Главная страница

01_Философия_как_феномен_культуры. Определение философского знания. Структура и функции философии. Философия в структуре мировоззрения


Скачать 185.5 Kb.
НазваниеОпределение философского знания. Структура и функции философии. Философия в структуре мировоззрения
Дата25.11.2022
Размер185.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла01_Философия_как_феномен_культуры.doc
ТипДокументы
#812729
страница1 из 3
  1   2   3

1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ


  1. Определение философского знания.

  2. Структура и функции философии.

  3. Философия в структуре мировоззрения.

  4. Эволюция философского знания.


1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многи­ми мыслителями, в частности в 19 в. русский историк и философ К.Д.Кавелин в одной из статей вопрошал: «...Нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точ­ные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...»
Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с мо­мента зарождения. (Собственно, и сама философия возникла с по­иска ответа на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в 17 в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического пе­риода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действитель­ности. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слит­ность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразо­ванием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.
Слово «философия» (от греч. phileo лю­блю и soptiiaмудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине».

По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигда в Древней Греции и Риме.

Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре­вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.
Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в 7-5 вв. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период про­ходил активный процесс дифференциации наук. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть выстраивается своего рода структура фило­софского знания.
Специфика философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сей­час?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности изменить мир, как полагает английский философ Б.Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования. Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объ­яснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способ­на это сделать.

Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но несмотря на свою отно­сительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыс­лить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможно­сти и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии.

Философия является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.

Слово философиявпервые произнёс великий мыслитель Древней Греции – Пифагор.К нему обратился один из его учеников со словами: «О, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Всё могут знать одни Боги. Я только стремлюсь к этому».

В Древней Греции был великий мыслитель по имени Сократ. И однажды спросили у знаменитого Оракула в храме Аполлона в городе Дельфы: кто является мудрейшим из эллинов? И дельфийский Оракул, который всегда отвечал весьма уклончиво, на этот раз дал совершенно определённый ответ: мудрейшим из эллинов является Сократ. Пришли к Сократу и передали ему слова Оракула. На это мнение Сократ пожал плечами и сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и этого».

Был также в Древней Греции знаменитый философ Диоген из города Синопы. Он был настолько знаменит, что поговорить с ним приехал великий полководец Александр Македонский, и он был настолько восхищён умом Диогена, что воскликнул: «Я великий Александр. Я могу выполнить любое твоё желание. Проси всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Отодвинься в сторону, ты заслоняешь мне солнце». И тогда Александр сказал: «Если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном».

Так вот однажды к Диогену обратился философ-софист Антисфен и сказал: «Послушай, Диоген! Если ты мудрейший из нас, то почему ты больше всех задаёшь вопросов?» В ответ Диоген взял прутик и нарисовал на песке диаграмму. Изобразив маленький круг, он сказал: «Вот Ваши знания». Затем описал вокруг этого круга большой круг и сказал: «А вот мои знания. А теперь посмотрите, у кого из нас больше граница с неизвестным». В этом и состоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше мы убеждаемся в собственном невежестве.
Для того, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить такое понятие, как склад ума.Начнём с обычного склада как помещения, в котором хранят разные вещи. В одном случае это может быть тёмный чулан или заброшенный чердак, где как попало сбросан в кучу всякий хлам, и когда нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своём барахле, выбиваясь из сил и не достигая успеха. В другом случае это будет светлая комната, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своём месте, снабжена бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы найдём её легко и быстро и пустим в дело. Так и в своей голове мы можем иметь либо тёмный чулан, либо светлую комнату, и тогда мудрость – это хороший склад ума, то есть светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум,который можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.
«Границы» философского знания.

Прежде чем определить «границы» философского знания и усо­мниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т.д. А философы?»

Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б.Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия.

Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее об­щих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия – с умозрением.
Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

Предметом философии являются всеобщие закономерности при­роды, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
Теперь определим «границы» между философским и научным знанием.

Соотношение философии и науки.

1.Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?» В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире

2.Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого – дать объективную картину мира. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.

3.Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4.Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...). Философия пытается выработать всеобщие понятия – катего­рии.

5.Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире. Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Объект исследования конкретных наук – часть реального мира.

Предмет исследования – выявление объективных закономерностей существования части мира.

Объект исследования философии – весь мир в целом и место человека в нём.

Предмет исследования – выявление всеобщих универсальных закономерностей существования мира и человека.
Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук. Философия формирует свои принципы и заключения на основе кон­кретного научного материала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе их собственного развития.

Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиеся представители всех областей научного знания. Они обращались к философскому анализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний коннкретных наук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философами своего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель – в античности; Р.Декарт, И.Кант, Д.Дидро, М.В.Ломо­носов – в период Нового времени; в 20 в. это А.Эйнштейн, Б.Рассел, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский и др. На определенном этапе становления в философии преобладают признаки науки.
Философия же как сложившаяся система зцаний охватывает целый ряд специфических вопросов, на которые она при­звана отвечать. Перед человеком всегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найти ответы на вопросы наи­более общие и глубокие, так называемые «вечные вопросы бытия».

  1. Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом мире человека?

  2. Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное начало?

  3. Может ли человек познать окружающий мир?

  4. В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?

Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, сво­боде и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.
Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строя картину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и под­робности, выделяя лишь наиболее общие свойства и связи. С момента возникновения научного знания появляется и способ выражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.

Понятия – это язык науки, который представляет собой информаци­онно-знаковую систему для передачи мысли.

Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опираю­щуюся на всеобщие законы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как разви­вающейся системы. Философия опирается на принципы универсаль­ной связи, единства и развития. На основании сказанного определение философии может быть следующим.
Философия – это полипарадигмальное знание об универсальных принципах и законах существования мира и человека в нём.
Правомерно поставить «Что дает изучение философии?» Изучение философии воспитывает, даёт возможность выбрать правильное решение, помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающей действительности.
2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Структура философского знания относительна. Каждая философ­ская система имеет собственную структуру. Между основными разде­лами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Структура философского знания.

1. Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, простран­ство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т.д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наибо­лее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Философия природы,или натурфилософия (от лат. natura при­рода) – древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы.

Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным знани­ем. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.
2. Гносеология (от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.

В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение. Науковедение (философия науки) дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гт. 20 в.

Эпистемология(от греч. episteme знание) – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до 20в. изучались в рамках формальной логики.
3. Философская антропология(от греч. anthropos человек) – фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в 16 в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотноше­ний человека с природой и обществом.
4. Социальная философия(от лат. sociumобщество) наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале 19 в. Современная со­циальная философия рассматривает общество как систему, как сово­купность взаимодействующих элементов, и как процесс, как последовательное изменение, развитие общественных структур.

Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.
Четыре вышеизложенных раздела представляют собой т.н. «ядро философиии». Последующие разделы получили название «перифериии философского знания».
5. Логика (от греч. logos - слово, понятие, мысль, учение, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным).

Логика зародилась в античный период. Основным разделом логики является формальная логикаучение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содер­жания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца 19 в. в рамках формальной логики получила распространение мате­матическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
6. Этика (от греч. ethosобычай, характер) – учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, то есть является нормативной дисциплиной. Основной проблемой эти­ки является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология – наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia ценность) – учение о ценностях человеческой жизни.
7. Эстетика (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древ­нейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понима­ние прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.
8. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, то есть разделение на периоды, этапы, а так­же направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредствен­но связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выпол­няет при этом многообразные функции.
Функции философии.

1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов, целостное представление о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в от­личие от всех других видов и уровней мировоззрения.

Ни одна част­ная (специальная) наука не выполняет и не может выполнить эту функцию. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в от­дельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, великие естественно-научные открытия 19-20 вв. (клеточного строения организмов, эволюционной теории, общей теории относительности) явились важными факторами построения современной картины мира.
2. Гносеологическая функция (от греч. gnosis знание). В теории познания отношение мир – человек рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимо­действии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистиче­ское направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании тео­ретического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, что оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятель­ности человека.
3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наи­более общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь про­сто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвер­гай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по от­ношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.

Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необхо­димо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструк­тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм.
6. Аксиологическая функция (греч. ахиг – ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т. п.

Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает про­блема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
7. Социальная функция философии является довольно много­плановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и рефор­мы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объ­яснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллектив­ные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько она играет адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждает позитивный смысл и цель жизни. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой выбор.
8. Прогностическая функция философии предполагает форму­лировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира.

Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше фило­софия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К.Э.Циолковского, А.Л.Чи­жевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В.И.Вернадского и др.
Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностиче­скую и т.д. Вместе с тем только через их целостное единство проявля­ется специфика и сущность философского знания.

Разумеется, этими функциями содержание философии не ис­черпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онто­логическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герме­невтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирующую, интегрирующую и другие функции философии. Важность выполняемых философией функций подчеркнем проницательным высказыванием русского философа Г.Челпанова: «...самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного на­копления знаний».

Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в продуманное, обоснованное мировоззрение.
  1   2   3


написать администратору сайта