Документ Microsoft Office Word. Особенности изучение стихосложения на уроках русского языка и литературы
Скачать 23.73 Kb.
|
Особенности изучение стихосложения на уроках русского языка и литературы Обновлённое содержание программы обучения русскому языку и литературе в системе средней школы направлено на формирование метапознания через восприятия окружающей действительности, которая должна сформировать нравственную и художественную ориентацию учащихся. В этом направлении одним из главных компонентов является литературное образование, цель которого – формирование всесторонне развитой личности, умеющей критически оценивать действительность и выразить посредством языковых единиц свою позицию. Исходя из этого в процессе литературного образования стихосложение занимает особое место. Поэзия в школьной программе выступает как инструмент познания искусства, а анализ стихотворного текста направляет на осознание внутреннего мира, своего «Я» с позиции сопричастности к предмету речи [27,с.98]. Поэтическое слово – один из существенных факторов воспитания эмоционального отношения к нашей действительности у детей среднего школьного возраста. Эмоциональное восприятие окружающей действительности выполняет не только роль, формирующую коммуникативную функцию языка, но и воспитательную функцию, когда через эмоциональное восприятие формируется духовно-нравственная позиция читателя, так как поэтическое слово рассматривается как одни из наиболее действенных факторов чувственной сферы человеческого сознания. Нельзя забывать о том, что воспитание средствами поэтического слова находится в прямой зависимости от степени и характера эмоциональности восприятия. Сегодня достижения методики изучения стиха в школе опираются на исследования психо-эмоционального восприятия стихотворного текста [28,с.25]. Поэтическая форма слова объясняет причины и следствия выдвигаемой темы стиха. Эмоциональное восприятие окружающей действительности изменчиво, многогранно, поэтому в той или иной форме оно может быть выражено в языке, его лексике и интонации. Выразительность стихотворной речи включает в себя многообразие мелодики живой речи. Только стихотворение способно передать мелодику языка, словам придаётся окраска звуков, душевное переживание и волнение передаётся в каждом слоге стихотворной строки [29,с.41]. Многогранность выразительных средств языка показывает смысл и строй языковых единиц, раскрывает авторскую позицию, выдавая его личностное отношение к предмету речи. Поэтому изучение стихосложения на уроках русского языка и литературы является одной из составляющих процесса формирования коммуникативной компетенции. Испокон веков считалось, что поэзия - источник вдохновения к действию, а слово несёт воздействующую мощную энергию, регенирирует и активизирует воображение через анализ языковых единиц. Для восприятия поэтического слова необходимо уметь понимать содержание оболочки слова как носителя информации. Именно умение принимать мелодику стихотворного текста, умение оценивать значимость каждого слова как элемента воздействия является основными задачами учебной программы русского языка и литературы средней школы. Для этого мы должны обратить внимание на современный подход стиховедения [30]. Стиховедение – это раздел теории и истории литературы, где объектом изучения является стихотворная речь как одна из систем художественной речи [31,с.92]. Стиховедения в школьной программе ограничивается методом статистики, т.е. обращается внимание на метрику и ритмику, строфику, интонационно-синтаксическая сторона стиха не изучается. Сторонниками метода статистики стиховедения в школьной программе являются А.Н.Колмогоров, А.В.Прохоров, М.Л. Гаспаров. В.Я.Брюсов написал книгу о стихосложении, что является уникальным достижением в области статистического исследования стиха [32,с.255]. В современной методике изучение стихотворений в школе направлено на комплексный анализ, т.е. на литературоведческий анализ стиха (Б.П.Гончаров, В.В.Кожинов, Л.И.Тимофеев), который предполагает содержательное познание стихотворного текста через изучение языковых единиц речи [33,с.17]. Дисциплина «Русский язык и литература» в школе перешла на новый уровень благодаря методологическим трудам М. А. Рыбниковой, С. А. Смирнова, В. В. Голубкова, Н.И.Кудряшева, где ученые рассматривают поэтический текст как научно-учебный текст для исследования [34,с.125]. Ученики должны уметь определять размер, вид, языковые средства, т.е. учатся анализировать стихотворения, что должно обеспечить глубокое понимание содержание текста. Теория стиха изучается с 5-го класса. Как отмечают учёные-методисты, учащиеся 5-7 классов могут определять особенности силлабо-тонического стихосложения, элементы истории стиха, перехода силлабического стиха к силлабо-тонике, первоначального развития силлабо-тоники двусложных размеров и постепенного перехода к широкому употреблению 3-хсложных размеров. Как мы видим, стиховедение входит в программу литературного развития учащихся. Традиционную систему методики изучения стихосложения в школе можно представить в следующем варианте таблицы, где визуально можем отметить в программе каких классах занимает место словотворчество Традиционная система методики изучения стихосложения в школе: В 5-м классе при изучении поэтических произведений обращается внимание на особенности их чтения. Дети учатся не только читать стихотворения, но и знакомятся с различными видами ударений. Даётся общее теоретическое понятие о стихотворной речи и её основе-ритме, образующемся равномерным чередованием ударных и безударных слогов в стихах; 6 класс Сведения о ритме повторяются и углубляются, вводятся понятия о стопе, о разновидностях 2-сложных стоп, 2-сложных размеров стиха; 7 классЗнакомятся с 2-сложными и 3-сложными размерами, с разновидностями строф. Закрепить понятие о размерах в сознании учащихся предлагается при помощи опорной таблицы, в которой приводятся примеры стихотворных строк. Подобные записи образцов основных размеров русского классического стиха помогают учащимся повторять и закреплять полученные сведения о стихе на поэтическом материале; 8 класс Повторяются понятия ямб, хорей и вводится новое - белый стих. Объясняется тонический ритм; 9 класс Учащиеся должны уметь распознавать размеры всех силлабо-тонических стихов, уметь характеризовать рифмы, системы их расположения, строфы, оценивать и разбирать стихотворение; 10 класс Знакомятся с особенностями индивидуального авторского стиля Как видим, накопленный опыт по изучению стихосложения в 5-8 классах не находит продолжения в 10-11 классах. Нет системности и практико–ориентированности изучения теории стихосложения на уроках русского языка и литературы. Вот почему описанная выше система изучения стихосложения в школе требует обновления и по содержанию, и по форме. Анализ методических работ выдающихся методистов и педагогов показывает, что многие идеи сохранили практическую значимость. Вопрос о развитии словотворчества актуален и в наши дни. В современных условиях преподавания русского языка и литературы необходимо систематизировать педагогические подходы, систематизировать методические и психолого-педагогические положения, основанные на содержании обновлённой программы обучения. Результативность целепологания возможна при условии системного подхода. Это касается особенно изучения русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения, где дисциплины «Русский язык» и «Литература» ведутся интегративно, т.е. взаимосвязанные и неразделимые дисциплины в новых условиях текстоориентирированного подхода обучения русскому языку претерпели изменения не только в академических часах, но и в учебной программе, где русский язык и литература объединены, интегративный подход слияния двух предметов основан на коммуникативном подходе. На практике изучение литературы в школе претерпело большие изменения, и не в лучшую сторону. Особенно это касается изучения стиховедения на уроках русского языка и литературы в школе. Мы обратили внимание на то, что ограниченное количество стихотворных текстов и детальное изучение языковых единиц и формы стиха пропущены, предлагаемые задания способствуют ухудшению восприятия поэтического текста. Литературоведы отмечают что язык стихотворных текстов отличается мощнейшей энергетикой воздействия на читателя и слушателя, через слово можно вовлечь в процесс и привлечь внимание на сопереживание, поэтому стихотворение занимает особое место в системе художественной литературы [35,с.45]. Работа со стихотворным текстом требует от учащихся теоретической подготовки и умения, опыта анализа разбора языковых единиц. Здесь мы имеем ввиду теорию стиха, мелодику стихотворной строки, расположения ударения и т.д. Однако форма и содержание могут быть приняты в единстве только в том случае, если есть навыки анализа и умения эмоционально-эстетического восприятия произведения в целом. Читая и анализируя стихотворные тексты, учащиеся познают выразительные средства языка, начинают понимать прямые и переносные значения слов, усваивают русское ударение и произношение, овладевают ритмико-интонационным строем русского предложения. Стихотворные тексты требуют особого, эмоционально-субъективного восприятия, а оно невозможно без умения ученика выразительно читать, чувствовать лексическую окраску поэтического слова. Без него снижается эстетическое воздействие художественной литературы, ее познавательные и воспитательные функции на уроках русского языка и литературы. Поэтому, говоря о значимости и методах изучения стихосложения на уроках русского языка и литературы, необходимо учитывать специфику восприятия ритмико-интонационного строя русской лирики учащимися школ с нерусским языком обучения, а также особо обратить внимание на возрастные особенности детей. На уроках русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения, как мы обратили внимание во время преддипломной практики, при чтении учащимися стихотворений вступает в силу явление ритмико-интонационной интерференции. Один из возможных путей её предупреждения – изучение русского стиха в сравнении и сопоставлении с казахским: известно, что сложное, незнакомое лучше усваивается при сравнении и сопоставлении с явлением более знакомым, уже изученным, воспринимаемым на уровне языкового чутья. Сегодня, как мы обратили внимание, в программах 5,6 –х классов не уделяется внимание вопросу по ознакомлению с основами теории стиха и прозы, не отводится специальный урок, нет специальных заданий и упражнений. В современной методике преподавания русского языка и литературы по программе обновлённого содержания практически не разработан вопрос о системе стиховедения, в какой следует этот материал усваивать. Стихотворная и прозаическая речь в учебнике рассматривается с чисто формальной, «технической» стороны. Необходимо все же отметить, что стихотворение в учебниках 5,6-х классов - это особый целостный учебный текст, в котором содержатся воспитательная и развивающая функция учебного текста. Учащиеся практически владеют навыками и умениями отличать стихи от прозы, однако в 5,6-х классах не изучаются поэтические термины, стиховедческие понятия предлагаются в сопоставлении и сравнении с казахскими эквивалентами, например: стихи-өлең, песня –ән, проза –қара сөз, строка –тармақ жол, ритм –ырғақ, рифма –ұйқас. Эти термины учитель включает в активный словарь, так как они необходимы при изучении стихотворных текстов. Например при изучений стихотворений С.В.Михалкова «Твой друг» (урок 65-66 «О чем может рассказать одежда?»), Г.Спагир «Футбол, М.Львовского «Песенка о зарядке» (урок 75 «В здоровом теле –здоровый дух»), В.Донниковой «На катке» (урок 81-82 «Спорт в нашей жизни»), Б.В.Заходера, Б.Тимофеева «урок №89 «Замечательная вещь – каникулы!»). Как видим в учебнике «Русский язык и литература». Часть 2. под редакцией У.А.Жанпейс всего 5 стихотворений, а в учебной программе за 6 класс учащимся предлагается работа над такими стихотворениями, как «Родной язык» Г.Тукая, отрывок из стихотворения «Зимний вечер» А.С.Пушкина, «Русский язык» К.Д.Бальмонта, «Слово» И.А.Бунина, «Тир счастья» М.Макатаева, «2008-Международный год планеты Земля» автор С.С.Цыганкова, отрывок из стихотворения «Неужто завтра замрут моря» Н.Добронравова. Но, как видно из учебного материала, учащимся не предлагается понятия стихосложения, стихи изучаются для организации коммуникативного акта в диалога учителя с учеником для изучения лексической темы урока. Учитель должен использовать методы и приёмы для активизации познавательной деятельности при работе с текстами стихов. В учебниках не предусмотрены специальные задания для скандирования стиха, учитель проводит работу по развитию техники выразительного чтения. На наш взгляд, необходимо уделить внимание на скандирование стиха –искусственное подчёркивание ударных слогов, что затруднительно для учащихся школ с нерусским языком обучения: основные функции русского ударения –подвижность, разноместность и его смыслоразличительное свойство – не характерны для казахского языка, поэтому необходимо учить детей скандированию стиха, что способствует автоматизации техники выразительного чтения, развитию навыков звуковой окраски голоса при чтении текста, вырабатывается умение соблюдать ритм, ясно выделять ударные и безударные слоги, благодаря чему создаётся музыкальность и эмоциональность чтения [36,с.75]. Данный вид работы предполагает, во-первых, отбор стиховедческих понятий, которые должны применяться в 5,6-х классах, во-вторых, систематизацию стиховедческих послетекстовых заданий. Следовательно, выступает проблема создания заданий по стихосложению, цель которых заключается в том, чтобы создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала каждого учащегося. Такие задания особенно важны именно при интегративном подходе программы обучения русскому языку и литературе. |