Главная страница

Абулова Анжелика Развитие речи. Обучение детей составлению монологов


Скачать 44.43 Kb.
НазваниеОбучение детей составлению монологов
Дата25.05.2022
Размер44.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАбулова Анжелика Развитие речи.docx
ТипЛитература
#549060
страница1 из 2
  1   2

АБУЛОВА АНЖЕЛИКА

Задания по дисциплине

«Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования
Планы практических занятий
ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ МОНОЛОГОВ –

ОПИСАНИЙ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Речевые умения, необходимые для составления описательных монологов.

  2. Методика рассматривания предметов, игрушек, картин перед последующим рассказыванием.

  3. Методика обучения детей описанию игрушек.

  4. Методика обучения детей описанию картин.

  5. Пути повышения эффективности работы по обучению детей составлению описательных монологов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия, 2018.

  2. Гербова В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 420-424.

ИЛИ соответствующие разделы в книгах «Занятия по развитию речи во 2-ой младшей (средней, старшей) группе детского сада».

  1. Дементьева А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 415-420.

  2. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание, 1991, №10.


ОТВЕТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Речевые умения, необходимые для составления описательных монологов.

Речевой навык — это речевое действие, достигшее степени со-

вершенства, автоматизации, способность осуществить оптимальным

образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки

оформления языковых явлений (внешнее оформление — произно-

шение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа,

рода, числа).

Речевое умение — особая способность человека, которая стано-

вится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леон-

тьев считает, что навыки — это «складывание речевых механизмов»,

а умение — это использование данных механизмов для различных

целей. Речевые навыки входят в состав коммуникативно-речевых

умений. Они обладают устойчивостью и способностью к перено-

су в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания.

Владеть коммуникативно-речевыми умениями — уметь правильно

выбрать стиль речи, подчинить форму своего высказывания задачам

общения, употребить самые эффективные для данной цели и при

данных условиях языковые (неязыковые) средства.

Коммуникативно-речевые умения включают в себя комби-

нирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях

общения и носят творческий, продуктивный характер, поскольку

условия общения изменяются, и каждый раз человеку приходится

использовать нужные языковые средства и речевые навыки.

Различают ч е т ы р е в и д а речевых умений:

1) умение говорить, т. е. предельно четко излагать свои мысли

в устной форме;

2) умение аудировать, т. е. воспринимать и понимать речь в ее

звуковом оформлении;

3) умение излагать свои мысли в письменной речи;

4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображе-

нии.

Дошкольная лингводидактика имеет дело прежде всего с навыками

и умениями устной речи.
сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания. В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение. В повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Монологическая речь - это организованный и относительно развернутый вид речи, так как дети вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания.

Овладение связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей, раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Гвоздева и других. Анализ исследований обнаружил особенностисвязанные с усвоением дошкольниками 4–7 лет типологических черт монологов–описаний.

В повседневной жизни, по мнению В. В. Гербовой, А. А. Зрожевской, у ребенка–дошкольника редко возникают естественные потребности в реализации описательной функции речи, поэтому такие ситуации следует специально создавать не только для того, чтобы ребенок овладел описательной речью, но и для активизации его словаря прилагательных.

Не все умения, необходимые для построения описания, фиксируются у дошкольников в стихийном опыте. Даже у детей 4–6 лет только начинают появляться умения определять объект описаниявозрастная динамика развития данного умения незначительна, это свидетельствует о недостаточности стихийного речевого опыта детей для овладения данным умением.

Дети могут составить описание, не назвав его объект. Вот примеры описательных монологов детей пятого года жизни : «У нее головка. И еще рыжая шубка (длинная пауза). А тут. хвостик. И еще ушки другие. Она красивая» (Таня З., 4 г. 3 м.).

У дошкольников 4–6 лет практически сформированы умения соблюдать статичность описания (Т. И. Гризик); они интуитивно используют глаголы одного времени, эта черта описания присутствует практически во всех высказываниях детей.

По мнению исследователей (В. В. Гербова, Т. И. Гризик, А. А. Зрожевская, Т. Ткаченко, наиболее сложным для дошкольников при построении описания является соблюдение последовательности; описания детей чаще непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, определенный порядок перечисления признаков отсутствует.

Например, описывая куклу, ребенок старшей группы может начать описание с головы, а затем отметить особенности обуви куклы и вновь вернуться к голове: «Это кукла. Она тут с косичками с шариками. Она в туфлях зеленых. А платьице у нее красное. Гольфы голубые с белым. Волосы чуть–чуть коричневые. светло–коричневые» (пример из исследования Т. И. Гризик).

Нередко дети не знают, как начать, как закончить описание. Большинство описаний детей пятого и шестого года жизни не имеют завершающего предложения, в качестве завершения дети часто используют слово «все» : «Петух. Кукарекает. Поет. Хвостик. Лапки. Ротик. Горлышко. Гребешок. И хвостик. Глазки. Носик. И все». (Костя Т., 4 г., из исследования А. А. Зрожевской). Предложения в описаниях детей, как правило, бессвязнычаще используются номинативные предложения: «Петух. Травка и цветочки. Такие зелененькие. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Небо. Земля». (Маша Л., 4 г.).

Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут построить монологическое высказывание. Для их речи характерно употребление простых предложений, в которых используется небольшое количество слов (2 – 4) в различном порядке. Речь детей ситуативна и экспрессивна. В этом возрасте расширяется словарь, растет смысловое содержание речи. Младшие дошкольники могут выделять некоторые качества предметов. В конце младшего дошкольного возраста ребенок может использовать первые придаточные предложения. Но допускают много ошибок при построении предложений, определения действий и качества предмета.

Исследования психологов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия и др.) доказывают, что появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога–рассказа о пережитом и увиденном. Умение рассказывать на 5–ом году жизни еще только начинает формироваться. Речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Первые рассказы состоят из нескольких предложений.

В среднем дошкольном возрасте продолжается расширение словаря, объем которого значительно увеличивается. Ребенок начинает употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, и наречияВозрастает количество придаточных предложений причины, условий и др.

Дети данного возраста могут составлять небольшие рассказы по картине и игрушке. Но обычно эти рассказы копируют рассказы взрослого. Ситуативность речи все же преобладает, хотя постепенно набирает развитие контекстная речь.

Для детей среднего дошкольного возраста достаточно сложно составить описаниеособенно без наглядной опоры. Но в этом случае часто страдает мотив речевого высказывания (зачем описывать то, что и так все видят); дети не указывают объект речи. Реальный объект описания привлекает внимание ребенка, вызывает желание поиграть, по манипулировать. Дети обычно берут предмет в руки и совершают с ним разнообразные действия. Это также снижает речевую активность детейспособствует появлению в их речи указательных местоимений и наречий (тут, там, такой и т. д.)Описание характерных действий с объектом заменяется непосредственно показом. Для описательных высказываний детей 4–х лет характерно простое перечисление, отсутствие внутренней логики.

В свободных высказываниях детей 4 – 5 лет преобладают монологи повествовательного типа, т. к. динамика действий не вызывает у детей трудностей. Наиболее сложным является соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.

В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает достаточно высокого уровня развития, благодаря развитию мышления, воображения, памяти. Рассказы детей становятся более богатыми по содержанию и форме. Они могут строить различные типы высказывания, следуя логике и структуре изложения. Но у многих детей рассказы не выражают эмоциональное отношение к объектам.

Таким образом, процесс становления и развития речи дошкольников проходит путь от ситуативной речи к контекстной, основным параметром которой является связность. Огромную роль связность играет в построении монологической речи. В дошкольном возрасте только начинается полноценный процесс овладения связной монологической речью, в том числе и описанию. Поэтому этот период является наиболее важным при развитии речи дошкольников.

2.Методика рассматривания предметов, игрушек, картин перед последующим рассказыванием.

Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны
3.Методика обучения детей описанию игрушек

и натуральных предметов
Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность.

Можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

В старшей группе следует указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа (если это имеет место), привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

Оценка, является обучающим приемом. Применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Описание игрушек.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

4.Методика обучения рассказыванию по картине. 

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства)

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

Виды рассказывания по картине

1.Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.


Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано; 

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.

Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.


В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи — обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

  1. Пути повышения эффективности работы по обучению детей составлению описательных монологов.

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа.

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи, приемы работы;

• Работа над составлением рассказа – описания;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом.

Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке!

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При оаписании игрушки используется следующий алгоритм:

1) Рассматривание и исследование игрушки;

2) Беседа с детьми;

3) Совместный рассказ.

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

Рассматривание;

Сравнение;

Беседа с детьми;

Совместное рассказывание;

Вопросы педагога;

Образец рассказа;

Тактильное восприятие;

Игра с этим предметом;

Художественное слово.

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек:

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

(Средняя группа)

Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет. Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке :

Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описаниясоставленный воспитателем.

Теперь методика обучения выглядит так :

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя;

3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке;

4. Образец рассказа воспитателя по плану;

5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;

Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры :

1. Сначала игрушка называется,

2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.

При описании игрушки используются следующие приемы :

Сравнение;

Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);

Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

Внесение игрушки в группу до начала занятия;

Оставление игрушки в группе после занятия;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

Дополнительные вопросы педагога;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Критерии отбора игрушек.

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет :

Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;

Рассматривание объекта описания;

Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

Рассказ сильного ребенка(по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)

Рассказы 4 – 5 детей об объекте;

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а»«и»например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания.

В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).

При описании игрушки используются следующие приемы :

Образец и план рассказа;

Вопросы воспитателя;

Рассматривание;

Тактильное восприятие;

Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Выбор игрушки по желанию ребенка;

Инсценировка рассказа.

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:

Не должны быть мелкими;

Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

Близки к естественному виду;

Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Составить образец описания игрушки (игрушку принести на занятие).


Задачи: Учить детей описывать игрушку, отвечая на вопросы воспитателя, и глядя на опорные картинки. Способствовать увеличению словарного запаса детей. Учить повторять за воспитателем слова физкультминутки.

Материал: игрушка-собачка, опорные картинки.

                                                         Ход НООД:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришёл один гость, но чтобы узнать, кто это, вам надо отгадать загадку: Заворчал живой замок,

                                                            Лёг у двери поперёк.

                                                            Две медали на груди.

                                                            Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака.
Воспитатель: Правильно ребята,  это собака! Посмотрите, какая замечательная собачка пришла к нам в гости. Давайте посмотрим на картинку. Где живёт собака? Это домашнее или дикое животное?

Дети: Домашнее.

Воспитатель: А кто знает, как называется домик собаки?

Дети: Конура, будка.

Воспитатель: А теперь давайте с вами рассмотрим, какого цвета шерсть собаки, посмотрите внимательнее.

Дети: Белая, коричневая, чёрная.

Воспитатель: А какая шерсть на ощупь?

Дети: Мягкая, пушистая, нежная…

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите на эту собачку. Скажите, какие у неё глаза?

Дети: Чёрные, бархатные. И носик чёрный.

Воспитатель: А теперь, давайте рассмотрим вот эту картинку. Что на ней изображено?

Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал.

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети: Формы.

Воспитатель: Молодцы. Какие у собачки уши?

Дети: Овальные, мягкие, длинные.

Воспитатель: А какой формы голова?

Дети: Круглая.

Воспитатель: А какие у неё лапы?

Дети: Беленькие, мягкие, пушистые, овальные.

Воспитатель: А хвост какой?

Дети: Короткий хвост, с белым кончиком.

Воспитатель: Расскажите, какая это собачка?

Дети: Белая, коричневая, мягкая, пушистая, добрая, мохнатая.

Воспитатель: А как мы назовём нашу собачку?

Ответы детей…

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Как вы считаете, собака - это рыба, птица, насекомое или животное?

Дети: Животное.

Воспитатель: Правильно, ребята, собака - это животное. А что умеет делать собака?

Дети: Лаять, кусать, сидеть, дом охранять, бегать, подпрыгивать.

Воспитатель: Правильно, ребята. Я думаю, собачке понравились ваши ответы. А сейчас мы посадим собачку  на полочку, чтобы она посмотрела, как вы занимаетесь.

Проводится физкультминутка   «Удивляемся природе».

           Мы стоим на огороде,

           Удивляемся природе. (Потягивания,- руки в стороны)

           Вот салат, а здесь укроп,

       Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни и                                   наоборот.)

            Поработаем с тобой,

           Сорнякам объявим бой!

           С корнем будем выдирать,

         Да пониже приседать. (Приседания.)

         У забора всем на диво

         Пышно разрослась крапива.  (Потягивания - руки в стороны.)

         Мы её не будем трогать,-

         Обожглись уже немного. (Потягивания - руки вперёд.)

         Всё полили мы из лейки.

         И садимся на скамейки.  (Дети садятся.)

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру “Угадай, чья мама?”

Воспитатель: У свиньи?..

Дети: Поросёнок.

Воспитатель: У медведя?..

Дети: Медвежонок.

Воспитатель: У лисы?..

Дети: Лисёнок.

Воспитатель: У кошки?..

Дети: Котёнок… (И так далее.)

Воспитатель: Какие вы, ребята, сегодня молодцы! Всех детёнышей правильно назвали, собачку описали, дружно и весело приседали и потягивались на физкультминутке. А сейчас давайте дружно попрощаемся с собачкой, ей пора уходить.

Дети: До свидания!

  1. Составить план рассматривания картины перед последующим ее описанием (картину или ее фотографию принести на занятие).



  1   2


написать администратору сайта