Огюст Конт. Огюст Конт Его проект науки об обществе
Скачать 0.51 Mb.
|
Огюст КонтЕго проект науки об обществеКонт Огюст (1798–1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей.В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта. Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько лет он был учеником и сотрудником философа. Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной. Под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. В мае 1857 года Конт заболел. 5 сентября утром он почувствовал облегчение и пожелал остаться один, а вечером того же дня он тихо скончался. Он похоронен в Париже, Франция, от рака желудка, на кладбище Пер-Лашез.
Основные работы Конта. Для французского философа центром его курса должна быть демонстрация того, что необходима наука, в центре внимания которой находится общество. Он также хотел показать, что разные науки - разные грани единого. По его убеждениям наука не должна рассматриваться как элемент философии в целом, а, скорее, сама является объектом. Любой объект, по мнению Конта, можно изучать с двух точек зрения: статической и динамической. Это справедливо и для изучения социальной системы. Поэтому в его учении социология делится на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного девиза доктрины Конта - "порядок и прогресс". К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:
Основные идеи. Конт изобразил «закон трёх фаз» в своей книге «Дух позитивной философии». Согласно Конту прогресс развития человеческого знания включает 3 ступени:
Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций. Необходимость создания новой научной дисциплины он обосновал в своём труде «Курс позитивной философии», который опубликовал в 1842 году. Многие концепции он сформулировал в предыдущих работах, но именно эта публикация, как считается, стала моментом возникновения социологии как самостоятельной науки. Закон трёх фаз Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками. В соответствии с этой иерархией издавался главный труд Огюста Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах. Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками. Иерархический подход Социология Конта. Создание полной системы наук было необходимо Огюсту Конту для изложения «позитивной философии», изолирования ее от метафизики и религии. Огюст Конт относился негативно ко всему отрицательному, разрушительному.. Поэтому категория «позитивного» становится наиболее общей и центральной в его мировоззрении. Конт считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов. Социология, по Конту, является конкретной и сложной по содержанию наукой, которая опирается в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания. Конт считал, что социология, чтобы быть наукой, должна обладать следующими свойствами:
Философ предложил выделять в социологии два направления:
В своих трудах Конт описывал общество как единый организм, где каждая часть уникальна и прибывает в равновесии с другими частями. Как организм, общество непрерывно меняется и эволюционирует. Человек же рассматривался не как отдельный индивид, а как Человечество в целом. Политико-правовое учение Огюста Конта. Представления французского мыслителя О. Конта о государстве, политике и праве можно понять лишь в контексте его позитивистского учения об обществе, которое выступает доктринальной основой его политико-правового учения. Учение о развитии общества и всех его социальных и политических институтов было сформулировано Контом в четырехтомной работе "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" По аналогии с физикой Конт рассматривал общество в терминах порядка и прогресса. Порядок понимался им как симметричность и уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями. Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем, достижения "всеобщего согласия" разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними. Государство является гарантом общественного порядка и солидарности, выразителем "общественного духа". Оно изменяется вместе с развитием общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским и духовным. Взаимодействие этих четырех сил должно обеспечить порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни через развитие науки и промышленности. В социократии отпадет необходимость в праве, в делении людей на правителей и подданных. Четыре силы в социократии:
Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика». Также он использует термины «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование», «согласие» и «сплоченность». «Позитивное» в истолковании основателя позитивизма. Он указывает пять значений этого слова: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному. Конт стремился разработать рациональный подход к изучению общества, основанный на наблюдении и эксперименте. По мнению Конта, такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого социального порядка. Конт выступает против всего негативного, разрушительного или критического. Он противопоставляет духу отрицания теории и реальности, порожденному революцией (которая, однако, разрушила то, что стоило разрушить), творческий, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и важной в его мировоззрении, так что "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для доктрины Конта. Термины и подходы философа. Социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.. Социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий. Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Позитивное — достоверное, точное, полезное. Идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея. Семья - это основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Большой вклад в науку сделал французский философ Огюст Конт. Изучив его биографию, этапы творчества и основные учения. Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы. Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки. Благодаря Конту появилась новая социальная наука, которая в последствии обрела собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется "социальной физикой", "социальной физиологией", а затем "социологией" – наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии. Конт верил в позитивную науку как главный фактор общественного прогресса. Он сравнивал общество с биологическим организмом, развитие которого определяется формами мышления, который имеет законы жизни и зависит от них. Вывод Так же он пытался классифицировать науки, принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Все науки объединяет глубокая связь, и все они обладают различной степенью общности, тем самым их можно расположить по степени убывания общности. Наивысшей наукой он считал социологию, и поэтому она возникла позже всех наук.
Используемая литература: |