гимна2. Особенности тактической подготовки в гимнастике. Упражнения на конемахах
Скачать 82.1 Kb.
|
ДЗ №13 – Письменная работа на тему «Особенности тактической подготовки в гимнастике. Упражнения на коне-махах» Техника тренировочного процесса гимнастов представляет собой многолетний круглогодичный педагогический процесс физического воспитания. Этот процесс складывается из физической, технической, психологической и тактической подготовки. Конечно, все эти виды подготовки теснейшим образом связаны между собой. В тренировочном процессе гимнастов решающую роль играет техническая подготовка - обучение технике, ее закрепление и совершенствование. Основными средствами тренировки являются упражнения для физической подготовки; различного рода подготовительные, вспомогательные, подводящие, специальные упражнения для технической подготовки; особые задания для психологической подготовки. Из всех этих упражнений и заданий слагается система тренировки гимнаста. Планирование тренировки гимнастов необходимо строить на основе закономерностей развития спортивной формы и динамики спортивной работоспособности. При изучении вопросов работоспособности гимнаста выяснилось, что она изменяется волнообразно, что подъемы ее сменяются спадами до 9-12 раз в году. В начале учебного года такая волна работоспособности имеет большую протяженность3-5 месяцев, а затем эти волны становятся короткими 1-2 месяца; в конце года наступает, как правило, спад работоспособности, продолжающийся до 1 месяца. Опираясь на эту закономерность, специалисты по гимнастике отнесли первую (более длинную) волну к подготовительному периоду, каждую последующую (короткую) волну назвали соревновательными циклами. Эти короткие волны отнесли к соревновательному периоду. Спад работоспособности в конце года определили как переходный период годичного цикла. Каждый из периодов имеет свои задачи, средства и методы. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Для формирования двигательных навыков, т. е. для технической подготовки, гимнастам необходимо развивать различные функциональные возможности своего организма: увеличивать силу соответствующих мышечных групп, их эластичность, развивать координационные способности, увеличивать выносливость к динамическим или статическим усилиям, повышать работоспособность сердечно сосудистой, дыхательной и других систем. Установлено, что в процессе разучивания упражнений, т. е. при формировании двигательного навыка, все эти задачи решаются не в достаточной степени. Если гимнаст пытается освоить технику упражнения, не подготовив предварительно соответствующие системы организма, то это ведет к серьезным техническим ошибкам. Физическая подготовка складывается из двух частей: общей и специальной. Общая физическая подготовка служит как бы основой для специальной подготовки, которая, в свою очередь, позволяет в должной мере решать задачи технической подготовки. Средства общей физической подготовки призваны развивать силовые качества, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость в целом. В то же время они должны быть сходны с гимнастическими упражнениями по характеру нервно-мышечной работы. Что касается упражнений специальной подготовки, то они, как правило, сходны с гимнастическими элементами по структуре движений и по технике их исполнения. Средствами общей физической подготовки могут служить: для развития силы - упражнения со штангой и гантелями; для развития быстроты - бег на короткие дистанции, прыжки в длину; для развития выносливости - бег, ходьба на лыжах, футбол; для развития ловкости - баскетбол, волейбол. Средства специальной физической подготовки: для развития силовых качеств - упражнения на гимнастической стенке, на стойках, с отягощениями; для развития гибкости - упражнения общеразвивающего характера без предметов, на гимнастической стенке и скамейке; для развития ловкости - акробатика; для развития выносливости - прыжки со скакалкой, учебные комбинации на снарядах, вольные упражнения (без сложных прыжков), прыжки на батуте. Упражнения специальной физической подготовки должны строго направляться на развитие двигательных качеств до такого уровня, который позволит им успешно выполнять конкретные гимнастические элементы спортивного многоборья. Опыт показал, что лучше всего упражнения для физической подготовки включать в конец основной части тренировки, когда решены все задачи технической подготовки. Кроме того, в недельном цикле желательно одно тренировочное занятие целиком посвящать физической подготовке. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническая подготовка - наиболее важная сторона тренировочного процесса в гимнастике, поэтому ей уделяется наибольшее внимание. Перед тренером и его учениками стоит немало различных задач. С начинающими в первую очередь надо освоить «техническую осанку», т. е. правильные способы удержания тела на каждом из снарядов; затем изучить сочетания действий руками, ногами, туловищем, головой применительно к технике элементов, относящихся к каждой из структурных групп упражнений на каждом снаряде; далее надо воспитывать способности точно оценивать параметры своих движений в пространстве и времени. В последующем, а иногда и параллельно изучается техника размахиваний на снарядах и далее техника элементов и соединений. Одновременно формируется стиль, манера выполнения упражнений в видах многоборья. Каждая из задач технической подготовки связана с формированием конкретных двигательных навыков, с обучением конкретным двигательным действиям. Чтобы обеспечить высокий уровень технической подготовки гимнастов, необходимо не только уметь обучать движениям, но и знать, какой техникой они должны выполняться. Ведь техника изменяется, совершенствуется, модернизируется. Чтобы иметь четкое представление о содержании технической подготовки гимнастов, необходимо вспомнить, что все маховые, впрочем, как и силовые, элементы распределены на структурные группы. Эта классификация служит важным подспорьем в организации учебного процесса гимнастов. В ней определена последовательность изучения упражнений, отнесенных к каждой структурной группе. На начальных этапах технической подготовки необходимо обучать основным механизмам двигательных действий, характерным для каждой структурной группы элементов. Освоение этих механизмов должно строиться на основе последовательного выполнения целой серии двигательных заданий. С помощью этих заданий, во-первых, решаются задачи физической подготовки к освоению элементов, а во-вторых, совершенствуется координация движений, обеспечивающая освоение нужных элементов. Тщательное выполнение каждого двигательного задания из серии, характерных для каждой структурной группы маховых элементов, обеспечивает высокий уровень начальной технической подготовки гимнастов. После освоения основных механизмов, отнесенных к разным структурным группам, гимнаст приступает к изучению наименее трудных элементов непосредственно на снарядах. В дальнейшем трудность элементов возрастает, в связи с чем все шире и шире используются необходимые средства и методы обучения спортивной технике. Упражнения на коне делятся на маятникообразные и круговые. Основу первых составляют перемахи одной ногой (одноименные и разноименные) и скрещения (прямые и обратные). Маятникообразные движения имеют колебательный характер и выполняются вокруг сагиттальной оси во фронтальной плоскости. Круговые движения представляют собой перемахи двумя сомкнутыми ногами, выполняемые по круговой траектории в горизонтальной плоскости (с вращением тела вокруг продольной оси). Различаются следующие фазы опоры руками: ? двухопорная, когда опора выполняется двумя руками; ? одноопорная, когда гимнаст опирается на одну руку. Обучение упражнениям на коне начинается с овладения навыками правильной, рациональной осанки {«посадки»), которая отличается выпрямленным телом, слегка согнутым в грудной части («горб» при опущенном плечевом поясе). На рис. 79 показана осанка гимнаста в основных рабочих положениях: упоре (рис. 79, а), упоре ноги врозь (рис. 79, б), упоре сзади (рис. 79, в). Следует отметить, что овладение рациональной осанкой — трудоемкий процесс. Он базируется на мнокократном выполнении специальных упражнений (перемахов, скрещений, круговых движений одной и двумя ногами) и упражнений СФП. Рис. 79 Перемах одной ногой может быть одноименным и разноименным. При описании одноименных перемахов принято называть только ногу, например перемах правой (слово «ногой» опускается); при этом подразумевается перемах вперед. А если перемах выполняется назад, то указывается направление, например перемах правой назад из упора сзади или упора ноги врозь. Направ- Рис. 80 необходимо сохранять при любых маятникообразных движениях. ленис также указывается при выполнении разноименных псрсмахов, например перс- мах правой влево из упора или упора ноги врозь; перемах правой влево-назад из упора сзади. Для овладения маятникообразными движениями на коне необходимо вначале освоить размахивание в упоре. Для этого полезно неоднократно имитировать размахивания в висе на гимнастической стенке (лицом к ней), а также в упоре на руках на комбинированном снаряде (рис. 80). Размахивание выполняется во фронтальной плоскости с разведенными ногами. Выпрямленное положение тела Размахивание в упоре ноги врозь. Из положения упора ноги врозь левой гимнаст максимально отводит таз влево, а затем ак- центированно делает мах правой в одноименную сторону до предела подвижности в тазобедренном суставе. При этом левая («передняя») нога натянута книзу и подтягивается к «ведущей» правой. Во второй половине размахивания правая нога опускается под действием силы тяжести в первоначальное положение и «ведущей» становится левая нога. Важная деталь техники: при выполнении маха ведущей ногой нельзя допускать поворота таза в одноименную сторону. Выполняемый на основе одиночных перемахов полный круг одной ногой всегда включает в себя как одноименный, так и разноименный перемахи. Выполняя, к примеру, круг правой из упора, следует помнить не только о «ведущей» роли правой ноги, но и об активном движении левой в ту же сторону. А во второй части круга (разноименном перемахс правой влево-назад) — о том, что роль «ведущей» переходит к левой ноге, которая продолжает двигаться кверху даже после того, как правая завершит перемах. Разнонаправленность перемещения «ведущей» и «ведомой» ног не только целесообразна, но и эстетически оправданна, так как усиливает впечатление большой амплитуды движений в перемахах. После овладения размахиванием в упоре ноги врозь и в упоре можно переходить к выполнению базового маятникообразного соединения: с прыжка (или из упора) перемах правой — мах влево — перемах правой назад — перемах левой — мах вправо — псрсмах левой назад. Если гимнаст уверенно выполняет это соединение 3—4 раза без остановки, то упражнение можно считать освоенным. Следующим этапом начальной подготовки в упражнениях па коне является разучивание скрещений. Скрещение сначала выполняется из упора ноги врозь левой (правой). На рис. 81 показано скрещение вправо. После энергичного маха ногами и туловищем вправо гимнаст отталкивается правой рукой, делает встречные перемахи (правой вперед, левой вправо-назад). После завершения встречных перемахов правая рука быстро ставится па опору. Скрещения необходимо выполнять в обе стороны, добиваясь максимальной амплитуды движения. Очень полезно для этого осуществлять серийно многократные скрещения на комбинированном снаряде, а затем на основном снаряде. Рис. 81 Обратное скрещение вначале выполняется из упора ноги врозь (рис. 82). В скрещении влево, к примеру, после маха ногами и туловищем влево гимнаст отталкивается левой рукой, продолжая давление правой рукой па ручку копя. В одноопорном положении следует двойной псрсмах (правой влево, а левой назад). Продолжая поднимание ног, быстро вернуть левую руку па опору. Рис. 82 Как и для прямых скрещений, для совершенствования техники обратных скрещений полезно использовать комбинированный снаряд. |