Главная страница
Навигация по странице:

  • Определите место общей теории права в системе юридических наук.

  • Определите место общей теории права в системе социальных наук.

  • Сформулируйте понятие методологии общей теории права и охарактеризуйте общенаучные методы. 5.Охаракт.метод системного анализа и частные методы исследования .

  • 6.Виды социальных регуляторов .Описать взаимодействие социальных регуляторов.

  • 7.Соотнесите право и мораль.

  • 8.Соотнесите право и религиозные нормы.

  • 9.Сформулируйте понятие и назовите признаки права.

  • Ответы на ОТП. ОТП. Опишите предмет общей теории права


    Скачать 121.56 Kb.
    НазваниеОпишите предмет общей теории права
    АнкорОтветы на ОТП
    Дата14.02.2023
    Размер121.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТП.docx
    ТипЗакон
    #936947
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Опишите предмет общей теории права.

    Предмет – это то, что интересует науку в конкретном объекте. Предмет это более узкое понятие, чем объект. Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления, а теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

    Общие закономерности - это такие необходимые, причинно–обусловленные связи и отношения, которые определяют развития государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права. Предмет ОТП входит не только в государственно-правовые категории, но и в представления людей по поводу правовой действительности.

    ОТП изучает:

    1) объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязи и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни.

    2) правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержания и формы государства и права.

    3) функции государства и права.

    4) сложные правовые категории такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права т.д.

    Необходимо отметить, что предмет ОТП развивается, поскольку не сама наука определяет предмет своего исследования, а социально-политическая действительность.


    1. Определите место общей теории права в системе юридических наук.

    ОТП входит в систему юридических наук, объеденных общим понятием – юриспруденции. Юридические понятия делятся на:

    1. Общетеоретические (ОТП, философия права, социология права). ОТП тесно взаимодействует с философией и активно использует ее методы (метафизика и диалектика). В свою очередь ОТП дает материал для философских обобщений. Социология права - наука о реализации права и претворении ее в жизнь.

    2. Историко-правовые науки (ИГПЗС). Историко-правовые науки изучают процесс развития государственно правовых форм в хронологическом порядке.

    3. Отраслевые науки. По отношению к отраслевым наукам ОТП обобщающая наука и исследует общие для всех отраслевых наук проблемы. ОТП вырабатывает правовые категории и понятия, которые имеют важное методологическое и практическое значение для отраслевых юридических дисциплин.

    4. Межотраслевые или прикладные (криминалистика, судебная или психологическая медицина). Прикладные науки хотя и относятся к разряду юридических наук но в своем содержании имеют широкий спектр естественных и технических наук.

    5. Международные правовые юридические науки (международное индивидуальное право, международное публичное право).




    1. Определите место общей теории права в системе социальных наук.

    Наука ОТП изучает процесс возникновения, развития и функционирования государства и права наряду с другими социальными науками, однако для социальных наук изучение государства и права не является основным. Для философии, социологии, политологии, истории государство и право представляют интерес, сложные феномены социальной действительности, которые оказывают влияние на нее. В свою очередь ОТП пользуется достижения обще-социальных наук и на этой основе формирует объективные знания о государстве и праве.

    Философия объясняет общественное бытие в целом во всей совокупности, а также изучает наиболее общие закономерности общества. Философия служит теоретической базой и металогическим ориентиром для всех юридических и общественных наук. На основе достижения философии могут быть вскрыты сущность государства и права и определенны механизмы их функционирования. На базе философии развиваются основные категории юридических наук.

    Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, группах, которые рассматривают в их связи общественным целым. Социология выделяет социальную основу государства, социальную ценность прав, их социальные стороны, но социология не рассматривает их юридические аспекты.

    История исследует различные цивилизации, смену социально-экономической формации. Изучает опыт государственной жизни конкретных народов в конкретное время. Однако история не делает обобщающих выводов на счет государства и права и не формирует их общих закономерностей.

    Экономика изучает экономические отношения людей, отношения производства, при этом она изучает роль права и государства в регулировании экономики.


    1. Сформулируйте понятие методологии общей теории права и охарактеризуйте общенаучные методы. 5.Охаракт.метод системного анализа и частные методы исследования .

    Методология – это учение о научном методе познания.

    Метод – совокупность приемов, средств, принципов и способов исследования общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Георг Хенрик фон Вригт назвал методологию пособием для развития мышления.

    Все методы можно разделить на три группы:

    1)Всеобщие

    2)Общенаучные

    3)Частные (специальные)

    1.Всеобщий философский метод-использ. во всех науках и на всех стадия этапов научного познания

    1)Всеобщие (философские, мировоззренческие подходы, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления). Среди них выделяют: метафизику, диалектику.

    Метафизика рассматривает государство и право как вечные неизменные институты. Согласно этому методу мир материален, существует объективно и вне зависимости от сознания человека.

    Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Этот метод позволяет сформулировать существенные выводы и положения относительно динамики права и его развития как определенного социального явления. Бывает двух видов: материалистическая, идеалистическая.

    Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии и в конкретной исторической обстановке, а так же во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Согласно ей материя является первичной, а сознание людей находится под влияние материи. Примером является марксистская теория сущности права, которая исходит из того, что право обусловлено условиями и уровнем жизни определенного класса. Сторонником данной теории является Энгельс.

    Идеалистическая диалектика исходит из того, что первичным является сознание, а материя продукт этого сознания. Примером является теория нормативизма, юридического позитивизма, социально-правовая школа. Сторонником данной теории является Гегель.

    2)Общенаучные методы познания – приемы не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах (синтез, анализ, дедукция, индукция).

    Анализ – метод исследования отдельных сторон, свойств и частей государственно-правовых явлений.

    Синтез – метод исследования в его единстве и взаимной связи отдельных сторон, свойств и частей государственно правовых явлений.

    Дедукция – метод исследования государственно-правовых явлений от общих положений к частным выводам.

    Индукция – метод исследования государственно-правовых явлений от частных фактов и положений к общим выводам.

    Метод системного анализа ориентирован на раскрытие целостности объекта, а выявление закономерных связей в нем. В рамках системного подхода выделяют два основных направления к рассмотрению государства и права: структурный (раскрывает из каких элементов состоит государство и право), функциональный (раскрывает какие функции выполняет государство и право в целом и каждый элемент в отдельности).

    3)Частные методы –метод толкования ,сравнительно-правовой , исторически правовой метод, юридического анализа и др.Разработаны ОТП для проведения исследований правовых явлений .

    6.Виды социальных регуляторов .Описать взаимодействие социальных регуляторов.

    Мораль, религия ,право, политика ,экономика ,обычаи -социальные регуляторы.

    1.Право и мораль:

    Отличия 1)Нормы права закрепленные главным образом в актах государственных органов. Моральные нормы содержатся в сознании людей, общественное мнение находят отражение в СМИ,литературе

    2) Для оценки поведения людей с точки зрения права используются критерии:правомерного и неправомерного ,справедливо несправедливо ,имеет юридическое значение не имеют юридического значения.С точки зрения морали :критерии морального аморального, хорошо плохо ,честно нечестно

    3) Реализация правовых норм обеспечивают специальные государственным аппаратом, соблюдая нормы морали контролирует общественное мнение.

    4) если права единно, то обязательностью его норм вступает в силу в соответствии с момента факта, то моральные нормы свойственны каждому классу общества,различны.

    5)Сферы регулирующие общественные отношения права и морали совпадает не полностью.

    Между нормами права и морали иногда возникают противоречия.когда права требует одно,а мораль предписывает прямо противоположное

    Право и религия

    Религиозными нормами называют правила установленные различными вероисповеданием и обязательны для верующих ,они содержатся в религиозных книгах( Библия,Коран,Судно) в решении собрания верующих и духовенство в произведениях религиозных писателей

    Этими нормами определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений ,общих групп верующих, регламентируется отправлением обрядов ,порядок церковных служб ,ряд религиозных норм имеют моральное и правовое содержание (заповеди) в истории права существование эпох и когда многие религиозные нормы носили юридический характер ,регулировали некоторые политические ,государственные ,социальные ,гражданско-правовые ,брачно-семейные и иные отношенияю. В исламских странах Коран и Судно это основа религиозных правовых и моральных норм регулирования. Все стороны жизни мусульманина , царской России ,ряд брачно-семейных и иных норм установленных церковью, был составной частью правовой системой.

    После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В настоящее время Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций. Гарантирует каждому свободу совести,включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакую ,свободно выбирать иметь и распространять религиозные убеждения ,действовать в соответствии с ними. Религиозные организации могут иметь статус юридического лица ,в праве владеть храмами ,молитвенными домами,учебными заведениями, культовым имуществом. Гражданину предоставлено право заменять военную службу ,выполнением альтернативной гражданской службой , если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Верующие имеет возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды.

    Связанные со вступлением в брак, рождения ребёнка, по похоронами.Однако юридическое значение имеет лишь документы полученные в органах ЗАГС, либо в других.Некоторых религиозные праздники официально признанные государственными с учётом исторической традицией ,в целом современное светское государство отделено от церковной власти ,религиозные источники не являются общеобязательными и не поддерживают государство .Принуждениями вместе с тем существует взаимное влияние религии и права запрет осуществления отдельных культовых действий ,запрет осуществления сект, запрет наложения взыскания на культовое имущество ,запрет абортов в Польше.

    Право и политика

    Право возникло и развивалось вместе с государством- главным институтом политики,под которой понималось искусство управления людьми в обществе.Политика это более широкое явление чем деятельность государства.

    К числу современных политических институтов относятся так же политические партии и др. общественные объединения .

    Соотношение права с полит. в истории человечества складыв. по разному – в древнейших цивилизациях,позитивное право,не было простым произволом феодалов и императоров.Госуд. политика опиралась на божественный промысел ,на заповеди религии, древние обычаи ,нравственные устои семьи.В античных госуд. получили развитие различные формы правления ,именно в это время зародилось понятие политики как общественного института, выражавшего общие дело города.государства ,в это время еще сохранялись представления о божественном происхождении госуд.власти ,однако получ.признание первенство законов перед госуд. властью.

    В средние века полит.институты были сосредоточены в руках верховных феодалов и церковью ,характ.чертой-была раздробленность власти ,между отдельными землями,особое положение городов в феодальном обществе порождало и особое право-магдебурское право.

    1-им из главных орудий политики была войн между госуд и отдельными феодальными землевладельцами.

    В условиях образов.монархии в Европе права и законы становятся все более подчиненными политике ,которое выражало интересы правящих сословий .

    Абсолютная власть опиралась не столько на права,как на меру справедливости ,сколько на произвол,закрепляя в своих законах жесткие наказания ,за преступления против религии,закреплелялось показания под пытками ,суд под донОсом

    Коренной переворот в соотношении права и политики прощания в ходе буржуазной революции все большее значение предается правовым средством госуд.власти .

    Право и экономика

    Применительна к рыночным отношениям, основными функциями закона является статистической и охранительная.

    Выделяют следующие направления использования права:

    1) Установление целей экономического развития.

    2) Закрепление экономической основы. движения к рынку и рыночной экономике(равенство всех форм собственности) .

    3) Определение круга субъектов рыночных отношений.

    4) Запрещение и вытеснения прочих средств ведения хозяйства и коммерции.

    5)Регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров .

    6) Установление мер юридической ответственности.

    7.Соотнесите право и мораль.

    Мораль – правила поведения, складывающиеся стихийно, в процессе становления и развития общества в соответствии с представлением о добре и зле, справедливости и чести, совести и долге.

    Единство права и морали выражается в том, что они являются регуляторами общественных отношений, имеют одинаковое предназначение, исходят из общества и распространяются на все общество. Имеют единый предмет регулирования, одну и ту же социально-экономическую и культурную основу и служат средством обеспечения баланса интересов всего общества в целом.

    Различия:

    1. Мораль возникает с обществом, а право с государством.

    2. Моральные нормы содержатся в сознании, а правовые выражаются в нормативных правовых актах, имеющих письменную форму.

    3. Моральные нормы регулируют все общественные отношения, а право только самые важные.

    4. Моральные нормы начинают действовать с момента их осознания, и правовые в конкретно установленный срок.

    5. Моральные нормы регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, правовые – с позиции правомерности и неправомерности.

    Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочивания общественных отношений. Многие правовые нормы вытекают из морали.

    8.Соотнесите право и религиозные нормы.

    Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными конфессиями и обязательных для исполнения людьми, исповедующими ту или иную веру.

    Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права (средневековье). В РБ нормы, устанавливаемые религиозными органами, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений.

    Стать 31 конституции РБ: Закон РБ о свободе совести и религии, гарантируется свобода совести, включающая право свободно исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой.

    Правовые нормы законодательства определяют правовую основу деятельности религиозных объединений, а также владение, пользование и распоряжение имущества религиозных органов.

    В ряде случаев правовые нормы вытекают из моральных и религиозных, например не убей, не укради и т.д. , что способствует управлению правопорядка.

    Но, в то же время, различие между правом и религией очевидно: религиозные нормы распространяются только на верующих людей, а правовые нормы общеобязательные. Правовые нормы устанавливаются и гарантируются государством, а религиозные нормы закреплены в религиозных памятниках и предписывают вести себя в соответствии с предписаниями в них

    9.Сформулируйте понятие и назовите признаки права.

    Право – система общеобязательных, формально определенных правил поведения устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования общественных отношений.

    Признаки права:

    1. Общеобязательность (распространения права на всех членов общества и обязательных для выполнения всеми членами).

    2. Формальная определенность (право имеет определенную форму выражения, нормы права закреплены в официальных источниках, то есть имеют определенный характер выражения).

    3. Процедурность (процедура касается порядка издания норм права и их реализации).

    4. Государственная природа права (право исходит от государства, тем самым приобретая публичный (официальный) характер).

    5. Право охраняется и гарантируется государством и в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением.

    6. Нормативность (право представляет собой систему норм).

    7. Системность (право отражает в себе сложившиеся в общественных отношениях системные связи независимо от воли людей, право представляет собой не случайную совокупность, а целостную систему норм).

    8. Волевой характер (право регулирует общественные отношения через волю и сознание людей).

    9. Неперсанифицированность и неоднократность применения права.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта