ХХ в. / Отв.ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. Кн. 1,2 – М., 1969.
    1.2. Провенанс
    История на службе экспертов. Socialhistoryofart и история европейского рынка и коллекций. Б.Фредриксен и Getty Provenance index (Гетти Провенанс индекс) – The Project for the Study of Collecting and Provenance (PSCP). http://www.getty.edu/research/tools/provenance/

    Специфика исследований, результаты, публикации.

    Вторая мировая война и перемещение художественных ценностей. Базы данных для поиска утраченных произведений искусства. Прецеденты возвращенных произведений.

    Рынок в России и проблемы исследования истории бытования произведений искусства.

    Базы данных аукционных продаж – Artprice.com, Artnet.com, Artinvestment.ru
    Литература:

    Haskell Fr. Patrons and Painters: A Study in the Relations between Italian Art and Society in the Age of the Baroque. Yale University Press, New Haven and London. 1980. 474 p.

    Назаревская Н.О. Антикварный рынок в России XVIII-XX веков. М., 2006.

    1.3. Иконографический анализ
    Цели и задачи иконографического анализа. Исследования, связанные с установлением имен (звания, статуса) изображенного и определение времени произведения по внешним признакам. Привлекаемые ресурсы и знания. Примеры.

    1.4. Технико-технологический анализ
    Цели и задачи технико-технологической экспертизы.

    Вопросы сохранности произведения (целостность и фрагмент, позднейшие вставки, изменение физических и химических свойств материалов) – визуальный осмотр и его точность, использование приборов.

    Технология масляной живописи: основа, грунт, подготовительные слои (рисунок, имприматура, подмалевок и др.), связующее, пигмент, покровный слой. Комплексное исследование. Виды исследований (неразрушающие и исследования с отбором проб) и результаты.
    Литература:

    Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследование. М., 1982.

    Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989.

    Писарева С.А. Данные по составу наполнителей грунтов и пигментов на примере исследования произведений итальянской живописи XVII века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина // Консервация и реставрация художественных музейных ценностей. Исследование произведений живописи / РГБ. Экспрессинформ. Вып. 6. 1992.

    Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи / Под ред. Ю.И. Гренберга. М., 2000. Режим доступа http://www.gosniir.ru/library/gosniir-books/technology-and-research-paintings.aspx

    Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. М., 2003 и 2004.

    Гренберг Ю.И. Технологическая экспертиза живописи // Арт Хроника. 2004, № 3

    Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства /Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2010. – 170 с.: ил.

    Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. – М.: В.Шевчук, 2009. – 216 с.

    Киплик Д.И. Техника живописи. – М.: В. Шевчук, 2011. – 536 с.

    Красилин М.М., Иванов В.А., Халтурин Ю.А. Экспертиза произведений искусства и её методы. Режим доступа –

    http://www.gosniir.ru/library/articles/conservation/expert.aspx

    Сланский Б. Техника живописи. 1962. Режим доступа - http://art-con.ru/node/4298

    Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961.

    Рыбников А. Техника масляной живописи. М.-Л., 1937.

    Брил Т. Свет. Воздействие на произведения искусства. М., 1983.

    ТЕМА 2

    Мастер и мастерская – ключевая проблема экспертизы
    Проблема «подлинник и подделка» (по Фридлендеру). Мастер – мастерская – школа. История создания произведения. Копия или «фальшак»: «подлинник», «копия», «авторская копия», «реплика», «повторение», «вариант», «подделка». Роль мастера в мастерской. Проблема не различения продукции мастерской от работ мастера. Принципы сотрудничества мастера и мастерской. Образец и подражания.
    Литература:

    Ломизе И.Е. Портреты «круга Рокотова». Проблемы искусствоведческой атрибуции // Антикварный мир. Вестник антикварного рынка. №6, октябрь 2013. С. 88-95.

    Максимова Т.В. Копии и имитации XVIII-XIX вв // Экспертиза объектов культурного наследия. Выпуск 1. Темперная и масляная живопись. М.: Институт наследия, 2009. С. 140-173.

    Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии: вопросы стиля. Москва: Институт наследия, 2002.

    ТЕМА 3

    Об эксперте – на рынке и в музее
    Статус эксперта (история и современность). Сферы применения экспертизы и атрибуции. Экспертиза – опыт организации в России и за рубежом. Проблема государственной аттестации экспертов (сферы применения) в России.

    Министерство культуры. Департамент государственной охраны культурного наследия. Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (список аттестованных экспертов, документы).

    http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTION_ID=19544

    ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря http://www.grabar.ru/jekspertiza/

    ГОСНИИР http://www.gosniir.ru/

    Негосударственные институты по проведению экспертизы произведений искусства. Экспертное заключение.

    МКААД (Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров) http://icaad.ru/ МКААД «Положение об аккредитации экспертов при международной конфедерации антикваров и арт-дилеров»

    http://icaad.ru/akkreditacziya-ekspertov/polozhenie-ob-akkreditaczii-ekspertov.html

    НОЭКСИ http://www.noexi.ru/index.htm

    АртКонсалтинг http://artcons.ru/

    НИНЭ им.П.М.Третьякова http://www.art-expertise.ru/

    Центр художественной экспертизы им.И.Е.Репина http://www.artsg.ru/

    Частные фонды, специализирующиеся на отдельных художниках (как правило, основателями являются члены семьи) – Фонд Кончаловского, Фонд Малевича…
    Различие антикварного эксперта и музейного сотрудника. Досудебная экспертиза. Прецеденты судебных разбирательств с участием экспертов – в России и за рубежом. Проблемы, связанны с развитие рынка и спроса.

    Экспертиза музейная. Формирование каталогов музейных собраний и исследования их сопровождающие. Конференции, посвященные проблеме экспертизы в России.

    Зарубежный опыт.
    Литература и интернет ресурсы:

    Е.Ю. Садыкова. Правовые и социальные аспекты статуса эксперта по культурным ценностям Российской Федерации // Экспертиза объектов культурного наследия. Выпуск 1. Темперная и масляная живопись. М.: Институт наследия, 2009. С. 366-377.

    Инна Пуликова. Экспертиза: пароли и явки. The art newspaper. 14.01.2015. Интернет ресурс: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1167/

    Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». М.: Объединение Магнум Арс, 1994 – 2015.

    Каталог подделок произведений живописи (части 1-5). М., 2007-2009. Режим доступа - http://stolenart.ru/katalogi-2

    Выездное занятие 1
    Лаборатория физико-химических исследований. Сектор лабораторного анализа ГОСНИИР.

    Или

    ГМИИ им.А.С.Пушкина.
    Выездное занятие 2
    Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова

    Аттестация
    Устное сообщение и презентация «Из истории атрибуционных и экспертных исследований».

    Примерный список тем

    1). Особенности голландской живописи 17 века – технико-технологический аспект.
    Литература:
    Максимова Т.В. Тканая основа голландской картины XVII века // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», 2003. М.: Объединение Магнум Арс, 2005. С. 46-51.
    Максимова Т.В. Деревянные основы голландской живописи XVII века. Технология изготовления // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», 2001. М.: Объединение Магнум Арс, 2003. С. 55-60.
    Максимова Т.В. К вопросу о технике живописи голландских мастеров XVII века // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», 2001. М.: Объединение Магнум Арс, 2003. С. 55-61.
    Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии: вопросы стиля. Москва: Институт наследия, 2002. (дополнительно)
    2). Из истории материалов живописи – краски: все многообразие пигмента (на выбор – например, красный, синий или др.) – типология, составы, история и распространение, инструменты технико-технологического анализа.
    Литература:
    Киплик Д.И. Техника живописи. М., 2011. [1950].
    Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. – М.: В.Шевчук, 2009. – 216с.
    Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства /Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2010. – 170 с.: ил.
    Писарева С. А. Медные пигменты древнерусской живописи (XI - XVII вв.)

    http://www.gosniir.ru/library/gosniir-books/copper-pigments.aspx
    Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи / Под ред. Ю.И. Гренберга. М., 2000. Режим доступа http://www.gosniir.ru/library/gosniir-books/technology-and-research-paintings.aspx
    Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. М., 2003 и 2004.

    3). Актуальные исследования творческого наследия Ф.С. Рокотова – проблема мастера и его мастерской.
    Литература:
    Преснова Н.Г. Отведение авторства в произведениях Ф.С. Рокотова и дальнейшие вопросы изучения его творчества // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», 2011, 2012. М.: Объединение Магнум Арс, 2015. С. 41-50.
    Кочнева Е.В. К истории атрибуции портрета Екатерины II работы Ф.С. Рокотова из собрания Литературного музея Пушкинского Дома // Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства», 2011, 2012. М.: Объединение Магнум Арс, 2015. С. 51-54.
    Ломизе И.Е. Портреты «Круга Рокотова». Проблемы искусствоведческой атрибуции // Антикварный мир: отражение сути // Вестник антикварного рынка № 3 / авторский проект Татьяны Гармаш. — Москва: 2013. С.88-95.
    Преснова Н.Г. Об отведении авторства Ф.С. Рокотова в трех портретах

    неизвестных из собрания Третьяковской галереи // ТРЕТЬЯКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2013: Материалы отчетной научной конференции / [ред.кол.: Л.И.Иовлева, Т.В.Юденкова]. – Москва: Изд-во ООО "СПМ-Индустрия", 2014. – 380 с. С. 83-89.
    Е.Ю.Иванова. Техника живописи Ф.С.Рокотова по данным технологической экспертизы «Портрета Екатерины II» и «Портрета В.А.Нарышкиной» из собрания ГИМ // 1 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 31 мая-2 июня 1995. Материалы. М., 1996.
    Е.М.Саватеева, М.К.Никитин. А.А.Сушков. Исследование грунтов произведений Ф,Рокотова физико-химическими методами // 2 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 мая-31 мая 1996, Москва. Материалы. М., 1998.
    Л.П. Вяземская. Новая атрибуция «Портрет Екатерины II» кисти Ф.С.Рокотова // 2 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 мая-31 мая 1996, Москва. Материалы. М., 1998.

    4). Некоторые аспекты технико-технологического анализа произведений И.К.Айвазовского.
    Литература:
    В.И.Цитович, О.О.Рыжова. Экспертиза и атрибуция картины И.К.Айвазовского «После кораблекрушения» // XI конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 16 ноября-18 ноября 2005, Москва. Материалы. М., 2007.
    В.И.Цитович, Т.Р. Тимченко. Особенности живописного почерка И.К.Айвазовского // VI научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 ноября-30 ноября 2000, Москва. Материалы. М., 2002.
    Н.С. Игнатова. Проблема разграничения почерка И.К.Айвазовского и его подражателей // 2 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 мая-31 мая 1996, Москва. Материалы. М., 1998.
    И.Ю.Беляева. Рентгенографическое исследование произведений И.К.Айвазовского // 2 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 мая-31 мая 1996, Москва. Материалы. М., 1998.

    Л.Н.Лугина, В.И.Цитович. Изучение структуры и компонентов живописи И.К.Айвазовского // 4 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 24 ноября-26 ноября 1998, Москва. Материалы. М., 2000.

    5). Пейзажи русской реалистической традиции – технико-технологический аспект на примере анализа картин И.Шишкина.
    Литература:
    А.Н. Лужецкая. Техника масляной живописи мастеров с XVIII до начала XX века. М., 1965.
    О.В.Голубева, С.В.Римская-Корсакова. Исследование картин И.И.Шишкина в собрании Русского музея // Технологические исследования в Русском музее за 20 лет. СПб., 1994. С.68-74.
    Н.С.Игнатова. И.Шишкина и его современники. Проблемы экспертизы // V научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 22 ноября-24 ноября 1999. Москва. Материалы. М., 2001.

    http://art-lab.com.ua/index.php/en/2010-04-13-10-48-45/304-2013-03-12-08-55-54

    6). Копии и подражания – голландская живопись 17 века и немецкие стилизаторы 18-го столетия.
    Литература:
    Т.В.Максимова. Копийная и подражательная продукция голландских мастерских XVII века // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. 22 нояьря-30 ноября 2007, Москва. Материалы. М., 2011.
    Т.В.Максимова. Анализ стратиграфической системы голландской живописи XVII века как метод выявления копий и имитаций // 2 научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 27 мая-31 мая 1996, Москва. Материалы. М., 1998.
    Другие темы:

    1. Макс Фридлендер – знаток и его роль в музее (биография и творческое наследие).

    2. Особенности голландской живописи 17 века – технико-технологический аспект.

    3. Из истории материалов живописи – краски: все многообразие пигмента (на выбор – например, красный, синий и т.д.) – типология, составы, история и распространение, проблема технико-технологического анализа.

    4. Ю.Ю.Клевер и его мастерская в России конца 19 века – художник и рынок.

    5. Актуальные исследования творческого наследия Ф.С.Рокотова – проблема мастера и его мастерской.


    Материал на английском языке:

    1. Гетти провенанс индекс – история, направления деятельности, результаты и статистика.

    2. Джованни Морелли – метод и его критика.

    3. Brueghel Enterprises – феномен копирования в западноевропейской живописи.

    4. Рубенс и Ян Брейгель младший – принципы сотрудничества.


    Старший преподаватель кафедры Теории и истории искусства Нового и Новейшего времени Факультета истории искусств

    Проказина Надежда Владимировна




    написать администратору сайта