Главная страница
Навигация по странице:

  • Составные части образа ритора

  • Риторический пафос

  • Риторический логос

  • Риторический этос

  • Коммуникативные намерения

  • Требования к поведению говорящего

  • 4. Требования к поведению слушателя

  • Список литературы

  • Образ ритора. ОБРАЗ РИТОРА. Образ ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего


    Скачать 31.6 Kb.
    НазваниеОбраз ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего
    АнкорОбраз ритора
    Дата29.04.2023
    Размер31.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОБРАЗ РИТОРА.docx
    ТипРеферат
    #1097266


    Образ ритора. Коммуникативные намерения. Требования к поведению говорящего и слушающего.


    Содержание:

    Введение...................................................................................................................3

    1. Составные части образа ритора........................................................................4

      1. Риторический пафос...................................................................................4

      2. Риторический логос....................................................................................6

      3. Риторический этос.......................................................................................7

    2. Коммуникативные намерения...........................................................................8

    3. Требования к поведению говорящего............................................................11

    4. Требования к поведению слушающего..........................................................13

    Заключение.............................................................................................................15

    Список литературы................................................................................................16


    Введение

    Ритор — это человек, создающий влиятельные публичные высказывания, которые направлены на обучение, организацию и объединение общества. Во многом восприятие данных высказываний зависит непосредственно от облика оратора, поэтому даже идеально составленный текст может оказаться провальным, если его подача не достигнет коммуникативной инерции, то есть основной цели.

    Из этого и следует актуальность данной проблемы: без грамотного подхода не только к составлению речи, но и формированию личности, у ритора нет шансов на донесение информации до общества в необходимой ему форме.

    Задача данной работы: на основе учебного материала и статей определить, какими качествами необходимо обладать ритору и дать им характеристику.

    Таким образом, цель работы — описать облик оратора, предъявить требования к поведению говорящего и слушающего.


    1. Составные части образа ритора

    Образ ритора составляют три аспекта: пафос, логос и этос. Эти понятия ввёл ещё Аристотель в своём трактате «Риторика». [3]

    Пафос является эмоционально-волевым аспектом, то есть ритор определяет проблему, предлагает решение и обосновывет свою мысль, таким образом направляя волю слушателей.

    Логос же — интеллектуальный аспект, для реализации которого используюся радикальные средства убеждения. В данный аспект включено множество параметров: богатый лексикон, разнообразность речи, её правильность, связанность, логическая последовательность, доказательность аргументации, плавность, завершенность и пр. Логос формирует авторитет ритора, что позволяет организовать аудиторию.

    Этос — этическая составляющая образа ритора, которая должна соответствовать нравственным идеалам общества. Он складывается из соответствия нормам духовной нравственности, морали, профессиональной этики, этикета, права и т.д. Всё это позволяет ритору соответствовать представлению аудитории о собственность безопасности, проявляющейся в ораторских нравах, так как слово, являясь инстументом власти, должно быть совершенным, чтобы иметь наивысшую эффективность.


      1. Риторический пафос

    Для реализации данного приёма ритор создаёт эмоциональный образ предмета речи, благодаря которому формируется оценка предмета речи в его отношении к предложениям ритора. Пафос имеет определяющее значение в аргументации.

    Благодаря пафосу ритор проявляет свою индивидуальность, ведь высказывание отличается от других способсностью вызвать у слушателей переживание о предмете речи. Он образуется из отношения ритора, предмета речи и пропозиции, то есть решения, которое оратор предлагает аудитории.

    Есть три вида риторического пафоса: натуралистический, сентиментальный и героико-романтический.

    Натуралистический пафос представляет собой столкновение пропозиции с предметом речи, реальностью. Если за реальность принять материальный мир, нормы и обычаи, принятиые в обществе, то натуралистический пафос создаёт умонастроение конформизма и оказывается непродуктивным. Соверменная риторика строится именно на нём. Если же в качестве реальность брать духовный мир и нравственность, то натуралистический пафос становится способом для духовного совершенствования личности. В этом виде он использовался в христианстве. Реалистический пафос допускает стремление к успеху, терпимость, равенство, желание счастья, осторожность, справедливость, конформизм, скептицизм, иронию.

    Сентиментальный пафос возникает из столкновения предмета речи с идеальным образом ритора. Данный конфликт выражается в виде пропозиции, сводящейся к оценке себя или предмета речи. Сентиментальный пафонс свойственнен «протестантской этике», тем самым является опасным инструментом для убеждения, таким образом можно говорить о том, что данный вид пафоса не способствует трезовости мысли. Другой вид опасности сводится к его непродуктивности за счёт создания внутренней раздвоенности, приводящей к разрушительным настроениям в обществе. Сентиментальный пафос легко допускает дружескую привязанность, негодование, сострадание, страх, милосердие, зависть, свободолюбие, самосовершенствование.

    Героико-романтический пафос создается путём столкновения предмета речи и пропозиции, где предмет речи предстаёт в качестве реальности, а пропозиция — идеалом, который возможно достичь усилиями ритора и аудитории. Романтический пафос получил широкое распространение из-за своей способности вести слушателей за собой, предлагая новые идеи. Благодаря этому виду пафоса можно создать познавательный интерес, поэтому он был успешно применён идеологами науки для пропаганды научного знания. Романтический пафос связан милосердием, мужеством, гневом, самоотверженностью, познавательной эмоцией, патриотизмом, верой, созидательностью, великодушием, ответственностью, чувством собственного достоинства, трудолюбием. [7]


      1. Риторический логос

    Риторическая аргументация представляет собой создание публичных высказываний, которые приводят к согласию и присоединению аудитории. Аргументация является систематическим развёртыванием публичной речи, что способствует формированию представления у слушателей образа ритора.

    Аргумент состоит из положения — суждения или предложения, которое обсуждается, и обоснования — доводов, суждений, которые подтверждают положение, делают его ясным, очевидным или приемлемым для аудитории.

    Чтобы правильно построить аргумент, нужно решить три задачи: найти идею, которая рассматривается как истинная или общепринятая, сблизить положение с этой идеей, предложить основания такого сближения и связать доводы с положением.

    Соответственно, обнаруживаются три смысловые части аргумента — топ, схема и редукция. Топ — общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент. Редукция — сведение значений термов к значению топа. Схема — состав, связь и последовательность положения и доводов аргумента.

    Существует три вида аргументации: эпидейктическая, судительная и совещательная.

    Эпидейктическая, или показательная, аргументация сводится к установлению принципов и ценностей, на основе которых обсуждается проблема. В этом случае используются понятия, не зависящие от меняющихся обстоятельств: законы природы, нормы, общие правила.

    Судительная аргументация позволяет установить, определеить и оценить факты, что объясняет её связь с прошлым.

    Совещательная аргументация требует обсуждения предложений и принятие решений, соответственно, она связана с будущим.

    Правильное построение аргументации предполагает последовательное развертывание эпидейктических, судительных и совещательных высказываний: сначала вырабатываются и принимаются общие места, затем устанавливаются и оцениваются факты, наконец, на основе фактов выдвигаются и обсуждаются предложения и принимаются решения.


      1. Риторический этос

    Благодаря риторическому этосу в речи ритора проявляются его собственные качества, что создаёт основу для доверия аудитории. В то же время – это свойство применимо и для слушателей, которые побуждают оратора быть этичным. Этика напрямую связана с нормами, принимаемыми и ритором, и аудиторией в одинаковой степени.

    Нормы позволяют обобщать конкретные действия или опыт и содержат значимые для общества категории, в конечном итоге оценивая их, что позволяет рекомендовать определённый образ действий. Нормы по отношению к опыту разделяются на:

    1. Умозрительные, строящиеся из анализа категорий, в которых выражаются;

    2. Прецедентные, которые описывают имеющийся опыт, оценивает факты;

    3. Смешанные, в которых реализуется два принципа — логическая классификация и эмпирическое обобщение.

    В зависимости от предмета, нормы делятся на этические и технические.

    Этические нормы сводятся к понятиям «добро» или «зло», а технические нормы — к «прекрасное» или «уродливое», что является основанием оценок.

    Риторическая этика имеет дело с нравственными, моральными, правовыми нормами, а также техническими нормами речи, причем последние понимаются как разряд этических. Ритор и аудитория несут этическую ответственность за качество речи. Эта ответственность может быть юридической, моральной и нравственной.

    Позиции этической оценки ритора носят название ораторских нравов: честности, скромности, доброжелательности, предусмотрительности. Соответствие ораторским нравам определяет этический образ ритора.



    1. Коммуникативные намерения

    Коммуникативные намерения рассматриваются в качестве центрального компонента довербального этапа речепорождения, именно на этом уровне предопределяется предмет и цель высказывания. [5]

    Ведущая роль коммуникативного намерения заключается в определении роли говорящего и формы взаимодействия со слушателем, таким образом являясь регулятором вербального поведения партнёров.

    Значимость данного компонента завязана на формировании плана содержания, тем самым определяя смысловое и актуальное значение фразы и являясь вектором для настроя речевого акта. На основе этого можно утверждать, что коммуникативное намерение обеспечивает коммуникативную целеустановку предложения, что способствует формированию коммуникативно-прагматического аспекта. Именно коммуникативная установка может рассматриваться как отличительный признак предложений-высказываний друг от друга.

    В общем виде коммуникативная целеустановка предложения-высказывания является целью, намерением, основной идеей, которая находит своё выражение в предложении.

    Расширения понятия коммуникативной целеустановки связывают с признанием эмоциональности как существенной характеристики. Включение данного компонента предопределено интеллектуальной основой эмоций, которые опосредуются второй сигнальной системой, поэтому они могут быть выражены и поняты лишь с помощью языковых средств.

    Целеустановка определяется коммуникативным намерением говорящего выразить своё психологическое состояние, дать эмоциональную оценку фактам и оказать воздействие на адресата путём придания экспрессии высказыванию.

    Комплексность целеустановки связана с тем, что в процессе реальной коммуникативной деятельности человек не ограничивается достижением единственной цели, поэтому комплексность включает в себя:

    1. Выражение эмоциональной реакции и передачу оратором своего собственного состояния, многочисленных эмоциональных оттенков;

    2. Переплетение эмоциональной реакции с непосредственной оценкой сущности, вызвавшей её, то есть выражение эмоционально-оценочного отношения говорящего к фактам окружающей действительности;

    3. Выражение различных оптативных значений;

    4. Усиленное воздействие на эмоциональную сферу адресата. [5]




    1. Требования к поведению говорящего

    Для достижения цели оратор прибегает и к выработке определённых свойств личности: обаяние, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность, уверенность. [6]

    Обаяние — умение быть естественным. Проявление обаяния в речи и манере держаться состоит в умении отказаться от чужого, наносного, «не своего». Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в «Кратком руководстве к риторике ...» М. Ломоносов.

    Артистизм — умение, проявляя чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Без творческой, игровой установки речевое общение многое теряет, становится механическим, неинтересным, унылым. Мастерство ораторской игры заключается в гармоничном сочетании стремления к индивидуализации и желания «быть как все», не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: стремление к индивидуализации и стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

      1. внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

      2. подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;

      3. выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

    Дружелюбие — одно из основных условий успеха общения и действенности речи.

    Искренность во многом определяет действенность речи, ее убеждающую силу. «Ораторская честность» оценивается адресатом безошибочно и немедленно. Нечестность же проявляется не только в поведении во время речи (интонация, взгляд, мимика и пр.). Ее легко обнаружить и по более объективным признакам: бездоказательности суждений, недостаточной подтвержденности тезисов примерами и фактами, необоснованности выводов, плохой подготовке к выступлению. Такая речь выдает либо незнание говорящим своей темы, некомпетентность, либо намерение представить предмет предвзято, а значит, ввести в заблуждение.

    Объективность. Чтобы речь была убедительной, нельзя игнорировать взгляды и концепции, которые противоречат вашим. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных.

    Увлеченность предметом речи, живая, неподдельная заинтересованность в нем — одно из важнейших условий успеха. Без нее даже хорошо построенное выступление теряет смысл.

    Уверенность. Нередко возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей.
    4. Требования к поведению слушателя

    Поведение слушателя совсем незначительно отличается от поведения говорящего. Во время формирования целостного вербального эпизода во всех его разнообразных взаимосвязях мы должны учитывать, что слушатель делает нечто большее, нежели просто играет роль аудитории, усиливает вербальное поведение говорящего или реагирует на него невербальными способами. Иными словами, когда он слушает, то также демонстрирует вербальное поведение. Так как большая часть поведения слушателя происходит скрыто, легко поверить, что слушатель просто пассивно получает и обрабатывает информацию от говорящего. Тем не менее, с точки зрения поведения, слушатель не является пассивным реципиентом, что подразумевает рецептивную речь; слушатель постоянно активен, демонстрирует вербальное поведение по отношению к другим говорящим, как и они к нему (или к ней). Это становится особенно очевидно, когда мы признаём, что люди, становясь слушателями, одновременно становятся и говорящими и для других, и для самих себя [1].

    Одна из форм вербального поведения, вероятно, очень важная в процессе слушания – эхоическое поведение. Когда человек слушает или обращает внимание на что-то, то о повторяет про себя то, что слышит. Предположение о том, что эхоическое поведение связано с тем, что называется слушанием, отчасти, поддерживается исследованиями и теориями в области когнитивной психологии и нейронауки. Наиболее популярная модель рабочей памяти состоит в том, что фонологическая петля, которая состоит из кратковременного хранилища фонологического материала и процесса артикуляторного повторения, функция которого заключается в сохранении разрозненных образов в хранилище. Самая важная функция фонологической петли состоит не в «том, чтобы запоминать знакомые слова, а в том, чтобы… генерировать более длительный образ краткого и нового речевого события – т.е. новое слово». Таким образом, хронологическая петля является когнитивным эквивалентом эхоического поведения.

    Эхоическое поведение также связано с совместным контролем. В своей простейшей форме совместный контроль возникает, когда вербальное поведение одной топографии создается одновременно двумя источниками стимульного контроля.

    Интравербальное поведение — это вид поведения, при котором слушание не совпадает в точности с вербальными стимулами, продуцируемыми говорящим. Когда человек слушает кого-то, некоторые эхо-реакции могут выступать в роли отличительных стимулов для интравербальных реакций, которые, в свою очередь, могут и обусловливать новые вербальные поведения, и продуцировать другие интравербальные реакции, как относящиеся к тому, что говорит оратор, так и не имеющие к этому отношения. Во втором случае процесс слушания оратора прекращается, и слушатель становится и оратором, и собственным слушателем. Интравербальное поведение, возможно, так же важно в более сложных формах слушания, например, в тех случаях, когда человек мыслит абстрактно, делает выводы, сравнивает, оценивает, экстраполирует и т.д. [1]

    Заключение

    Образ ритора — многогранное понятие. Он может варьироваться в зависимости от цели публичного высказывания, таким образом оратор доносит до аудитории информацию в том виде, котором видит её сам или в котором считает нужным её преподнести. Но при этом речь и поведение ритора должны соответствовать определённым параметрам, что способствует установке взаимоотношений со слушателями.

    Именно поэтому оратору необходимо тщательно подойти к формированию своего образа, уделить время не только подготовке текста, но и своему поведению перед слушателями.

    Список литературы:

    1. Schlinger HD. Listening is behaving verbally. Behav Anal. 2008 Fall;31(2):145-61.

    2. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М.: Флинта, 2018 – 290 с.

    3. Аристотель. Риторика (перевод с древнегреческого и примечания О.П. Цыбенко, под ред. О.А. Сычева и И.В. Пешкова). Поэтика (перевод В.Г. Апельрота под ред. Ф.А. Петровского/ Комментирующая статья В.Н. Марова). Изд. 2, переработанное. Москва: Лабиринт, 2005. 256 с.

    4. Балычева М.Б. Риторика и теория аргументации. Москва 2020-53 с.

    5. Беседина, Н.А. Семантическое содержание высказывания как средство реализации коммуникативного намерения говорящего / Н.А. Беседина ; БелГУ // Единство системного и функционального анализа языковых единиц : материалы междунар. конф., Белгород, 12-13 окт. 1999 г. / БелГУ ; отв. ред. С.А. Моисеева. - Белгород, 1999. - Вып.IV.-С. 128-133.

    6. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2007.460 с.; Шипунов С.А. Харизматичный оратор: руководство по курсу «Словесная импровизация». М., 2009. 288 с. и др.

    7. Волков А. А. Основы риторики. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003 г. - 304 с.


    написать администратору сайта