Главная страница

Документ Microsoft Word. Наказание в мусульманском уголовном праве


Скачать 19.33 Kb.
НазваниеНаказание в мусульманском уголовном праве
Дата25.12.2018
Размер19.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#61870

Наказание в мусульманском уголовном праве

Одной из основных идей, лежащих в основе уголовного наказания в мусульманских странах является религиозная доктрина милосердия Аллаха. В Коране говорится: «Отплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха». Из этой посылки следует возможности широкого исполнения смертной казни, применения наказания по принципу талиона, а также «выкупа преступления» («дийи») посредством возмещения потерпевшему. Существует настоящая шкала размера выкупа, зависящая от вида преступления. Так, при нанесении телесных повреждений «изуродование обеих рук или обеих ног дает повод к целому платежу крови, за один член – к половине, за один палец – к десятой части, за один сустав пальца – к тринадцатой, за один зуб – к двадцатой. Если последствием раны был паралич, то штраф будет – половина цены крови».

Арабские ученые отмечают, что о системе наказаний по мусульманскому праву можно говорить лишь применительно к преступлениям категории «хадд» и «кисас», т.к. наказания за преступления категории «тазир» назначаются по усмотрению суда. Предусмотренные шариатом наказания классифицируются следующим образом:
а) основные (например, смертная казнь путем забрасывания камнями - за прелюбодеяние или отсечение кисти руки - за кражу);
б) альтернативные - те, которые могут заменять основные (например, «дийя» - в случае убийства);
в) дополнительные - те, которые должны быть исполнены после основного (например, ношение отсеченной руки на перевязи так, чтобы все видели, что вор наказан);
г) сопутствующие - те наказания, которые являются автоматическим следствием вынесения основного наказания (например, лишение отцеубийцы наследства или лишение лжесвидетеля права быть свидетелем до конца жизни).

В исламе существуют три основные вида преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, супружеская неверность и хула на ислам, исходящая от вероотступника (бывшего мусульманина).

В случае убийства наказание в виде смертной казни возможно в силу принципа «воздаяния равным», причем способ казни нередко соответствует способу лишения жизни потерпевшего. Забивание камнями до смерти – наказание, применяемое к виновным в прелюбодеянии (в ряде исламских стран – за изнасилование). Смертная казнь назначается бывшим мусульманам-вероотступникам, виновным в оскорблении Бога: религиозная доктрина ислама исходит из того, что такой человек подрывает устои мусульманского общества, если он не раскается в отступничестве.

В государствах мусульманской системы широко распространены наказания, связанные с причинением преступнику физических увечий и страданий. В первую очередь, наказание по принципу талиона (если нет прощения или выкупа) назначается за причинение телесных повреждений. При этом наносимое в качестве наказания ответное телесное повреждение должно в точности соответствовать причиненному жертве. Если такое соответствие установить невозможно, по усмотрению судьи, в материальном исчислении возмещается разница.

Однако телесные наказания применяются и за совершение иных преступлений, не связанных с посягательством на телесную неприкосновенность. Например, наказанием за воровство чужой личной собственности служит отрубание кисти руки (в Коране написано: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха»). Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований, а его стоимость не должна быть ниже определенного минимума.

Бичеванию подвергаются виновные в ложном обвинении в прелюбодеянии. Коран устанавливает наказание за это преступление следующим образом: «А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, - побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники, кроме тех, которые потом отвратились и исправились».

Нередко в уголовном законодательстве исламских государств пределы применения наказания четко не определены. Например, ст. 64(3) УК Судана гласит, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение «тюремное заключение» без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях. Ст. 64(8) этого же закона устанавливает, что термин «наказание плетьми», упомянутый в любой из статей кодекса без определения числа ударов, может означать любое число ударов от 25 до 100.

Иногда наказуемость деяния напрямую зависит от вероисповедания виновного. Так, в ст. 318 УК Судана говорится, что шариатское наказание за прелюбодеяние (т.е. забивание камнями) не будет применяться к лицам, «Божественная религия которых предполагает другое наказание за это преступление». В этом случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Если же религия преступника не предусматривает наказания за это преступление, его нельзя присудить более чем к 8-10 ударам плетьми и штрафу или к тюремному заключению сроком более чем на 1 год. Аналогично обстоит дело с таким преступлением категории «хадд», как распитие спиртных напитков: наказанию в виде бичевания обычно подвергаются только мусульмане (немусульмане обычно платят штраф или отбывают тюремное заключение).


Хадд (араб. حد — удержание, пресечение) — наказания, которые шариатский судья налагает за преступления против нравственности и общественного порядка. На такие преступления, как кощунство, развратные действия, лжесвидетельство, клевета, пьянство, азартные игры, мошенничество и др. есть указания в Коране и сунне пророка Мухаммада Салаляху Алейхи васалам.
Киса́с (араб. قصاص — возмездие, воздаяние равным) — в исламском праве категория преступлений, за которые шариатустанавливает точную санкцию — кисас. По общепринятому определению кисас — это наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию.
Дия (араб. دية — вира) — в исламскомправе: компенсация, которую должен заплатить виновник преступления, совершённого неумышленно. К преступлениям относятся убийство, ранение или увечье. В случае умышленного убийства человека родственники и близкие убитого вправе потребовать возмездия (кисас). Они имеют права потребовать казни для убийцы, либо могут потребовать от убийцы компенсацию. Шариатский судья (кади) может рекомендовать родственникам убитого согласиться на выкуп, не настаивая на этом. Если же убийство или нанесение увечья произошло неумышленно, то в этом случае кисас не применяется, а выплачивается только дия.


написать администратору сайта