Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Теоретические источники счастья 1.1. Представление о счастье счастье психология

  • Психология счастья. курсовая психология счастья. Организации


    Скачать 91.4 Kb.
    НазваниеОрганизации
    АнкорПсихология счастья
    Дата07.10.2021
    Размер91.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая психология счастья.docx
    ТипДокументы
    #243150
    страница1 из 2
      1   2


    [Введите название организации]

    [Введите название документа]

    [Введите подзаголовок документа]







    СОДЕЖАНИЕ
    Введение …………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Теоретические основы счастья ……………………………………………6

    1.1. Представление о счастье ……………………………………………………….6

    1.2. Измерение счастья ……………………………………………………………..17

    Глава 2. Счастье, как психологический термин …………………………………20

    2.1. Исследование счастья в психологии …………………………………………20

    2.2. Проблема счастья в психологии …………………………………………….22

    Заключение .……………………………………………………………………….28

    Список использованной литературы ……………………………………………..32

    Введение
    Счастье представляет собой чувство своего удовлетворения, предназначения и существования. Вопрос о счастье заключается в первую очередь в наилучшей жизни, человек постоянно стремиться к этому. В результате этого представление о счастье носит сформулированный четкий характер.

    Все люди на земле стараются обрести счастье, задача общества, обеспечить соответствующие условия для достижения этой главной цели.

    Умение ощущать счастье выражает глубину развития личности. Счастье в основном испытывают только натуры деятельные, противоположной стороной выступает личность которая не переживает глубокого эмоционального чувства счастья. Только развитая натура способна оснознавать и понимать значение счастья. Одной из мотиваций поведения человека, прежде всего, следует из природы, как личности и как члена сообщества. Из этого следует, что представление о счастье - это элемент управления поведением человека, и сообщества в целом.

    Если человек стремиться получить личное счастье за счет окружающего его общества, это приводит его к эгоизму. Эгоист на пути к своему счастью очень часто подвергает интересы других людей. Исключительно такой человек делает и себя и других морально искалеченным.

    Нельзя полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

    Психологи утверждают, что счастье есть, но для каждого оно свое. Для многих счастьем является материальное благополучие. Для некоторых любимая работа, дети, семья, увлечения или друзья. Получается, что счастье - это все же наполненная смыслом жизнь.

    Счастье всегда находится в наших руках - это мнение психологов. Но по своей сути, счастье даже у самих мудрецов неуловимо. Они все определяют его немного по-разному.

    Пифагор советовал искать счастье в себе самих. Цицерон присоединился к Пифагору и уточнил, что счастье будет зависеть исключительно только от себя. Леонардо да Винчи был уверен, что счастье находится в труде.

    Вряд ли можно утверждать, что чьё-то определение о счастье правильное, а чьё-то не правильное. На самом деле быть счастливым не так уж и сложно, а значит, все мы можем научиться быть счастливыми.

    На протяжении всего жизненного пути, счастье заключается в полном удовлетворении жизнью, как образа жизни и жизни в целом, в единстве разных сторон жизни. Как душевное состояние радость и счастье по своей сути очень близки психологически. Счастье, оно всегда радостно. Очень часто говорят, что радость связана с переживанием единственного события, для благоприятного самовыражения человека, а счастье - это длительное переживание радости. Но с другой стороны счастье - это не просто эмоциональное, а более насыщенная и растянутая во времени радость.

    Радость находит в себе ощущение полноты жизни, радость преодолевает себя в восторге. Счастье же наоборот обнаруживает себя в сознании достоинства жизни. И скорее всего, радость она более эмоциональна, а счастье оно может быть и сдержанным.

    В последнее время проблемой счастья занялись точные или более точные науки: социология, психология, социобиология, этология, политология, культурология и каждая со своими законами, понятиями и методами.

    Благодаря привлечению к решению проблемы счастья этих наук и их методов исследования получены многочисленные эксперименты зависимости между показателями ощущения счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими параметрами.

    Данная тема очень актуальна, поскольку изучаемой проблематикой под разными углами зрения постоянно интересовались, но в ней постоянно находились новые неосвещенные моменты и неизученные вопросы.

    Тема – «Психология счастья», постоянно нова и актуальна, поэтому она очень интересна для исследователей. Даже в сегодняшнее время к развитию психологией обращаются многие ученые всего мира.

    Объектом проведения данного исследования - является счастье и его психологическое благополучие.

    Предметом проведения исследования – является связь счастья и психологического благополучия с соблюдением нравственных норм.

    Целью проведения данного исследования - является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной положительной оценки счастья. Рабочей гипотезой курсовой работы, является психологическое благополучие и взаимосвязь с субъективной оценкой счастья.

    Исходя из цели работы, можно поставить следующие задачи:

    1. Проанализировать понятие счастья;

    2. Изучить, как измеряется счастье;

    3. Детально разобрать проблемы счастья в психологии.
    1. Теоретические источники счастья
    1.1. Представление о счастье

    счастье психология

    Счастье относится к категории нравственного сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, приближенного к идеалу, радости бытия. Счастье по своей сути постоянно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему основную окраску.

    Основная суть счастья определяется тем, в чем человек видит значение своего существования и своей судьбы.

    Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько точек зрения:

    особая благосклонность судьбы, везение, удача, фортуна, эмоциональная возвышенность, состояние радости, достижение высокого положения, обладание высшими благами, состояние физического и морального удовлетворения.

    Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Счастье внешнее - это совокупность всех факторов, которые в полной мере не зависят от воли человека. К нему подходит точка зрения, подразумевающая везение, счастливое стечение обстоятельств, сложившаяся обстановка.

    Счастье субъективное зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях, определяется измерением собственной активности человека.

    В этике счастье, которое зависит от самого человека, носит название добродетели. Исторически сформировалась мысль о добродетели в контексте понятия о счастье. Основную проблему этики составляет взаимная связь добродетелей и их место в категории счастья. [11]

    Современное общество пока абсолютно не способно создать необходимые условия для достижения каждым человеком состояния счастья. Это задача будущего. Вероятно, что если члены общества будут счастливы, все общество будет счастливым.

    Каждый человек наверняка постоянно размышляет о значении слова счастье, внутри себя, время от времени переоценивая для себя это понятие.

    Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию, исполняя разные роли: роль ребенка своих родителей, родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и так далее.

    Безусловно, определенная роль - это устойчивый образец поведения (включая мысли, эмоции, действия), развитый для выполнения той или иной социальной функции в данном обществе, для осуществления определенного социально сложившегося положения. Определенная роль накладывает отличительный признак на личность, на понимание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для осуществления этой роли.

    Когда человек принужден исполнять определенную роль, время от времени возникает противоречие, взгляд на которую не соответствуют его психическим возможностям, представлению о себе, собственному «Я». Если «роль» выше возможностей «Я», то человек постоянно чувствует переутомление, этот конфликт у человека постоянно вызывает неудовлетворение близкими, собой, окружающим миром, неуверенность в себе.

    К примеру, разберём следующую ситуацию: молодой человек совсем не готов стать отцом, он ощущает, что ему намерено, хотят навязать роль, за которую он не в состоянии пока отвечать. Он уходит в себя, не может освободиться от дискомфорта, все больше чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данное время выше его моральных /физических/ материальных возможностей. Пройдет определенное время и молодой человек ощутит себя в данной роли абсолютно комфортно, когда между его возможностями и внутренним «Я» будет поставлен знак равенства.

    В том случае, если «роль» ниже возможностей «Я», когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного противоречия принимает абсолютно различные формы. Человек действительно может изменить ситуацию, к примеру, будучи недовольным своей работой, он идет учиться, чтоб поменять специальность, тем самым, аргументируя свою способность к более сложной деятельности. Не желая изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя». Другой пример: сын прекращает появляться у родителей, которые так и не смогли заметить в нем взрослого и независимого мужчину. Он избегает внешних проявлений существующего конфликта, отказываясь исполнять противоречащее его «Я» в своей роли.

    Чтобы выйти из такого рода существующих конфликтов, многие прибегают к методу «рационализации». Во взятом случае человек, вынужденный выполнять не соответственную его «Я» роль, уверяет других и себя, что это он исключительно делает «по собственному желанию» или «во имя кого-то/чего-то», если «чему-то/кому-то назло» - еще хуже. За подобного рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) как правило, скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, боязнь перемен, страх чего-то нового, и так далее.

    В замене влечения к недоступной человеку роли и стремлением исполнить противоположную роль, выражается это неадекватным поведением. К примеру, ребенок, нуждающийся в ласке и нежности, но не надеющийся обрести роль любимого, начинает демонстративно вести себя нагло, бесцеремонно и грубо. Бывает ситуация, в которой человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, направляет свой гнев против себя, при этом всегда считает себя человеком - неудачником.

    Противоречие между ролью и «Я» может остаться неразрешенным, но подавиться и устранится из сферы сознания человека. В итоге в поступках и в сознании человека, в чувствах, очевидно, не проявляется существование противоречия между «Я» и ролью, но нарастает внутренне напряжение. Человек постоянно делается раздражительным, срывает на своих близких зло, вновь лишая их и себя состояния абсолютного счастья.

    Окружающая среда так же можеттбыть проявляет влияние на ощущение счастья. К примеру, в какой - то конкретной стране или местности, окружающая среда никак не может создать наилучшее для конкретного человека сочетание различных благ, но это уже проблемы отношения человека к окружающей действительности и умения быстро акклиматизироваться. [6]

    В начале века американским психологом Дж. Б. Уотсоном было проведено наиболее раннее анкетирование, выделяющее источники счастья.

    Известный психолог Э.Л. Торндайк в начале 40-х годов, составил перечень факторов удовлетворённости жизнью.

    Впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям только в 1973 году появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью аналогична с траекторией развития философских взглядов на счастье в прошлые тысячелетия. В них, также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень социального и психологического благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным чувством (Д. Майерс, М. Селигман, Э. Динер), а также небольшие работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно - смысловыми причинами (Л. Кинг, Р. Эммонс).[8]

    В 80-е гг. XX века в области социальной психологии английский специалист М. Аргайл, издает комплексную работу межличностного общения, содержащую в себе большой материал западноевропейских и американских проведенных исследований о счастье.[1] Обзор М. Аргайла в основном включает перечисление факторов счастья. Причём факторы также выступают и как области удовлетворённости жизнью, и как условия, и как источники, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личных черт жизни человека, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизни.

    М. Аргайл понимает счастье, как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего настоящего и прошлого, а также интенсивность и частоту положительных эмоций. Взгляд на это имеет исторические корни в философской традиции древнего эвдемонизма.

    М. Аргайл рассказывал, что счастье проявляется от зависимости социальных сетей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на человека. Важными социальными связями являются: внутрисемейные, супружеские отношения и близкие дружеские связи. Следующий фактор, влияет на общую удовлетворенность, это наличие работы, причем не настолько сам факт работы, или материального поощрения труда, насколько психологические аспекты работы, такие как: его осмысленность, общественная ценность, разнообразие и самостоятельность труда, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется еще один фактор: свободное время, досуг, сюда включаются: просмотр СМИ; занятия спортом и физкультурой; занятия рукоделием; посещение исторических памятников, выставок, музеев, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Данный фактор оказывает значительную роль (и удовлетворение), чем работа, что объясняется присутствием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, наличием возможности отдыха и разрядки, укреплением чувства идентичности. Что касается материального обеспечения, М. Аргайл сделал вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности немного выше у тех, кто принадлежит к более значительному социальному классу и богаче. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. М. Аргайл, который рассматривал следующий фактор, является здоровье, которое тесно связано с чувством удовлетворенности и счастья.

    М. Аргайл выделил особенную группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: экстраверсия, осмысленность жизни, самооценка и самоуважение.

    Одним из наиболее значительных факторов, выделяемых М. Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые человеком, их интенсивность и частота.

    Вследствие чего, большоеазначение для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по М. Аргайл назвал такие факторы как: удовольствие от работы, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, положительные эмоции (хорошее настроение), наличие близких социальных связей, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни). Менее значительным по его версии является материальное обеспечение, и еще не влияющим фактором являются возраст и пол. Кроме того, по данным Эндрюс и Уайтни мало влияющим на удовлетворение жизнью, является религиозное удовлетворение.

    В своей работе М. Аргайл собрал их воедино и обобщил разрозненные исследования счастья того времени, и дал ему название «Психология счастья», актуальность которых сохраняется и сегодня. [1]

    Эндрюс и Уайтни в 1976 году зафиксировали три главных компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем значительнее, чем у человека больше положительных эмоций, но меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения. Эта структура в настоящее время общепризнана, время от времени она видоизменяется или расширяется. [8]

    В последние десятилетия в рамках позитивной психологии ведётся исследование понятия «Счастья», создателем которой является М. Селигман. Позитивная психология основывается на трех принципах: первый - изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как физическое развитие и интеллект, третий - исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые, способствуют развитию самых лучших человеческих свойств. Любовь, надежда и доверие в особенности нужны в тяжелые времена. В такие моменты просто неоценима поддержка позитивных институтов, таких как семья, демократия, свободная пресса. Во время испытаний человек демонстрирует свои наивысшие добродетели: цельность натуры, справедливость, преданность, отвагу, и тому подобное.

    Бонивелл Илона выделяет несколько причин, в силу которых благополучие (well-being) как сфера психологических исследований преуспевает в западном обществе, в настоящий момент развивающиеся страны, ещё не достигли, той степени благосостояния, при которой, важной проблемой является выживание: первая состоит в том, что качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания; вторая - личное счастье становится более важным в связи с тенденцией стремления к яркому выражению своей личности; и третья, более связанная с самой отраслью исследований - разработан ряд достоверных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в признанную и серьёзную научную дисциплину. К примеру, наиболее счастливые люди живут в среднем на 9,4 года продолжительнее, чем менее счастливые. [18]

    В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый вносит своё определение о счастье, в рамках положительной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое применяется в качестве синонима и заменяет понятие «счастье». Оно сравнивается с тем, как люди оценивают свою личную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено следующей формулой:

    Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект

    где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда практически нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой ситуацией, которую он заслужил. Неудовлетворенность в свою очередь, является результатом основного разрыва между идеалом и действительностью. Неудовлетворенность также возможно происходит из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, при этом как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния связанные с повседневным опытом.

    М. Селигман в свою очередь разработал свою формулу счастья (С):

    С = и+О+В

    Счастье = индивидуальный диапазон + внешние обстоятельства + волевой контроль

    где, и - индивидуальный диапазон, генетически предназначенный уровень счастья, который остаётся сравнительно стабильным на протяжении жизни и, к которому мы возвращаемся вскоре после большинства значительных событий в нашей жизни. Счастье примерно определяет на 50%. О - это внешние жизненные обстоятельства (дети, семья, повседневная деятельность, религия), определяет счастье ориентировочно на 10%. В-факторы, поддающиеся волевому контролю, т.е. сознательные, намеренные и требующие усилий действия, которые человек может выбрать для себя (определяют счастье на 40%).

    М. Селигман в модели подлинного счастья вводит понятия приятная жизнь, хорошая жизнь и осмысленная жизнь, тем самым, стремясь разобраться, что такое благополучие на самом деле. Хорошая жизнь стремиться к позитивным эмоциям, и можно увидеть параллели между ней и способностью брать от жизни всё, при этом иногда отдавать часть наслаждений другим, его главной целью является стабильное получения ощущения состояние полного удовольствия и вечного счастья. В хорошей жизни человек использует свои сильные стороны ради награды в виде занятий, которые ему нравятся и сродни психическому состоянию, в котором человек целиком включён в то, чем он занимается, что характеризуется концентрацией, полным вовлечением в процесс деятельности, и приобрел термин под название «поток», который был введён М. Чиксентмихай. В конце концов, осмысленная жизнь состоит в том, чтобы применить свои сильные стороны, служа чему-то, что больше и выше самого человека. Селигман полагает, что этническим (эвдемоническим) направлением признающим критерий нравственности и основного поведения человека могут считаться как стремление к деятельности (потоку), так и стремление к смыслу. Исследования Селигмана и его коллег показывают, что, когда люди предаются тем занятиям, (развлечениям, отдыху или веселью) которые им по душе, они испытывают много приятных ощущений, более энергичны и у них слабее негативный аффект. Также в этот момент, они счастливее тех, кто устремлён к эвдемоническим ценностям. Все же в долгосрочной перспективе те, кто ведёт более «эвдемонический» образ жизни больше удовлетворены своей жизнью. [12]

    Согласно сторонникам эвдемонизма, счастье является наивысшим благом для человека. Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, по его словам  счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мудрецов эвдемонизм был характерен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье содержится в познании Бога и возможности увидеть его в грядущей жизни. ЭпикураГассендиЛаметриВольтераГольбаха относят к гедонистическому направлению в эвдемонизме, которые отождествляли счастье и удовольствие.

    Тем не менее, в отличие от гедонизма, удовольствие тут в прямую ставится зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические блаженства, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто добился состояния совершенной безмятежности или атараксии.

    Эд Динер установил, что счастье можно рассматривать как состояние и как черту: существует определенная личностная склонность испытывать некоторый уровень чувств, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. Из многих переменных, которые сравнивались в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее стабильной и устойчивой, вследствие чего Динер сделал вывод о том, что у нее существует определенная личностная основа, что впоследствии получило весьма серьезные эмпирические подтверждения. «Рабочая модель, которой пользуются сейчас исследователи в этой области, состоит в том, что личность задает склонность индивидов к определенным аффективным реакциям, тем не менее, текущие события также влияют на актуальный уровень индивидуального благополучия». [5]

    Более поздние исследования в области выделения факторов, взаимосвязь со счастьем, показали, что (Селигман, Динер) счастливые люди лишь по одному параметру и явно отличаются от несчастливых: более счастливые люди имеют преимущественно больше близких межличностных контактов - это может быть стабильные отношения, романтическая влюбленность, брачный союз, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди совсем немного времени проводят в одиночестве.

    В настоящее время можно выделить ряд факторов в позитивной психологии, взаимная связь (или её отсутствие) которых со счастьем, доказана.

    Таблица 1. Факторы, коррелирующие с субъективным благополучием.

    Субъективное благополучие значимо коррелирует с такими факторами, как:

    Субъективное благополучие не коррелирует с такими факторами, как:

    Оптимизм

    Возраст

    Экстравертность, социальные связи

    Физическая привлекательность

    Брак

    Деньги

    Наличие интересной работы

    Пол

    Религия и духовность

    Уровень образования

    Свободное время

    Наличие детей

    Хороший сон и физические упражнения

    Уровень безопасности в обществе

    Социальное положение

    Качество жилья

    Субъективное здоровье

    Объективное здоровье


    Следовательно, для психологии счастья также свойственно противопоставление двух подходов к пониманию счастья объективного и субъективного, в настоящее время эта раздвоенность находит своё разрешение в некотором анализе этих подходов. Для удобства проведение исследования, и построения общего языка между исследователями разных стран используется термин субъективное благополучие (well-being), который получил наибольшее распространение в позитивной психологии.
      1   2


    написать администратору сайта