Главная страница

Античность. Основными характерными чертами являются


Скачать 77.84 Kb.
НазваниеОсновными характерными чертами являются
Дата11.02.2022
Размер77.84 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАнтичность.pdf
ТипДокументы
#358920

Античная философия является следствием мифов и эпос греков и римлян, если говорить о древнеримской философии, однако акцент в своем ответе мне бы хо- телось сконцентрировать на древнегреческой модели.
Основными характерными чертами являются

наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов;

• присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явле- ний природы внешностью и физическими свойствами человека);

• наивный пантеизм, т.е. отождествление богов с силами природы;

• увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях «добро», «зло», «справедливость», «благо» и др.;

• поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период, в ново- европейской философии возникнет как проблема субстанции.
Античная философия по географическому признаку подразделяется на древне- греческую и древнеримскую. Древнегреческая подразделяется на два больших этапа, которые в свю очередь также подразделяются:
-Натурофилософский( досократическая философия)
• Старшие физики- Ионийские, такие как Гераклит и представители милей- ской школы. А также Италийские философы- пифагористы и элейская школа
• Младшие физики- Эмпедокол и Демокрит
-Гносеологиечский( сократическая философия)
• Раняя классика- софисты, Сократ
Зрелая классика- Платон и Аристотель
Платон, являясь лучшим учеником Сократа, для новое развитие его умозаклю- чений в своих трактатах, при чем это были не сложные академические тексты, а художественные произведения, построенные в виде диалогов. Ранние произве-
дение являются отражением умозаключений Сократа, более поздние уже самого
Платона.
В своих философских трактах Платон отстаивает ряд идей, которые я хотел бы частично осветить.
Античный философ верил в существование общей истины, являясь ярым кри- тиком сенсуализма. Платон считал невозможным основаться на чувственном при познании мира, так как мир постоянно изменяется и может быть изучен только разумом. Если же общая истина существует, то искать ее необходимо не в материальном мире, в умопостегаемым, то есть в мире идей, который является совершенным.
Теория идей тесно связана с теорий о наличии души. Платон считал, что душа, безусловно, имеет свое место в системе этого мира и является бессмертной.
Души были созданы Богом и созерцали мир идей, однако, по каким-либо обсто- ятельствам попадали в материальный мир, забывая все увиденное. У души име- ется три начала: чувственное, разумное и волевое.
Особое место в философии Платона выделено вопросу справедливости и воз- можности ее существования. Государство для Платона-это объеденине людей для взаимовыручки, и все проблемы это сообщества возникают из-за растущих потребностей человека. Платон делит всех людей на три типа:разумное, волевое и чувственное. Разумный человек-философ, волевой-воин, а чувственный-ре- месленник. Идеальное государство наступит тогда, когда государством будут управлять философы, учитывающие все душевные потребности человека. От института семьи необходимо отказаться, по мнению Платона, после рождения ребенок должен изымыться из семьи и быть помещен в интернат для получения профессионального воспитания, таким образом ,чтобы все взрослые стали ро- дителями, а все сверстники братьями.
«Платон мне друг, но истина дороже»- автором этой известной фразы является не менее известный философ античности- Аристотель.

Началом любого правильного мышления, Аристотель, считал положение акси- ома в качестве стартовой позиции. Такой позицией стал закон о непротиворечи- ях:
«Невозможно, чтобы одно и тоже в одно и то же время было не присуще одному и тому же в одном и том же отношении»
Таким образом одна и таже вещь не может обладать противоположными свой- ствами. Однако, центральной идеей Аристотеля во всей его философии являет- ся теория о четырех первопричинах: сущностная, материальная, целевая и дви- жущая. Если рассматривать это на более простой аналогии, то в качестве при- мера можно использовать картину художника.
Сущностная-это замысел художника
Движущая- положение его руки во время работы
Материальная- краски и холст
Целевая- сумма, которая была вручена с продажи.
Таким образом зная все 4 компонента мы можем полностью познать эту карти- ну.
Другим важным аспектом философии Аристотеля является вопрос души. Мыс- литель разделяет душу на 3 вида: растительная, животная и разумная. Расти- тельной душе свойственно только питание, развитие и размножение. Животная душа состоит как из и растительной, так и из ощущений. А разумная состоит из них всех, включая еще и самоанализ.
Согласно Аристотелю материальный мир конечен и состоит из четырех стихий, далее идут небесные тела, которые стоят выше земли, воды, воздуха и огня, так как в своем составе имеет пятую стихию-эфир.
Эллинический период датируется с начала походов Александра Македонского, а заканчивается разрушением Рима варварами.
Учения Аристотеля, который являлся один из создателей классической филосо- фии и науки в целом в последствии замещается мистицизмом, религиозно-фи- лософского синкретизмом, христианской философией.

Главными философские системами периода эллинизма становится эпикурей- ство, стоицизм и скептицизм, каждую из них я постараюсь достаточно подроб- но осветить.
Эпикурейская школа
Целью всей философии Эпикура было достижение счастья, для этого по мне- нию мыслителя необходимо познать природу человека и природу в целом.
В теории познания мира человеком Эпикур является сторонником сенсуализма, то есть считает, что познавательная деятельность должна быть основана на чув- ственном опыте.Повтор чувственный ощущений образует тот самый опыт, ко- торый может быть как ложным, так и истинным. В познании природы Эпикур придерживается Демокритского учения об атомах-вселанная состоит из микро- частиц. Однако, отличие от современной теории заключается в том, что по мне- нию Демокрита атомы бывают разной формы, которые влияют на прочность образуемой ими структуры.
Центральной идеей всей Эпикуровской философии является учение о счастье, а вернее о попытках его достичь. По мнению философа главным препятствием на пути достижения для каждого человека стоит страх, который делится на три вида:
-страх небесных явлений
-страх Бога
-страх смерти
Компонентом счастья является удовольствие, но чрезмерное удовольствие ведет к страдание, например, переедание. Таким образом Эпикур создал классифика- цию удовольствий:
-естественные и необходимые-еда и вода
-естественные и ненеобходимые- разнообразие еды
-неественные и ненеобходимые- предметы роскоши
Мудрец эпикурейской школы-человек способной откинуть человеческие стра- сти и находящийся в состоянии счастья от малого.
Стоицизм

Стоицизм в своем развитии охватывает как период до нашей эры, так и после.
Географически , зародившись в Древней Греции в последствии дошел и до
Древнего Рима, что указывает на его распространенность.
Данного учение было основано Зенон Китийский, однако яркими представите- лями стали Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет и многие другие.
Суть стоицизма мыслители данного направления представляли в виде яйа, где скорлупа-это логика, белок-физика, а желток-этика. Логика в понимании стои- ков-это исследование речи, а по сути ораторское искусство. По способу позна- ния последователи стоицизма являлись сенсуалистами, так как считали, что душа родившегося ребенка представляет собой чистый лист на которой посред- ством чувств наносятся знания. Если говорить об окружающем мире, то стоики придерживались концепции единства мира и его познаваемости. В целом, явля- лись противниками мира идей Платона и придерживались идей Гераклита в большей степени
Скептицизм
Скептицизм был мыслителем Пиррон в тот же интервал, что появились эпику- рейстов и стоицизм. Название произошло от древнегреческого, что в переводе означает -рассматривать.
В отношение истины может существовать три мнение:
-истина найдена
-истина невозможна
-истину нужно постоянно искать
Именно третей позиции придерживались скептики в своих философских рас- суждениях. Основой всей философии скептицизма является отказ от оценоч- ных суждений, ведь по мнению данного течения граница между истинным и ложным стирается.


написать администратору сайта