Главная страница

Сатирикон: пародия на другие жанры античной литературы. пародия на другие жанры. На основании анализа романа нетрудно убедиться в особой любви Петрония к приему пародии


Скачать 9.29 Kb.
НазваниеНа основании анализа романа нетрудно убедиться в особой любви Петрония к приему пародии
АнкорСатирикон: пародия на другие жанры античной литературы
Дата27.12.2021
Размер9.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапародия на другие жанры.docx
ТипДокументы
#319333

Поскольку пародия едва ли не главный художественный прием Петрония, то невольно начинаешь видеть ее в «Сатириконе» всюду. Речь же Эхиона, своеобразным способом восхваляющая науку и знающих людей, которым, пожалуй, «не поздоровится от этаких похвал», кажется не только пародией на школьные декламации в пользу знаний, но и заставляет вспомнить цицероновскую речь «за Архия» в защиту литературы. Может статься, что речь Эхиона в какой-то степени является тонкой насмешкой и над ставшей хрестоматийной речью Цицерона.
Если Эхион бравирует своим невежеством, насмехаясь над ученым, но нищим Агамемноном, то считающий себя образованным Трималхион сочиняет стихи в духе Публилия Сира (гл. LV), хвалится своей библиотекой (гл. XLVIII) и рассуждает на тему о том, какое самое трудное занятие после литературы (по его мнению — лекаря и менялы — гл. LVI).
Вопрос о том, как расценивать поэму Петрония, имеет свою историю, заслуживающую специального рассмотрения. Упомянем лишь основные точки зрения, из которых одна, поддержанная большинством (Е. Вестербург, А. Фридлендер и др.), заключается в том, что поэма Петрония — это пародия на Лукана. Другая (например, Меслер, Г. Буассье) состоит в том, что Петроний соперничает с ним и показывает, как надо писать. А. Колиньон, подробно рассматривающий этот вопрос в своей книге74, полагает, что это просто имитация начала «Фарсалии», не имеющая цели унизить Лукана. По его мнению, «Песнь о гражданской войне» такое же школьное упражнение, как «Troiae halosis».
В нем Петроний вступился за мифологию по Вергилию, остающемуся для него авторитетом. К последнему времени сложилось, по всей видимости, правильное мнение, суть которого в том, что поэма Петрония — это двойная пародия: на новаторство Лукана и на бездарных эпигонов классического эпоса.
На основании анализа романа нетрудно убедиться в особой любви Петрония к приему пародии 100. Квалифицируемый как мениппова сатура «Апоколокинтосис» Сенеки, где также используется прием пародии 101, подкрепляет мысль о том, что пародия — прием, свойственный жанру менипповой сатуры. Следовательно,Петроний, применяя его, действовал в традициях этого жанра. То же можно сказать и о литературных намеках и реминисценциях — ими изобилуют и фрагменты мениппей Варрона, и «Сатирикон». И Варрон, и Петроний любят имитировать менеру известных поэтов или прозаиков и соревноваться с ними на один сюжет 102. Варрон вступает в полемику со старыми латинскими писателями;Петроний во вставных поэмах критикует и бездарных эпиков — эпигонов и современный ему «новый стиль». Полный литературных намеков и реминисценций «Апоколокинтосис» опять-таки лишний раз подтверждает, что все эти приемы — обычный арсенал менипповой сатуры и что Петроний, используя их, следовал традициям этого жанра. Таким образом, он обязан мениппеям Варрона не только сочетанием стихов и прозы, но и еще весьма важным — своими едва ли не основными художественными приемами.
Никаких свидетельств о существовании греческого реалистического романа, на который могла быть написана пародия Петрония, кроме текста Овидия, не существует и, по-видимому, такого романа в греческой литературе вообще не было.
«Сатирикон» — есть сознательная пародия на идеалистический роман греков - к такому выводу пришел Р. Гейнце 105, проведя сравнительный анализ «Сатирикона» и греческого романа.
По мнению В. Кроля, «Сатирикон» — это пародия не на определенный роман и не на весь жанр в целом, а на отдельные его мотивы. К вопросу о пародировании Петронием греческого романа обращается в недавней статье Е. Куртни109. Он берет его в свете изучения традиций менипповой сатуры, одним из самых распространенных приемов которой он считает пародию. Е. Куртни исходит из убеждения, что «Сатирикон», написанный в традиции менипповой сатуры, это не только пародия на роман, но и серия пародий на целый ряд произведений различных жанров. Он справедливо замечает, что автор был хорошо образованным человеком и предполагал такого же образованного читателя, так как «сатириконовские» пародии и реминисценции имели смысл лишь для образованного читателя.
Правильнее будет сказать, что «Сатирикон» — это пародия не только на греческий роман, но и серия пародий на различные жанры, вставленные в сюжетную рамку пародии на роман.


написать администратору сайта