Главная страница

ЭССЕ Нравственные ориентиры школьников. Нравственные ориентиры школьников


Скачать 19.58 Kb.
НазваниеНравственные ориентиры школьников
Дата06.12.2022
Размер19.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭССЕ Нравственные ориентиры школьников.docx
ТипДокументы
#831717

Нравственные ориентиры школьников

«Нравственно прекрасным называют человека, совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»
Аристотель

Рассмотрим определение нравственности, для этого обратимся к словарю по философии. И обнаруживаем, что это понятие приравнено к понятию «мораль», т.е. «нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [2].
Если мы обратимся к трудам русского писателя В.И. Даль, то обнаружим, что он раскрывал мораль, как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Владимир Иванович писал: «Нравственные качества противоположны телесным. К умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло» [1, с.24]. Автор считает, нравственная личность, это добронравная, добродетельная, согласная с совестью, действующее во благо с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина.
Со временем, понятие «нравственность» изменилось. Ожегов С.И. [6] трактует, как духовные внутренние качества человека, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». А советский педагог В.А. Сухомлинский [7] утверждал о необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка, уделять этому особое значение и учить «умению чувствовать человека». Он также утверждал, что детей никто не обучает равнодушию, плохим поступкам или высокому самомнению. Все это формируется под воздействием нравственного воспитания. Недостаточно учить ребенка добру, необходимо делать это настойчиво, регулярно и требовательно, не допуская при этом зла (хоть и редко), ведь в противном случае, мы вместо добра получим зло. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [7, с. 96].
Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7, с. 98].
На мой взгляд, школа, это главное звено в системе воспитания школьников. Сам учебный процесс вплотную связан с нравственным воспитанием. А в современном мире, когда образование увеличилось в объеме и повысилась сложность во внутренней структуре, в нравственном воспитании возросла роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
По моему мнению, сам воспитательный процесс в образовательных организациях состоит из принципов единства сознания и деятельности. Исходя из чего формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Например, такие авторы как О.Г. Дробницки [2] и Л.И. Божович в своих трудах описывают, что почти любая деятельность оказывает на ребенка нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями.
Мы можем отметить, что отличительной особенностью нравственного воспитания является то, что он длительный и непрерывный, а результаты и вовсе отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение. Ведь решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Как отмечает И.С. Марьенко[4], процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. К тому же учителя регулярно добавляют в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Во взаимодействии со школьной средой и целенаправленными влияниями, ребенок социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание действия, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Список используемой литературы:

  1. Даль В. И. Толковый словарь / В.Т. Даль, Л. М. Бабкина. М.: Предисловие, 1978. - 141с.

  2. Дробницкий, О. Г. Моральная философия : избранные труды / О. Г. Дробницкий, Р. Г. Апресян. - Москва : Гардарики, 2002. - 525 с.

  3. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, А.М. Прохоров, И.В. Абашидзе. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.

  4. Макаренко А.С. О воспитании / А. С. Макаренко,В. С. Хелемендик. - М. : Политиздат, 1988. – 255с.

  5. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик. - М. : Изд. фирма "Сентябрь", 1997. – 95с.

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. – 907с.

  7. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1975. – 272с.


написать администратору сайта