Главная страница
Навигация по странице:

  • Плюсы теории Минусы теории

  • Название теории Представители Век создания теории


    Скачать 107.04 Kb.
    НазваниеНазвание теории Представители Век создания теории
    Дата29.04.2023
    Размер107.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаteorii_proiskhozhdenia_gosudarstva_i_prava.docx
    ТипДокументы
    #1097827
    страница1 из 3
      1   2   3

    Название теории

    Представители

    Век создания теории

    Суть теории

    Плюсы теории

    Минусы теории

    Патерналистская (патриархальная) теория

    Конфуций, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский, Р. Фильмер

    Аристотель

    6-5 в до н.э.

    16-18 вв н.э.

    Государство рассматривается как одна большая семья. Власть монарха уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

    Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

    • Формирование уважения к государственной власти

    • Увеличение сплоченности общества; уважения, почитания государственной власти;

    • Культивирование духа родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

    • Устранение из жизни всего безнравственного, вредного, неразумного по отношению к человеку.

    • Устанавливает общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»; поддерживает людские верования в нерушимость мира; раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

    • Отрицание специфики государства и государственной власти,

    • Качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти

    • Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье

    • Государство нельзя считать прямым продолжением семьи, так как оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытно-общинного строя.

    • Не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира

    • Не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей

    • Не объясняет жесткости некоторых законов.

    Теологическая теория

    Фома Аквинский, Аврелий Августин

    Жан Маритен Дезире Жозеф Мерсье

    13в.

    4-5вв.

    20в.

    Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».



    • Укрепление авторитета властей (она придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными). Эта концепция сослужила хорошую службу в период становления и укрепления абсолютизма в Европе, когда в головах людей началась формироваться мысль, что желание монарха, пусть даже самое сумасбродное, закон для остальных.

    • Посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.

    • Необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями.

    • Теория является ненаучной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

    • Рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам, тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах.

    • Власть не требует изменений и улучшений, так как она дарована Богом, и поэтому совершенна.

    • Укрепление позиций Церкви.. То есть Церковь сама становилась реальной властью, своеобразным государством внутри государства. Поэтому правители, которые собирались захватить власть, должны были считаться с этой силой.

    • Легитимность власти проистекала не от права рождения, а от взгляда на это высшего духовного руководства.




    Теократическая теория

    И.А. Ильин

    19-20 вв.

    Создание государства знаменуется как проявление воли Божьей. Кроме того, обязательна идея превалирования церковной власти над государственной.

    • Объясняет образование государства совместно с монорелигией

    • Дает возможность устанавливать общественный порядок

    • Дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

    Органические теории

    Огюст Конт

    19 в.

    Государство - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие.

    • довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак.

    • Появляется понятие, что общество и его государственная организация — это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов

    • законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства

    • обоснование дифференциации и интеграции общественной и

    • государственной жизни. (разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы, что является свойством всякого экономически развитого общества; интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы)

    • восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

    • признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

    • государство впервые рассматривается не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как продукт естественного развития человечества в природных условиях.

    • присутствуют объективные предпосылки развития общества (в отличие, к примеру, от договорной концепции).

    • Государство понимается как естественная стадия развития общества, а не как организационный строй, вдруг сковавший свободных людей.




    • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

    • сильное влияние дарвинизма;

    • отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным

    • отсутствие в теории процесса принятия решений, что является весомым недостатком

    • не отражает изменения в политической науке, а скорее корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии

    • абстрактность теории. Органическая концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, которые не дают четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее устройстве.

    • никакое общение не может быть организмом, но некоторым сложным отношением между социальными единицами, монадами или душами. То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество никогда не может быть организмом или личностью.

    • отношения власти и подчинения, которые существуют в государстве и зависимость частей организма от целого — различные явления. Во втором случае — это явление физиологическое, имеющее характер безусловной необходимости, а в первом — психологическое, взаимодействие между индивидуальными сознаниями, такой необходимостью не обладающее




    Герберт Спенсер

    19 в.

    Государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Оно образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока сушествует человеческое общество. Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм.

    Р. Челлен

    19-20 вв.

    Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, государство следует закону роста: сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»

    Ф. Ратцель

    19-20 вв.

    Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы

    Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система; деньги, экономика — кровеносная система.

    Естественно-правовые (договорные) теории

    Эпикур

    4-3 вв. до н.э.

    Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и устанавливая законы, они соглашаются не причинять друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, и таким образом создают право, которое является продуктом общественного договора, как и само государство. Закон необходим, поскольку защищает мудрых от толпы, а нарушителя лишает прав.

    Поскольку для каждого места и времени существует своя справедливость, законы являются лишь формой, их содержание весьма изменчиво, но любая справедливость является соглашением об общей пользе. Если законы ущемляют справедливость, они служат только источником недовольства, поэтому законы и любые действия властей должны соответствовать естественной справедливости (естественному праву). Нарушения естественного права лишает человека возможности наслаждаться жизнью, то есть главной ценности самой жизни.

    • Имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение

    • Отмечает одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.

    • Провозглашение народа источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним.

    • Опирается на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.; сейчас – Швейцария, Германская империя 19в., США). В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города.

    • Учет авторами психологической составляющей, то есть эмоций человека, например, страха и инстинкта самосохранения.

    • Подчинение основ государственного устройства моральным идеалам.

    • Отсутствие ссылок на религиозные установки и авторитеты, как это было в предшествующие эпохи.

    • Признание так называемых естественных прав человека и демократический характер теории, которая опровергала устои феодального государства и говорила о недопустимости неравенства людей перед законом.

    • В своем классическом виде является стройной и логичной конструкцией.




    • Игнорирует объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические).

    • Рассматривает человека, как будто он существовал сам по себе. Но ч– существо общественное, и таковым он был с момента своего рождения. Именно эти общественные группы (семьи, общины, посёлки, племена, союзы племён и т.д.) и есть реальные субъекты исторического процесса.

    • Представляет процесс создания государства как сознательное творение человека. Договора (согласия) могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Чтобы все индивиды пришли к соглашению на счёт основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невозможно себе представить даже теоретически.

    • Обладает чистой умозрительностью, то есть отсутствием доказательной базы, принимаемой современной политической наукой.

    • В рамках этой концепции первобытное общество идеализируется или представляется в схематичном виде, когда на каком-то этапе своего развития задумывается о создании неких властных институтов.

    • Теория не отвечает на вопросы, где и когда заключается подобное соглашение, как определяются его участники, кто может его засвидетельствовать.

    • Теория никак не объясняет того, как десятки и сотни тысяч людей могли бы договариваться между собой по таким принципиальным вопросам. Тем более, что раз нет государства, то нет и властных структур, и столь сложный процесс практически нереально было бы организовать. Ведь в таких больших группах всегда есть экономическое неравенство, для разных их слоев характерны разнонаправленные интересы.

    • Наличием одного лишь договора невозможно объяснить возникновение объективных предпосылок создания государства – материальных и экономических

    • Для осознанного образования государства нужно, чтобы у субъектов, заключающих такое соглашение или хартию, были представление о такой абстрактной вещи как государственность.

    • Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы, а также может быть легко расстогнут

    • Государство в лице верховной власти просто не в состоянии выражать интересы народа. И вовсе не по чьей-то злой воле, просто народ, грубо говоря, сам не знает чего хочет и не может руководствоваться какой-то разумной волей (Георг Гегель).




    Гуго Гроций

    16-17 вв.

    Догосударственная стадия жизни людей характеризуется как естественное состояние. В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, в отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры, появилась частная собственность.

    Такие естественные качества людей, как общительность (люди тянутся к людям), разум (люди могут договориться и общаться между собой), проверка на опытах бессилия отдельных рассеянных семейств противостоять насилию побудили добровольно заключить договор о создании государства.

    Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами.

    Томас Гоббс

    16-17 вв.

    Государство образуется в результате общественного договора об ограничении абсолютной свободы человека для общего блага и порядка во всем, для поддержания жизни и развития в состоянии мирного общества; абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком, тезис о "войне всех против всех". Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку, власть которых суверенна и абсолютна (идеал – абсолютная монархия).
      1   2   3


    написать администратору сайта