Главная страница
Навигация по странице:

  • О.А. Клинг Предисловие Русские литературоведы http://www.philol.msu.ru/ tlit/texts/ruslved.pdf

  • словесность

  • Психоанализ

  • шедевры литературы, взывающие к высотам духа, оказываются лишь побочными продуктами либидо

  • Аналитическая психология должна совершенно покончить с медицинским предрассудком, потому что художественное творчество - не болезнь.

  • Концепция генезиса культуры и творчества.

  • "Обломов и обломовщина (заметки психиатра)".

  • 1 билет. Научное знание состоит из естественных и гуманитарных наук Чем гуманитарн отличаются от естественных


    Скачать 29.05 Kb.
    НазваниеНаучное знание состоит из естественных и гуманитарных наук Чем гуманитарн отличаются от естественных
    Дата13.06.2018
    Размер29.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 билет.docx
    ТипДокументы
    #46797


    Научное знание состоит из естественных и гуманитарных наук


    Чем гуманитарн. отличаются от естественных?

    Гуманитарные науки – науки о духе, способствующие пониманию мира, науки о человеке. Из содружества гуманитарных наук, в которое входит история, социология, экономика, филосоция и пр., нам ближе науки о слове, языке, художественном тексте.

    В отечественной традиции литературой занимаются литературоведы, и литературоведение входит в ряд гуманитарных наук вместе с лингвистикой, экономикой, социологией, историей. В западном мире понятия науки литературоведения не существует, альтернативой этой науке является литературная критика. Литературный критик не считается учёным.

    Вообще, все гуманитарные науки не являются точными. Например, А. Михайлов говорил, что гуманитарные науки предполагают момент субъективности.

    О.А. Клинг Предисловие Русские литературоведы http://www.philol.msu.ru/

    tlit/texts/ruslved.pdf


    Что такое филология? Какое место занимает филология в ряду гуманитарных наук?

    Предмет филологии как науки не определен с достаточной ясностью, сведение предмета филологии к «союзу языкознания и литературоведения» только запутывает дело, ведь филология не может быть размыта среди «совокупности» других дисциплин.

    Термин филология этимологически - «любовь к слову». Очевидно, что она толковалась как учение о Слове в сакральном смысле

    Философия слова предполагала понимание человеческого слова как божественного дара, инструмента организации и творения мира, общества, вселенной. Отдельная тема – эволюция русской философии слова, которая имеет истоки в творчестве М.В.Ломоносова.1

    Именно в России родился на рубеже XVIII-XIX веков термин словесность, который стал, безусловно, аналогом филологии.

    С.С. Аверинцев называл филологию наукой при тексте. Вот такое определение филололгии даёт ученый: «Филология – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистический анализ письменных текстов».

    А Ю.В.Рождественский в книге «Введение в общую филологию», писал: «Филологическое знание состоит в проникновении не только в содержание того или иного текста, но и в его истолкование»

    В классическом варианте филология возникла в 18 веке в Германии, при изучении греческих текстов. (учебник Винокура: http://imwerden.de/pdf/vinokur_filologicheskie_issledovaniya_1990_text.pdf)

    Филология развивалась во взаимодействии с другими науками.

    Филология всегда развивалась вместе с историей, т.к. литературу невозможно отделить от исторического процесса, в рамках которого она создавалась.

    Филология шла рядом и с изучением языковых особенностей.

    Филология переплеталась с психологией и психоанализом в частности, на этом аспекте остановимся подробнее.

    Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. В начале XX века Россию захватила волна фрейдизма. Фрейдовские идеи бессознательного позволили переосмыслить существующие в русской и мировой культуре традиции и ценности и дали начало новым направлениям в искусстве.

     Фрейд разработал динамическую психологию  как метод терапии неврозов. Однако позже Фрейд применил собственную концепцию при изучении множества вопросов истории цивилизации, включая мифологию, литературу и искусство. Не считая себя литературоведом, Фрейд, тем не менее, оставил любопытные иллюстрации собственного метода, обратившись к творчеству Леонардо да Винчи, Шекспира, Гете, Достоевкого. Разборы  «Гамлета», «Макбета», «Сна в летнюю ночь», «Короля Лира», романа «Братья Карамазовы» стали классическими образцами психоаналитического литературоведения.

    Понятие бессознательного – центральное для психоаналитической теории.

    Психика человека неоднородна. В ней выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознательное. Именно в бессознательном сосредоточены базовые биологические импульсы и желания человека. Основными среди них являются противоположные жизнесозидательные и разрушительные влечения:  влечения сексуального характера (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).

    Искусство становится наиболее эффективной и полной формой реализации бессознательного художника. Основная задача критика-психоаналитика подобна задаче терапевта-психоаналитика:  раскрыть подлинное содержание литературного текста и его воздействие на читателя, переводя  элементы художественного мира  произведения на язык бессознательных вытесненных желаний. 

    Работа Фрейда «Толкование сновидений» (1911) стала важным прорывом  в понимании процесса возникновения художественных образов в сознании художника. Творческий процесс видится  сходным с механизмами сновидений. 

     Модели, которые использовали современники и последователи Фрейда, предполагали связь между художественным продуктом и самим творцом. Психоаналитическое чтение предполагало распознавание в литературных произведениях бессознательные фантазии автора.  Психоаналитическое литературоведение обращается и к психоаналитической трактовке психологии персонажей  того или иного произведения. Классическим примером могут стать как работы самого Фрейда, посвященные шекспировским драмам  и, в частности «Гамлету», на примере которого он иллюстрирует знаменитый Эдипов комплекс.

    Фрейдистское литературоведение обращаясь к генезису и структуре художественных текстов не затрагивает вопроса об эстетической и художественной значимости произведения искусства. Более того, шедевры литературы, взывающие к высотам духа, оказываются лишь побочными продуктами  либидо. Фрейдизм  предлагает весьма эффектную и научно обоснованную теорию художественной образности, но все же он не способен  исчерпать всего потенциала эстетических прозрений художника, объяснить бесконечно изменчивый духовный опыт соприкосновения с литературой читателя.

    К этим выводам пришел, пытаясь применить психоанализ к литературе, и Карл Густав Юнг(1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Также получила известность концепция психологических типов Юнга.

    В статье «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному образу» Юнг видет полемику с фрейдистским подходом к литературной критике.

    Важно рассмотреть проблему границ между психологией и искусством. Аналитическая психология должна совершенно покончить с медицинским предрассудком, потому что художественное творчество - не болезнь. Нужно спрашивать о смысле произведения, и исходные условия творчества заинтересуют, лишь поскольку они значимы для понимания искомого смысла.

    Наш первейший вопрос должен гласить: к какому пра-образу коллективного бессознательного можно возвести образ, развернутый в данном художественном произведении? Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию. Это не врожденные представления, а врожденные возможности представления. Праобраз, или архетип, есть фигура — будь то демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Соответственно мы имеем здесь в первую очередь мифологическую фигуру.

    В каждом из этих образов кристаллизовалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения — переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков и в общем и целом всегда принимавших один и тот же ход.

    Все наиболее действенные идеалы всегда варианты архетипа, в чем легко можно убедиться по тому, как охотно люди аллегоризируют такие идеалы, — скажем, отечество в образе матери, где сама аллегория, разумеется, не располагает ни малейшей мотивирующей силой, которая вся целиком коренится в символической значимости идеи отечества. Этот архетип есть так называемая «мистическая причастность» первобытного в человеке к почве, на которой он обитает и в которой содержатся духи лишь его предков. Чужбина горька.

    Любое отношение к архетипу «задевает» нас; оно действенно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит как бы тысячью голосов, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества. Такова тайна воздействия искусства. Творческий процесс складывается из развертывания и пластического оформления архетипа. Художественное развертывание праобраза есть в определенном смысле его перевод на язык современности, после чего каждый получает возможность, так сказать, снова обрести доступ к глубочайшим источникам жизни, которые иначе остались бы для него за семью замками. Здесь кроется социальная значимость искусства: оно неустанно работает над воспитанием духа времени, потому что дает жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени как раз всего больше недоставало.

    Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Что значит реализм и натурализм для своей эпохи? Что значит романтизм? Это направления искусства, несшие с собой то, в чем всего больше нуждалась современная им духовная атмосфера.

    Концепция генезиса культуры и творчества. Истинный творец способен не только выразить в своем искусстве «память расы», но и проложить путь к глубинным слоям коллективной памяти читателя.

    Юнг различал разные виды творчества, особо выделяя визионерский. Представляя искусство сферой сакральной, недоступной познанию, Юнг трепетно относился к художественному творчеству, считая его предметом рассмотрения эстетики, а не психологии.

    Концепция Юнга оказалась исключительно влиятельна как среди художников (Д.Г.Лоуренс, Дж.Джойс, Г.Гессе), так и среди литературоведов.

    Карл Густав Юнг. Архетип и символ. М. изд. «Ренессанс». 1991, с. 267-285

    М. С. Шойфет. Юнг (1875–1961) // 100 великих врачей. — М.: Вече, 2008. — 528 с.

    Собственный взгляд на психоанализ в литературоведении имели и отечественные ученые.

    Альфред Людвигович Бем (1886–1945) – российский философ и литературовед.

    А.Л. Бем не являлся психоаналитиком, однако его сотрудничество с Н.Е. Осиповым, интерес к учению Фрейда определили одну из ярких сторон его творчества — попытку применить психоаналитические модели к рассмотрению внутреннего мира писателя, к анализу бессознательной мотивации героев произведения.

    В достоевсковедении Бема можно выделить два свойства. Это – интерес к «истокам», выразившийся не только в особом внимании к раннему Достоевскому, но понимание «истоков» как генетической литературной памяти. И другое – его опыты применения методов фрейдистской интерпретации, в которых Бем хотел примирить новые веяния с классическими принципами. Исследователь был «осторожно увлечен психоанализом и возможностями его включения в литературоведческий анализ» (с.21).

    В числе достоинств психоанализа Бем отмечает, что, во-первых, этот метод обеспечил более глубокое проникновение в душевный мир человека, введя понятие бессознательного; во-вторых, вооружил исследователей несколькими общими законами, дающими «руководящую нить при изучении явлений, связанных с проявлениями душевной жизни».

    Так текст, посвященный психоанализу в отношении личности и творчества Ф.М. Достоевского, - попытка рассмотреть целостную структуру повести «Хозяйка», включая анализ структуры фантазийного мира автора, выраженного как бред его персонажа. Позже цикл работ Бёма вырос в книгу – «Достоевский: Психоаналитические этюды», 1938.

    Бем пытался понять, как преломляется категория автора в повести «Хозяйка» с позиций психоанализа [Бем, 2001]. Бем подчеркивает: психоаналитический метод должен использоваться применительно к тексту произведения очень осторожно и тем более не прилагаться к личности самого писателя вне его творчества: «Меня не интересует то, что могло быть скрытым за произведением, но внешнего, в слове реализованного выявления не нашло. Литературовед обязан оставаться внутри произведения, не выходить за его границы» (курсив А.Л. Бема. — А.К.).

    Драматизация бреда («Хозяйка» Достоевского)

    «Для понимания рассказа «Хозяйка» Достоевского надо себе ясно представить образ его странного и загадочного героя, Ордынова». Бём называет такого персонажа – мечтателем, мотивируя это тем, что сам Достоевский в своих переписках, а после и в произведениях, указывает на это.

    «Достоевский в самом начале рассказа, уже на первых страницах, дает понять, что в столкновении мечтателя с жизнью, с действительностью заложена неотвратимая душевная драма».

    Первая часть повести «основана на особом приеме реализации явлений внутреннего мира вовне, как реально происходящих событий».

    Бём в своей работе утверждает, «что этот прием с известным основанием можно рассматривать как своеобразную драматизацию бреда, т. е. развертывание явлений галлюцинаций и бреда вовне как реального события, но окрашенного в тона, выдающие его происхождение».

    «Достоевский переносил в свои произведения самый механизм своих душевных видений, придавая своим сновидениям и галлюцинациям черты реально протекающих событий».

    «Мечтателъство» Достоевского есть тот душевный фон, который им перенесен в психологию Ордынова, без которого не может быть понята и душевная болезнь его».

    «Уход в творчество»— вот путь, который спас Достоевского от душевного заболевания, но в таком случае и следы этой душевной тревоги должны были ярко отразиться в его творческих достижениях. В «Хозяйке» нетрудно обнаружить эту связь между произведением и личностью автора».

    Для разъяснения граней поведения героев важны эмоциональные переживания, испытанные самим Достоевским: безответная любовь к Авдотье Панаевой и взаимоотношения с родителями. «Любовная неудача Достоевского оживила в нем ту сторону детских переживаний, которые определяются фрейдовским понятием «эдипова комплекса», характеризующегося в грубых чертах у мальчика чувством нерасположения к отцу и борьбой за безраздельное обладание любовью матери».

    Биографичность «Хозяйки» в таком случае не может толковаться в смысле простого отражения фактов жизни писателя в его творчестве, она только вскрывает ту душевную атмосферу, в которой зарождались творческие образы, и намечает лишь общую их устремленность».

    «Психологические этюды» позволили Бему выявить центральную проблему, связывающую личность и творчество Достоевского в одно целое – это «проблема замкнутой в себе личности, проблема отъединения, ощущаемого в глубине сознания грехом и приводящего в конечном счете к катастрофе».

    Интересным опытом анализа произведения с точки зрения псииатрии можно считать и статью Н.Е. Осипова "Обломов и обломовщина (заметки психиатра)". Николай Евграфович Осипов (1877-1934) - российский невролог, психиатр, психотерапевт. Впервые дал точные описания ряда неврозов, в том числе неврастении. При изучении неврозов применял психологический метод, уделяя особое внимание роли эмоций в развитии неврозов. Человек, не имеющий отношения к литературоведению, разложил комплексы и проблемы главных героев романа «Обломов», и расставил диагнозы, мотивируя сюжет психологическим состоянием героев.

    Связь литературы с психологией, даже психиатрией, можно считать интересным опытом, и многие находки, как Фрейда, так и Юнга, и Бёма, и проч. можно учитывать, но главное, не стоит забывать о том, что в основе всё равно лежит художественность.


    написать администратору сайта